УДК 159.9 Горбунова А.В., Дворцова Е.В.
Горбунова А.В.
студентка 3 курса факультета Психологии и педагогики Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровский государственный университет (г. Новокузнецк, Россия)
Научный руководитель: Дворцова Е.В.
канд. психол. наук, доцент кафедры Психологии и педагогики Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровский государственный университет (г. Новокузнецк, Россия)
ПРОЯВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
И АГРЕССИВНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация: статья посвящена проблеме взаимосвязи стрессоустойчивости и агрессивности у сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Было проведено эмпирическое исследование на данную тему и корреляционный анализ полученных результатов, который показал наличие взаимосвязи между изучаемыми явлениями.
Ключевые слова: взаимосвязь, стрессоустойчивость, агрессивность.
В данной работе, мы будем опираться на взгляды В.А. Бодрова и А.А. Обознова при изучении стрессоустойчивости. Под стрессоустойчивостью они понимают интегративную характеристику личности, характеризующуюся степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности [1].
Касательно агрессивности мы будем опираться на теорию Л.М. Семенюк, согласно которой агрессивное поведение является целенаправленным и разрушительным действием, направленным против общественных норм и правил, которое причиняет ущерб, вред, боль или вызывает неприятие со стороны окружающих. Она также указывает на то, что скрытая форма агрессивного поведения может проявляться в виде недоброжелательности и недовольства [2].
Для диагностики взаимосвязи стресса и внимания была отобрана выборка состоящая из 30 сотрудников МБ ДОУ «Детский сад №253», г. Новокузнецк в возрасте от 30 до 50 лет.
Для диагностики показателей стрессоустойчивости мы выбрали методику «Определение уровня стрессоустойчивости личности», И.А. Усатова, результаты диагностики представлены на рисунке 1.
100% -
80% -
60% -
40% -
20% -
0%
0%
73,3% ■
20%
■ 1 6,7% 0%
выше средний ниже низкий
среднего среднего
Рис. 1. Результаты диагностики стрессоустойчивости по методике «Определение уровня стрессоустойчивости личности», И. А. Усатов.
Исследование показало, что у 73,3% участников уровень стрессоустойчивости средний, они справляются со стрессами современной жизни. У 20% респондентов стрессоустойчивость выше среднего - они уверены в себе и рассматривают стрессы, как возможности для развития. 6,7% имеют низкий уровень стрессоустойчивости, что негативно сказывается на их состоянии и качестве жизни.
Для диагностики агрессивности мы взяли методику «Виды агрессивности», Л.Г. Почебут, результаты диагностики представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Среднеарифметические показатели диагностики агрессивности по методике «Виды агрессивности», Л.Г. Почебут.
Средний уровень общей агрессивности (13) указывает на умеренную склонность воспитателей к деструктивным реакциям. Вербальная агрессия (среднее значение 3) проявляется в повышении голоса и использовании ненормативной лексики. Физическая агрессия (2) низкая, а предметная (3) средняя, с эпизодическим проявлением в стрессовых ситуациях. Эмоциональная агрессия (2) низкая, самоагрессия (4) средняя, выражается в самокритике.
Так же для диагностики агрессивности была использована методика «Тест внутренней агрессивности», С. Дайхофф, результаты которой представлены на рисунке 3.
60,0% —56,6% 50,0% — 40,0% 30,0% 20,0%
10,0% 0%
0,0%
средним высоким очень высокий
Рис. 3. Результаты диагностики внутренней агрессивности по методике «Тест внутренней агрессивности», С. Дайхофф.
В исследовании выявлено: 56,6% участников имеют низкий уровень внутренней агрессивности, что может говорить о высоком самоконтроле или трудностях в осознании гнева, 36,7% — средний уровень, указывающий на способность контролировать эмоции, 6,7% — высокий уровень, связанный с внутренними конфликтами. Очень высокого уровня агрессивности не обнаружено.
Для выявления взаимосвязи стрессоустойчивости и агрессивности был использован корреляционный анализ вычисления г-коэффициента К. Пирсона. Выявлены следующие корреляции:
Стрессоустойчивость и внутренняя агрессивность: сильная неопосредованная связь (г = 0,523, p < 0,01).
Внутренняя агрессивность и предметная агрессия: слабая прямая связь (г = 0,388, p < 0,05). Опосредованно связана со стрессоустойчивостью.
Внутренняя агрессивность и общая агрессивность: сильная прямая связь (г = 0,469, p < 0,01). Опосредованно связана со стрессоустойчивостью.
Внутренняя агрессивность и самоагрессия: сильная прямая связь (г = 0,598, p < 0,01). Опосредованно связана со стрессоустойчивостью.
Таким образом, по результатам корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью и агрессивностью: чем ниже стрессоустойчивость, тем выше показатели агрессивности. Гипотеза, высказанная на начальных этапах исследования подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бодров В.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21, № 4. - С. 32 - 44;
2. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции НПО "МОДЭК", 1996. - 96 с. - SBN 589395-003-8;
3. Ениколопов С.Н. Агрессия в обыденной жизни: РОССПЭН, 2014. - 495 с. - ISBN 978-5-8243-1896-8
Gorbunova A. V., Dvortsova E. V.
Gorbunova A.V.
Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia)
Scientific advisor: Dvortsova E.V.
Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia)
MANIFESTATIONS OF RELATIONSHIP OF STRESS
RESISTANCE AND AGGRESSIVENESS AMONG PRESCHOOL STAFF EDUCATIONAL INSTITUTION
Abstract: the article is devoted to the problem of the relationship between stress tolerance and aggressiveness among employees of a preschool educational institution. An empirical study on this topic and a correlation analysis of the results obtained were conducted, which showed the existence of a relationship between the studied phenomena.
Keywords: interrelation, stress resistance, aggressiveness.