Научная статья на тему 'Формирование личностной нравственной направленности детей-сирот младшего школьного возраста'

Формирование личностной нравственной направленности детей-сирот младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРНАТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ЛИЧНОСТНАЯ НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобачева О. В.

Статья посвящена формированию нравственной направленности детей сирот, так как младший школьный возраст характеризуется как период впитывания, накопления и усвоения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобачева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted formation of a moral orientation of children of orphans as the younger school age is characterised as the period of accumulation and mastering of knowledge.

Текст научной работы на тему «Формирование личностной нравственной направленности детей-сирот младшего школьного возраста»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

ЛОБАЧЕВА О.В.

Статья посвящена формированию нравственной направленности детей сирот, так как младший школьный возраст характеризуется как период впитывания, накопления и усвоения знаний.

Article is devoted formation of a moral orientation of children of orphans as the younger school age is characterised as the period of accumulation and mastering of knowledge.

Перед общеобразовательными учреждениями ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Особого внимания в отношении нравственного становления требуют дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах. Забота об обездоленных детях является главной нравственной нормой цивилизованного общества. По различным причинам в России увеличивается число детей, заботу о которых берет на себя государство. Сеть социальных учреждений для детей-сирот включает государственные детские дома и государственно-общественные. Не секрет, что условия жизнедеятельности детей в детских домах существенно отличаются от обычных семейных условий.

Психологическая и педагогическая наука доказала, что воспитанники детских домов хуже развиваются, у них позже и с некоторыми особенностями формируется интеллект, в социальном плане они вырастают ущербными, испытывая чувство отчужденности от интересов и дел окружающего мира и несовместимости с ним (И.В. Дубровина, Е.М. Мастюкова и др.). Одной из главных функций детского учреждения для детей без родителей - воспитательная. Приоритетной задачей воспитания является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни. Основной общественно-педагогической задачей является усвоение детьми-сиротами систем знаний, норм и нравственных ценностей, важнейшей составляющей которых является нравственное воспитание. Изоляция детей-сирот в специфических условиях жизни интернатного учреждения создает им определенные условия развития.

В исследованиях Е.Н. Дрыгиной проведен историко-педагогический анализ развития системы воспитания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в период с 1985 по 2005 гг., выявлены теоретико-методологические основания и тенденции развития системы, определены их значения для совершенствования воспитания в современных условиях. Е.Н. Дрыгина определяет актуальные для современной теории и практики воспитания следующие тенденции развития системы воспитания в образовательных учреждениях для детей-сирот: «выдвижение на первый план идей социального воспитания, направленных на подготовку детей к самостоятельной жизни; гуманизация и индивидуализация воспитательного процесса; обогащение содержания и форм воспитательной деятельности посредством внедрения личностно значимого образования; расширения социального опыта воспитанников с целью их интеграции в общество; создание условий проживания, приближенных к домашним» [1].

Ценностные ориентации личности, согласно психологам (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.С. Кон),

выражают ее сознательное отношение к социальной действительности, определяют в соответствии с этим отношением мотивацию поведения и оказывают решающее влияние на все стороны деятельности и индивидуальных проявлений. Ценностные ориентации в соответствии с этим определяют процесс нравственного развития личности.

Детское учреждение является основным звеном в системе нравственного воспитания де-тей-сирот. Исследования в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

На каждом этапе развития детей доминирует определенная сторона воспитания. Необходимо в учреждениях интернатного типа в воспитании нравственности детей осуществлять принцип преемственности воспитания Преемственность воспитания является актуальной проблемой и в современном образовании, что убедительно отражено в работах В.Я. Лыковой, Е.А. Сергеева, А.П. Сманцера, Т.В. Тарунтаевой и др. Средствами обеспечения преемственности в

интернатных учреждениях являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного - школьного) образования, в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности).

Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то именно младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей (А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсони др.), характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, обусловленной возрастными особенностями младших школьников: доверчивостью, подражательностью, высокой познавательной активностью, эмоциональностью.

Именно у детей младшего школьного возраста проявляется возрастная динамика духовного развития личности. В этот возрастной период развития особенно интенсивно формируются моральные качества ребенка, что позволяет развивать нравственные ценности. В педагогической периодизации младший школьный возраст 6-10 лет. Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой.

Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Младший школьный возраст характеризуется как период впитывания, накопления знаний, период преимущественно усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются: произвольность психических процессов обеспечивает формирование волевых усилий, что позволяет младшему школьнику действовать под влиянием не только непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; проявление интереса младших школьников к различным видам коллективной деятельности; формирование моральных чувств товарищества, ответственности за класс; формирование личностной рефлексии, которая предполагает осознанность своих взаимоотношений с окружающими,

анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям, проявление сочувствия.

Таким образом, ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости и стыда в зависимости от поступка. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности. Но вместе с тем, приходится констатировать тот факт, что подавляющее большинство воспитанников детских домов имеют отклонения от вышеперечисленных характеристик.

Ребенок-сирота младшего школьного возраста знает доступные его разумению нормы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает обязанности и понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике общения с взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, дискомфорта.

Становление личности младшего школьника в интернатных учреждениях происходит под влиянием отношений с взрослыми (учителями, воспитателями), с детьми разного возраста, проживающими в учреждении, включения в целую систему коллективов (общеинтернатного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Податливость и внушаемость младших школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуются взрослые, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе.

Младший школьный возраст - это благоприятный период для усвоения моральных норм, то есть для формирования когнитивного компонента нравственного становления ребенка, так как для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих. Формирование эмоционального компонента нравственного развития детей-сирот обусловлено высокой чувствительностью нервной системы, внушаемостью, доминированием эмоциональной сферы в восприятии мира, общим расположением к другим людям.

Таким образом, младший школьный возраст является важным периодом в жизни ребенка, влияющим на формирование его личностной нравственной направленности.

Библиографический список

1. Дрыгина Е.Н. Развитие системы воспитания в образовательных учреждениях для де-

тей-сирот и детей, оставшихся без попечения (1985 - 2005 годы). 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис... канд. пед. наук/ Е.Н.Дрыгина; Москва, 2008.- 24 с.-

Библиогр.: с.22-24).

2. Лыкова В.Я. Последовательно и гармонично: преемственность в воспитании. - Смоленск: СГИИ, 2001. - 131 с.

Ключевые слова: воспитание, интернатное учреждение, система воспитания детей-сирот, личностная нравственная направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.