Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТОМЛЕНИЕ / МОНОТОНИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ПРЕСЫЩЕНИЕ / НАПРЯЖЕННОСТЬ / ТЕНЗИОННОЕ СОСТОЯНИЕ / СТРЕСС / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брекина Оксана Васильевна, Солдатов Дмитрий Вячеславович

Статья посвящена исследованию показателей умственной работоспособности как психологического состояния у представителей педагогического сообщества - школ, средних профессиональных и высших профессиональных учебных учреждений. Показано, что наиболее представленным из четырех состояний, составляющих сниженную работоспособность - утомление, монотония, психическое пресыщение и напряженность является состояние напряженности/стресса. Это свидетельствует о том, что для педагогов всех звеньев характерно состояние повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов. Причина роста тензионных состояний у педагогов связана с тенденциями повышения сложности профессиональной деятельности и внутреннего роста собственной ответственности за ее выполнение. Современные учителя находятся в состоянии постоянной повышенной готовности для решения все усложняющихся профессиональных задач. При этом полученные данные свидетельствуют о наличии как эмоциональных, так и физических ресурсов, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Рассмотрены личностные характеристики, влияющие на протекание стрессовых состояний. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке студентов-бакалавров, получающих профильное профессиональное педагогическое высшее и среднее профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Брекина Оксана Васильевна, Солдатов Дмитрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE WORKING EFFICIENCY OF TEACHERS OF SECONDARY, TRADE AND HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the study of indexes of mental working ability as psychological state of representatives of the pedagogical community - schools, secondary professional and higher professional educational institutions. It is displayed, that from the four states which constitute the lower mental working ability-weariness, monotony, psychological satiety and tension the most presented state is tension/stress This indicates that teachers of all levels are characterized by a state of increased mobilization of psychological and energy resources. Modern teachers are being in condition of high readiness for decision of getting complicated professional tasks. The results obtained indicative of as emotional so physical resources, necessary for realization of pedagogical activity. At the same time, the data obtained indicate the presence of both emotional and physical resources necessary to carry out pedagogical activities. The results of the study can be used in the preparation of undergraduate students receiving specialized professional pedagogical higher and secondary professional education, as well as in advanced training of pedagogical personnel.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Брекина Оксана Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Солдатов Дмитрий Вячеславович

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию показателей умственной работоспособности как психологического состояния у представителей педагогического сообщества - школ, средних профессиональных и высших профессиональных учебных учреждений. Показано, что наиболее представленным из четырех состояний, составляющих сниженную работоспособность - утомление, монотония, психическое пресыщение и напряженность является состояние напряженности/стресса. Это свидетельствует о том, что для педагогов всех звеньев характерно состояние повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов. Причина роста тензионных состояний у педагогов связана с тенденциями повышения сложности профессиональной деятельности и внутреннего роста собственной ответственности за ее выполнение. Современные учителя находятся в состоянии постоянной повышенной готовности для решения все усложняющихся профессиональных задач. При этом полученные данные свидетельствуют о наличии как эмоциональных, так и физических ресурсов, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Рассмотрены личностные характеристики, влияющие на протекание стрессовых состояний. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке студентов-бакалавров, получающих профильное профессиональное педагогическое высшее и среднее профессиональное образование.

Ключевые слова: утомление, монотония, психическое пресыщение, напряженность, тензионное состояние, стресс, работоспособность.

Annotation. The article is devoted to the study of indexes of mental working ability as psychological state of representatives of the pedagogical community - schools, secondary professional and higher professional educational institutions. It is displayed, that from the four states which constitute the lower mental working ability-weariness, monotony, psychological satiety and tension the most presented state is tension/stress This indicates that teachers of all levels are characterized by a state of increased mobilization of psychological and energy resources. Modern teachers are being in condition of high readiness for decision of getting complicated professional tasks. The results obtained indicative of as emotional so physical resources, necessary for realization of pedagogical activity. At the same time, the data obtained indicate the presence of both emotional and physical resources necessary to carry out pedagogical activities. The results of the study can be used in the preparation of undergraduate students receiving specialized professional pedagogical higher and secondary professional education, as well as in advanced training of pedagogical personnel.

Key words: fatigue, monotony, mental satiety, tension, tension state, stress, working capacity.

