Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЯ НИГИЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПРОЯВЛЕНИЯ НИГИЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная политика / безопасность дорожного движения / нигилизм / эффективность / компетентность / public policy / road safety / nihilism / effi ciency / competence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олег Николаевич Володин

В настоящей публикации системно проанализированы недостатки организационного характера, проявившиеся в регулировании отдельных аспектов безопасности дорожного движения, связанных с применением средств индивидуальной мобильности. В качестве информационных источников привлечена публицистика средств массовой информации. Совокупность приведенных мнений представителей государственных властей и представителей общественности позволила доказать проявления нигилизма при регулировании подведомственной сферы (безопасности дорожного движения) на правительственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Олег Николаевич Володин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATIONS OF NIHILISM IN THE PROCESS OF REGULATION AND IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

This publication systematically analyzes organizational shortcomings manifested in the regulation of certain aspects of road safety related to the use of personal mobility equipment. The journalism of the mass media is involved as information sources. The totality of the above opinions of representatives of state authorities and members of the public made it possible to prove the manifestations of nihilism in the regulation of the subordinate sphere (road safety) at the government level.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЯ НИГИЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА, ДИСКУССИЯ

SOCIETY PROBLEMS, DISCUSSION

Научная статья УДК 656.051 ББК 66.3(2Рос),1

DOI:10.47475/2618-9852-2023-8-3-75-79

ПРОЯВЛЕНИЯ НИГИЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Олег Николаевич Володин

Институт регионального развития Пензенской области, Пенза, Россия, ov68ppp@rambler.ru, ОКСГО 0000-0003-3568-0942

Аннотация. В настоящей публикации системно проанализированы недостатки организационного характера, проявившиеся в регулировании отдельных аспектов безопасности дорожного движения, связанных с применением средств индивидуальной мобильности. В качестве информационных источников привлечена публицистика средств массовой информации. Совокупность приведенных мнений представителей государственных властей и представителей общественности позволила доказать проявления нигилизма при регулировании подведомственной сферы (безопасности дорожного движения) на правительственном уровне.

Ключевые слова: государственная политика, безопасность дорожного движения, нигилизм, эффективность, компетентность

Для цитирования: Володин О. Н. Проявления нигилизма в процессе регулирования и реализации государственной политики в сфере безопасности дорожного движения // Общество, экономика, управление. 2023. Т. 8, № 3. С. 75-79. БО1: 10.47475/2618-9852-2023-8-3-75-79

Original article

MANIFESTATIONS OF NIHILISM IN THE PROCESS OF REGULATION AND IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Oleg N. Volodin

Institute of Regional Development of Penza Region, Penza, Russia, ov68ppp@rambler.ru. ORCID 0000-0003-3568-0942

Abstract. This publication systematically analyzes organizational shortcomings manifested in the regulation of certain aspects of road safety related to the use of personal mobility equipment. The journalism of the mass media is involved as information sources. The totality of the above opinions of representatives of state authorities and members of the public made it possible to prove the manifestations of nihilism in the regulation of the subordinate sphere (road safety) at the government level.

Keywords: public policy, road safety, nihilism, efficiency, competence

For citation: Volodin ON. Manifestations of nihilism in the process of regulation and implementation of state policy in the field of road safety. Society, economy, management. 2023;8(3):75-79. (In Russ.). DOI: 10.47475/2618-9852-2023-8-3-75-79

© Володин О. H., 2023

Несмотря на постоянное и глубокое внимание со стороны руководящих должностных лиц нашего государства, а особенно — при сохранении приличных объемов финансирования даже в условиях проведения СВО, проблема безопасности дорожного движения (БДД) в Российской Федерации продолжает оставаться достаточно острой и злободневной.

Перечисленные обстоятельства накладывают на разработчиков и реализаторов государственной политики в сфере БДД особые обязательства. Речь идет прежде всего о таких квалитарных категориях, как компетентность и эффективность. В соответствии с действующим федеральным законодательством, квинтэссенцией деятельности федеральных властей в сфере БДД являются «охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий»1. Приведенная норма является не только матрицей, составленной из элементов, представляющих собой главный вектор приложения усилий чиновников-законотворцев, но и моделью поведения, маяком, указывающим точные ориентиры для их повседневной работы.

Однако соответствуют ли действия федеральных властей, связанных обязательствами по обеспечению БДД, критериям компетентности и эффективности? Мы видим, что именно к данным характеристикам деятельности отечественной буржуазной бюрократии и накапливаются серьезные вопросы. За примерами далеко ходить не надо: даже на фоне очевидной общественной апатии довольно горячие споры и реакцию вплоть до неприятия (если не протеста) вызвала попытка федерального Правительства «урегулировать» ситуацию со средствами индивидуальной мобильности (СИМ).

