зации содержания образования, ни новые педагогические технологии.
Development perspective of education process quality management system in Russian higher schools
There are considered the problems of higher education development in the condition of competence approach realization and the third generation standards. There is explained the conflict between new teaching problems, the responsibility for the professional education results and its actual role in the education process quality management system. The principles, forms and methods of education process quality management system in higher schools are described.
Key words: competence approach, education process quality management system in higher schools, teacher’s rating, Federal state education standards of the third generation.
т.н. Алексеева
(Москва)
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ, НАХОДЯЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Раскрывается организация правового образования детей-сирот, находящихся в специализированных интернатных учреждениях, с помощью детей-волонтеров и применения игровых форм организации правового образования.
Исходя из опыта работы с детьми-сиротами, предлагаются авторские методики их правового образования.
Ключевые слова: дети-сироты, интернатные учреждения, школьный уполномоченный по делам ребенка, правовое пространство, дети-волонтеры, социально-правовая адаптация.
Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, - постоянный, активный и деятельный процесс, который начинается с момента потери ребенком семейного окружения и возложения на государство заботы о дальнейшем жиз-
неустройстве социального сироты. Социальное сиротство - самая острая по тенденциям развития проблема детства. Она нарастает, несмотря на принимаемые государством меры. Серьезность и важность проблемы подтверждает то, что в настоящее время в сиротских учреждениях России воспитываются более семисот тысяч детей. Это очень большая, но наименее защищенная и подготовленная к жизни группа детей. Е.И. Куприянова справедливо отмечает, что дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов [7]. Это подтверждает необходимость организации работы по правовому образованию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их защиты на качественно новом уровне.
Анализ современных подходов к теории и практике правового образования детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что они разработаны недостаточно. Существующие отдельные методики часто используются независимо друг от друга в рамках различных ведомств и общественных организаций, поэтому не носят системного и, тем более, практико-ориентированного характера. Следствием этого является то, что значительная часть детей, вышедших из детских домов без правовой подготовки, социального опыта, через некоторое время пополняют ряды криминальных структур. Неподготовленные к взрослой жизни, они с большим трудом адаптируются в окружающем их социуме.
А.С. Автономов делает вывод о том, что культура взаимопонимания, правопослушного поведения должна закладываться на уровне подсознания, стать «безусловным рефлексом». Человек не должен задумываться перед тем, как проявить уважение к чужим правам, согласовать свою волю и поступки с волей и поступками других людей. Справедливость - это первое и наиболее естественное движение души человека [1].
© Алексеева Т.Н., 2010
Нельзя сказать, что сегодня в школах не изучают право, права человека. Однако практически повсеместно перед учеником ставится задача изучения содержания нормативных актов, текстов международных соглашений, исторических фактов и понятий. Все это, безусловно, необходимо, но в результате дети не получают главного: осознания неотъемлемости своих прав, их естественности, понимания того, что права человека, права ребенка являются основным наполнением права как такового [1; 3; 9].
Проведенные исследования показали, что эффективное правовое образование и воспитание детей нельзя основывать лишь на традиционных методиках, т.к. проблема заключается не столько в передаче знаний, сколько в формировании мировоззрения, которое невозможно просто навязать. Любой догматический подход приводит к противоречию: настойчиво внушая ребенку, что каждый человек имеет право на свободу слова, мысли, педагог может нарушить право ребенка на собственные убеждения. вполне вероятно, что в систему взглядов ученика идея о каких-то правах личности пока не «вписывается», а иногда ему просто не хватает опыта для восприятия некоторых серьезных положений [1; 4; 7]. Поэтому важно не только передавать учащимся правовые знания, но и формировать правовое пространство в учебно-воспитательных заведениях, преломляя методы обучения через опыт практической деятельности. особое значение данный тезис приобретает для воспитанников интернатных учреждений.
С нашей точки зрения, в первую очередь, необходимо преодолеть иждивенческие настроения детей, раскрыть их лидерские качества, помочь им подготовиться к жизни в современном динамично развивающемся обществе. Учитывая то, что дети, находящиеся в интернатных учреждениях, по социальному опыту значительно отличаются от своих сверстников, обучающихся в обычных школах, и с целью поиска более эффективных форм работы с ними в качестве эксперимента была апробирована разработанная нами и хорошо зарекомендовавшая себя в общеобразовательных учреждениях такая форма правового образования, как «Школа - правовое пространство».
Реализовать данную программу должны были школьные уполномоченные по правам детей, которые работали по методикам, разработанным при непосредственном участии уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области [2; 8]. Формирование «правового пространства» в интернатных учреждениях началось с создания кружков «Гражданская позиция», «Юные правоведы» и проведения акций «Свободный микрофон», «Помоги себе сам», «Если ты попал в трудную жизненную ситуацию». Основным содержанием в их деятельности была профилактика правонарушений и преступлений. В работе кружков активное участие принимали представители прокуратуры, подразделений по делам несовершеннолетних и другие специалисты [2; 4].
