Л. В. Токарская
ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Работа представлена кафедрой специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент О. В. Алмазова
В статье рассматриваются основные проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях проявления агрессивности указанной категории детей и подростков. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора по выявлению специфики проявлений агрессивности у испытуемых. Анализируются теоретико-практические данные об особенностях интенсивности агрессивности, ее направленности и формах проявления.
Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, проявления агрессивности, умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
The article discusses the main manifestations of aggressiveness of children and adolescents with severe and profound mental retardation. The literary review data analysis of the features of aggressive manifestations of this category of children and adolescents is cited. The results of experimental work of the author on identification of the specificity of testees' aggression acts are summarised. Theoretical and practical data about the features of aggressiveness intensity, its focus and forms of expression are analysed.
Key words: aggressiveness, aggressive behavior, manifestations of aggressiveness, mental retardation, severe mental retardation, profound mental retardation, children and adolescents with severe and profound mental retardation.
В последние годы в системе общего серьезные преобразования. В специальных и специального образования происходят (коррекционных) учреждениях не только
снижается количество обучающихся, но и в целом усложняется контингент. Так, в 90-е гг. ХХ в. в специальных (коррекцион-ных) общеобразовательных школах получили возможность обучаться дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Серьезной проблемой, осложняющей обучение и воспитание и в конечном счете процесс социальной адаптации названной категории детей и подростков, является их агрессивность.
В целом феномен агрессивности в специальной литературе представлен достаточно широко. С опорой на многочисленные теоретические концепции (А. Адлер, А. Бандура [1], Л. Берковиц [2], Е. В. Зма-новская [3], З. Фрейд) в коррекционной психологии рассматриваются механизмы агрессивности детей и подростков с эмоционально-волевыми нарушениями (С. А. Морозов, О. С. Никольская), легкой умственной отсталостью (Е. А. Стребелева), задержкой психического развития (Т. П. Артемьева, Г. В. Грибанова, Г. А. Карпова). Однако в контексте умеренной и тяжелой умственной отсталости этот вопрос изучен крайне недостаточно, встречаются лишь отдельные ссылки на признаки агрессивности при данной патологии (Л. О. Бадалян, Е. К. Грачева, Н. Ф. Дементьева, Т. Д. Зинкевич-Евстиг-неева, Д. Н. Исаев [5], А. Р. Маллер [6], Г. Е. Сухарева, Г. К. Ушаков, Л. М. Шипи-цына [7] и др.). Крайне мало работ, посвященных особенностям проявлений агрессивности у данной категории детей и подростков, ее диагностике, а также коррекции. Встречаются лишь указания на наличие косвенных и прямых проявлений агрессивности. При этом, как указывают исследователи, агрессивность у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью проявляется в различных сферах.
Так, ряд авторов считает, что у детей и подростков данной группы наблюдаются психопатоподобный синдром (Л. О. Ба-далян, Е. К. Грачева, С. С. Ляпидевский, Б. И. Шостак, Е. М. Мастюкова, А. Г. Мос-
ковкина, Г. Е. Сухарева, А. А. Модестов, Л. М. Шипицына и др.); отклонения в поведении, характеризующиеся недисциплинированностью, срывами, трудностями, расстройствами и неустойчивостью, нарушениями в регуляции, импульсивностью и немотивированными поступками (Л. О. Бадалян, С. Д. Забрамная, А. Р. Мал-лер, Г. Е. Сухарева, Е. Д. Худенко; Е. К. Грачева, Д. Е. Мелехов, С. В. Андреева, К. Фил-лпс и др); нарушения эмоционально-волевой сферы; постоянное общее или частичное возбуждение, часто переходящее в аффекты; выраженная недифференцированная активность; хмурое или плохое настроение; угрюмость (Д. Н. Исаев, Е. К. Грачева, Л. О. Бадалян, М. И. Кузьмицкая и А. А. Ватажина, Г. М. Дульнев и А. Р. Лу-рия, Д. Н. Исаев, Д. Е. Мелехов, Е. Д. Ху-денко).
Анализ теоретических данных позволяет сделать вывод не только об интенсивности агрессивности, но, кроме того, о ее направленности и формах проявления. Агрессивность изучаемой категории детей и подростков может быть направлена на: других людей, в том числе других детей (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич); неодушевленные предметы (Г. М. Дульнев и М. И. Кузьмицкая, Н. Б. Лурье); себя (Е. К. Грачева, Д. Н. Исаев, Л. М. Шипицына, О. Шпек).
Агрессивность детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью может иметь физическую (А. Р. Маллер и Г. В. Цикото, К. Филлпс); вербальную и паравербальную формы (С. В. Андреева, Д. Вернер, Н. Б. Лурье, Г. В. Цико-то, Д. Е. Мелехов, К. Филлпс).