Введение. На сегодняшний день единого общепринятого определения понятия работоспособности не существует, так как данный феномен является объектом изучения большого количества различных научных направлений, начиная от медицины и заканчивая эргономикой. Современные исследования, посвященные психологическим составляющим работоспособности, граничат с исследованиями по психофизиологии и биологии. Объем исследований, посвященных проблемам работоспособности, представлен в основном трудами в области нормальной физиологии, спортивной медицины, валеологии и даже охраны труда, однако исследований, посвященных собственно психологическим составляющим работоспособности, фактически не встречается. Говоря о психологической составляющей работоспособности, авторы чаще всего рассматривают мотивацию, как фактор повышения работоспособности человека [6]. Таким образом, можно говорить о наличии некоторых индивидуальных предпосылок работоспособности, которыми располагает человек, и которые могут быть применены для реализации профессиональных требований, предъявляемых индивиду обществом [8].

Все эти требования в полной мере касаются и педагогической деятельности. Педагогическая деятельность относится к той же самой категории умственного труда, к которой относится и руководящая деятельность. Для представителей данных профессиональных категорий характерны нерегулярные, но значительные психо-эмоциональные нагрузки, особенности профессиональной деятельности подразумевают необходимость принимать нестандартные решения. Постоянное требование повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов, предъявляемое сегодняшней жизнью к педагогам, предполагает постоянную работу над собой по развитию важных свойств, способствующих росту адаптационных качеств и предупреждению появления синдрома эмоционального выгорания. Сегодня педагогическая профессия требует от своих представителей значительного спектра личностных качеств, обеспечивающих возможность сохранения долгой и эффективной работоспособности [3]. Следует помнить, что при преодолении затруднений и в стремлении к самосохранению у педагогов могут иметь место как продуктивные, так и деструктивные формы психологической защиты [7].

На сегодняшний день умственная работоспособность определяется, в первую очередь, умением профессионально работать с информацией, правильно воспринимать и перерабатывать ее, сравнивать с уже имеющейся, преобразовывать, создавать проблемные ситуации, определять пути решения проблемы и формировать цели умственного труда. Современные педагоги хорошо справляются с этими компонентами умственного труда, быстро овладевают ими в ходе выполнения профессиональной деятельности, а умение работать с информацией даже у молодых педагогов очень скоро становится профессиональным навыком.

Умственная работоспособность носит колебательный характер, например, показания объема выполняемой каждым субъектом умственной работы могут изменяться. Кроме того, работоспособность человека может изменяться в зависимости от времени суток, в разные отрезки времени работоспособность может быть разная - высокая, низкая или средняя. Человек обязательно должен знать свои временные циклы подъема и снижения работоспособности и учитывать все эти физиологические особенности для поддержания высокого уровня работоспособности и сохранения здоровья.

На характер работоспособности влияют основные свойства нервной системы, в первую очередь, степень подвижности нервных процессов.

Кроме того, на работоспособность человека может оказывать влияние большое количество различных факторов, как естественных, так и социально-экономических. К природным факторам можно отнести и степень тренированности и закрепленности в использовании профессиональных рабочих навыков, конституцию человека, его пол, способности,

физические и психические состояния, настроение, состояние здоровья и многие другие. Большое значение для нормальной работоспособности имеют объективные условия труда, к которым можно отнести организацию производства, оборудование и оснащение рабочего места, состояние производственной среды, форму оценки труда и его стимулирование.

На результативность трудовой деятельности существенное влияние оказывают эмоциональные факторы, такие как отношение человека к выполняемой деятельности, восприятие самого процесса труда, осознание значимости того, что делает человек и как он оценивает себя в качестве субъекта умственного труда [10]. Немаловажную роль играет «психологический климат» в трудовом коллективе, хотя этот фактор в большей степени относится к социально-экономическим факторам. На сегодняшний день, однако, прямых измерителей влияния указанных факторов на результативность труда не существует [4].

И все же, когда мы говорим о работоспособности, мы, в первую очередь, имеем ввиду способность человека находиться и поддерживать себя в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в трудовую деятельность [9]. Таким образом, работоспособность предполагает наличие некоторого состояния или состояний, определяющих качество выполнения профессиональной деятельности.