С проблемой конфликтного сопряжения потоков пешеходов и иных лиц, использующих в качестве средств развлечения индивидуальные средства перемещения (роликовые коньки, лыжи-роллеры, самокаты и пр.), а также средства перемещения, более подходящие к категории «механические транспортные средства», — квадроциклы, автор настоящей публикации лично столкнулся примерно 10-12 лет назад. Во-первых, на городских дорогах и, как правило, в вечернее и ночное время появились десятки квадроциклов, которые стали серьезно беспокоить подавляющее число горожан. Во-вторых, на вновь обустроенной зоне отдыха «Олимпийская

1 О безопасности дорожного движения : федер. закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Справ.-прав. система «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения 05.07.2023).

аллея» в микрорайоне Западная Поляна города Пензы, кроме мирно прогуливающихся пешеходов, на трассы высыпали различного рода роллеры, велосипедисты, гонщики на лыжероллерах. От главы администрации города Р. Б. Чернова оперативно поступили указания «навести порядок». В практике выполнения указанного поручения выявились известные сложности. Например, при разработке схем движения по Олимпийской аллее пришлось разрабатывать дорожные знаки индивидуального проектирования и эскизы символов горизонтальной разметки, не предусмотренные в Правилах дорожного движения (ПДД). А в местах концентрации квадроцикли-стов в ночное время пришлось продумывать и реализовывать запретительные схемы, связанные с правилами стоянки и остановки. В целом «навести порядок» в условиях территориально-пространственной локализации удалось, но приложив при этом немалые усилия, в том числе интеллектуальные.

А все ли так гладко в целом по Федерации? И к чему мы привели ссылку на личный практический опыт? Продолжим по порядку.

Признаем, что настоящая публикация навеяна достаточно рядовым сообщением в местной прессе. По опубликованной фабуле «Полицейские ищут свидетелей ДТП, в котором пострадал 6-летний мальчик. Авария произошла 24 июня около 17.20 напротив дома № 43 на улице Челюскина. Пензенец на электросамокате наехал на мальчика и скрылся... Причем такие случаи происходят уже не в первый раз. Подобный инцидент произошел на улице Попова, где наехали на 76-летнего пенсионера»2. Признаем, что, к сожалению, подобные инфоповоды уже перестали возмущать чувства. Конфликт новомодных СИМ (средств индивидуальной мобильности) с пешеходами, а равно иными транспортными средства и участниками движения, плотно вошел и в обиход, и в сознание.

Посмотрим официальные данные по ситуации: «За 9 месяцев 2022 года произошло 838 ДТП с участием СИМ, в которых 19 человек погибли и 870 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года основные показатели аварийности увеличились в два раза»3. Очевидно, что приведенные показатели кого угодно сподвиг-ли бы на реакцию. «Подавляющее большинство аварий с участием СИМ (99 %) происходит в населенных пунктах, что неудивительно, ведь это

2 Пауль А. Полицейские ищут самокатчика, сбившего 6-летнего ребенка на улице Челюскина. URL: https://progorod58.ru/ news/96668 (дата обращения 05.07.2023).

3 Новодережкин А. В России за девять месяцев в два раза выросло число ДТП с электросамокатами и другими СИМ. URL: https://tass.ru/obschestvo/16245053 (дата обращения 22.06.2023).

76

Общество,экономика,управление. 2023. Том 8, № 3

преимущественно городской способ передвижения. Чаще всего пользователи СИМ попадают в ДТП на выездах с прилегающих территорий, перекрестках и пешеходных переходах»1.

Видимо, показатели неумолимой статистики и давление мотивированной части истеблишмента и общественников сыграли свою роль в том, что Правительство РФ в лице Минтранса России взялось-таки за рычаги регулирования. Посмотрим теперь на результаты.

Итак, с 1 марта текущего, 2023, года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения (ПДД), которые ввели понятие СИМ — средство индивидуальной мобильности. «„Средство индивидуальной мобильности"— транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)»2. Как мы с вами видим, уже в самой дефиниции содержится контрирование понятий: средство индивидуальной мобильности, либо все-таки транспортное средство. Неслучайно, в одном из интервью начальник ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России» Дмитрий Митрошин признал: «что, несмотря на наличие определения СИМ в ПДД, эта категория все еще остается „несколько аморфной"»3. Мы бы поправили представителя науки дорожной безопасности из МВД: не аморфной, а неверной.

Кроме внесения понятия СИМ в пункт 1.2. ПДД «В Правилах используются следующие основные понятия и термины...», чиновники-законотворцы подготовили и легитимировали главу 24 ПДД «Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности»4. Даже беглое прочтение указанных норм приводит в недоумение: единственным (по факту) ареалом нахождения и перемещения граждан, использующих СИМ, является пешеходная инфраструктура. Невероятно!

