Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЙ СНИЖЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ОПЕРАТОРОВ ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА'

ПРОЯВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЙ СНИЖЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ОПЕРАТОРОВ ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТОР ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА / СНИЖЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УТОМЛЕНИЕ / МОНОТОНИЯ / ПРЕСЫЩЕНИЕ / СТРЕСС / CONTINUOUS FIBERGLASS OPERATOR / DECREASED WORKING CAPACITY / FATIGUE / MONOTONY / SATIETY / STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макарова Оксана Александровна

В статье рассматриваются проявления сниженной работоспособности операторов ПНС. В эмпирическом исследовании выявлены различия в показателях стресса, монотонии, утомления и пресыщения в зависимости от квалификационного разряда оператора (5-6, 4 или 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF THE CONDITIONS OF REDUCED OPERATION AT OPERATORS OF PRODUCING CONTINUOUS GLASS FIBER

The article discusses the manifestations of reduced efficiency of operators PNS. An empirical study revealed differences in indicators of stress, monotony, fatigue and satiety, depending on the qualification level of the operator (5-6, 4 or 3).

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЙ СНИЖЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ОПЕРАТОРОВ ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА»

оптимизировать образовательный процесс и тем самым повлиять на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Однако знаний структуры недостаточно для полномасштабной картины влияния инноваций в сфере педагогики. В связи с этим необходимо рассмотреть приблизительную типологию инноваций в сфере образования. Итак, все инновации подразделяются на:

- внутрипредметные, направленные на реализацию внутри объекта педагогической деятельности -преподаваемого предмета, при чем во внимание следует принять специфику этого предмета, поскольку для технических и гуманитарных наук могут понадобиться разные инновационные и интерактивные технологии;

- общеметодические, состоящие во внедрении в педагогическую практику нетрадиционных -новейших, современных - педагогических цифровых и информационных технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области, что характеризуется общедоступностью и мультипредметностью;

- административные, направленные на регулирование решений, которые принимаются руководителями различных уровней и управленцами в сфере образования, способствующих эффективному функционированию всех субъектов учебного процесса;

- идеологические, являющиеся фундаментом для остальных инноваций, поскольку они следуют тенденциям времени и формируют благоприятную атмосферу для создания и развития наиболее актуальных и своевременный педагогических инноваций [1].

Выводы. Итак, подходя итоги, обратим внимание на специфику педагогических инноваций в системе влияния на управление качеством образовательных услуг. Отметим, что разработка подобных новшеств представляет собой положительный со всех сторон процесс: с одной стороны, он позволяет обучающимся максимально повысить эффективность усвоения учебного материала, с другой стороны - позволяет педагогам направить свою основную деятельность на формирование личностной ценностной системы качеств обучающегося, повысить собственную производительность, а также наиболее эффективно и оптимизированно управлять качеством образования.

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и специфика современных педагогических инноваций в качестве инструмента управления качеством образовательных услуг. Кроме того, выявляется специфика процесса разработки, создания и применения таких инноваций с точки зрения оптимизации учебного процесса и управления качеством образования. В заключении статьи делается следующий вывод: разработка подобных новшеств представляет собой положительный со всех сторон процесс: с одной стороны, он позволяет обучающимся максимально повысить эффективность усвоения учебного материала, с другой стороны - позволяет педагогам направить свою основную деятельность на формирование личностной ценностной системы качеств обучающегося, повысить собственную производительность, а также наиболее эффективно и оптимизированно управлять качеством образования.

Ключевые слова: современные педагогические инновации, педагогическая инноватика, инновационная деятельность педагога, управление качеством образовательных услуг.

Annotation. The article discusses the nature and specificity of modern pedagogical innovations as a tool for managing the quality of educational services. In addition, the specificity of the process of developing, creating and applying such innovations from the point of view of optimizing the educational process and managing the quality of education is revealed. The article concludes with the following conclusion: the development of such innovations is a positive process from all sides: on the one hand, it allows students to maximize the efficiency of learning material, and on the other hand, allows teachers to direct their the main activity is the formation of a student's personal value system of qualities, to increase their own productivity, and also to manage the quality of education most effectively and optimally.

Keywords: modern pedagogical innovations, pedagogical innovations, innovative activities of a teacher, quality management of educational services.

Литература:

1. Подольская E.A. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособ. / Е.А. Подольская. -Харьков: Изд-во НУА, 2010. - 316 с.

2. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. -М.: Компания Спутник, 2006. - 191 с.

3. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. - М., 1991.

