Научная статья на тему 'Проявление универсальных законов бытия на уровне самоорганизации общественной жизни'

Проявление универсальных законов бытия на уровне самоорганизации общественной жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
548
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ГОМЕОСТАТИКА / ЭВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Некрасов Сергей Иванович, Некрасова Нина Андреевна

В статье рассматриваются Вселенная, общество и человек как взаимосвязанные элементы единой саморазвивающейся суперсистемы, связанные едиными универсальными закономерностями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANIFESTATION OF UNIVERSAL LAWS OF EXISTENCE AT THE LEVEL OF SOCIAL LIFE SELF-ORGANIZING

The universe, the society and the man are discussed as correlated elements of the united self-developing supersystem, connected by the indivisible universal natural development regularities.

Текст научной работы на тему «Проявление универсальных законов бытия на уровне самоорганизации общественной жизни»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

№142

УДК 111:303

ПРОЯВЛЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ БЫТИЯ НА УРОВНЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

СИ. НЕКРАСОВ, НА. НЕКРАСОВА

В статье рассматриваются Вселенная, общество и человек как взаимосвязанные элементы единой саморазвивающейся суперсистемы, связанные едиными универсальными закономерностями развития.

Ключевые слова: синергетика, самоорганизующаяся система, моральное сознание, духовность, гомеостатика, эволюция.

Представители синергетики отмечают следующую особенность самоорганизующейся системы: в процессе саморазвития не части образуют целое, а целое закономерно самодифференцируется на части, то есть не элементы порождают систему, а система формирует функциональные компоненты, необходимые в процессе развития. Если рассматривать Универсум как саморазвивающуюся систему, то по логике развития в её ранних стадиях должна быть обнаружена объективно возникающая в ней тенденция к порождению жизни, психики и сознания. Поэтому моральное сознание как одна из подсистем сознания в целом также появляется как закономерный этап эволюции. Причём формирование морального сознания как аспекта сознания в целом имело функциональное назначение. Так, Дж. Хаксли утверждает, что моральное сознание - это результат эволюции разума, универсальное подтверждение единства человека со всей остальной жизнью и жизни - со Вселенной..., подтверждающее единство всего человечества, а не разделяющее людей.

Если отстаивать идею о том, что Вселенная является эволюционно связанной целостностью, единой сложнейшей, направленно эволюционирующей, функциональной суперсистемой, в которой возникновение жизни, сознания (в том числе и морального) не случайно, а закономерно, то важно рассмотреть принципы и механизмы отбора развивающихся систем, синергетические закономерности развития. Некоторые элементы механизма отбора были определены ещё Ч. Дарвином, суть которых сводилась к адаптации организма к окружающей среде, которая может изменяться произвольно. Сегодня выводы дарвинистской теории существенно пересмотрены. Например, выявлено, что спектр возможных изменений организмов ограничен и упорядочен, и каждое изменение в системе можно оценить по критерию отбора, то есть прогнозировать эволюцию возможно, ибо можно рассчитать вписывается ли данное изменение в допустимый спектр изменений или нет, будет ли оно способствовать развитию всей системы или её гибели.

«Живой организм - это пример ультрастабильной системы, которая осуществляет ультрастабиль-ный поиск наиболее оптимального и наиболее устойчивого состояния», - пишет В.В. Бородкин, занимающийся изучением проблем гомеостатики - нового направления в синергетике, которое изучает функционирование и адаптацию живых систем [2, с. 80]. При этом он отмечает, что адаптация отдельных организмов рассматривается в общей связи со всей системой, в её общей «цели», и отбор среди живых систем происходит по принципу согласованности с общей «целью» всей системы и с остальными её подсистемами.

Согласно представлениям синергетики все живые системы - это неравновесные системы большой сложности, отличающиеся динамической структурой. Причем эти системы устойчивы только в постоянном развитии, а не в статике. Огромную роль в развитии всей системы имеют противоречия, которые являются её основным системообразующим фактором, основным механизмом как её эволюции, так и гибели. В социальных системах развитие регулируется механизмами, обеспечивающими сохранение и развитие кооперации, единства, гармонии. Но если на природном уровне эти процессы регулируются природными законами, то на социальном уровне (с развитием разума, свободной воли) принципиальную роль начинает играть выбор, в основе которого у человека лежат его ценностные ориентации, и, прежде всего, моральные принципы. «Живое вещество только в том случае прогрессивно развивается, если оно своей жизнедеятельностью увеличивает упорядоченность среды обитания», - утверждает В.П. Казначеев [4, с. 139]. Применительно к человеческому сообществу упорядочивание начинается с учёта «интересов среды», отказа от эгоизма в межчеловеческих отношениях и от антропоцентризма в отношениях с природой, или иначе - с утверждения в своей жизни основных моральных принципов.