А какова же в таком случае мотивация чиновников из Министерства транспорта России? Чем,

1 Трофимова В. Электросамокаты и ДТП. URL: https:// www.fontanka.ru/2023/04/06/72197696/ (дата обращения 22.06.2023).

2 О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») : постановл. Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 24.10.2022) // Справ.-прав. система «Консультант плюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_2709/824c911000b3626674abf3ad6e3 8a6f04b8a7428/ (дата обращения 05.07.2023).

3 Трофимова В. Электросамокаты и ДТП.

4 О Правилах дорожного движения.

какими соображениями они руководствовались, какие ими просчитывались последствия?

«Самым правильным решением, по мнению Минтранса, было бы разделить пешеходов, водителей, а также тех, кто управляет СИМ. И отправить последних на велоинфраструктуру там, где она есть. Но если ее нет, то допускается их движение на пешеходной инфраструктуре. То есть по тротуарам, обочинам, пешеходным переходам. Но с преимуществом движения пешеходов. К сожалению, сегодня этим процессом управлять нельзя. Люди, использующие самокаты, в большинстве своем даже не знают Правил дорожного движения. Но, как считает Владимир Луговенко (заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ), с 1 марта это прекратится. Правила дорожного движения пишутся для законопослушных людей, напомнил он. Как в любом обществе есть лица, которые в принципе относятся к законам не как все остальные. Появятся те лица, которым любое указание не указ. А как с ними бороться — это задача Госавтоинспекции»5. Даже неспециалистам в сфере обеспечения БДД видна абсолютная наивность одного из высокопоставленных чиновников Минтранса России. Нет, формально господин Луговенко прав: во-первых, Правила написаны и, соответственно, их необходимо выполнять. Во-вторых, как (справедливо) говорит социальная реклама: Правила написаны кровью. Что тоже в общем-то не вызывает споров и опять же должно подвигать участников движения к их (Правил) выполнению. Однако Правила написаны, они существуют и должны соблюдаться, но при этом десятки тысяч наших сограждан трудоспособного и репродуктивного возраста, а самое трагичное — дети и подростки, гибнут и калечатся на дорогах. Поэтому только уповать на то, что все поголовно участники движения «знают и соблюдают» — по крайней мере несерьезно, непрофессионально.

В таком случае, вероятно, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — Министерство внутренних дел России в лице ГИБДД наведет порядок на дорогах?

Однако уже знакомый нам руководитель Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин фактически подтвердил такое положение дел, при котором «не будет полиция гоняться за электросамокатчиками и прочими владельцами СИМ по паркам и жилым зонам. В первую очередь они

5 Баршев В. Новые правила дорожного движения вводят понятие — средства индивидуальной мобильности // Российская газета : интернет-портал. URL: https://rg.ru/2023/02/27/ propashchie-znaki.html (дата обращения 22.06.2023).

сами должны заботиться о своей безопасности. И правила писаны именно для этого. Но если они создают ситуации, опасные для жизни, тогда да — полиция примет активное участие в задержании. Речь идет о случаях, когда водитель СИМ совершил аварию, в которой пострадали люди»1.

Об этом же, еще до вступления в силу поправок в ПДД, убедительно предупреждал член общественного совета при ГУВД Москвы и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шку-матов: «Что касается движения электросамокатов, то никто самокатчиков ловить не будет, это очень сложно и требует привлечение большого числа инспекторов ГИБДД. Даже если какая-то подобная деятельность и будет проводиться, то эпизодически»2.

Пассионарная часть истеблишмента тоже отреагировала. Но по-своему. Так, глава комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев направил официальное обращение премьеру Михаилу Мишустину, в котором просит приостановить вступление в силу изменений ПДД и направить их на новое обсуждение. Господин Цивилев выразил опасения (считаем — абсолютно справедливые), «что фактически скоростной лимит движения СИМ по тротуарам составит не 25 км/ч, а 45 км/ч из-за так называемого нештрафуемого порога в 20 км/ч, закрепленного в КоАП, и это создаст реальную угрозу безопасности не только для лиц, использующих для передвижения СИМ, но и для пешехо-дов»3. Господин Цивилев предлагает также «пересмотреть нормы в части разрешенной скорости и локаций использования СИМ. Речь идет о том, что фактически основным местом движения СИМ по новым правилам становится тротуар, но в интересах безопасности они должны двигаться в условиях, равных с велосипедами»4.

С данным мнением согласны общественники, в частности глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов: «Вместо того чтобы провоцировать людей ездить по тротуарам, что небезопасно для пешеходов, Минтрансу стоило бы выделить деньги на создание сети велодорожек, где могли бы перемещаться СИМ. Это можно сделать в рамках

1 Баршев В. Главная проблема — незнание ПДД: в Москве ГИБДД проводит рейд по электросамокатам // Российская газета : интернет-портал. URL: https://www.rg.ru/2023/07/01/ gosavtoinspekciia-provodit-rejd-po-elektrosamokatam-i-velosipedam-korrespondenty-rg-priniali-uchastie.html (дата обращения 05.07.2023).

