УДК 159.9 Курчатова А.А., Дворцова Е.В.
Курчатова А. А.
студент
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровский государственный университет (г. Новокузнецк, Россия)
Научный руководитель: Дворцова Е.В.
доцент каф. ПиОП КГПИ КемГУ, канд. психол. наук, доцент Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровский государственный университет (г. Новокузнецк, Россия)
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ТРЕВОЖНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Аннотация: в работе построена корреляционная плеяда взаимосвязи Стрессоустойчивости и тревожности сотрудников отделения психолого-педагогической помощи. Представлен корреляционный анализ результатов исследования (коэффициент Пирсона).
Ключевые слова: стрессоустойчивость, личностная тревожность, ситуативная тревожность.
Стресс стал неотъемлемой частью жизни сотрудников социальных служб, которые постоянно работают с людьми, испытывающими сложные жизненные ситуации. Это создает высокий уровень эмоционального и психологического стресса, который может привести к выгоранию и снижению эффективности. Тревожность сотрудников также негативно сказывается на качестве
предоставляемых услуг, что снижает доверие к центру и уменьшает количество клиентов. Изучение взаимосвязи стрессоустойчивости и тревожности поможет разработать программы поддержки сотрудников, направленные на повышение их психологического благополучия и улучшение качества социальных услуг.
Основной целью профессиональной деятельности сотрудников отделения психолого-педагогической помощи является создание более здорового и гармоничного общества. Помогая детям и подросткам справляться с трудностями, развивать свои способности и строить здоровые отношения, специалисты психолого-педагогической службы закладывают основы для более счастливой и продуктивной жизни будущих поколений [3].
Изучение проблемы стрессоустойчивости как детерминанта тревожности у сотрудников отделения психолого-педагогической помощи играет важную роль в формировании благоприятного климата в коллективе и повышения качества, предоставляемых услуг [2].
Нами рассмотрены различные теоретические подходы к изучению проблемы стрессоустойчивости. Вслед за Н. Е. Водопьяновой, которая утверждала, что «стрессоустойчивость - это системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности [4].
Рассмотрев понятие «тревожность» пришли к выводу, по мнению Л. С. Выготского, который считал, что тревожность - это длительное, глубокое эмоциональное переживание, которое связано с жизненно важными потребностями и стремлениями индивида [1].
В исследовании приняли участие 30 сотрудников муниципального казенного учреждение «Центр социальной помощи семьи и детям», отделения психолого-педагогической помощи. Все они являются женщинами от 25-45 лет. Имеют разные должности: социальные педагоги, психологи, воспитатели и музыкальные работники.
Для выявления показателя стрессоустойчивости у сотрудников отделения психолого-педагогической помощи мы использовали Тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова (рисунок 1) и Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности И. А. Усатов (рисунок 1).
Рисунок 1. Результат диагностики. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова, %.
Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 4 свидетельствуют о том, что у 70% сотрудников отделения психолого-педагогической помощи - высокий показатель уровня стрессоустойчивости. Это указывает на хорошую способность сотрудников справляться со стрессовыми ситуациями, эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и поддерживать свое психологическое благополучие в условиях повышенной рабочей нагрузки.
У 23,33% сотрудников отделения психолого-педагогической помощи -низкий показатель уровня стрессоустойчивости. Это указывает на необходимость принятия мер по повышению их способности справляться со стрессовыми ситуациями. Возможно, этим сотрудникам требуется дополнительная поддержка, обучение техникам управления стрессом и создание более благоприятных условий труда. В противном случае низкий уровень стрессоустойчивости может негативно влиять на их производительность труда, психологическое здоровье и отношения с коллегами.
6,67%
■ Низкий показатель ■ Средний показатель
■ Высокий показатель
У 6,67% сотрудников отделения психолого-педагогической помощи -средний показатель уровня стрессоустойчивости. Это означает, что они обладают некоторыми способностями справляться со стрессом, но могут испытывать трудности в ситуациях с высокой нагрузкой или в периоды длительного стресса. Средний уровень стрессоустойчивости также может указывать на то, что эти сотрудники обладают потенциалом для повышения своей стрессоустойчивости.
Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 5 свидетельствуют о том, что у 76,67% сотрудников отделения психолого-педагогической помощи - низкий показатель уровня стрессоустойчивости. Такой высокий показатель может негативно влиять на производительность труда, моральный климат и качество оказываемой помощи.
У 13,33% сотрудников отделения психолого-педагогической помощи -высокий показатель уровня стрессоустойчивости. Эти сотрудники являются ценным активом для организации, поскольку они способны эффективно справляться со стрессовыми ситуациями и поддерживать свое психологическое благополучие.
■ низкий показатель ■ средний показатель
■ высокий показатель
Рисунок 2. Результат диагностики Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности И. А. Усатов, П. А. Ковалев, %.
У 10% сотрудников отделения психолого-педагогической помощи -средний показатель уровня стрессоустойчивости. Они могут испытывать некоторые трудности в условиях повышенного стресса или длительных стрессовых ситуаций. Им может потребоваться дополнительная поддержка и обучение техникам управления стрессом.
Для выявления показателя тревожности у сотрудников отделения психолого-педагогической помощи мы использовали Методику оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (рисунок 3)
60 50 40 30 20 10 0
ситуативная личностная шкала шкала
тревожность тревожность ситуативной личностной тревожности тревожности
■ среднее арифметическое
Рисунок 3. Результат диагностики методики оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, среднее арифметическое.
По ситуативной тревожности показатель среднего арифметического (57) у сотрудников отделения психолого-педагогической помощи является высоким показателем ситуативной тревожности. Это указывает на то, что они испытывают значительный уровень тревоги в определенных стрессовых ситуациях. Это может негативно влиять на их способность эффективно выполнять свои обязанности и поддерживать свое психологическое благополучие.
