2009
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология
№142
УДК 111:303
ПРОЯВЛЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ БЫТИЯ НА УРОВНЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
СИ. НЕКРАСОВ, НА. НЕКРАСОВА
В статье рассматриваются Вселенная, общество и человек как взаимосвязанные элементы единой саморазвивающейся суперсистемы, связанные едиными универсальными закономерностями развития.
Ключевые слова: синергетика, самоорганизующаяся система, моральное сознание, духовность, гомеостатика, эволюция.
Представители синергетики отмечают следующую особенность самоорганизующейся системы: в процессе саморазвития не части образуют целое, а целое закономерно самодифференцируется на части, то есть не элементы порождают систему, а система формирует функциональные компоненты, необходимые в процессе развития. Если рассматривать Универсум как саморазвивающуюся систему, то по логике развития в её ранних стадиях должна быть обнаружена объективно возникающая в ней тенденция к порождению жизни, психики и сознания. Поэтому моральное сознание как одна из подсистем сознания в целом также появляется как закономерный этап эволюции. Причём формирование морального сознания как аспекта сознания в целом имело функциональное назначение. Так, Дж. Хаксли утверждает, что моральное сознание - это результат эволюции разума, универсальное подтверждение единства человека со всей остальной жизнью и жизни - со Вселенной..., подтверждающее единство всего человечества, а не разделяющее людей.
Если отстаивать идею о том, что Вселенная является эволюционно связанной целостностью, единой сложнейшей, направленно эволюционирующей, функциональной суперсистемой, в которой возникновение жизни, сознания (в том числе и морального) не случайно, а закономерно, то важно рассмотреть принципы и механизмы отбора развивающихся систем, синергетические закономерности развития. Некоторые элементы механизма отбора были определены ещё Ч. Дарвином, суть которых сводилась к адаптации организма к окружающей среде, которая может изменяться произвольно. Сегодня выводы дарвинистской теории существенно пересмотрены. Например, выявлено, что спектр возможных изменений организмов ограничен и упорядочен, и каждое изменение в системе можно оценить по критерию отбора, то есть прогнозировать эволюцию возможно, ибо можно рассчитать вписывается ли данное изменение в допустимый спектр изменений или нет, будет ли оно способствовать развитию всей системы или её гибели.
«Живой организм - это пример ультрастабильной системы, которая осуществляет ультрастабиль-ный поиск наиболее оптимального и наиболее устойчивого состояния», - пишет В.В. Бородкин, занимающийся изучением проблем гомеостатики - нового направления в синергетике, которое изучает функционирование и адаптацию живых систем [2, с. 80]. При этом он отмечает, что адаптация отдельных организмов рассматривается в общей связи со всей системой, в её общей «цели», и отбор среди живых систем происходит по принципу согласованности с общей «целью» всей системы и с остальными её подсистемами.
Согласно представлениям синергетики все живые системы - это неравновесные системы большой сложности, отличающиеся динамической структурой. Причем эти системы устойчивы только в постоянном развитии, а не в статике. Огромную роль в развитии всей системы имеют противоречия, которые являются её основным системообразующим фактором, основным механизмом как её эволюции, так и гибели. В социальных системах развитие регулируется механизмами, обеспечивающими сохранение и развитие кооперации, единства, гармонии. Но если на природном уровне эти процессы регулируются природными законами, то на социальном уровне (с развитием разума, свободной воли) принципиальную роль начинает играть выбор, в основе которого у человека лежат его ценностные ориентации, и, прежде всего, моральные принципы. «Живое вещество только в том случае прогрессивно развивается, если оно своей жизнедеятельностью увеличивает упорядоченность среды обитания», - утверждает В.П. Казначеев [4, с. 139]. Применительно к человеческому сообществу упорядочивание начинается с учёта «интересов среды», отказа от эгоизма в межчеловеческих отношениях и от антропоцентризма в отношениях с природой, или иначе - с утверждения в своей жизни основных моральных принципов.
