Научная статья на тему 'Проявления недостатков характера у детей-сирот'

Проявления недостатков характера у детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2461
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕДОСТАТКИ ХАРАКТЕРА / СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ ЧЕРТ / КОРРЕКЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И ДЕЯТЕЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ / ORPHAN CHILDREN / INSTITUTIONAL UPBRINGING / NEGATIVE CHARACTER TRAITS / SYMPTOM-COMPLEXES OF TRAITS / CORRECTION / UPBRINGING OF MORAL VALUES AND STRONG-WILLED TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Наталья Федоровна

В работе описаны проявления недостатков характера, типичных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «некритичность», «безответственность», «безволие», «лживость», «некоммуникабельность», «ригидность», «иждивенчество». Каждый дефект является симптомокомплексом, образованным совокупностью черт, отражающих специфику социального опыта детей-сирот и многоуровневую систему их отношений к определенной стороне действительности. Определены психолого-педагогические задачи воспитания нравственных деятельно-волевых черт детей-сирот и коррекции их характерологических деформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPLAY OF NEGATIVE CHARACTER TRAITS OF ORPHAN CHILDREN

In this work the display of negative character traits typical for orphan children and children without parental support are described, namely: «noncriticality», «irresponsibility», «lack of will», «falsity», «uncommunicativeness», «rigidness», «dependence». Each defect is a symptom-complex, formed by the set of traits reflecting the specificity of social experience of orphan children and the multilevel system of their relations to the certain side of reality. Psychological-pedagogical problems of formation of moral values and strong-will traits of orphan children and correction of their character deformations are defined.

Текст научной работы на тему «Проявления недостатков характера у детей-сирот»

ПРОЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ХАРАКТЕРА УДЕТЕЙ-СИРОТ

Дети-сироты, институциональное воспитание, недостатки характера, симптомо-комплексы черт, коррекция, воспитание духовно-нравственных и деятельно-волевых черт.

Изучение проявлений черт характера у детей-сирот особенно актуально для понимания причин их социальной дезадаптации и неуспешности в основных сферах жизнедеятельности. К исследованию особенностей психического развития детей-сирот в условиях институционального воспитания обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: И.А. Арямов, И.Е. Байтингер, Дж. Боулби, А.Е. Горбушин, А.Б. Залкинд, Я. Корчак, И. Лангмейер, М.И. Лисина, А.С. Макаренко, 3. Матейчик, B.C. Мухина, А.М. Прихожан, Н.И. Пядушкина, Л.Б. Тазеке-нова, Н.Н. Толстых, Т.И. Юферева и др., отмечающие целый ряд качественных новообразований, интенсивно формирующихся в условиях относительной закрытости интернатных учреждений. К ним следует отнести: специфическое формирование структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, Л.Н. Бережнова, А.А. Ярулов и др); «психологическое капсулирование» (Г. Семья); социально-психологическую отчужденность (А.Е. Горбушин); фиксированные формы поведения (Г.В. Залевский); «закрытость» личности (М.Ю. Кондратьев); специфичность половой идентификации воспитанников детского дома (Н.Н. Крыгина); феномен общественной собственности (Л.М. Шыпицына); низкую адаптивность в общественных процессах (И.Ф. Дементьева) и др.

Однако данные о проявлениях формирующегося характера детей и подростков-сирот лоскутны, мозаичны и не обобщены, а проблема, связанная с осмыслением и теоретическим обоснованием формирования, проявления и воспитания характерологических черт воспитанников интернатных учреждений, пока не решена. Между тем принято считать, что именно характер определяет судьбу человека, а сфор-мированность его отдельных черт позволяет достичь успеха в основных сферах человеческой жизни. Актуальность и малоизученность проблемы формирования, становления и воспитания характера послужили основанием для постановки проблемы изучения проявлений характерологических недостатков у воспитанников интернатных учреждений в плоскость опытно-экспериментального исследования.

Цель исследования — экспериментальное изучениие, описание и обобщение проявления недостатков характера, типичных для детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях различных типов.

База исследования. В исследовании приняли участие 95 воспитанников детских домов и интернатов Красноярского края — лицея им. X. Совмена; Ново-Бирилюс-ского, Новоселовского, Ирбейского детских домов; Ачинского социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних; 26 воспитанников Канской воспитательной колонии; 102 учащихся ПТУ № 44 п. Шушенское; 89 учителей, воспитателей и мастеров производственного обучения.

