УДК 152.276 ББК Ю 984.2
Токарская Людмила Валерьевна соискатель г. Екатеринбург Tokarskaya Ludmila Valerievna
Applicant for a Degree Ekaterinburg
Психологический анализ причин агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Psychological Analysis of Aggressiveness Causes of the People with Severe and Profound Mental Retardation
В статье рассматриваются причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях клинических, психолого-педагогических и социальных причин агрессивности данной категории детей и подростков. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора.
This article discusses the aggressiveness causes of children and adolescents with severe and profound mental retardation. The analysis of literary review data on clinical, psychological, educational and social causes of aggressiveness of this category of children and adolescents are presented. The results of the author's research and experimental work are summarized.
Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Key words: aggressiveness, aggressive behavior, mental retardation, severe mental retardation, profound mental retardation, children and adolescents with severe and profound mental retardation.
В ХХ! веке на уровне мирового сообщества в целом и России в частности усиливаются тенденции гуманизации и гуманитаризации, в педагогической науке и практике происходят интеграционные процессы, требующие создания оптимальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными Вестник ЧГПУ 11'2008 128
потребностями и возможностями. Одной из таких категорий детей и подростков являются лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Б 71 - умеренная умственная отсталость, Б 72 - тяжелая умственная отсталость по МКБ 10-го пересмотра). Особо остро в последнее время встает вопрос социальной адаптации и интеграции их в общество. Для успешности данных процессов необходимо изучать особенности развития лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе их эмоционально-волевой сферы и поведения, одним из отклонений которого является агрессивность. При этом установление причин агрессивности будет способствовать профилактике и коррекции отклонений в поведении у названной категории лиц.
В целом феномен агрессивности в специальной литературе представлен достаточно широко. Опираясь на многочисленные теоретические концепции (А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Е. В. Змановская, З. Фрейд и др.), в кор-рекционной психологии рассматривают причины и механизмы агрессивности у лиц с эмоционально-волевыми нарушениями (С. А. Морозов, О. С. Никольская и др.), легкой умственной отсталостью (Е. А. Стребелева и др.), задержкой психического развития (Т. П. Артемьева, Г. В. Грибанова, Г. А. Карпова и др.). Однако в отношении лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью данный феномен изучен крайне недостаточно, встречаются лишь отдельные ссылки на симптомы агрессивности при данной патологии (Е. К. Грачева, Н. Ф. Дементьева, Д. Н. Исаев, А. Р. Маллер, Г. Е. Сухарева, Л. М. Шипицына и др.). Это обусловлено, прежде всего, тем, что механизмы и причины агрессивности у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно сложно изучать в силу ряда объективных и субъективных причин. Среди них и отсутствие специальных диагностических инструментов, позволяющих оценить количественные и качественные проявления агрессивности, и личностные особенности детей и подростков рассматриваемой категории (низкий уровень абстрактности мышления, неадекватная самооценка, неспособность к рефлексии, грубые нарушения в моторной сфере), делающие невозможным применение классических диагностических процедур. Кроме того, сложно провести дифференциацию причин
агрессивности, поскольку наличие большого количества медицинских и психопатологических проблем (гормональные нарушения, неврологическая симптоматика, астении, психозы и т. д.) у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью затрудняют поиск психологических подходов к пониманию механизмов агрессивности и коррекции ее негативных проявлений.
На основании проанализированной нами литературы, рассматривающей особенности ЭВС и поведения лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, можно выделить три большие группы возможных причин, вызывающих отклонения в поведении, в том числе - агрессивность: клинические (физиологические, патологические), психолого-педагогические и социальные.
В рамках клинического подхода могут быть выделены следующие причины агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: осла-бленность дифференцировочного вида активного торможения (А. А. Ватажи-на, В. Н. Воронина, М. И. Кузьмицкая), невозможность снятия сексуального напряжения, степень умственной отсталости (И. Л. Крыжановская), гормональные изменения, связанные с подростковым возрастом (Д. Н. Исаев), прием медицинских препаратов и алкоголя (Г. Е. Сухарева и др.), астенические явления, возникающие вследствие насыщения работой (А. Р. Маллер, Г. В. Цико-то), метеочувствительность (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Л. А. Нисневич) и другие вегетативные расстройства, наличие психопатологических синдромов, при которых наблюдается повышенная агрессивность, таких, как синдром Шерешевского-Тернера, Корнели де Ланге, Рубинштейна-Тейби, полисомия Х-хромосомы, синдром ХУУ, Смита-Маджениса, кольцевой Х-хромосомы, синдром «кошачьего крика», фенилкетонурия, а также особая сензитивность к прикосновениям (С. В. Андреева, Д. Н. Исаев).