В мировой науке накоплен значительный опыт в области исследований, посвященных психическим состояниям, их классификации, методам диагностики и способам саморегуляции [5].

Целью нашего исследования явилась оценка степени выраженности актуальных состояний, в совокупности определяющих работоспособность педагогов.

Изложение основного материала статьи. Для исследования состояний работоспособности педагогов использована методика ДОРС А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской [2], которая представляет собой дифференцированную оценку состояний сниженной работоспособности. Согласно авторам, сниженная работоспособность характеризуется такими психическими состояниями, как монотония, психическое пресыщение, напряженность/стресс и утомление, кроме того, выделяются четыре степени выраженности симптомов названных состояний -каждое состояние имеет низкие, умеренные, выраженные и высокие показатели.

В исследовании приняли участие 68 испытуемых, из них: 25 учителей средних образовательных школ (СОШ), 21 педагог среднего профессионального образования (СПО) и 22 преподавателя высшей школы (ГГТУ).

1. Утомление.

Анализ полученных результатов показывает, что среди школьных учителей выраженные значения симптома «утомления» встречаются в 4% случаев, еще 4% учителей имеют высокие показатели поданному симптому, у 16% низкие показатели и 76% учителей имеют умеренные показатели утомления.

У преподавателей ВУЗа значения по шкале «утомление» соответствуют умеренным и низким показателям (91% и 9% соответственно). В случае с преподавателями СПО выраженные показатели по шкале «утомление» наблюдаются в 5% случаев, в 29% низкие и в 67% случаев умеренные.

Попарное сравнение показателей утомления в группах педагогов по критерию U Вилкоксона-Манна-Уитни обнаруживает в некоторых случаях статистически значимые различия (СОШ - СПО: Шмп = 170, р < 0,05; СОШ - ГГТУ: иэмп = 242.5; СПО - ГГТУ: Шмп = 101, р < 0,01). Полученные результаты свидетельствуют, что нет существенных различий в состояниях утомления между учителями школ и преподавателями университета, но есть статистически значимые различия по шкале «утомление» между учителями школ, преподавателями университета и педагогами среднего профессионального образования.

Однако следует заметить, что «наименее уставшими» из всех трех категорий педагогического сообщества являются преподаватели университета, их утомление представлено только низкими и умеренными показателями, среди них нет лиц с выраженными и высокими показателями по шкале «утомление». «Наиболее уставшими» из всех являются педагоги школ, в их случае имеют место и высокие, и выраженные показатели по данной шкале, на фоне низких и умеренных показателей. Что касается, преподавателей СПО, то, с одной стороны, среди них больше всего «неутомленных» (напомним, что низкие показатели представлены у 29% преподавателей), а с другой стороны, среди испытуемых этой категории встречаются педагоги, имеющие выраженные значения по шкале «утомление».

На наш взгляд, фактор утомления педагога в первую очередь связан с тем, что педагогическая деятельность связана с постоянным общением с различными категориями участников образовательного процесса - учащимися, их родителями, коллегами, администрацией образовательных учреждений. Процесс коммуникации требует значительных энергетических усилий, а учителю приходится говорить по 6-8 часов в день. Педагогическое общение требует значительных профессиональных умений, дидактических способностей, такта, способности сохранять самообладание в различных непредвиденных ситуациях, доброжелательности. При этом следует отметить, что преобладание умеренных показателей по шкале утомления у всех категорий педагогов свидетельствует о том, что педагоги находят как внешние, так и внутренние ресурсы, чтобы справляться с возникающим утомлением.

2. Монотония.

По показателю «монотонии» у учителей СОШ встречаются только умеренные (84%) и низкие (16%) показатели, т.е. педагоги воспринимают свою деятельность как достаточно разнообразную. У преподавателей СПО наблюдаются только низкие и умеренные показатели «монотонии» (33% и 67% по шкале соответственно), и у преподавателей ВУЗа по шкале «монотонии» также получены значения, соответствующие умеренным и низким показателям (86% и 14% соответственно).

Попарное сравнение показателей «монотонии» в группах педагогов по критерию U Вилкоксона-Манна-Уитни обнаруживает в некоторых случаях статистически значимые различия (СОШ - СПО: иэмп = 177.5, р < 0,05; СОШ - ГГТУ: иэмп = 210; СПО - ГГТУ: иэмп = 111, р < 0,01).

