Научная статья на тему 'Соотнесённость космо-, филои антропогенеза в структурном триединстве: модель «Матрёшки»'

Соотнесённость космо-, филои антропогенеза в структурном триединстве: модель «Матрёшки» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотнесённость космо-, филои антропогенеза в структурном триединстве: модель «Матрёшки»»

И. А. Бирич

(г. Москва, Россия)

Соотнесённость космо-, фило- и антропогенеза в структурном триединстве: модель «матрёшки»

Эволюция мира на Земле представлена тремя главными формами:

- эволюция планеты, цели которой заданы космическими законами (космогенез);

- эволюция человечества, связанная с эволюцией планеты (филогенез, представленный в социокультурогенезе);

- эволюция самого человека как особой формы живой материи, обладающей сознанием (антропогенез).

Данные три формы эволюции в целом имеют различное содержание, хотя и явно взаимовлияют друг на друга. Способы этого взаимодействия пока ещё недостаточно изучены, но человечество настойчиво идёт к их постижению.

Возникновение человека, обладающего сознанием, является свидетельством того, что эволюция Вселенной перешла на новый качественный уровень, на котором прежний механизм естественного отбора и борьбы за выживание в качестве её главного принципа сменяется на принцип конвергенции или закон солидарности, кооперации. Его смысл в том, что он способствует объединению мелких систем в более крупные ради реализации более общей и глобальной задачи - преображения и одухотворения всего живого вещества планеты. «Не только человек адаптирован ко Вселенной. Сама Вселенная адаптирована к человеку <...>. Это главный смысл принципа антропности. Согласно этому принципу фактор, дающий жизнь человеку, лежит в основе механизма и замысла мира», - писал Дж. А. Уилер [11, р. VII].

Антропный принцип Вселенной как научный факт был сформулирован американскими учёными в 8о-х гг. ХХ в. Но гораздо

© Бирич И. А., 2010

раньше их подобной точки зрения придерживались такие известные мыслители-метафизики ХХ века, как А. Бергсон, П. Тейяр де Шарден, К. Ясперс, А. Адлер, и вся когорта русских космистов-учёных: К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский, Н. Моисеев, П. Налимов и др. С их точки зрения, эволюция шла в направлении создания и усложнения информационно-мозговых структур в живом мире. Это означает, что если мы признаем упорядоченность Бытия, то мы обязаны признать и целенаправленность его развития по пути усложнения и структурного совершенствования [см.: 6].

Американский учёный, главный редактор журнала «Диалектика, космос и общество» Э. Мансуэто, подытоживая научные дискуссии XX века на эту тему, пишет: «Вновь появляющиеся естественные науки, подобные антропной космологии и теории систем, подлинно телеологичны по своему характеру <...> человечество фактически является реальным (даже лидирующим) участником в самоорганизующейся активности космоса» [5, с. 45-46].

Принцип антропности не только фундаментален, но и хорошо подтверждается развитием современной науки. С её позиций, жизнь Вселенной определяется конкретным набором констант, что и делает возможным существование разноуровневого мира, подчиняющегося единым законам, включая планету и человека. Ряд отечественных учёных, математиков, физиков, философов, исследуя универсальную природу этих фундаментальных констант, приходят к выводу, что они имеют не физический, а информационный характер и воспринимаются человеком как на ментальном уровне (математика), так и на интуитивном, духовном уровне [9].

Всё это позволяет сблизить понятия «антропогенез» и «антропный принцип», что не для всех очевидно. Современная космология, разрабатывая теорию Большого взрыва, вышла на независимые друг от друга концепции: с одной стороны, это концепция Big History (Универсальной истории), а с другой - это «теория суперструн», соединяющая в себе квантовую механику микромира и исследование природы гравитации, порождающей пространство и время во Вселенной. Однако, и там, и там раскрывается принцип «человекомерности» Универсальной истории Ч С нашей точки зрения, теория ноосферы стала

1 Чрезвычайно интересные материалы на эту тему опубликованы в журнале «Философские науки» за 2006 год, в № 7 и 8, в рубрике «Кафедра» (ведущий данной рубрики - доктор философских наук А. П. Назаретян, Дубна), которые подкрепляют нашу собственную позицию, озвученную в 1997 г. на 1-м Всероссийском философском конгрессе [см. 1].