2 Нарышкин А. Электросамокаты осваивают правила // «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/5842321 (дата обращения 22.06.2023).

3 Буранов И. Готовь электросамокат зимой // «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/5839475?from=doc_vrez (дата обращения 22.06.2023).

4 Там же.

нацпроекта „Безопасные качественные дороги". Или направить на эти цели деньги, собираемые в качестве штрафов, — это десятки миллиардов рублей в год. То, что делается сейчас, безопасность движения только снизит»5. Редко мы можем наблюдать подобное единение во мнениях представителей государства и общественности. Видимо, одного осознания долженства со стороны участников движения — «знать и соблюдать» — недостаточно.

Отрывочные сведения позволяют сделать выводы, что прогнозы представителей истеблишмента и общественников полностью сбываются. Эпизодические, скорее «для проформы» рейды все-таки проводятся. При этом нам известно только о рейдах в столице. Формально изменения в ПДД высвободили руки сотрудникам ГИБДД в части возможности составлять протоколы об административных правонарушениях. Методом расширенного толкования (т. е. без прямого указания в законе) граждане, использующие СИМ, подпадают под действие пункта 2 статьи 12.29 КоАП РФ, а именно: «Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения [за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи (пешеходом или пассажиром), а также водителя транспортного средства], — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей»6.

Уже этим летом, то есть всего через три месяца после принятия поправок в ПДД, видимо, от отчаяния и необходимости как-то реагировать, сотрудники ГИБДД Москвы начали применять статью 5.35 КоАП «Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» (штраф от 100 до 500 руб.) в случаях, когда ребенок нарушает Правила дорожного движения, катаясь на самокате или электросамокате или другом СИМе (средство индивидуальной мобильности). Об этом заявила начальник отдела пропаганды безопасности движения и взаимодействия со СМИ управления УГИБДД по Москве Анастасия Иванова. „ Дети не умеют кататься на таких средствах мобильности, несмотря на новые правила. Они не соблюдают ПДД."»7.

5 Там же.

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Справ. -прав. система «Консультант плюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 05.07.2023).

7 Тяжлов И. ГИБДД Москвы начала штрафовать родителей за нарушение правил детьми на электросамокатах // «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/6014943 (дата обращения 22.06.2023).

78

Общество,экономика,управление. 2023. ТЬм 8, № 3

Видимо, понимая абсурдность складывающейся ситуации, в дело включились депутаты Госдумы РФ от «Единой России», которые уже сами формулируют уточнения в правительственный акт. В частности, речь идет о запрете проезда на СИМ по пешеходным улицам и введении ограничения по скорости до 15 км/ч, а пользоваться ими должны только совершеннолетние. Кроме того, выносится вопрос о регистрации, пусть и максимально упрощенной, таких средств передвижения. Остается непонятным в плане правоприменения еще и вопрос с определением массы СИМ: кто, как и каким инструментарием будет проводить определение массы СИМ?

По абсолютно справедливому замечанию основателя отечественной научной школы безопасности дорожного движения профессора В. Ф. Бабкова «вопросы обеспечения безопас-

ности движения могут быть решены только совместными усилиями специалистов ряда далеко отстающих друг от друга отраслей науки и техники» [4, с. 4]. Очевидно, что Министерство транспорта России решило не утруждать себя утомительными и долгими процедурами и пошло по пути «влезем в драку — разберемся». Подобный подход нельзя считать ни рациональным, ни сколь бы то ни было — позитивным. Скорее, это вариант нигилистического отношения к вмененным обязанностям. Однако нигилизм, это мы знаем еще со школы, — путь в никуда.

Более 10 лет назад путем срочной мобилизации интеллектуальных и организационных ресурсов конфликтную ситуацию удалось грамотно проработать и взять под контроль. А сейчас... Сейчас полиция ищет свидетелей наезда неустановленного владельца СИМ на 6-летнего малыша в городе Пензе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М. : Изд-во «Транспорт», 1970. 256 с.

REFERENCES

1. Babkov VF. Dorozhnye usloviya i bezopasnost" dvizheniya = Road conditions and traffic safety. Moscow: Publ. house "Transport"; 1970. 256 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

О. Н. Володин — кандидат юридических наук, магистр государственного и муниципального управления, методист Центра профилактической работы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Oleg N. Volodin — Candidate of Legal Sciences, Master of State and Municipal Administration, methodologist at the Center for Preventive Work.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 10.07.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 03.09.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 23.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.