СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ (на примере г. Саранска)
Т. Н. Сорокина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)
В статье показана актуальность проблемы формирования правовой культуры личности в современном мире начиная с младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется правовому воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социально-реабилитационного центра.
Ключевыге слова: правовая культура личности; правовая социализация; учреждение интернатного типа; социально-реабилитационный центр; личностное развитие; правовое воспитание.
Право как элемент культуры занимает особое место в жизни общества. Базой правовой культуры являются правовые знания, умение применять их, защищать права и свободы, с помощью закона регулировать отношения. Все это вместе взятое — важное условие создания правового государства, что по силам только людям грамотным в правовом отношении.
Правовая культура — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям [3]. Под правовой культурой личности мы понимаем знание, понимание и сознательное выполнение требований права в жизнедеятельности человека. К основным компонентам правовой культуры относятся культура правового мышления, которая выражается в знании норм права, умении пользоваться правовыми знаниями и умениями, применять их на практике; культура правового сознания — понимание природы общественно-правовых явлений и осознание необходимости права как регулятора общественных отношений; культура правового поведения — осознанное совершение поступков в соответствии с усвоенными правовыми нормами.
Показателем уровня развития правовой культуры личности принято считать степень сформированности каждого из ее компонентов. Однако даже наличие всех перечисленных выше составляющих не свидетельствует о сформированности правовой культуры личности в целом,
пока не установлено, что они стали мотивом поведения. Если человек подчиняется закону просто потому, что закон может наказать, это есть не правовая культура в идеале, а правомерное поведение. Перерастание правовых знаний в правовую убежденность — обязательный этап формирования правовой культуры. Убежденность в справедливости права создает обстановку нетерпимости к отступлениям от требований законности, дает возможность правильно с точки зрения закона оценить свое поведение и поведение других людей.
Правовая убежденность предопределяет социально-правовую активность личности — по существу, высший показатель индивидуальной правовой культуры.
Формирование правовой культуры, как и любой другой базовой культуры, начинается в детстве. Только ребенку можно заложить чувства собственного достоинства и своей ответственности. В то же время нельзя не учитывать отсутствие у него жизненного опыта и связанного с ним чувства опасности, что легко превращает ребенка в жертву обмана и даже преступления, а в сочетании с отсутствием четких представлений о добре и зле делает его добычей криминальных элементов, все чаще вовлекающих детей в деятельность преступных групп.
Вопрос правовой культуры детей, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений, в педагогической науке относится к малоисследованным. В то же время низкий уровень правового сознания и правовой культуры, опыт социально-негативного поведения воспитанников © Сорокина Т. Н., 2010
111!111Й1И1!Ш № 1,
и выпускников интернатных учреждений — явление достаточно известное в правовой и социальной практике. Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что из 15 тыс. выпускников детских домов и интернатов в течение года 5 тыс. попадают в число подсудимых; доля осужденных несовершеннолетних — сирот или оставшихся без попечения родителей — непрерывно увеличивается (с 8,6 % в 1999 г. до 11,1 % в 2006 г.), как и количество ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей (с 1997 по 2006 г. оно возросло на 26 %). В интернатные учреждения каждый год направляется по 27—30 % детей от общего числа нуждающихся в устройстве. В основном это социальные сироты — дети, родители которых лишаются родительских прав, находятся в местах лишения свободы, в розыске или уклоняются от их содержания и воспитания [2].
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечения, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), в детские дома или школы-интернаты, но прежде всего — в социально-реабилитационные центры.
Социально-реабилитационный центр — это специализированное детское заведение стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное учреждение, призванное оказывать социальную, правовую, медико-правовую, ме-дико-психолого-педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной и преступной среды, проводить комплекс мер по всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству.
Основная цель данного учреждения — оказание экстренной помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Стоящие перед ним задачи заключаются в том, чтобы совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществлять мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивать временное проживание несовершеннолетних, ока-
завшихся в трудной жизненной ситуации; обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействовать органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних.
Максимальный срок проживания ребенка в центре составляет 6 мес. Если в течение этого времени хотя бы один из родителей не возвращается к нормальному образу жизни, он направляется в интернат. За указанный промежуток времени дети привыкают к образу жизни социально-реабилитационного центра, что в дальнейшем плохо сказывается на их психике. Задача педагогического коллектива социально-реабилитационного центра — за короткий срок не просто познакомиться с ребенком и постараться дать ему максимальное личностное развитие, но и стать связующим звеном между центром и социальными структурами, в которые в дальнейшем отправится ребенок, будь то интернат, детский дом или семья.
Организация работы по формированию правовой культуры детей в рассматриваемых учреждениях имеет ряд особенностей. Так, социально-реабилитационный центр должен стать «правовым пространством» и представлять собой благоприятную среду для развития и воспитания детей, где все работники, от руководителя (директора) до технического персонала, являются носителями правовой культуры. За короткий срок пребывания детей в социально-реабилитационных центрах педагогам и воспитателям необходимо провести максимальную работу по формированию правовой культуры личности. Воспитание правовой культуры детей, оставшихся без попечения родителей, не должно быть периодическим; это процесс, требующий постоянной, многоплановой и разнообразной работы.