первым опытом интеграции различных наук на пути к раскрытию космологической проблематики Универсальной Истории, ибо её главный смысл заключен в принципе коэволюции — соотнесённости космо- и антропогенеза.

Если посмотреть на развитие человечества с точки зрения эволюции мира, то надо констатировать, что человек в этом процессе играет особую роль - главного инструмента осознания Вселенной целей своей эволюции. Почему именно человек? Да потому, что только человек является одновременно и объектом, и субъектом Бытия, имеет как материальную, так и духовную природу. Только он способен не только жить, но и осознавать жизнь, в том числе переход одних её форм в другие, а также заглядывать за пределы наличных возможностей, создавать новые формы Бытия, развиваться от подражания природе и приспособления к ней к творчеству, к совершенствованию своего духовного измерения.

Все это означает, что, видимо, настала пора пересмотреть объём понятия «геном человека», т. к. оно по своему содержанию должно быть гораздо шире, чем только его биологическая интерпретация. К этому сейчас склоняются многие из тех, кто работает на стыке разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, например, медицины, психологии, генетики, физики, религиоведения, философии, - в частности, у нас в МГПУ на кафедре философии [см. 10]. Осознание универсальных законов бытия как законов жизни даёт нам рациональные основания для предположения, что такая цель эволюции в качестве «духовного фильтра» должна быть заложена в геноме человека на уровне механизма отбора им наследственной и приобретаемой информации.

Мы, тяготея к универсальному подходу, придерживаемся концепции о тройственной структуре мира в логике единого целого, выделяя в бытии три уровня реальности: материю (вещество), энергию (воздействия) и информацию («банк смыслов» или абсолютных ценностей, связанных с целями эволюции). Эти три уровня распространяются и на природу человека. Ещё древние выразили подобное понимание человека в ёмкой формуле «микрокосм(ос)». Вписанный в Бытие, он имеет такую же тройственную структуру, и это уже две тысячи лет известно человечеству как триединство тела, души (сознания) и духа. Как три уровня реальности живут в едином Бытии, так целостность и триединство человека, поддерживаемая определённым уровнем его сознания, является условием его жизни.

Принципы тройственности Бытия вполне соотносятся с антропным принципом Вселенной. Эта соотнесённость может быть представлена в модели «матрёшки».

Самая маленькая «матрёшка» символизирует собой существование человека как биосоциального существа (личности) в плотном уровне, ограниченном «снизу» трёхмерным пространством, связанным с астрономическим временем, всегда конкретное, географически и социально обусловленное. Рассматривая данную матрёшку, мы видим в личности уровни жизни (биологические, эмоциональные, рассудочные), вполне соотносимые с высшими видами млекопитающих, имеющих социальную организацию, но отличающиеся от них лишь количественно. И животные переживают эмоции, и у них можно развить вторую сигнальную систему реагирования на новую информацию, выходящую за рамки инстинктов, формируя условные рефлексы для выживания рода. Социальные роли так же функционируют в животной среде, как и в человеческой. Наука этология сделала много для описания данного феномена.

Понимая это, у нас есть большое искушение отнести человека как форму живой материи к виду животных. Всё очень похоже. Эту форму мы называем личностью. Природа эмоций, суть которых выражается в реакции на соответствие получаемой информации возможности удовлетворения потребностей (самых разнообразных) [8], одинаковая и у животных, и у личности; рассудок (1-я форма рефлексии — логическая, непротиворечивая) их анализирует по типу «нравится - не нравится» (судит), запускает энергию действия, формирует условные рефлексы (привычки) в целях приспособления к окружающей социальной среде. Имея дело с таким человеком, психология исследует его «материю», даже тогда, когда изучает его когнитивный уровень. Здесь проявляется триединство человека в его элементарной форме как взаимодействие эмоций, рассудка и социальной роли (маски - от греческого «персона», личности - от слова «личинка», то есть «зародыш»). Можно прожить всю жизнь, находясь внутри лишь этой одной «матрёшки»? Можно. Но только эта «одномерная» жизнь не отвечает задачам антропогенеза в контексте антропного принципа.

