Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ'

ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1042
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОСТЬ / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басалаева Наталья Владимировна, Захарова Татьяна Вячеславовна

Статья посвящена проблеме зависимого поведения у подростков. Авторами отмечается, что в настоящее время наблюдается значительный рост зависимых подростков. Одной из причин возникновения зависимого поведения у старших подростков является стремление быть «как все» или же стремление выделиться среди сверстников. Кроме того, проблемы в семейных взаимоотношениях и попустительский/авторитарный стиль воспитания также может привести к возникновению зависимости. Авторами акцентируется внимание на том, что изменения во внешности подростка (тёмные круги под глазами, худощавость, потемнение или появление желтого оттенка цвета кожи и др.) может быть проявлением зависимого поведения. С целью изучения зависимого поведения у старших подростков организовано экспериментальное исследование. Обобщая результаты исследования, авторы пришли к выводу, что 14 старших подростков (52%) имеют повышенную склонность к формированию зависимости и входят в «группу риска». Для подростков данной группы свойственны такие черты, как: податливость малейшей критике; ощущение опустошённости или беспомощности; плохая переносимость одиночества; затруднения начать какое-либо дело самостоятельно. Обобщая результаты диагностики, авторы делают вывод о необходимости профилактики зависимого поведения у старших подростков. Методы профилактики склонности к зависимому поведению старших школьников необходимо использовать комплексно, с учетом причины возникновения зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Басалаева Наталья Владимировна, Захарова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF DEPENDENT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

The article is devoted to the problem of addictive behavior in adolescents. The authors note that currently there is a significant increase in dependent adolescents. One of the reasons for the emergence of addictive behavior in older adolescents is the desire to be “like everyone else” or the desire to stand out among their peers. In addition, relationship problems and a permissive/authoritarian parenting style can also lead to addiction. The authors focus on the fact that changes in the appearance of a teenager (dark circles under the eyes, thinness, darkening or the appearance of a yellow tint of skin color, etc.) can be a manifestation of addictive behavior. In order to study addictive behavior in older adolescents, an experimental study was organized. Summarizing the results of the study, the authors concluded that 14 older adolescents (52%) have an increased tendency to develop addiction and are included in the "risk group". Adolescents of this group are characterized by such features as: susceptibility to the slightest criticism; feeling empty or helpless; poor tolerance for loneliness; Difficulty starting a business on your own. Summarizing the diagnostic results, the authors conclude that it is necessary to prevent addictive behavior in older adolescents. Methods for preventing the tendency to addictive behavior of older students must be used in a complex manner, taking into account the cause of the dependence.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

ригидное поведение свойственно педагогам с большим профессиональным стажем. По мнению М.А. Воробьевой, «педагогическая профессия обречена на ригидность, поскольку каждое действие учителя прописано в методических указаниях, любая вольность может быть наказана. Педагога лишили возможности думать, выбирать, действовать, поэтому он должен просто соответствовать» [1, С. 46]. Высокие показатели актуальной ригидности (АР) и сенситивной ригидности (СР) не зафиксированы, у всех педагогов выявлены показатели в пределах нормы - низкий уровень у 60% и 46,65%, умеренный - у 40% и 53,35% испытуемых. Педагоги проявляют чувствительность к проблемам, гибкость поведения, а также эмоциональную реактивность. Они способны преодолевать препятствия, выступать инициаторами в решении профессиональных задач, отстаивать свои взгляды. У 80% педагогов выявлена ригидность как установка, что проявляется в принятии изменений, готовности к инновациям, стремлении к саморазвитию. Для 20% педагогов характерен высокий уровень установочной ригидности. Ригидность как состояние обычно выражается во временных либо ситуативных реакциях эмоциональной нестабильности, раздражительности, категоричности высказываний. Данные проявления не характерны для педагогов этой группы, что подтверждается низкими и умеренными показателями у 86,7% и 13,3% педагогов соответственно. Преморбидная ригидность (ПМР) формируется в детстве и часто выступает ограничивающим фактором у взрослых. У всех педагогов, не работающих с детьми с особыми потребностями, выявлены нормативные показатели, что позволяет их охарактеризовать как коммуникативно ориентированных, активных, мобильных. В профессиональной среде они внимательны и требовательны, педантичны и дисциплинированы. В социальном взаимодействии педагоги способны быть «удобными», контролируя свои эмоциональные проявления и потребности.