Вселенная предстаёт как сложнейшая суперсистема, состоящая из бесчисленного множества структурно-функциональных образований - конкретных систем космической, биотической и социальной ма-
терии. Человек занимает здесь особое место. Человек - это существо, наделённое разумом, свободой воли и его поведение не прямо детерминировано природными законами. Он может направить своё развитие в антиэволюционном и аморальном направлении (путём разрушения среды обитания или оптимального взаимодействия человека, общества и космоса), так как человек заключает в себе общие и всеобщие закономерности бытия, а также отражаемую Вселенную, космос и поэтому становится целой Вселенной, особой формой микрокосмоса, и ответственен за её эволюцию. Если Вселенная является единой суперсистемой, то все процессы в ней должны подчиняться единому условию - согласованности, причём оптимальной согласованности их взаимодействия, гармонии, единства действий механизмов отбора на всех уровнях ее развития.
Сегодня в научной среде часто разгораются споры о несостоятельности или состоятельности трёх законов диалектики. Не ввязываясь в эту дискуссию, можно утверждать, что законы диалектики, сформулированные Гегелем, - это величайшее достижение мировой человеческой мысли, но сегодня к ним необходимо прибавить более общий закон - закон системного упорядочивания. Ведущая роль в этом законе принадлежит силам, которые обеспечивают соразвитие подсистем в системе. И если на переломных этапах главная роль принадлежит борьбе противоположностей, преодолению старого качества новым, то на эволюционных этапах ведущую роль берут на себя силы соразвития, интегративного упорядочивания, системно-целостного развития. Подобные воззрения разрабатываются учёными Новосибирского отделения академии наук. Так, Э. Винограй пишет: «Высокоинтегрированные, гармоничные системы обычно пронизаны общими ритмами, а частные ритмы подсистем согласованы друг с другом и с общими ритмами» [3, с. 168]. Всё большее число учёных приходят к выводам, что во Вселенной как суперсистеме действуют направленные механизмы эволюции. Роль таких механизмов играют законы гармонии, которые на языке синергетики называются универсальными принципами эволюции саморазви-вающихся систем. Аналогичные идеи начинают разрабатываться в философской антропологии. Так, М.Я. Бобров и П.В. Ушаков считают, что главной задачей философской антропологии является «создание целостной концепции (если можно так сказать, то теории) человека на базе его комплексного познания и формирования цельной, гармоничной картины Бытия, Человека и Мира, что поможет войти в состояние гармонии человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой» [1, с.7]. Иными словами, антропология сможет плодотворно развиваться только на основе синергетического подхода.
Если с позиций синергетики подходить к человеку, то есть рассматривать его как самоорганизующуюся суперсистему, то можно представить его сущность как взаимосвязанные составляющие - космологическую, биологическую, духовно-нравственную, социологическую и экологическую. Большой интерес в этом отношении представляют работы А.И. Субетто о принципах и механизмах эволюции космоса в целом и социума в частности. Он различает два типа систем - тип популяционных систем (где особи взаимозаменяемы и преобладающим является закон отбора или конкуренции) и тип организмиче-ских систем (где элементы взаимодополняемы и невзаимозаменяемы и где преобладает закон кооперации и дополнения) [5, с. 102]. А.И. Субетто доказывает, что закон кооперации является законом прогрессивной эволюции, а процесс интеллектуализации систем является закономерным для Космоса. Но, как он утверждает, «интеллект... возможен только как нравственный интеллект, синтезирующий Истину, Добро, Красоту... и включает в себя Нравственность и Духовность, потому что без этих своих измерений он не может выполнить функции управления будущим в парадигме социально-природной гармонии» [5, с. 126].
Таким образом, человек и его разум (как и любая система) заключает в себе всеобщие закономерности бытия и его эволюция совершается в соответствии с принципами эволюции Универсума. Совершенно объяснимо, что с появлением разума проблема обеспечения целостности всей системы и согласованность развития её подсистем стала более сложной, ибо человек обладает свободой воли и способен применять разум, то есть рационально подходить не только в своё благо, но и во вред. Поэтому сознание человека должно было выработать в себе такие регулирующие, оптимизирующие механизмы бытия, как рациональность, когда программа действий человека совпадает с принципами разума, с одной стороны, а с другой стороны, - нравственность, моральное сознание, которые являются основой духовности, её ядром. Духовность - это проявление оптимизационных закономерностей эволюции Космоса, ибо выполняет функцию упорядочения бытия и развития человека и общества на основе критериев сохранения и возрастания единства, кооперации и гармонизированности социального уровня развития материи.