Неотъемлемым компонентом правовой культуры выступает правовая социализация — процесс, в ходе которого индивид приобретает определенные правовые знания и приобщается к правовой культуре общества. Под приобщением к правовой культуре здесь понимается адаптационный процесс «включения» человека в социальную структуру, вос-
приятие им правовых норм и ценностей, накопленных в обществе [1].
Для правовой социализации личности большое значение имеют правовое обучение и воспитание как целенаправленные процессы, представляющие собой передачу информации (знаний) с целью развития определенных личностных качеств; в первом случае — путем привития умений и навыков, во втором — путем формирования убеждений (веры в истинность полученных знаний) и готовности действовать в соответствии с этими убеждениями.
Многочисленными исследованиями российских и зарубежных психологов доказано, что у детей, оставшихся без попечения родителей, нарушены процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение; развиваются чувства тревоги, неуверенности в себе, незащищенности, проявляющиеся в привычке жить в замкнутом, изолированном обществе, в неумении интегрироваться в социум, создавать новые контакты с окружающими. Если педагоги социально-реабилитационных центров смогут добиться эффективности правового воспитания ребенка, а следовательно, и формирования его правовой культуры, то компонент последней — правовая социализация — послужит ребенку проводником в социум.
Один из путей достижения эффективности правового воспитания видится в максимально раннем знакомстве детей с широким кругом знаний, с целостной картиной мира, в котором обязательно присутствует ребенок. С первых шагов, которые он вынужден делать самостоятельно, выбирая способ поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
На сегодняшний день попытка развить правовую личность в условиях социально-реабилитационного центра частично реализуется через систему воспитания. Значимой ее частью должна стать программа правового воспитания.
Организация и проведение в интернатных учреждениях воспитательной работы, направленной на повышение уровня правовой культуры воспитанников, формирование правосознания, должны
осуществляться на основе специально разработанных методик и программ правового воспитания, учитывающих особенности психического, интеллектуального и физического развития этой категории детей. Их разработка должна основываться на данных, полученных в ходе исследования возрастных особенностей формирования правосознания у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Первый этап нашего исследования, связанный с изучением сформированно-сти правовой культуры по критерию «знание права», был проведен среди детей младшего школьного возраста в социально-реабилитационных центрах «Надежда» и «Радуга» г. Саранска. При этом была применена 6-балльная оценочная шкала:
— нулевой уровень (полное отсутствие знания — ответ не получен или получен неверный) — 0;
— знание-узнавание (из нескольких предложенных ответов на поставленный вопрос правильный узнается) — 1;
— знание-воспроизведение (правильный ответ заучивается и механически воспроизводится) — 2;
— знание-понимание (знание вполне осмысленно, но самостоятельно применять его на практике человек еще не может) — 3;
— знание-умение (отвечающий и понимает усвоенный материал, и способен по его образцу оценивать похожую жизненную ситуацию) — 4;
— знание-убеждение (знание прочно усвоено, отвечает научным требованиям, стало руководством к действию, превратилось в осознанную привычку, безошибочно применяется на практике) — 5.
Характер ответов испытуемых на предложенные вопросы свидетельствует об относительно слабом знании, но большом уважении к конкретным правовым нормам и сравнительно прочном усвоении общих принципов права при безразличном к ним отношении. Так, на вопрос «Нужно ли молодому человеку изучать основные положения законодательства, хорошо знать закон?» положительно ответили все опрошенные.
11111111111* № 1,
Сведения о законах, своих правах и обязанностях респонденты в основном получают от воспитателей и педагогов, и только один — из книг, газет, телевидения. Не все дети знают, что частичная уголовная ответственность граждан РФ наступает с 14 лет, некоторые полагают, что с 16 или 12. Примечательно, что 49 % испытуемых сказали, что пойдут на нарушение закона, если он несправедлив (по их мнению), 26 — нарушат закон, выручая товарища, 25 % не смогут нарушить закон, даже если он будет противоречить их интересам. 40 % респондентов в возрасте 9—10 лет ответили, что употребляли спиртные напитки 1—2 раза. При выявлении доверия детей к правоохранительным органам оказалось, что только 30 % опрошенных обратятся в эти органы, если у них возникнут серьезные проблемы. Понятие «права ребенка» дети определили следующим образом: 52 % — это жизнь; 14 — свободная жизнь; 15 — когда ребенок что-то хочет; 15 — затруднились ответить; 4 % — когда ребенок может получить средства для лечения какого-нибудь заболевания.