Выводы. Проанализировав теоретические источники, мы выделили симптомы СЭВ, характерные для работников образования: психическая напряженность, неудовлетворенность профессией, авторитарность, демонстративность, педагогический догматизм, доминантность, профессиональная индифферентность, консерватизм, ригидность и др.

Мы отмечаем, что последствия эмоционального выгорания у работников образования сводятся к следующему: тревожности, депрессии, смене профиля работы, росту раздражения, интеллектуально-эмоциональному тупику, ухудшению отношений в семье и т.п.

Обобщая результаты экспериментального исследования, мы отмечаем, что синдрому эмоционального выгорания в большей степени подвержены педагоги, работающие с обучающимися с особыми возможностями здоровья. Исходя из результатов диагностики, целесообразно организовать профилактическую работу, направленную на преодоление синдрома эмоционального выгорания с использованием специальных упражнений на снижение уровня эмоционального напряжения, эмоциональной несдержанности, уменьшение уровня тревожности, неуверенности в себе, повышение параметров мыслительной деятельности.

Литература:

1. Воробьева, М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания / М.А. Воробьева. - Екатеринбург: Юрайт, 2008. - 231 с.

2. Залевский, Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, норме и патологии) / Г.В. Залевский. - Томск: Томский государственный университет, 2004. - 460 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - Москва: Академия», 2013. - 416 с.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Басалаева Наталья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Захарова Татьяна Вячеславовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск) ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме зависимого поведения у подростков. Авторами отмечается, что в настоящее время наблюдается значительный рост зависимых подростков. Одной из причин возникновения зависимого поведения у старших подростков является стремление быть «как все» или же стремление выделиться среди сверстников. Кроме того, проблемы в семейных взаимоотношениях и попустительский/авторитарный стиль воспитания также может привести к возникновению зависимости. Авторами акцентируется внимание на том, что изменения во внешности подростка (тёмные круги под глазами, худощавость, потемнение или появление желтого оттенка цвета кожи и др.) может быть проявлением зависимого поведения. С целью изучения зависимого поведения у старших подростков организовано экспериментальное исследование. Обобщая результаты исследования, авторы пришли к выводу, что 14 старших подростков (52%) имеют повышенную склонность к формированию зависимости и входят в «группу риска». Для подростков данной группы свойственны такие черты, как: податливость малейшей критике; ощущение опустошённости или беспомощности; плохая переносимость одиночества; затруднения начать какое-либо дело самостоятельно. Обобщая результаты диагностики, авторы делают вывод о необходимости профилактики зависимого поведения у старших подростков. Методы профилактики склонности к зависимому поведению старших школьников необходимо использовать комплексно, с учетом причины возникновения зависимости.

Ключевые слова: зависимость, зависимое поведение, подростки, старший подростковый возраст, профилактика зависимого поведения.

Annotation. The article is devoted to the problem of addictive behavior in adolescents. The authors note that currently there is a significant increase in dependent adolescents. One of the reasons for the emergence of addictive behavior in older adolescents is the desire to be "like everyone else" or the desire to stand out among their peers. In addition, relationship problems and a permissive/authoritarian parenting style can also lead to addiction. The authors focus on the fact that changes in the appearance of a teenager (dark circles under the eyes, thinness, darkening or the appearance of a yellow tint of skin color, etc.) can be a manifestation of addictive behavior. In order to study addictive behavior in older adolescents, an experimental study was organized. Summarizing the results of the study, the authors concluded that 14 older adolescents (52%) have an increased tendency to develop addiction and are included in the "risk group". Adolescents of this group are characterized by such features as: susceptibility to the slightest criticism; feeling empty or helpless; poor tolerance for loneliness; Difficulty starting a business on your own. Summarizing the diagnostic results, the authors conclude that it is necessary to prevent addictive behavior in older adolescents. Methods for preventing the tendency to addictive behavior of older students must be used in a complex manner, taking into account the cause of the dependence.