Вселенная предстаёт как сложнейшая суперсистема, состоящая из бесчисленного множества структурно-функциональных образований - конкретных систем космической, биотической и социальной ма-

терии. Человек занимает здесь особое место. Человек - это существо, наделённое разумом, свободой воли и его поведение не прямо детерминировано природными законами. Он может направить своё развитие в антиэволюционном и аморальном направлении (путём разрушения среды обитания или оптимального взаимодействия человека, общества и космоса), так как человек заключает в себе общие и всеобщие закономерности бытия, а также отражаемую Вселенную, космос и поэтому становится целой Вселенной, особой формой микрокосмоса, и ответственен за её эволюцию. Если Вселенная является единой суперсистемой, то все процессы в ней должны подчиняться единому условию - согласованности, причём оптимальной согласованности их взаимодействия, гармонии, единства действий механизмов отбора на всех уровнях ее развития.

Сегодня в научной среде часто разгораются споры о несостоятельности или состоятельности трёх законов диалектики. Не ввязываясь в эту дискуссию, можно утверждать, что законы диалектики, сформулированные Гегелем, - это величайшее достижение мировой человеческой мысли, но сегодня к ним необходимо прибавить более общий закон - закон системного упорядочивания. Ведущая роль в этом законе принадлежит силам, которые обеспечивают соразвитие подсистем в системе. И если на переломных этапах главная роль принадлежит борьбе противоположностей, преодолению старого качества новым, то на эволюционных этапах ведущую роль берут на себя силы соразвития, интегративного упорядочивания, системно-целостного развития. Подобные воззрения разрабатываются учёными Новосибирского отделения академии наук. Так, Э. Винограй пишет: «Высокоинтегрированные, гармоничные системы обычно пронизаны общими ритмами, а частные ритмы подсистем согласованы друг с другом и с общими ритмами» [3, с. 168]. Всё большее число учёных приходят к выводам, что во Вселенной как суперсистеме действуют направленные механизмы эволюции. Роль таких механизмов играют законы гармонии, которые на языке синергетики называются универсальными принципами эволюции саморазви-вающихся систем. Аналогичные идеи начинают разрабатываться в философской антропологии. Так, М.Я. Бобров и П.В. Ушаков считают, что главной задачей философской антропологии является «создание целостной концепции (если можно так сказать, то теории) человека на базе его комплексного познания и формирования цельной, гармоничной картины Бытия, Человека и Мира, что поможет войти в состояние гармонии человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой» [1, с.7]. Иными словами, антропология сможет плодотворно развиваться только на основе синергетического подхода.

Если с позиций синергетики подходить к человеку, то есть рассматривать его как самоорганизующуюся суперсистему, то можно представить его сущность как взаимосвязанные составляющие - космологическую, биологическую, духовно-нравственную, социологическую и экологическую. Большой интерес в этом отношении представляют работы А.И. Субетто о принципах и механизмах эволюции космоса в целом и социума в частности. Он различает два типа систем - тип популяционных систем (где особи взаимозаменяемы и преобладающим является закон отбора или конкуренции) и тип организмиче-ских систем (где элементы взаимодополняемы и невзаимозаменяемы и где преобладает закон кооперации и дополнения) [5, с. 102]. А.И. Субетто доказывает, что закон кооперации является законом прогрессивной эволюции, а процесс интеллектуализации систем является закономерным для Космоса. Но, как он утверждает, «интеллект... возможен только как нравственный интеллект, синтезирующий Истину, Добро, Красоту... и включает в себя Нравственность и Духовность, потому что без этих своих измерений он не может выполнить функции управления будущим в парадигме социально-природной гармонии» [5, с. 126].

Таким образом, человек и его разум (как и любая система) заключает в себе всеобщие закономерности бытия и его эволюция совершается в соответствии с принципами эволюции Универсума. Совершенно объяснимо, что с появлением разума проблема обеспечения целостности всей системы и согласованность развития её подсистем стала более сложной, ибо человек обладает свободой воли и способен применять разум, то есть рационально подходить не только в своё благо, но и во вред. Поэтому сознание человека должно было выработать в себе такие регулирующие, оптимизирующие механизмы бытия, как рациональность, когда программа действий человека совпадает с принципами разума, с одной стороны, а с другой стороны, - нравственность, моральное сознание, которые являются основой духовности, её ядром. Духовность - это проявление оптимизационных закономерностей эволюции Космоса, ибо выполняет функцию упорядочения бытия и развития человека и общества на основе критериев сохранения и возрастания единства, кооперации и гармонизированности социального уровня развития материи.