УДК 159.944.3

ПРОЯВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЙ СНИЖЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ОПЕРАТОРОВ ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА

старший преподаватель Макарова Оксана Александровна Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский федералъныйуниверситет» (г. Елабуга)

Постановка проблемы. Оператор получения непрерывного стекловолокна - профессия, которая сегодня является достаточно актуальной. Производство стекловолокна набирает все большие обороты во всем мире и в России в том числе, за счет то, что само производимое сырье достаточно востребовано во всех сферах жизнедеятельности: машиностроении, авиакосмической технике, транспортном машиностроении, станкостроении, судостроении, электро- и вычислительной технике, строительстве и др. Но от этого данная профессия не становится более популярной. Она не является высокооплачиваемой, при различных условиях, создаваемых для мотивации сотрудников предприятия и льгот, производство стекловолокна остается все-таки вредным производством. Справедливым будет также заметить, что для самих профессионалов оно является трудным и психологически, и физически. Достаточно высокой является автоматизированность труда, большинство операций, связанных с запуском оборудования, не составят большого труда, но являются монотонными. С другой же стороны есть множество операций, где необходимы физические усилия, это подготовка бобин для намотки стекловолокна, установка их на бобинодержатели и снятие, подвешивание их

на конвейер. И эта часть работы влечет за собой снижение работоспособности оператора. К изучению работоспособности в психологии прибегают достаточно часто, как в отношении представителей интеллектуального труда [1], [2], [4], [5], ]7], так и представителей рабочих специальностей [6], ]8]. При этом если речь идет о рабочих специальностях, то очень часто в центре внимания оказывается человек-оператор. Однако недостаточным можно считать количество работ, посвященных изучению работоспособности сотрудников предприятий по производству стекловолокна.

Изложение основного материала исследования. Целью исследования, представленного в данной статье, стало изучение особенностей проявления состояний сниженной работоспособности операторов получения непрерывного стекловолокна (далее операторов ПНС). В исследовании приняло участие 72 оператора, из числа которых были выделены 3 выборки: высококвалифицированных (операторы 5-6 разрядов) в количестве 27 человек, среднеквалифицированных (операторы 4 разряда) - 24 человека, низкоквалифицированных (операторы 3 разряда) - 21 человек. Все операторы - мужчины. Диагностика респондентов проводилось с использованием теста ДОРС, модифицированного А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской [3]. В названной методике авторы выделяют такие состояния сниженной работоспособности как утомление, стресс, монотония и пресыщение. Подобные состояния имеют тенденцию к накоплению, но значит ли это что с повышением квалификационного разряда, будем наблюдать и качественное, и количественное их повышение?

Первичные статистические данные проведенного исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Проявления состояний сниженной работоспособности в зависимости от уровня квалификации

состояния сниженной степень высоко- средне- низко-

работоспособности выраженности квалифици- квалифици- квалифици-

рованные (%) рованные (%) рованные (%)

утомление низкая 22,2 0 0

умеренная 63 20,8 42,9

выраженная 14,8 45,8 57,1

высокая 0 33,4 0

монотония низкая 18,5 4,2 0

умеренная 66,7 50 24

выраженная 11,1 29,2 38

высокая 3,7 16,6 38

пресыщение низкая 14,8 0 0

умеренная 66,7 29,2 33,3

выраженная 18,5 50 52,4

высокая 0 20,8 14,3

стресс низкая 37 4,2 19

умеренная 33,3 33,4 28,5

выраженная 18,6 41,6 24

высокая 11,1 20,8 28,5

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в группе высококвалифицированных операторов ПНС утомление, монотония и пресыщение в основном имеют умеренную степень, а стресс умеренную и низкую выраженность. В группе среднеквалифицированных операторов утомление, пресыщение и стресс ярко выраженны, и лишь монотония проявляется умеренно. В группе же низкоквалифицированных операторов утомление и пресыщение являются выраженными. Монотония имеет выраженную и высокую степень, стресс в данной группе выражен в наибольшей степени (от умеренной до высокой степени). Анализ количественных показателей говорит о различной выраженности состояний сниженной работоспособности у операторов с разным уровнем квалификации. Утомление и пресыщение выше всего в группе средеквалифицированных, монотония и стресс у низкоквалифицированных операторов. Это значит, что с повышением разряда проявления сниженной работоспособности снижаются. Возможно, более высокий квалификационный разряд способствует повышению удовлетворенности своей профессией в целом, условиями труда, что в свою очередь поддерживает нормальный уровень работоспособности рабочего.

Статистический анализ, проведенный при помощи ^критерия Стьюдента, также указывает на наличие различий между проявлениями показателей у операторов разных групп (табл. 2). Больше всего различий обнаружено между выборками высококвалифицированных и низкоквалифицированных операторов. По утомлению, монотонии и пресыщению наблюдаются статистически значимые различия, по показателю стресса имеются различия на уровне тенденции.