Однако в рамках нашего исследования наибольший интерес представляет изучение психологических причин агрессивности. Так, среди психологических причин агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, по данным специальной литературы, можно назвать следующие: невозможность удовлетворения потребностей, непонимание того, что такое раздражение и как
сдержать себя (К. Грюневальд); отрыв детей и подростков от семьи, перевод из одного учреждения, где они хорошо адаптировались, в другое (А. Н. Самарина); частые переводы из группы в группу (М. И. Кузьмицкая и А. А. Ватажина); появление новых людей (Е. А. Воронова, Д. Н. Исаев, Т. К. Меркулова, Л. М. Ши-пицына и др.); неблагоприятные психологические условия в семье (Л. М. Шипи-цына); фрустрация вследствие невозможности быть понятым из-за отсутствия речи (С. В. Андреева и Л. М. Шипицына); отказ в просьбе (С. В. Андреева); порицание и критика в их адрес (С. Д. Забрамная, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, М. Б. Медведева, Л. М. Шипицына); копирование наблюдаемых агрессивных реакций у окружающих (Д. Н. Исаев, А. Р. Маллер и Г. В. Цикото), в том числе родителей, старших детей и подростков в интернате или школе (Д. Н. Исаев). Аутоагрессия, по мнению Д. Н. Исаева, «возникает в ответ на обиды, наказания и другие конфликты со взрослыми или старшими детьми».
Экспериментальное изучение причин агрессивности проходило в 20032006 гг. на базе специальных (коррекционных) школ для детей с нарушением интеллекта № 169 и 123 города Екатеринбурга и Екатеринбургского детского дома для детей-инвалидов. Всего в исследовании приняло участие 140 детей и подростков с клиническим диагнозом «умеренная и тяжелая умственная отсталость».
С каждым испытуемым было проведено по 6 диагностических встреч, продолжавшихся в среднем от 30 до 60 минут. Все дети легко вступали в контакт, соглашались принять участие в «занятиях». Последовательность предъявления заданий для испытуемых была различной, в зависимости от их настроения и желаний.
В ходе изучения причин агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нами применялись различные методы, среди них: наблюдение (с ведением выборочной записи по методу «повременной пробы» и частотным счетом; дифференцировались критические или фрустрирующие ситуации; применялась карта наблюдений Д. Стотта); опросник Басса-Дарки; «Тест руки» Э. Вагнера; проективные методики («Рисунок семьи» в интерпретации
Г. Т. Хоментаускаса, «Кинетический рисунок семьи» (КРС) в модификации Р. Бернса и С. Кауфмана, «Дом - дерево - человек», «Рисунок несуществующего животного», Цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда); метод экспертных оценок. Кроме того, в качестве одной из проективных методик испытуемым предлагались мимические и пантомимические эталоны гнева для выявления возможных причин агрессивности. Обработка данных проходила с количественной (статистической) и качественной (дифференциация материала по группам, анализ) точек зрения.
Основной блок причин, названных экспертами (руководителями, педагогами и воспитателями вышеназванных учреждений), повторяет причины, выявленные в ходе анализа литературы. Кроме того, экспертами были названы неупомянутые в теории причины, такие, как необходимость пребывания в детском доме (у детей и подростков, посещющих группы пятидневного пребывания); неумение правильно оценить свое поведение и некритичность. Эксперты уточняют также, что агрессивная реакция на новую обстановку, новых людей, в большей степени характерна для испытуемых с фенилкетонурией.
Необходимо отметить, что наибольшее количество агрессивных проявлений (117) - это ответ на агрессию других, в частности, сверстников.
Особо интересным, на наш взгляд, является выявленный нами и подтвержденный применением методов вторичной математической обработки факт (не отмеченный в литературе) влияния условий воспитания на агрессивность испытуемых. Так, дети и подростки, воспитывающиеся в группах пятидневного пребывания более агрессивны, чем те, кто воспитывается дома или постоянно проживает в детском доме.
Кроме того, эмоциональное состояние и самочувствие педагогов, а также уровень их агрессивности, может стать причиной агрессивности испытуемых. Так, при выполнении теста Руки неоднократно агрессивно воспринимаемая рука была соотнесена испытуемыми с рукой педагога. При выполнении рисунков испытуемые чаще всего для педагогов выбирали цвета, связанные с эмоциями гнева. По методике на распознавание и соотнесение мимических и пантоми-
мических эталонов гнева с окружением, эмоцию гнева определили как «лицо учителя / воспитателя» - 67,9 % испытуемых. Сами педагоги также указывают на то, что причинами агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью может быть их собственное неправильное поведение, недостаток педагогической культуры, такта, знаний; отсутствие учета особенностей, связанных с общением, конкретным нарушением.