Собственно человек как специфическая форма жизни в мироздании начинается поверх своего социобиологического субстрата. Первую «матрёшку» дополняет вторая: это 2-й уровень рефлексии -сознание, или «душа». Уже в своём сознании человек свободен от ограничений пространства-времени, и потому оно намного «больше», чем его тело-личность. Сознание живёт в пространстве мыслей, имеющих квантовую природу, легко преодолевающую ограничения материи и

земных скоростей. Ю. Лотман и В. Зинченко назвали это пространство «семиосферой» - сферой языков культуры, универсальных и единых для людей по своей сути, но разных по выразительной форме. Здесь царят разум (развитый ум), интеллект, воображение. «Растёт», то есть совершенствуется, именно сознание («душа») человека, и потому число матрёшек, символизирующих уровни сознания, может быть несколько.

Не случайно природа уже в начале антропогенеза позаботилась о том, чтобы новая форма жизни - человек - смогла выполнить свою важнейшую роль на Земле. В целях сохранения целостности такой сложной формы жизни, её системности в человеке развивается способность к интеграции разных типов информации, их синтезу на уровне со-знания (или души - в религиозной модели описания мира). Латинское «син-тез» по-русски дословно означает с-мысл, то есть во всех вариантах этих понятий подчёркивается принцип совмещённости знания, его обобщающий и одновременно организующий характер, побуждающий к определенному действию.

На разных стадиях становления человека (как в филогенезе, так и в онтогенезе) преобладают разные стороны синтеза, интеграции различных типов информации на уровне сознания. Но непреложно одно: постоянная тенденция к расширению сознания и одновременно к его углублению, одухотворению.

От эпохи к эпохе эта тенденция в человечестве проявлялась всё сильнее и ярче. Однако при этом надо помнить, что стимул, источник, цель развития человека находится вовсе не в нём самом, а принадлежит более мощной системе, элементом которой он является. Да, конечно, человек формирует своё сознание, растит душу на всём протяжении своего земного существования, и в то же время он участвует в другом созидании, которое бесконечно превосходит перспективы его личной деятельности и вместе с тем направляет её, тесно с ней переплетаясь, - в становлении всей Жизни, всего Мироздания.

Это у эволюции (или жизни Бытия) вселенной, космоса есть потребность в преодолении человеком своей частичности как земного существа, в пробуждении в нём космической сущности, чтобы он со временем обнаружил в себе духовную полноту и способность быть осознанным проводником на земле духовных целей (энергий), приумножил бы эти способности и смог бы войти в резонанс, синергию с её ритмами. (Вспомним евангельскую притчу о таланте, зарытом в Землю (!), но не приумноженном.)

На уровне второй «матрёшки» в человеке актуализируются заложенные в генотипе способности к созиданию. Если для первой «матрёшки» - «тела личности» - фундаментальны потребности, то для

второй - «тела сознания» - универсальные способности: ведь понимание жизни требует своего воплощения, реализации на уровне социального бытия. Так появляются предпосылки для возникновения совершенно особой формы существования человека - культуры, созидания им искусственной среды своего обитания, или «второй природы». Развитие рода человеческого (филогенез) сопровождалось социокультурогенезом, проходило внутри него. Становление культуры в истории, изменение её форм свидетельствует прежде всего о совершенствовании сознания её творцов. Здесь реализует себя 2-й уровень триединства: целостность чувства, разума, воли. Исследованием сознания, разума, культурной деятельности человека изначально занималась философия, позже -гуманитарные науки.