Таблица 2

Различия состояний сниженной работоспособности у операторов ПНС

t3Mn СОСТОЯНИЯ сниженной работоспособности ^^^ ВКиСК СКиНК НК и ВК

р<0.05 р<0.01 р<0.05 р<0.01 р<0.05 р<0.01

2 2.68 2.02 2.7 2.01 2.69

утомление 4,3** 0,1 4 7**

монотония 1,7 2,6* 4,6**

пресыщение 3,8** 1

стресс 1,1 1,4 2,2*

Примечание: ВК — высококвалифицированные; CK— среднеквалифицированные; НК — низкоквалифицированные;

* - различия науровнер<0.05; **- различия науровнер<0.01

Группы высококвалифицированных и среднеквалифицированных операторов отличаются только по показателям утомления и пресыщения, средне- и низкоквалифицированные лишь по монотонии (различия на уровне тенденции).

Корреляционый анализ (проведенный при помощи коэффициента корреляции r-Пирсона) показал наличие отрицательных связей между квалификационным разрядом оператора и монотонней (г=-0,285), пресыщением (г=-0.514) и стрессом (г=-0.37). Действительно с повышением разряда у оператора ПНС снижаются ощущения однообразной работы, стереотипности действий, чувство равнодушия к трудовым операциям, перенапряжение, негативные эмоции. Это явный признак адаптации сотрудника, так как часто высокий разряд имеют более опытные операторы с достаточно большим стажем работы. Все это позволяет им осуществлять свои профессиональные действия на высоком уровне. И только утомление имеет положительную связь с разрядом (г=0.41). Состояние утомления имеет тенденцию накапливаться с повышением разряда. Но нужно также заметить, что все выявление связи состояний сниженной работоспособности с разрядом являются достаточно слабыми, что не дает нам возможности говорить о наличии зависимостей проявления состояний сниженной работоспособности от разряда.

Выводы. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что существуют различия в проявлениях состояний утомления, монотонии, пресыщения и стресса у операторов ПНС. У высококвалифицированных операторов они выражены умеренно. У средне- и низкоквалифицированных они более ярко выражены. Причем наибольшие различия наблюдаются между группой операторов 5-6 и группой операторов 3 разряда, что позволяет утверждать, операторы с более высоким квалификационным разрядом имеют более высокую и устойчивую работоспособность. Хотя и существенных корреляционных связей разряда с состояниями сниженной работоспособности обнаружено в нашем исследовании не было. Этим обуславливается необходимость дальнейшего изучения механизма проявления состояний сниженной работоспособности у операторов ПНС.

Аннотация. В статье рассматриваются проявления сниженной работоспособности операторов ПНС. В эмпирическом исследовании выявлены различия в показателях стресса, монотонии, утомления и пресыщения в зависимости от квалификационного разряда оператора (5-6,4 или 3).

Ключевые слова: оператор получения непрерывного стекловолокна, сниженная работоспособность, утомление, монотония, пресыщение, стресс.

Annotation. The article discusses the manifestations of reduced efficiency of operators PNS. An empirical study revealed differences in indicators of stress, monotony, fatigue and satiety, depending on the qualification level of the operator (5-6, 4 or 3).

Keywords: continuous fiberglass operator, decreased working capacity, fatigue, monotony, satiety, stress.

Литература:

1. Антипова E.H., Шибкова Д.З. Оценка работоспособности специалистов по социальной работе по результатам хронорефлексометрии // Вестник психофизиологии. СПб.: Научно-практический центр "Психосоматическая нормализация". №2, 2019. - С. 73-79.

2. Куваева И.О., Полеванов Д.В., Алибаева В.М., Казанцева Д.И., Сафонова М.И. Исследование взаимосвязи состояний сниженной работоспособности и формально-динамических свойств индивидуальности // Материалы международного форума «COGNITIVE NEUROSCIENCE - 2019». Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. 2020. -С. 225-227.

3. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний: сб. ст. / под ред. А. О. Прохорова. Казань: Центр инновационных технологий, 2002. Вып. 4. С. 326-343.

4. Матюшин В.В., Блинникова ИВ. Осознанность и функциональные состояния работающего человека // Материалы V Международной научной конференции «Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие». Кострома: Костромской государственный университет. В 2 томах. 2019. - С. 530-534.

5. Сафонова В.Р. Анализ показателей работоспособности студенток медицинского вуза с разным уровнем здоровья // Современные проблемы науки и образования. Пенза: Издательский Дом "Академия Естествознания". №2, 2012. - С. 364.

6. Сетко Н.П., Мовергоз С.В, Булычева Е.В. Особенности функционального состояния организма операторов и машинистов нефтехимического предприятия в зависимости от трудового стажа // Медицина труда и промышленная экология. М.: Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова. Т. 60, № 1,2020. - С. 25-29.