Анализ теоретических данных позволяет сделать вывод о том, что данные об агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью хотя и многочисленны, но не систематизированы. Все вышесказанное определило необходимость проведения целенаправленного диагностического исследования.
Экспериментальное изучение проявлений агрессивности проходило в 20032008 гг. на базе специальных (коррекци-онных) школ для детей с нарушением интеллекта № 169 и 123 города Екатеринбурга и Екатеринбургского детского дома для детей-инвалидов. Всего в исследовании приняло участие 140 детей и подростков с клиническим диагнозом «умеренная и тяжелая умственная отсталость».
С каждым испытуемым было проведено по 6 диагностических встреч, продолжавшихся в среднем от 30 до 60 минут. Все дети легко вступали в контакт, соглашались принять участие в «занятиях». Последовательность предъявления заданий для испытуемых была различной, в зависимости от их настроения и желаний.
В ходе изучения проявлений агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нами применялись различные методы, среди них: наблюдение (с ведением выборочной записи по методу «повременной пробы» и частотным счетом; дифференцировались критические или фрустрирующие ситуации; применялась карта наблюдений Д. Стотта); опросник Басса-Дарки; «Тест руки» Э. Вагнера; проективные методики («Рисунок семьи» в интерпретации Г. Т. Хоментаускаса, «Кинетический рисунок семьи» (КРС) в модификации Р. Бернса и С. Кауфмана, «Дом-дерево-человек», «Рисунок несуществующего животного», Цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда); метод экспертных оценок.
В ходе психолого-педагогического изучения проявлений агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью полученные нами эмпирические данные анализировались по следующим направлениям: наличие агрессивности; интенсивность агрессивности; проявления агрессивности (в поведении, эмоционально-волевой сфере, личности); направленность агрессивности (на себя, других людей, неодушевленные пред-
меты); формы проявления агрессивности (вербальная, физическая и др.).
В рамках первого направления были выявлены следующие указания на агрессивность и агрессию испытуемых
Так, по данным обследования испытуемых, до 88,6% (124) испытуемых обнаруживают проявления агрессивности («Дом-дерево-человек»). Основными показателями агрессивности по данным проективных методик являются: враждебность (258 проявлений); грубость (368); дерзость (14); ярость (8), сама агрессивность встречается наиболее часто (521). Чаще всего агрессивность направлена против старших - родителей, педагогов.
В 35,2% выборов, по данным проективных методик, испытуемые подобрали цвета, ассоциируемые с гневом для «Я-обра-за». Были проанализированы цвета, которые выбирают испытуемые для изображения «Я-образа» (ЦТО, «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», рисунки на свободную тему).
Всеми экспертами отмечено наличие агрессивности у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Многие указывают, что «это естественное явление для наших», и только семеро отметили, что агрессивность встречается «иногда» и трое -что лишь «у некоторых».
Таким образом, наличие агрессивности подтверждается данными классических методик, мнением экспертов и словами самих испытуемых.
Для выявления интенсивности агрессивности испытуемых мы использовали предложенные ключи к методикам «Дом-дерево-человек» и «Рисунок несуществующего животного». При этом почти 50% испытуемых продемонстрировали высокий и средний уровни агрессивности, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. А у 16% испытуемых выявлено наличие агрессивных проявлений при полном отсутствии показателей типа социальной кооперации, что указывает на боль-
шую степень агрессивности и является главной детерминантой агрессивного поведения.
Анализ полученных в ходе заполнения карты Д. Стотта данных показывает, что более чем у половины испытуемых (54,3%) существует опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактеро-логических, а также есть потребность в помощи в овладении собственным деструктивным поведением. Поведение еще 11,4% испытуемых характеризуется как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помощи детям и подросткам в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Хотя эти данные можно считать несколько заниженными, поскольку сами наблюдатели отмечали, что стремятся «улучшить» показатели детей и подростков, «занизить» цифру, отражающую частоту проявлений агрессивных поведенческих актов, что связано в большей степени с эмоциональной реакцией наблюдателя - жалостью по отношению к ребенку со столь тяжелым нарушением.
Средний и высокий уровни частоты проявления агрессивности выявлены у 71,3% испытуемых (по данным наблюдения). Продолжительность срывов у 40,7% испытуемых составляет от 5 до более чем 15 минут, что подтверждается примерной схемой наблюдения за агрессивными проявлениями, в которой 196 раз было отмечено, что ребенок успокаивается в течение 15 минут. Агрессивные проявления у испытуемых, несмотря на их частоту, являются, таким образом, короткими или средними по продолжительности, хотя на продолжительность проявления агрессивности, безусловно, влияет вмешательство педагогов, которые стараются сразу же погасить любые проявления агрессивности, переключить испытуемых.
Направленность:
• на людей - агрессивность испытуемых может быть направлена на других
детей (у 12,9% испытуемых, по данным наблюдений), на низкостатусных воспитанников (в том числе оскорбления, связанные с имеющимися у этих детей нарушениями («дура», «горбатая» и т. д.)).