Key words: addiction, addictive behavior, adolescents, older adolescence, prevention of addictive behavior.

Введение. Одной из значимых социальных проблем современности являются подростковые зависимости. В настоящее время отмечается интенсивный рост подростковых аддикций как в России, так и в зарубежных странах.

Мы разделяем точку зрения Н.В. Серединой и И.В. Черныш и определяем зависимое поведение как один из типов девиантного поведения с формированием при этом стремления к уходу от реальности с помощью искусственного изменения индивидом своего психического состояния через прием отдельных веществ либо же постоянной фиксацией своего внимания на конкретных видах деятельности для развития интенсивных эмоций [4, С. 29].

Старший подростковый возраст является наиболее психологически уязвимым и восприимчивым к сложностям окружающей среды. Старшим подросткам, в силу своих физиологических и психических особенностей, сложно справляться со стрессом, различными жизненными ситуациями, которые могут вызвать негативные эмоциональные реакции.

К основным причинам возникновения зависимого поведения у старших подростков отечественные психологи относят следующие: стремление быть «как все» или же стремление выделиться среди сверстников; подростковое любопытство; сложные отношения в семье и авторитарный/попустительский стиль воспитания; непонимание со стороны сверстников и взрослых; компания, в которой культивируется зависимое поведение; неправильно организованный досуг; индивидуальные особенности.

А.Ю. Ревенко выделяет следующие причины возникновения зависимостей у старших подростков: окружение, протест, попытка привлечь внимание, любопытство, чувство взрослости [3, С. 45].

Довольно часто к зависимостям у подростков приводит комплекс причин: плохая компания, конфликт с родителями или учителями (протест), недостаток внимания со стороны взрослых или сверстников (попытка привлечь внимание) и др.

Основными проявлениями аддикций у старших подростков являются наличие конфликтного, провоцирующего поведения, депрессии, проблемы с режимом дня, нарушение аппетита, изменения во внешности подростка (тёмные круги под глазами, худощавость, потемнение или появление желтого оттенка цвета кожи и др.).

В числе характерных особенностей старших подростков с аддикциями Л.И. Максименкова называет следующие:

1) нарушения внутрисемейных взаимоотношений, насилие в семье;

2) эмоциональная незрелость, суицидальные мысли или попытки суицида;

3) склонность старших подростков к саморазрушающему поведению, дезадаптация;

4) выраженные конфликты и агрессивность, вспыльчивость и раздражительность;

5) неразвитый эмоциональный интеллект (сложности в выражении своих эмоций и чувств), а также неразвитое самосознание и сложности в постановке и последующем достижении целей вплоть до полного отказа от перспектив развития, имеющиеся нарушения в мотивационной сфере старших подростков;

6) отсутствие эмоционально-волевого контроля у старших подростков [2, С. 130].

Для предотвращения распространения данной проблемы, по мнению Е.В. Змановской, необходима организация профилактических мер на разных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, педагогическом, социально-психологическом и др. Эффективная профилактика зависимого поведения обеспечивается следующими условиями: дифференцированность, комплексность, последовательность, своевременность [1].

В связи с актуальностью проблемы цель исследования - изучение проявления аддиктивного поведения у обучающихся подросткового возраста.

Изложение основного материала статьи. Проанализировав теоретические источники, мы провели экспериментальное исследование, направленное на изучение зависимого поведения у подростков.