Методы исследования. Поскольку характер является сложным полиструктур-ным образованием, изучение его проявлений осуществлялось по методике, сочетающей методы педагогического наблюдения; анализ документов (личных дел воспитанников, дневников педагогических наблюдений воспитателей, журналов ус-

певаемости и пр.); самоанализ воспитанников (Методика Дембо — Рубинштейна); анализ творческих работ воспитанников (эссе, сочинений, стихов, песен и пр.); опросные методы исследования (беседы, анкеты, методика неоконченного предложения «В моем характере мне нравятся / не нравятся черты...»); методы психодиагностики (Многофакторный опросник Р. Кеттелла, методика Леонгарда — Шмише-ка); проективные методы исследования (методика Белянина В.П. «Определение психолингвистических предикторов акцентуированных черт личности», тест «Нарисуем свой характер).

Основные результаты. Исследование показало наличие у детей и подростков-си-рот следующих недостатков характера.

Некритичностъ — неразвитая способность к критическому анализу явлений и событий, к оценке и самооценке действий и поступков с нравственных и прагматических позиций. Этот недостаток отражает в первую очередь специфику картины мира детей-сирот и особенности ценностного компонента их социального опыта. На интеллектуальном уровне этот характерологический недостаток проявляется в своеобразии социальных представлений, понятий и суждений об окружающем мире, в узости спектра склонностей и стремлений в его познании. Некритичностью детей-сирот обусловлены смещения, искажения и поляризация их ценностных ориентаций и установок.

Смещения ценностных ориентаций у детей-сирот проявляются в направленности личностного смысла на определенную сторону действительности, например на материальную: «Главное в жизни — иметь много денег»; на независимость: «Больше всего хочу, чтобы мне никто не указывал, как жить» и т. д. Искажения ценностной сферы наиболее ярко проявляются в стремлении делить мир на «Мы — Они», т. е. оправдывать действия людей, которые являются «своими», и осуждать поступки «чужих». Поляризация ценностей заключается в формировании ценностных «доменов» — иррациональном сосуществовании взаимоисключающихся ценностей: «Никогда и никому нельзя верить. Я верю своему другу» и пр. На поведенческом уровне некритичность проявляется в экстернальном локусе контроля — склонности к поиску причин своих поступков и поведения во внешних обстоятельствах. Именно некритичностью детей-сирот обусловлена их повышенная внушаемость и подверженность манипулятивному воздействию со стороны других людей: у них вымогают деньги, обманом вынуждают продавать вещи и квартиры, вовлекают в преступные группировки и пр. Так, подростки-сироты, совершившие преступления полагают, что их вины в том, что они лишены свободы, нет, и только один из десяти признает свою вину и считает наказание заслуженным. Данные проведенных опросов воспитанников колонии для несовершеннолетних осужденных (выпускников детских домов) о причинах совершения ими преступлений говорят, что ответственность за содеянное они в большей степени возлагают на родителей, ситуацию, несправедливые законы и др., нежели на себя. Самые распространенные ответы: «я оказался здесь из-за нехватки ласки, любви и внимания», «украл потому, что не мне хватало денег», «попал в тюрьму из-за друзей, они меня предали», «всему виной наркотики» [Яковлева, Карапчук, Харламова, 2009, с. 42-43].

Безответственность детей-сирот. Ответственность обычно рассматривается как способность предвидеть последствия поступков и поведения и отвечать за них, осуществлять самостоятельно жизненные выборы и быть «автором» своего жизненного пути. В таком понимании ответственность представляет не внешний и навязанный круг правил и обязанностей (возложенная объективная ответственность), а свободный и добровольный выбор и достижение цели, принятие долга (принятая субъективная ответственность). По мнению Л.И. Дементий, проявление субъективного характера ответственности заключается в том, «как человек воспринимает

и объясняет окружающий мир, насколько он хочет на него влиять, когда, в какой ситуации и в какой мере он будет принимать ответственность и насколько она будет реализована» [Дементий, 2005, с. 5].