На агрессивные побуждения со стороны испытуемого против членов семьи, а также на ограничение их активности символическими средствами указывает то, что на 36 рисунках семьи у людей отсутствуют руки. При этом при решении предложенных нами ситуаций после рисования большинство испытуемых продемонстрировали негативные чувства по отношению к отцу (35). На направленность агрессивности против старших по возрасту, родителей, учителей указывают устремленные вверх углы в 48 «Рисунках несуществующего животного».
Эксперты также отметили, что агрессивность чаще проявляется по отношению к родителям и сверстникам. У 25,8% испытуемых агрессивность направлена на членов своей семьи;
• на себя - 22,9% человек в конфликтных ситуациях могут проявлять ау-тоагрессию (результаты наблюдения). Реакции, направленные на себя, встретились в 157 наблюдениях (как правило, у детей с глубокой умственной отсталостью, отсутствием речи, шизофренией и нарушениями аутистического спектра);
• на животных - у 19,3% испытуемых, согласно данным примерных схем наблюдений за агрессивными проявлениями;
• на вещи - 11,4% испытуемых могут разбить игрушки, другие предметы (результаты наблюдений). В состоянии раздражения, гнева испытуемые портят те вещи, которые попадаются под руку (97 указаний по данным наблюдений). Наиболее часто встретившимися проявлениями агрессивного поведения стали удары о стену, в том числе головой; разбрасывание и порча окружающих предметов (результаты наблюдений).
Агрессивность испытуемых направлена на членов их семьи - у 25,8% испытуемых, на себя (22,9%, на животных (19,3%), на людей (12,9%) - чаще на низкостатусных ровесников, на вещи (11,4%).
Формы агрессивности:
• физическая - у восемнадцати испытуемых встретилась в виде попыток ударить или отнять что-либо (результаты наблюдений). Чаще всего испытуемые проявляли свою агрессивность по отношению к низкостатусным ровесникам с помощью ударов кулаками и ногами, бросания предметов, сжимания кулаков, желания укусить, драки, попыток исподтишка ущипнуть, дернуть, ударов рукой;
• вербальная и паравербальная -проявляется в виде криков, брани (в том числе нецензурной), возмущения, ворчания, покраснения лица, сквернословия, оскорблений.
В ходе наблюдения за направленностью и видами агрессивных реакций, было отмечено 832 эмоциональные реакции, чаще в виде покраснения лица.
Наиболее часто встречающейся формой проявления агрессивности у испытуемых с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является: физическая -32,5%, невербальная - 27,7%; вербальная -21,3%; эмоциональная - 18,5%.
Другие проявления агрессивности: скрытая агрессивность - встретилась в рисунках 16 испытуемых; непроявляющаяся агрессивность встретилась в 10 рисунках; вытесненная агрессивность - в 13 рисунках. Такие данные могут указывать как на попытки небольшой части испытуемых контролировать проявления агрессивности, так и на неумение адекватно ее выразить.
Способность сдерживать агрессию и агрессивность и даже прикладывать сознательные усилия против агрессивного чувства были обнаружены нами в рисунках 77
испытуемых в виде симметрии при изображении «Дерева», что, однако, может стать следствием шаблонности изображения испытуемыми данной группы.
Наиболее часто (33,2%) встречается экстрапунитивный, самозащитный тип реакции, который проявляется в виде стремления ударить оказавшихся рядом «невиновных» сверстников, педагога, стену, окружающие предметы (данные наблюдения). При этом один и тот же испытуемый в различных ситуациях демонстрировал различные типы реакций. В целом наиболее характерен для испытуемых самозащитный тип реакций на критическую ситуацию.
Результаты наблюдений, проективных методик и мнения экспертов о проявлениях и особенностях агрессивности в целом совпадают, что подтверждает полученные результаты. Необходимо также отметить, что по результатам беседы с испытуемыми, продемонстрировавшими агрессивность в рисунках, можно сделать выводы о том, что она имеет скорее спонтанный характер.
Таким образом, все испытуемые продемонстрировали наличие агрессивности, при этом почти у 50% испытуемых она имеет среднюю и сильную степень выраженности. Чаще всего агрессивность проявляется в физической форме - в 32,5%. Испытуемые с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи для того, чтобы агрессивность не закреплялась как патологическая черта личности и они научались по-другому реагировать на явления окружающей действительности. Кроме того, в каждом случае необходимо проводить уточнение причин агрессивности детей и подростков данной группы, что представляет собой достаточно трудоемкий процесс и будет отражено в дальнейших публикациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999. 240 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
512 с.
3. Жарова В. А. Профессиональная переподготовка педагогов для работы с тяжело умственно отсталыми детьми: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Ярославль: Ярославск. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского 2001. 179 с.
4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
5. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство для врачей. СПб.: Речь, 2003. 391 с.
6. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.208 с.
7. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 496 с.