Анализируя результаты диагностики старших подростков по методике «Склонность к зависимому поведению», мы пришли к выводу, что среди опрошенных нами старших подростков признаки высокого уровня склонности к зависимому поведению не выявлены ни у одного респондента. У 17 респондентов (63%) выявлен низкий уровень склонности к зависимому поведению. Следовательно, для большинства опрошенных нами респондентов характерна малая вероятность формирования зависимости, отсутствие черт личности, способствующих развитию аддикции. У 8 старших подростков (29%) наблюдается наличие тенденции к формированию зависимости. Для 2 подростков (8%) характерны признаки повышенной склонности к зависимому поведению. У данных респондентов прослеживается тенденция к употреблению ПАВ, что может привести к развитию зависимости.

Обобщая полученные результаты диагностики, мы пришли к выводу, что ни один из школьников не имеет признаки высокого уровня зависимости от ПАВ. Однако у 10 подростков диагностировано наличие признаков развития склонности от ПАВ. Они отличаются отсутствием способности самостоятельно принимать решения; конформизмом; ранимостью и чувствительностью.

При анализе полученных нами результатов диагностики старших подростков, полученных с помощью методики «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» (автор - Г.В. Лозовая), мы выявили, что 25 (92%) старших подростков отличаются низкой склонностью к алкогольной зависимости. Данный факт свидетельствует об отсутствии у респондентов тяги к алкогольным напиткам. Для 2 испытуемых (8%) характерен средний уровень склонности к алкогольной зависимости. У данной группы подростков наблюдаются признаки употребления алкоголя, что увеличивает риск развития зависимости от него.

Следует отметить наличие низкого уровня склонности к телевизионной зависимости у испытуемых нашей группы, что свидетельствует об отсутствии у них тяги к просмотру телевизора.

Для большинства опрошенных характерен низкий уровень склонности к любовной зависимости. Следовательно, они адекватно относятся к отношениям с противоположным полом. Для 1 подростка (4%) характерен средний уровень склонности к любовной зависимости. У испытуемого может наблюдаться навязчивое поведение в отношениях с противоположным полом.

Выявлено, что 24 (89%) старших подростков имеют низкий уровень склонности к игровой зависимости. Данный факт свидетельствует об отсутствии у респондентов тяги к играм. Для 3 учащихся (11%) характерен средний уровень склонности к игровой зависимости, что проявляется в предрасположенности к азартным играм.

У всех испытуемых нашей группы выявлен низкий уровень склонности к зависимости от межполовых отношений. Подростки объективно оценивают свои сексуальные потребности и возможность вступить в межполовые отношения.

Мы отмечаем, что для всех респондентов нашей выборки характерна низкая склонность к пищевой зависимости. Следовательно, подростки информированы об основах правильного питания и стараются придерживаться им.

Выявлено, что все подростки имеют низкий уровень склонности к религиозной зависимости. Это свидетельствует об адекватном отношении к религии у подростков.

Мы констатируем, что 27 (100%) опрошенных старших подростков показали низкий уровень склонности к трудовой зависимости. Подростки адекватно оценивают труд и у них отсутствуют признаки трудоголизма.

Кроме того, ни у кого из испытуемых не выявлена лекарственная зависимость. Таким образом, подростки не имеют пристрастия к приёму лекарств при любом заболевании.

Выявлено, что 19 (68%) старших подростков имеют низкий уровень зависимости от компьютера. Для остальных респондентов характерны средний и высокий уровни склонности к компьютерной зависимости. Большинство этих подростков нарушают режим дня, большую часть времени проводят за компьютером.

Мы отмечаем, что около 50% подростков нашей выборки имеют низкий уровень табачной зависимости, что говорит об отсутствии у подростков тяги к употреблению табачных изделий. Для 4 респондентов (15%) характерна средняя склонность к табачной зависимости. Данные подростки характеризуются предрасположенностью к употреблению табачных изделий. Около 40 % опрошенных имеют высокую склонность к табачной зависимости. Это свидетельствует о наличии табачной аддикции у данных подростков.