Дух в виде мыслящей, чувствующей и целесообразно самоопределяющейся предметнопрактической и сознательно-волевой деятельности выражает сущность человека, отличающую его от животного. Его можно рассматривать как жизнедеятельность, которая сродни жизненной силе человека, питающей его животворной энергией, пронизывающей собой клетки организма и удерживающей его от
распада и разложения, то есть как творчество, в основе которого лежит интеллектуально-чувственноволевое выражение закономерности Вселенной, выступающей в качестве истинно рациональной деятельности, морального чувства, красоты, свободной воли и развитой интуиции. Таким образом, духовность - это высший творческий ресурс и способ бытия человека (выражение закономерности жизни, в качестве истины, свободы, красоты и любви как сущности духа), а рациональность - это принцип подхода к жизнедеятельности, в основе которого лежит требование совпадения программы действия или знания с принципами разума (который является также способом существования человека, специфиче-ски-человеческим и единственно возможным видом взаимодействия человека со Вселенной). Отсюда, рациональность и духовность - это две неотъемлемые формы проявления эволюции Вселенной в человеческом бытии. На уровне общественного развития космическая закономерность кооперативного взаимодействия систем предстаёт как моральный закон, причём этот закон является высшим проявлением универсальных (начальных) закономерностей Вселенной. Поэтому мораль, безусловно, в этом смысле априорна и невыводима рационально из логики общественной жизни. Её обоснование невозможно из неё самой, из её основных императивов. Мораль, в смысле действия закона кооперативного взаимодействия, рождена космическим разумом, который проявляет себя как закон самоорганизации целостной системы. Законы эти «написаны в сердце и сознании», исполнение их обязательно, ибо человек - часть природы и подчиняется её законам. Но одновременно их исполнение приносит высшее духовное удовлетворение и как бы поднимает человека над повседневной действительностью.
Нравственность же (в виде системы нравов и, главное, следования им) рождается как одно из естественных ограничений действия биосоциальных законов. Меняются условия жизни, а с ними и требования к условиям общежития людей - меняются и нравственные принципы в угоду общественной стабильности. Утверждение нравственных норм и принципов происходит стихийно и чаще всего путём ужесточения старых принципов нравственности. Но существует и момент отторжения людьми этих принципов, если они проходят насильственным образом и оторваны от самой природной потребности цивилизации, а значит и не впитываются в саму плоть и кровь людей. А при таком подходе нормы нравственности расширяют поле поиска возможности рациональных форм существования человеческого вида и содействуют включению в процесс эволюционного развития не только индивидуального человеческого разума, но главным образом коллективного разума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобров М.Я., Ушаков П.В., Ушакова Е.В. Причины, пути и перспективы антропного движения в социологии и философии XX века. - Барнаул, 1996.
2. Бородкин В.В. Диалектика, гомеостатика и способы самоорганизации систем // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. - Новосибирск, 1990.
3. Винограй Э.Э. Основы общей теории систем.- Новосибирск, 1993.
4. Космопланетарный феномен человека.- Новосибирск, 1991.
5. Субетто А.И. Закон кооперации как основной закон развития мировой кооперации в XXI веке // Субетто А.И. Избранные статьи. - СПб-М ., 1977.
THE MANIFESTATION OF UNIVERSAL LAWS OF EXISTENCE AT THE LEVEL OF SOCIAL
LIFE SELF-ORGANIZING
Nekrasov S.I., Nekrasova N.A.
The universe, the society and the man are discussed as correlated elements of the united self-developing supersystem, connected by the indivisible universal natural development regularities.
Сведения об авторах
Некрасов Сергей Иванович, 1954 г.р., окончил КГУ (1984), заслуженный деятель науки и образования, академик РАЕ, академик Европейской академии естественной истории, доктор философских наук, профессор кафедры ГиСПН МГТУ ГА, автор 120 научных работ, область научных интересов - философия и методология науки, философская антропология и теория познания.
Некрасова Нина Андреевна, окончила КГУ (1979), заслуженный деятель науки и образования, член-корреспондент РАЕ, академик Европейской академии естественной истории, доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии МГУ ПС, автор 150 научных работ, область научных интересов - философия и методология науки, философская антропология, онтология.