Дух в виде мыслящей, чувствующей и целесообразно самоопределяющейся предметнопрактической и сознательно-волевой деятельности выражает сущность человека, отличающую его от животного. Его можно рассматривать как жизнедеятельность, которая сродни жизненной силе человека, питающей его животворной энергией, пронизывающей собой клетки организма и удерживающей его от

распада и разложения, то есть как творчество, в основе которого лежит интеллектуально-чувственноволевое выражение закономерности Вселенной, выступающей в качестве истинно рациональной деятельности, морального чувства, красоты, свободной воли и развитой интуиции. Таким образом, духовность - это высший творческий ресурс и способ бытия человека (выражение закономерности жизни, в качестве истины, свободы, красоты и любви как сущности духа), а рациональность - это принцип подхода к жизнедеятельности, в основе которого лежит требование совпадения программы действия или знания с принципами разума (который является также способом существования человека, специфиче-ски-человеческим и единственно возможным видом взаимодействия человека со Вселенной). Отсюда, рациональность и духовность - это две неотъемлемые формы проявления эволюции Вселенной в человеческом бытии. На уровне общественного развития космическая закономерность кооперативного взаимодействия систем предстаёт как моральный закон, причём этот закон является высшим проявлением универсальных (начальных) закономерностей Вселенной. Поэтому мораль, безусловно, в этом смысле априорна и невыводима рационально из логики общественной жизни. Её обоснование невозможно из неё самой, из её основных императивов. Мораль, в смысле действия закона кооперативного взаимодействия, рождена космическим разумом, который проявляет себя как закон самоорганизации целостной системы. Законы эти «написаны в сердце и сознании», исполнение их обязательно, ибо человек - часть природы и подчиняется её законам. Но одновременно их исполнение приносит высшее духовное удовлетворение и как бы поднимает человека над повседневной действительностью.

Нравственность же (в виде системы нравов и, главное, следования им) рождается как одно из естественных ограничений действия биосоциальных законов. Меняются условия жизни, а с ними и требования к условиям общежития людей - меняются и нравственные принципы в угоду общественной стабильности. Утверждение нравственных норм и принципов происходит стихийно и чаще всего путём ужесточения старых принципов нравственности. Но существует и момент отторжения людьми этих принципов, если они проходят насильственным образом и оторваны от самой природной потребности цивилизации, а значит и не впитываются в саму плоть и кровь людей. А при таком подходе нормы нравственности расширяют поле поиска возможности рациональных форм существования человеческого вида и содействуют включению в процесс эволюционного развития не только индивидуального человеческого разума, но главным образом коллективного разума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобров М.Я., Ушаков П.В., Ушакова Е.В. Причины, пути и перспективы антропного движения в социологии и философии XX века. - Барнаул, 1996.

2. Бородкин В.В. Диалектика, гомеостатика и способы самоорганизации систем // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. - Новосибирск, 1990.

3. Винограй Э.Э. Основы общей теории систем.- Новосибирск, 1993.

4. Космопланетарный феномен человека.- Новосибирск, 1991.

5. Субетто А.И. Закон кооперации как основной закон развития мировой кооперации в XXI веке // Субетто А.И. Избранные статьи. - СПб-М ., 1977.

THE MANIFESTATION OF UNIVERSAL LAWS OF EXISTENCE AT THE LEVEL OF SOCIAL

LIFE SELF-ORGANIZING

Nekrasov S.I., Nekrasova N.A.

The universe, the society and the man are discussed as correlated elements of the united self-developing supersystem, connected by the indivisible universal natural development regularities.

Сведения об авторах

Некрасов Сергей Иванович, 1954 г.р., окончил КГУ (1984), заслуженный деятель науки и образования, академик РАЕ, академик Европейской академии естественной истории, доктор философских наук, профессор кафедры ГиСПН МГТУ ГА, автор 120 научных работ, область научных интересов - философия и методология науки, философская антропология и теория познания.

Некрасова Нина Андреевна, окончила КГУ (1979), заслуженный деятель науки и образования, член-корреспондент РАЕ, академик Европейской академии естественной истории, доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии МГУ ПС, автор 150 научных работ, область научных интересов - философия и методология науки, философская антропология, онтология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.