Для выявления агрессивности педагогов нами применялся тест А. Ассин-гера (Е. И. Рогов, 1996). При этом обработка данных показала, что большинство педагогов демонстрируют умеренную агрессивность, достаточную успешность в жизни из-за достаточно здорового честолюбия и самоуверенности (87,5% педагогов). 37,3% педагогов демонстрируют проявления взрывов разрушительности, которые носят скорее деструктивный, чем конструктивный характер. Они склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям, относятся к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируют конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Однако основную группу неблагоприятных психологических причин составляют семейные. Так, причины агрессивности испытуемых большинство экспертов связывает с особенностями и условиями воспитания в семьях, в том числе неблагополучных, конфликтами в семье (анкета В. А. Жаровой, беседа). 27% испытуемых, изображая «ДДЧ» и Рисунок семьи в интерпретации Г. Т. Хо-ментаускаса, продемонстрировали чувство недостатка эмоциональной теплоты, нехватку психологической теплоты дома, чувство отвержения, неприятия. Для большинства рисунков характерно отсутствие общности между членами семьи, ощущение детьми отвержения себя, неприятия. Рисунки фигуры «Я» производят впечатление незначительности, ненужности испытуемых в семье. В целом проективные методики демонстрируют разобщенность членов семьи испытуемых, невключенность лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в систему семейных отношений. Ответы испытуемых, способствующие интерпретации проективных заданий, в целом подтверждают гипотезу нашего исследования и среди источников гнева, направленных на самих испытуемых,
указывают на действия членов семьи. В рисунках они также используют цвета, отражающие эмоции гнева для изображения своей семьи. При этом чаще всего эти цвета выбираются для фигуры отца (27,12%).
Однако при использовании проективных методик обнаружилось следующее противоречие: так, по данным «Теста руки», Цветового теста отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда и методики на распознавание и соотнесение выражений эмоций гнева с окружением, испытуемые чаще всего выбирают непо-нравившийся цвет, агрессивно воспринимаемую руку и мимическое выражение для матери (49,75%).
Таким образом, как отец, так и мать могут стать в семье таких детей примером агрессивного поведения.
Большинство родителей, принимавших участие в исследовании (тест А. Я. Варга - С. С. Столина), не испытывают по отношению к ребенку отрицательных чувств, стараются быть ближе к нему, в разумных пределах контролируя его действия. Такие показатели могут указывать на то, что ответы родителей были не всегда откровенными, что подтверждают сомнения и исправления ответов респондентами. Это обусловлено, на наш взгляд, стремлением родителей показать более хорошее отношение к своему ребенку, поскольку в методиках типа опросников мамы описывают те свои действия, которые социально поощряются, или, во всяком случае, принимаются обществом.
Таким образом, доля психологических причин агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является достаточно весомой. Установление и уточнение этих причин представляет собой достаточно трудоемкий процесс, поскольку применение традиционных психодиагностических процедур не всегда отражает истинное положение дел. Тем не менее, мы получили удовлетворение от того факта, что обнаружили в своем исследовании причины агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, не описанные в теоретических источниках. Дальнейшее изучение данной информации требует времени и уточнения, что является перспективой нашего исследова-
Библиографический список
1. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 1999. - 240 с.
2. Берковиц, Л. Агрессия : причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.
3. Жарова, В. А. Профессиональная переподготовка педагогов для работы с тяжело умственно отсталыми детьми [Текст] / В. А. Жарова / Дис. ... канд. пед. наук / Ярославск. гос. пед. ун-т. им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2001.
- 179 с.
4. Змановская, Е. В. Девиантология [Текст] / Е.В. Змановская : (Психология отклоняющегося поведения) : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
5. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] : руководство для врачей / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
6. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
7. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л. М. Шипицына. - СПб. : Дидактика Плюс, 2002. - 496 с.
Bibliography
1. Bandura, А. Adolescents aggression. Studing influence of the education and family relations [Text] / А. Bandura, R. Wolters. - М., 1999. - 240 p.
2. Bercovits, L. Aggression : causes, consequences and control [Text] / L. Bercovits. - SPb. : Praim-EVROZNAK, 2001. - 512 p.
3. Garova, V. А. Professional Retraining Course for the Teachers to Work with Children with Profound Mental Retardation [Text] / V. А. Garova Thesis of the Candidate of the Pedagogics / Yaroslavl State Pedagogical University named after К. D. Ushinskiy, Yaroslavl, 2001. - 179 p.
4. Zmanovskaya, Y. V. Deviantology [Text] / Y. V. Zmanovskaya : (Psychology of Deviation Behavior) : Manual for the Student of Higher Educational Institutions.
- М. : «Academia» Publishing Centre, 2003. - 288 p.
5. Isaev, D. N. Children and Adolescents with Mental Retardation [Text] : Manual for Doctors / D. N. Isaev. - SPb. : Speach, 2003. - 391 p.
6. Maller, A. R. Educating and Teaching Children with Profound Mental Retardation [Text] : Manual for Student of Higher Pedagogical Institutions / A. R. Maller, G. V. Cikoto. - М. : Academia, 2003. - 208 p.
7. Shipitsyna, L. М. «Training» Child in Family and Society. Socialization of the Mentally Retarded Children [Text] / L. М. Shipitsyna. - SPb. : Didactica Plus, 2002. - 496 p.