У большинства старших подростков отсутствует склонность к зависимости от здорового образа жизни. У них сформировано понимание о ЗОЖ, они его адекватно оценивают и придерживаются. У 1 испытуемого (4%) выявлена средняя склонность к зависимости от здорового образа жизни. Данный подросток категорически не нарушает основы здорового образа жизни.

Для 26 (96%) респондентов характерен низкая склонность к наркотической зависимости. Следовательно, подростки не имеют тяги к наркотическим веществам. У 1 подростка (4%) выявлен средняя склонность к наркотической зависимости. Подростки данной группы характеризуются предрасположенностью к употреблению наркотических веществ, что может привести к наркотической зависимости.

Таким образом, проанализировав результаты исследования склонности к зависимому поведению у старших подростков, можно сделать вывод о том, что в «группе риска» находится более 50% подростков. У данных респондентов выявлены высокая или средняя степень склонности к одной или нескольким видам зависимостей. Часто они отличаются замкнутостью, агрессивностью, пассивностью, низким уровнем самоконтроля.

Выводы. Обобщая результаты исследования, полученные с помощью методики «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» (автор - Г.В. Лозовая) и методики «Склонность к зависимому поведению» (автор - В.Д. Менделевич), мы отмечаем, что 14 старших подростков (52%) имеют повышенную склонность к формированию зависимости и входят в «группу риска». Для подростков данной группы свойственны такие черты, как: конформизм; ощущение опустошённости; непереносимость одиночества; несамостоятельность и др.

Обобщая результаты диагностики, мы пришли к выводу о необходимости профилактики зависимостей у подростков.

Методы профилактики склонности к зависимому поведению обучающихся необходимо использовать комплексно, с учетом причины возникновения зависимости. Наиболее эффективны такие формы профилактики, как: активизация личностных ресурсов; организация здорового образа жизни; активное обучение социально-важным навыкам; организация альтернативной аддиктивному поведению деятельности; организация социальной среды и минимизация негативных последствий зависимого поведения.

В целях превенции зависимого поведения используются различные психологические тренинги (тренинг уверенности в себе, социально-психологический тренинг, тренинг личностного роста и др.), групповые дискуссии и игры, психотерапевтические методы (игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, изотерапия, вокалотерапия и т.п.).

Литература:

1. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - Москва: Академия, 2013. - 218 с.

2. Максименкова, Л.И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема / Л.И. Максименкова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2008. - № 2. - С. 126-131.

3. Ревенко, А.Ю. Нарушение системы жизненных ценностей личности как фактор формирования зависимости / А.Ю. Ревенко // Вопросы психологии. - 2020. - № 10. - С. 40-53.

4. Середина, Н.В. Психологические особенности зависимого поведения / Н.В. Середина, И.В. Черныш // СевероКавказский психологический вестник. - 2008. - № 6/3. - С. 28-31.

Психология

УДК 159.9

студентка 2 курса факультета психолого-педагогического образования Веретенникова Юлия Дмитриевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы формирования мотивационной готовности студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности. Даны определения понятий «профессиональная готовность», «психологическая готовность к профессиональной деятельности», выделены особенности мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов вуза. Под мотивационной готовностью студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности понимается особое состояние мотивационной сферы, обеспечивающее активность человека в овладении профессиональными знаниями, умениями, компетенциями, необходимыми для эффективного выполнения профессиональной педагогической деятельности. В статье проанализированы результаты исследования мотивационной готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности. Диагностика проводилась с помощью тестовых методик, для статистической обработки использовался критерий Пирсона. Было выявлено, что студентов с высоким уровнем мотивационной готовности отличают высокий уровень профессиональной направленности, выраженный интерес к педагогической деятельности, желание работать по выбранной профессии, гибкость мышления и поведения, стрессоустойчивость, готовность к самопознанию и самосовершенствованию. У студентов с низким уровнем мотивационной готовности выражены внешние мотивы выбора профессии, низкий уровень профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.