В процессе эксперимента пришли к выводу, что воспитанники интернатных учреждений слабо воспринимают взрослых. В этой связи была разработана методика обучения «равных-равными», т.е. значительную часть мероприятий проводили специально подготовленные под руководством опытных педагогов дети. Детей-волонтеров для работы со сверстниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в т.ч. с социальными сиротами, подбирали из различных общеобразовательных школ. Сложность организации эффективного общения состояла в том, что, с одной стороны, были дети из благополучного мира, а с другой - детдомовцы, оставшиеся без семьи и привычного окружения, зачастую потерявшие доверие к людям. подготовка волонтеров осуществлялась под девизом: «Относись одинаково к тем, кто нравится и к кому ты равнодушен, к тем, кого ты хорошо знаешь и кого никогда не видел».
Обучение детей-волонтеров проводилось городским методическим центром в «детском правозащитном университете» с участием Волгоградской общественной организации «Клуб ЮНЕСКО “Достоинство ребенка”». В результате привлечения детей-волонтеров был снят целый ряд проблем, сопутствующих правовому образованию воспитанников интернатных учреждений: во-первых, изначально устанавливался более высокий уровень доверия в звене «дети - детям»; во-
вторых, отсутствовал беспрекословный авторитет взрослого, препятствующий свободному общению детей; в-третьих, группы детей стали более сплоченными и солидарными.
Базовыми выступили два детских дома, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитательная колония для несовершеннолетних, где находились и социальные сироты. Этот этап вылился в проект «Детское право», который начался своеобразным «мозговым штурмом» для волонтеров. Требовались дополнительное погружение в тему детской и семейной политики, расстановка акцентов, определение приоритетов в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и максимально возможное перенесение в учреждения для детей-сирот опыта социально-активных школ Волгограда.
в реализации проекта «детское право» широкомасштабное распространение получили ролевые игры, тренинги и диспуты, в проведении которых активно участвовали дети-волонтеры из волгоградских школ. Игровая деятельность, с одной стороны, увлекательна для участников, а с другой - предоставляет дополнительные возможности для стимулирования познавательного интереса воспитанников [6]. Применение игровых форм способствовало повышению творческого потенциала детей-сирот и одновременно более глубокому осмыслению ими сути своих прав. Так, даже имея некоторое представление о внешнем мире, дети-сироты 10 лет не всегда способны вербализовать свои ощущения, а в процессе игры довольно свободно выражают отношение к той или иной проблеме. Данная форма развивает не только активность обучающихся, но и способность принимать правильное решение в тех или иных правовых ситуациях. Эмоциональное переживание - главное, что выносит ребенок из игры и что служит основой для формирования правосознания. Ролевые игры научили детей задумываться над проблемой, а не просто соглашаться с позицией взрослых под давлением их авторитета.
Свобода коммуникации между участниками процесса обучения способствовала
тому, что дети, говоря на одном языке, рассматривая различные социально-правовые ситуации, лучше понимали друг друга [5; 8]. Включенные в работу педагоги детских домов демонстрировали быстрое смещение акцентов от недоверия к положительной оценке действий своих воспитанников, повышение уровня доверия к ним, стремление работать в одной команде. Более того, усилилось взаимное понимание и уважение взрослых и детей. Вместе изучая «детское право», погружаясь в причины неблагополучия социальных сирот, учителя и воспитатели интернатных учреждений испытывали искренний интерес к правовому образованию вос-питуемых, подготовке их к самостоятельной жизни в обществе.
Данный подход способствовал решению ряда задач: проверялось, насколько дети соотносят полученные знания с реальностью в ее игровой модификации, способны ли волонтеры к переносу полученного опыта на практику работы и общения с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; воспитанники интернатных учреждений получали практический опыт социально-правовой адаптации к взрослой жизни в социуме; правовое образование стало более результативным.
Литература
1. Автономов А.С. Юридические аспекты становления детского омбудсмена в России // Защити меня. 2002. № 1 - 2.
2. Алексеева Т.Н. Школа - правовое пространство // Методические рекомендации в рамках проекта «Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в образовательном учреждении». Волгоград, 2004.
3. Алексеева Т.Н. Волгоградская коалиция «Права - детям»: первые результаты // Гражданское общество - детям России : сб. докл. Третьей Всерос. конф. М., 2003.
4. Алексеева Т.Н. Правовое образование и защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. Минск : Адукацыя i Выхаван-не: науч. журн. 2008. С. 56 - 61.
5. Группы взаимопомощи. Создание, организация, деятельность : сб. материалов для педагогов и организаторов / сост. И. Маловичко. Волгоград : Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», 2005.
6. Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд., стер. М. : Генезис, 1999.
7. Куприянова, Е.И. О работе уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации / Ин-т уполномоченного по правам ребенка в России; сост. и общ. ред. Г.В. Сабитова. М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2005. С. 12.
8. Широ С.В., Алексеева Т.Н. Детские службы примирения в школах г. Волгограда (опыт работы) // Сацыяльна-педагагичная работа : науч. журн. 2009. №7. С. 56 - 60.
9. Широ С.В. Защита прав ребенка в Российской федерации : учеб. пособие. Волгоград : Перемена, 2004.
Law educaion for orphans at boarding schools
There is discussed the law education for orphans at boarding schools. They are educated by playing the games about the law education organization. The given experience offers some author’s methods of law education.
Key words: orphans, boarding schools, school representative for children matters, law space, volunteering children, social and law adaptation.