Таким образом, первичное исследование показало, что абсолютное большинство детей с трудом могут назвать свои права, а среди указанных ими превалируют право на жизнь, право на свободу, право на лечение. Что же касается обязанностей, то здесь мы выявили полное их незнание и непонимание. Лишь некоторые сказали, что обязанности необходимы так же, как и права.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что уровень правовой культуры по критерию «знание права» у детей из социально-реабилитационных центров соответствует знанию-узнаванию (1 балл). Дети незнакомы с достаточно важными и необходимыми в жизни нормами права, у них не отработаны умения пользоваться правовыми источниками, анализировать правовые явления и др. Однако некоторые отрывочные знания у опрошенных имеются; свое поведение дети строят, исходя из мотивов в лучшем случае вынужденной необходимости, а чаще — «как все, так
и я», т. е. так, как принято в данной группе.
Второй этап исследования был проведен среди учащихся 2 класса общеобразовательной школы № 27 г. Саранска, где обучение осуществляется по развивающей системе Л. В. Занкова.
Знания о законах, правах, обязанностях все школьники в основном получают от родителей и учителей. 70 % из них знают, что частичная уголовная ответственность граждан РФ наступает с 14 лет, и только 30 % детей считают, что с 16. 76 % детей не смогут нарушить закон, даже если он будет противоречить их интересам, 24 % пойдут на нарушение закона, если он несправедлив (по их мнению). Примечательно, что 20 % второклассников сказали, что употребляли спиртные напитки 1—2 раза.
На вопрос «Доверяете ли вы правоохранительным органам?» 90 % детей ответили, что если у них возникнут серьезные проблемы, они обратятся в указанные органы. Среди основных прав ребенка учащиеся отметили право на жизнь, право на образование, право на лечение, право на свободу. Очень важно, что в отличие от детей из социальнореабилитационного центра они смогли назвать свои обязанности: получить образование, защищать родину и т. д.
Определяя уровень правовой культуры учащихся школы № 27 по критерию «знание права», мы пришли к выводу что это знание-умение (4 балла): респонденты понимают предложенный им материал и способны по образцу оценить похожую жизненную ситуацию.
Таким образом, наше исследование показало, что уровень правовой культуры по критерию «знание права» у детей из социально-реабилитационных центров ниже (1 балл), чем у их сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях (4 балла).
Как свидетельствует опыт, работа по формированию правовой культуры в социально-реабилитационных центрах может быть результативной лишь при соблюдении ряда педагогических условий.
Решая задачи по формированию правовой культуры, педагогам социально-
реабилитационных центров в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста: в этом возрасте рациональные компоненты сознания еще не играют ведущей роли; в отношении к действительности ребенок в значительной степени руководствуется эмоциями и бессознательными стремлениями; яркость эмоциональных реакций обусловливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых детьми. Значит, в сообщении правовой информации, разъяснении этических и правовых норм следует не уповать на доводы рассудка, а искать способы воздействия на чувства детей.
В работе по формированию правовой культуры педагог может опереться на характерное для ребенка младшего школьного возраста стремление «быть хорошим», получить одобрение со стороны взрослого, добиться успеха, отзывчивость на доброту, стремление к справедливости, действию, желание найти образец для подражания. Любое сообщение правовой информации должно основываться на материале из окружающей жизни. При этом в соответствии с охранительной функцией права предупреждение детей об окружающих опасностях в работе по формированию их правовой культуры должно занимать значительное место.
Важным условием результативности правового воспитания является его конкретность. Только хорошо зная ребенка (в каких условиях он жил, как влияли родители на ребенка, каковы отношения между детьми в группах, уровень их воспитанности и т. д.), можно правильно отобрать правовую информацию, наметить приоритеты в решении задач правового воспитания, определить направления и объекты индивидуальной работы.
Процесс правовой подготовки детей в социально-реабилитационных центрах должен быть организован так, чтобы у педагога была возможность не только в самые короткие сроки применить идеи, принципы, достижения педагогической науки, а также смежных областей знания, но и постоянно заниматься их разработкой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каландаришвили, 3. Н. Правовая социализация и правовая культура : учеб. пособие / З. Н. Каландаришвили. — СПб : [б. и.], — 2006. — 52 с.
2. Коджаспирова, Г М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспи-ров. — М. : Изд. центр «Академия», 2001. — 176 с.
3. Цветков, А. Н. Правовое воспитание как важнейший фактор формирования правовой культуры и правосознания / А. Н. Цветков // Семья в России. — 2003. — № 1. — С. 106—111.
Поступила 04.05.09.
В. В. РОЗАНОВ О КОМПОНЕНТАХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Л. Ю. Панина (Воронежский государственный педагогический
университет)
Раскрываются взгляды В. В. Розанова на значение содержания образования, форм организации обучения, методов воспитания как инструментов духовно-нравственного воспитания школьников в национальной культуре. Определяется его подход к формированию содержания образования.
Ключевыге слова: В. В. Розанов; содержание образования; формы организации обучения; методы обучения и воспитания; патриотическое воспитание.
Русский писатель, публицист и фило- заметный вклад в развитие русской мыс-
соф Василий Васильевич Розанов ли конца XIX — начала ХХ в. Многолет-
(1856—1919), имя которого возвращено няя педагогическая практика, опыт и
из небытия в конце прошлого века, внес талант публициста способствовали тому,
© Панина Л. Ю., 2010