По личностной тревожности показатель среднего арифметического (29) у сотрудников отделения психолого-педагогической помощи является низким показателем ситуативной тревожности. Это указывает на то, что они обладают низким уровнем общего беспокойства и напряжения. Это положительный
...
результат, поскольку личностная тревожность может негативно влиять на психологическое благополучие и производительность труда. Низкий уровень личностной тревожности может способствовать эмоциональной стабильности и устойчивости сотрудников, что позволяет им эффективно справляться со стрессовыми ситуациями и поддерживать свое психическое здоровье.
По шкале ситуативной тревожности показатель среднего арифметического (7) у сотрудников отделения психолого-педагогической помощи является высоким показателем шкалы ситуативной тревожности. Это свидетельствует о том, что они испытывают сильное беспокойство в определенных стрессовых обстоятельствах. Это может негативно сказаться на их способности эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и поддерживать свое психологическое благополучие.
По шкале личностной тревожности показатель среднего арифметического (6) у сотрудников отделения психолого-педагогической помощи является средним показателем ситуативной тревожности. Это указывает на то, что они испытывают умеренный уровень общего беспокойства и напряжения. Личностная тревожность может негативно влиять на психологическое благополучие и производительность труда. Умеренный уровень личностной тревожности может вызывать у сотрудников определенную обеспокоенность и опасения, но им может быть легче справляться со стрессовыми ситуациями, чем тем, у кого высокий уровень личностной тревожности. Важно поддерживать благоприятную рабочую среду и предоставлять сотрудникам ресурсы и поддержку, необходимые для поддержания их среднего уровня личностной тревожности.
Для выявления взаимосвязи стрессоустойчивости и тревожности был использован корреляционный анализ вычисления r-коэффициента К. Пирсона, результаты которого представлены в виде корреляционной плеяды на рисунке 4. Критическое значение коэффициента Пирсона составило гкр. = 0,36, при p<0,05, гкр. = 0,46, при p<0,01.
По результатам корреляционного анализа были выявлены значимые связи, а именно:
Шкала «Уровень стрессоустойчивости» по методике Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова имеет взаимосвязь со «Шкалой ситуативной тревожности» по методики Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина (г = 0,36 при р < 0,05), т. е. чем ниже стрессоустойчивость, тем выше тревожность среди сотрудников отделения психолого-педагогической помощи. Можно предположить, что высокая тревожность может отрицательно сказываться на стрессоустойчивости сотрудников. Это может проявляться в их неспособности эффективно справляться с профессиональными вызовами и стрессами, что в дальнейшем может привести к эмоциональному истощению и деперсонализации.
Корреляционный анализ позволил выявить положительные статистически значимые связи между шкалой «Уровень стрессоустойчивости» по методике Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова и «Шкалой личностная тревожности» по методики Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина (г = 0,42 при р <
г>0, прир<0.01 г> 0, при р< 0,05 г< 0, прнр<0,0] Г<0, Пр!!р<0.05
Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи стрессоустойчивости и тревожности.
0,05), т. е. чем ниже стрессоустойчивость, тем выше тревожность среди сотрудников отделения психолого-педагогической помощи. Можно предположить, что низкий показатель стрессоустойчивости способствует повышению личностной тревожности в процессе работы. Это может быть обусловлено недостатком ресурсов для эффективного справлении с профессиональными стрессами, что приводит к возникновению тревожных состояний.
Также были выявлены положительные связи между шкалой «Уровень стрессоустойчивости» по методике Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова и «Личностная тревожности» по методики Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина (г = 0,39 при p < 0,05), т.е. чем ниже стрессоустойчивость, тем выше личностная тревожность среди сотрудников отделения психолого-педагогической помощи. Можно предположить, что низкая стрессоустойчивость является фактором, способствующим формированию и поддержанию высокого показателя личностной тревожности. Это может указывать на то, что склонность к переживаниям и негативным эмоциям, присущая высокой степени личностной тревожности, усугубляется недостатком ресурсов для справлении со стрессовыми ситуациями. Таким образом, низкая стрессоустойчивость может быть рассмотрена как фактор риска для развития и усиления личностной тревожности у данной категории сотрудников.
Итак, гипотеза, поставленная на начальных этапах исследования, о том, что существует значимая взаимосвязь между стрессоустойчивостью и тревожностью у сотрудников центра социально-психологической помощи, а именно: чем ниже стрессоустойчивость, тем выше тревожность подтвердилась частично.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баталова Л. О. Психокоррекция тревожности студентов с чертами пограничного расстройства личности средствами БОС-тренинга: специальность 37.05.01 «Клиническая психология»: выпускная квалификационная работа. Белгород, 2017. - 89 с;
2. Ральянова Д. Е. Взаимосвязь тревожности и стрессоустойчивости у сотрудников правоохранительных органов // Наука и социум, 2019. - С. 71-76;
3. Реестер профессиональных стандартов: сайт. - Москва, 2024. - URL https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/;
4. Чернова, А. Д. Изучение понятия «стрессоустойчивость» // Молодой ученый. - 2020. - № 34 (324). - С. 125-127. // URL: https://moluch.ru/archive/324/73195/
Kurchatova A.A., Dvortsova E. V.
Kurchatova A.A.
Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia)
Scientific advisor Dvortsova E.V.
Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia)
STRESS RESISTANCE AS DETERMINANT OF ANXIETY OF STAFF OF DEPARTMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE
Abstract: the work builds a correlation constellation of the relationship between Stress Resistance and anxiety of the staff of the Department of Psychological and Pedagogical Assistance. The correlation analysis of the research results is presented (Pearson coefficient).
Keywords: Stress Resistance, Anxiety, Personal Anxiety, Situational Anxiety.