И здесь со всей очевидностью встаёт необходимость дополнить «модель матрешки» третьей составляющей природу человека - «телом духа», в которой проявляется 3-й уровень рефлексии - духовная интуиция, сверхсознание (по терминологии П. Симонова [см.: 8]), управленческое начало целевых установок человека. Чем созидательнее, гуманистичнее, универсальнее цели, тем труднее они реализуются. Но именно они-то и побуждают человека постоянно совершенствовать систему своих способностей. Как говорили древние, «желай только того, что недостижимо!» (Лао-Цзы). Достижение же сиюминутных целей, а по существу материальных потребностей, создаёт лишь иллюзию жизни и не способствует развитию сущностных сил человека.

Возникает идея о существовании общего «банка смыслов», или общей «базовой модели», синхронизирующей процессы во Вселенной, что приводит физиков и астрономов к необходимости синтеза классической и неклассической теорий её эволюции, говорить о потоке непрерывной «материи 1-го рода», вертикально направленной, и о дискретной, разнонаправленной, изменяющейся в пространстве-времени «материи II рода». На стыке этих теорий возникает потребность по-новому интерпретировать феномен пространства-времени, процесс их порождения, взаимозависимости и самоорганизации, приводящая к принципиально новым исследованиям, связывающим сознание с определенным состоянием Вселенной [см.: 9].

На уровне духа совершенно по-другому происходит восприятие человеком времени, он по-иному видит взаимосвязь будущего, настоящего и прошлого в Бытии. Для его сознания время разомкнуто и устремлено из бесконечности нам навстречу. Так как очевидно, что «сегодня» - это момент перехода «завтра» во «вчера», то есть будущего в прошлое («будущее, которое «временит» настоящее» [3]), то нетрудно и понять, что причина нашего сегодняшнего поведения лежит не в

прошлом, как это верно для условий существования первой «матрёшки», а в будущем. Выбирая (чтобы самореализоваться) цель своего актуального развития в будущем, которая всегда так или иначе лежит в идеальной сфере, или сфере духовности, человек тем самым детерминирует свое настоящее.

Духовное триединство человека выражается через синтез совести, мудрости, творческой целеустремлённости. Недаром во всех культурах мира всегда считалось основным грехом (или злом) нарушение или измена человеком своего статуса как духовного существа в пользу самоутверждения себя как существа частичного, эгоистичного, ограниченного биологическими (животными) или узкогрупповыми интересами.

Чем сложнее и тоньше организация человека, тем важнее для него уметь не только самонастраиваться, но и входить в резонанс с общей эволюционной целью развития. Это и есть главный момент самореализации человека, имеющий для него императивный -абсолютный - характер, не требующий специального рационального обоснования, ибо необходимость достижения резонанса с окружающим миром входит в природную сущность человека.

В данном контексте поиск резонанса между уровнями Бытия, дублированными в интегративном триединстве человека, становится насущной потребностью как эволюционного процесса, так и самого человека. Чтобы отличать истинный резонанс (или совпадение конкретной причины явления с его эволюционной целью) от обычного энергетического возбуждения (физиологической потребности) природа подарила человеку (и только ему!) самый надёжный критерий оценки и узнавания этого совпадения - духовное чувство гармонии. Его нельзя выразить рационально, его можно только переживать. Это чувство спонтанно и вдохновенно. Переживание гармонии всегда выводит человека на новый качественный уровень проживания своего бытия.

Гармония как наиболее проявленное и целостное состояние бытия шире понятия «закон материи». Гармония есть то искомое совершенство мира, которое, как в фокусе, собирает все эволюционные устремления, удерживает их в состоянии единства и более никакими причинами не определяется. Она сама лежит в основе всего сущего и потому имеет много смыслов: и физический, и биологический, и математический, и эстетический, но прежде всего - онтологический смысл, и относится к одному из универсальных свойств Бытия.