Л.И. Дементий и В.Е. Купченко выделили пять типов ответственности: оптимальный, исполнительский, избегающий и неоптимальный. Подростки с оптимальным типом ответственности имеют интернальный локус контроля, т. е. убеждены, что все происходящее в жизни зависит от них самих, и не склонны вину за свои неудачи искать во внешних обстоятельствах. В деятельности они проявляют активность и инициативность. Для воспитанников с исполнительским типом ответственности необходимо, чтобы пределы ответственности были четко определены извне (инструкциями, другими людьми). Такие подростки убеждены, что от их усилий мало что зависит, и делают ровно столько, сколько будет требоваться окружающими. Для подростков с избегающим типом ответственности характерно негативное отношение к выполнению ответственной деятельности. Ответственность представителями данного типа понимается как выполнение обязательств и обещаний. В общем, необходимость заниматься ответственной деятельностью вызывает дискомфорт и выполняется вовремя и с хорошим качеством, если присутствует поддержка со стороны окружающих. Детям-сиротам с неоптимальным типом ответственности свойственен экстернальный локус контроля, т. е. твердая убежденность, что все происходящее в жизни — результат действия внешних сил (воли случая, влияния других людей и пр.). Поддержка со стороны окружающих требуется как на этапе планирования, так на этапе осуществления деятельности.

По данным исследования проявлений ответственности различных типов у воспитанников интернатных учреждений, оптимальный тип проявляется не более чем у 5 %; исполнительский — у 33 %; избегающий — у 37 %, неоптимальный — у 25 % подростков.

Недостаток характера «безволие». Слагаемыми данного дефекта является низкая эмоциональная и волевая саморегуляция поведения, типичная для большинства воспитанников интернатных учреждений, проявляющаяся в аффективной взрывчатости либо, наоборот, чрезмерной вялости их эмоциональных реакций. При этом у большинства из них наблюдается склонность к быстрым, необдуманным и неконтролируемым реакциям. Данные психодиагностики по методике Р. Кеттелла «Многофакторный личностный опросник» показывают, что нерегулируемая и незрелая эмоциональность характерна для 60 % подростков-сирот, она проявляется в неустойчивости интересов, в импульсивности (склонности действовать под влиянием чувств), в раздражительности и утомляемости. В ситуациях малейшего дискомфорта или фрустрации, возникающих в общении со сверстниками или взрослыми, они, как правило, проявляют недовольство обвинениями, требованиями, упреками, угрозами. Под влиянием аффекта возможны неконтролируемые сознанием действия, например физическая расправа с «обидчиком». Нередки случаи грязной нецензурной брани воспитанников и воспитанниц в адрес педагогов в ответ на педагогическое требование, запрет, наказание, о чем свидетельствуют выдержки из характеристик детей-сирот Ачинского детского дома.

Коля Я.: «Нагло и развязно ведет себя по отношению к сверстникам и взрослым. На уроках ничего не делает, может встать и уйти. На замечания реагирует бурным негодованием, употребляя оскорбительные выражения». Аня Ш.: «Совершенно недисциплинированна, не подчиняется никаким требованиям. В ответ на замечание может обругать воспитателя и даже ударить». Аня Р.: «Крайне раздражительна и несдержанна. В гневе бросает на пол книги, вещи, переворачивает столы и стулья. Очень жестоко дерется, грозится убить».

Другой характерной чертой воспитанников интернатных учреждений, связанной с низкой эмоционально-волевой регуляцией, является высокая тревожность — низкая устойчивость эмоциональной сферы к стрессовым ситуациям, проявляющаяся в склонности к депрессии; в беспокойстве, впечатлительности, озабоченности; в ранимости, чрезмерном внимании к своему физическому состоянию; в недовольстве собой. У невротичных подростков, а также у подростков с алкогольной или наркотической зависимостью, с некоторыми видами расстройства поведения или личности, с психопатиями высокая тревожность является постоянным фоном настроения. По данным проведенного исследования, относительно нормальный уровень тревожности проявляется лишь у 18 % воспитанников опытно-экспериментальной группы, повышенный — у 46 %, высокий — у 37 %.

Довольно типична для сирот лживость — намеренное искажение действительного положения вещей с целью обмана, введения в заблуждение и достижения личной выгоды. С точки зрения социальных отношений ложь является преднамеренным актом и рассматривается в когнитивном (намеренное искажение информации), мотивационном (желание манипулировать другими, скрыть свои чувства и пр.), результативном (получить преимущество, избежать наказания и др.) [Церковная, 2005, с. 6].

Наблюдения за поведением и общением воспитанников показали, что данная черта у них проявляется в лживом демонстировании активности, положительных эмоций, собственной значимости в решении личностно и социально значимых вопросов; в отрицании несамостоятельности и пассивности, зависимости от других людей или внешних обстоятельств, своей неосведомленности, в стремлении избегать личных осложнений, возможных наказаний.