7. Яковенко О.В., Дударев В.М., Балобанова А.С. Дифференцированная оценка сниженной работоспособности студентов в период семестрового обучения в медицинском вузе // Материалы XXIII съезда физиологического общества им. И.П. Павлова с международным участием. М.: Издательство Истоки. 2017. - С. 1476-1477.

8. Ljdokova G.M., Talysheva I.A., Gaifullina N.G. Psychophysiological and psychological characteristics of young drivers. Life Science Journal 2014; 11(10): 694-696.

УДК 372.874

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ СПОСОБНОСТИ СОЗДАВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПОДРОСТКАМИ СРЕДСТВАМИ

ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ

студентка Макуева Анастасия Камилевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменскийгосударственныйуниверситет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Современное общество нуждается в творческих личностях, так как именно они имеют более высокий уровень адаптации к новым условиям жизни. В связи с этим внимание педагогической науки к проблеме развития творческого потенциала учащихся в сфере изобразительного искусства системы школьного образования средствами создания соответствующих педагогических условий является оправданным. Участники Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в области искусств «Создание творческого потенциала XXI века» рассматривают развитие подрастающего поколения исключительно через художественное образование, поскольку занятия изобразительной деятельностью развивает критическое мышление, эстетический вкус, чувство гармонии и красоты, творчества и самовыражения [1]. Одним из способов самовыражения подростка в изобразительной деятельности является создание художественного образа в творческих работах. Немало деятелей наук в различных сферах работали над изучением исследуемой проблемы (Г.В. Беда, Г.В.Ф. Гегель, B.C. Тюхтин и др.) [2], [4], [6]. Однако никто из вышеперечисленных ученых не рассматривал проблему развития образной сферы подростков средствами печатной графики.

Изложение основного материала исследования. Умение выражать свои мысли, а тем более чувства, всегда было проблематично для человека. Существует множество способов и подходов к решению данной проблемы, однако одним из эффективнейших средств является изобразительное искусство, так как оно предоставляет возможность выразить собственное чувство, создать на основе собственных эмоций художественный образ.

Стоит отметить необходимость формирования данного качества у детей подросткового возраста, так как именно в этот период у человека возникает острая необходимость в самовыражении. Особенности исследуемого возраста таковы, что множество присущих ему новообразований способствуют формированию образной сферы ребенка, но некоторые из них (например, такие как эмоциональная нестабильность) будут затруднять этот процесс и гармоничное развитие ребенка в целом.

Однако создание художественного образа средствами печатной графики послужит одним из наиболее эффективных механизмов решения указанной проблемы. Печатная графика является видом изобразительного искусства, представляющим собой печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Именно они позволят подростку найти новые способы самовыражения в творчестве.

Начинать работу по развитию способности создавать художественный образ средствами печатной графики необходимо с уточнения данного понятия, а также с разработки диагностического инструментария по исследованию уровня указанного качества подростков. Обратимся к последовательному рассмотрению понятия. Что же такое «художественный образ»? Философ B.C. Соловьев в своей статье говорит о художественном образе и об искусстве следующее: «Искусство воспроизводит не самые предметы и явления действительности, а только то, что видит в них художник...красота, разлитая в природе, в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою» [5, с. 379]. А С.А. Белозерцев характеризует художественный образ неким сплавом эмоционального и рационального, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей [3]. Опираясь на эту теорию, а также труды ученых, мы определяем художественный образ как конкретный знак, символ, в котором заключена в единственном ее понимании, как для художника, так и для читателя, идея, обобщенная картина человеческой жизни, выраженная через призму эмоционально-личностного отношения в продукте художественной деятельности с использованием средств художественной выразительности. Можно трактовать художественный образ как инструмент познания мира, ведь он является наглядно-образным воссозданием реальной жизни. Одна из его важнейших особенностей - это диалог между исследователем и предметом, который он изображает.

Однако нет однозначного понятия, потому, формулируя наше определение, мы говорим, что способность создавать художественный образ средствами печатной графики - это умение преобразовать собственный жизненный опыт в эстетически значимый творческий продукт, в котором заключена авторская идея, исполненная при помощи графических средств художественной выразительности и активного использования разных печатных техник для создания наиболее яркого художественного образа в работе.

Необходимо уточнить данное понятие относительно детей подросткового возраста, не являющимися профессиональными художниками и осваивающими изобразительное искусство, в частности печатную графику как средство самовыражения.

Способность подростками создавать художественный образ средствами печатной графики - это последовательное преобразование собственного жизненного опыта в творческий продукт через приобретение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.