Позитивное развитие сущностных сил человека образует особую систему духовных потребностей в истине, добре и красоте, и способностей человека к целостному мышлению, к сопереживанию и состраданию, а

также к творчеству. Именно данные способности, как мы все это хорошо знаем, лежат в основе любого вида деятельности, в независимости от эпохи, страны, профессии, что и позволило нам назвать их универсальными или «космическими» (лат. «Универсум» означает то же самое, что греч. «Космос»).

Связывая универсальные способности человека с его родовыми свойствами, качествами, мы вместе с тем хотим подчеркнуть их укоренённость в геноме человека как эволюционного существа, ибо только положительный потенциал лежит в основе любого эволюционного процесса. Это значит, что антропогенез как становление человеческой сущности во времени и пространстве продолжается, только он с биологической (внешней) формы развития перешёл на внутренний уровень постепенного развёртывания сознания человека, которое интегрирует универсальные способности в целостную систему их реализации.

Лучшим аналогом эволюционной гармонии Вселенной является художественно-эстетический процесс, т. к. в нём с наибольшей яркостью проявляются и объединяются три онтологических универсалии: целостность - резонирование - формообразование, противостоящие законам энтропии. Современный исследователь творческих способностей В. И. Самохвалова считает, что творческий дар человека является его родовым отличием среди других форм жизни [см.: 7].

Недаром новый виток в поисках универсальных начал Бытия удалось сделать представителям отечественной художественной культуры. Именно закономерности искусства позволили недавно сформулировать числовые формулы гармонии, на основе которых выстроено всё наше Мироздание. Так, московский композитор М. Марутаев, архитектор из Санкт-Петербурга И. Шмелёв, архитектор-реставратор из Костромы И. Шевелёв [см. 2] не только подтвердили 26 веков спустя открытия Пифагора в области астрономии, музыки и математики, но и доказали, что по формулам гармонии функционируют органические объекты, социальные, микромир молекулярной биологии, в частности молекулы ДНК, происходит взаимодействие химических элементов и элементарных частиц (например, в таблице Д. Менделеева М. Марутаевым открыт музыкальный ряд). И. Шмелёв назвал творческую способность человека «третьей сигнальной системой», связывая чуткость человека к гармонии с его духовным потенциалом и философской интуицией.

Французский учёный Б. Лефевр на материале классических исследований в психофизике и законов музыкального восприятия вообще считает, что в фундаменте феномена человека лежит некая

«гамма-алгебра», что позволяет ему говорить о существовании единого континуума Бытия-Сознания [см.: 4]. Жизнь льётся как

непрерывная симфония. Наша общая задача - услышать её, а ещё лучше - и сыграть в ней! Только фальшивить нельзя, хотя готовой партитуры нет ни у кого. Жизнь вообще может быть понята как импровизация — в тональности услышанной человеком цели Бытия.

Литература

1. Бирич И. А. Антропогенез как проявленность на Земле антропного принципа Вселенной // Мат. Всеросс. I Филос. Конгр. «Человек -Философия - Гуманизм» (июнь 1997 г.) - СПб., 1997 - VII том: Проблемы антропологии.

2. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. - М., 1990.

3. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / / Вопросы философии. - 1992. - № 12.

4. Лефевр В. А. Формула человека: контуры фундаментальной психологии. -М., 1991.

5. Мансуэто Э. Вклад антропной космологии и комплексной теории систем в социальные науки / / Философские науки. - 1994. - № 4-6.

6. Павленко А. Н. Вселенная как целое в научной картине мира // Астрономия и современная картина мира: Сб. ст. - М., 1996. - С. 7-18.

7. Самохвалова В. И. Творчество: Божественный дар. Космический принцип. Родовая идентичность человека. - М.: РУДН, 2007.

8. Симонов П. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. - М., 1962.

9. Сознание и физическая реальность, 1997, № 1, т. 2; Сознание и физический мир: Выпуски 1, 2. - М., 1995, 1997.

10. Черезов А. Е. Парадигма жизни: К построению общей теории

самоорганизации живых и социальных систем. - М., 2004.

11. Willer J. A. Introduction // In: Barrow J. D., Tipler F. J. The Anthropic Cosmological Principle. - Oxford, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.