Недостаток характера «некоммуникабельность». Этот симптомокомплекс образован чертами «общительность», «доверие к людям», «отношение к людям».

Данные педагогического наблюдения за общением детей и подростков-сирот в малых группах и психодиагностики уровней общительности показали, что способность к установлению и поддержанию непосредственных, межличностных контактов определяется несколькими факторами: уверенностью в себе, стремлением к общению, занимаемым статусом в интрагрупповой иерархии. В отношениях с учителями и воспитателями высокие показатели общительности демонстрируют уверенные в себе, высокоадаптивные, гибкие воспитанники, занимающие высокий статус во внутригрупповой иерархии. Они проявляют готовность к сотрудничеству, в общении непринужденны и естественны. Однако большая часть воспитанников не владеют навыками и умениями коммуникации: не умеют слушать и понимать собеседника, высказывать свое мнение, аргументировать и доказывать свою точку зрения и т. д.

Черта характера «ригидность». Ригидность - от латинского г1§1о, пдйаз, что означает негибкость, жесткость, окостенелость; противоположным понятием является гибкость (флексибильность). Понятие «ригидность» может рассматриваться как характеристика состояния, поведения и как конструкт, устанвливающий определенные характерологические черты: косность, инертность, догматизм, конформность и др. У детей-сирот проявления ригидности поведения можно установить простым наблюдением за их деятельностью и общением: они прибегают к неэффективным фиксированным способам поведения с целью установления разорванных социальных связей (стремятся сохранить травмирующие их связи с родителями и родственниками), используют неадекватные суждения и установки, отстаивают абсурдные и ошибочные позиции и пр.

Недостаток характера «иждивенчество». Образован совокупностью черт «беспомощность», «несамостоятельность», «инфантильность», «повышенная внуша-

емость» и др. Иждивенчество у детей-сирот на когнитивном уровне проявляется как инфантильная позиция «Обо мне должны заботиться другие», а на поведенческом уровне находит свое выражение в рецептивных ориентациях (постоянно и навязчиво обращаться за помощью к другим людям), рентных установках (извлекать максимальную выгоду из статуса сироты). О стойком инфантилизме выпускников детских домов свидетельствуют данные наблюдений мастеров производственного обучения, воспитателей студенческих общежитий училищ и техникумов. Студенты-сироты склонны к импульсивным действиям, не способны ставить цели, планировать собственную жизнь и т. д. Другой стороной инфантилизма является рецептивное поведение, хорошо знакомое педагогам детских домов и интернатов. Практически в каждом таком заведении есть выпускники, убегающие из училищ (или бросающие их) и возвращающиеся в родные стены с твердым убеждением, что им должны помочь советом, деньгами, помощью в трудоустройстве и пр. Иждивенчество как стремление жить за счет других закрепляется в так называемых рентных установках, проявляющихся в следующих моделях поведения: сдача закрепленного за ними жилья в аренду с одновременным скитанием по случайным знакомым; стремление к повторному обучению с целью получения полного государственного обучения; беременность и рождение детей с целью получения пособия; уклонение от трудоустройства и стремление как можно дольше «стоять на бирже» с целью получения пособия по безработице и пр.

Выводы. Основываясь на эмпирических данных, полученных методами педагогического наблюдения, психодиагностики и самоанализа, можно выделить типичные для детей-сирот недостатки характера: некритичность, безответственность, безволие, лживость, некоммуникабельность, ригидность, иждивенчество. Каждый недостаток является симптомокомплексом, образованным совокупностью черт, отражающих специфику социального опыта детей-сирот и многоуровневую систему их отношений к определенной стороне действительности. Основными психологопедагогическими задачами коррекции их характерологических недостатков являются изменение картины мира воспитанников, формирование знаниевой основы о чертах характера, развитие их способности к анализу и самоанализу, оценке и самооценке, к установлению причинно-следственных связей действий и поступков; развитие способности адекватной оценки явлений и событий, расширение поведенческого репертуара; актуализация самовоспитания духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера.

Библиографический список

1. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: дис. ...д-ра психол. наук. М., 2005.

2. Журавлева Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям: автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 2004.

3. Купченко В.Е. Особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2004.

4. Церковная И.А. Многомерно-функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2005.

5. Яковлева Н.Ф., Карапчук В.А., Харламова Н.М. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: опыт Канской воспитательной колонии / под общ. ред. Н.Ф. Яковлевой; Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.