Отсутствие выраженных и высоких показателей по параметру «монотония» у изучаемых категорий педагогов свидетельствует о том, что они, в целом, не воспринимают свою работу как стереотипную и однообразную, у всех выражен сознательный контроль за выполнением своей деятельности, отсутствуют скука и потребность в смене деятельности. Необходимость постоянно решать рабочие задачи, связанные с обучением, воспитанием и контролем за обучающимися, особенности коммуникации с детьми, родителями и коллегами заставляют учителей все время находиться в «тонусе», постоянно искать оптимальные и действенные формы взаимодействия с окружающим миром, профессионально расти и личностно развиваться. С другой стороны, постоянно растущие требования общества к профессиональному мастерству учителя, уровню его квалификации также заставляют педагогов совершенствовать уже существующие профессиональные и личностные навыки и приобретать новые. Поэтому, несмотря на то, что педагогам приходится из года в год заниматься одним и тем же делом, состояния монотонии в профессиональной деятельности современного педагога оказываются слабовыраженными.

3. Психическое пресыщение.

У педагогов СОШ по параметру «психическое пресыщение» встречаются выраженные и высокие показатели (по 4% соответственно), низкие в 40% случаев и умеренные в 52% случаев. У преподавателей СПО представлены только низкие и

умеренные показатели «психического пресыщения»: 24% и 76% соответственно. У преподавателей ВУЗа в 5% случаев наблюдаются выраженные показатели, при этом показатели низких значений по данному симптому составляют 55%, а умеренных значений - 41%.

Попарное сравнение показателей «психического пресыщения» в группах педагогов по критерию и Вилкоксона-Манна-Уитни обнаруживает, что статистически значимые различия имеют место только между результатами педагогов школ и колледжей (СОШ - СПО: Шмп = 172, р < 0,05;). В других двух случаях попарного сравнения различия статистически незначимы (СОШ - ГГТУ: Шмп = 252.5; СПО - ГГТУ: Шмп = 165.5).

Известно, что состояние «психического пресыщения» возникает при выполнении таких видов деятельности, которые кажутся человеку бессмысленными. Оно может наступать как вслед за состоянием монотонии, так и независимо от него [5]. Состояние «психического пресыщения» сопровождается появлением чувства раздражительности по отношению к выполняемой деятельности, ростом эмоционального возбуждения и даже отвращения к ней. На наш взгляд, появление данного состояния связано, вероятнее всего, не с самим процессом педагогической работы, а со значительной регламентацией и формализацией труда учителя, так широко распространенной в наше время, с появлением все новых форм отчетности выполняемой деятельности, с постоянными, зачастую не обоснованными, но навязываемыми требованиями профессионального и личностного мастерства учителя.

4. Напряженность/стресс.

Анализ значений этого параметра показал, что стресс - наиболее представленный симптом из всех, относящихся к показателям работоспособности [1]. Так, 4% учителей средних школ имеют высокий показатель «психического напряжения/стресса», 16% имеют выраженные значения, 72% педагогов имеют показатели умеренной выраженности симптома и у 4% учителей представлены низкие показатели по данной шкале. При изучении симптома «психического напряжения/стресса» у преподавателей СПО наблюдаются выраженные показатели в 5% случаев, низкие в 14% и умеренные показатели в 81% случаев. У преподавателей ВУЗа, наряду с низкими (9%) и умеренными (73%) показателями по параметру «психического напряжения/стресса» есть и выраженные показатели (18%).

Попарное сравнение показателей «психического напряжения/стресса» в группах педагогов по критерию и Вилкоксона-Манна-Уитни показывает отсутствие статистически значимых различий (СОШ - СПО: Шмп = 193.5; СОШ - ГГТУ: Шмп = 256; СПО - ГГТУ: Шмп = 181). Из всех диагностированных состояний, характеризующих работоспособность, именно тензионные состояния являются теми состояниями, по которым отсутствуют статистически значимые различия между группами изучаемых педагогов.

Таким образом, среди педагогов, работающих в разных образовательных организациях, распространенным является состояние повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов из-за сложности профессиональной деятельности и ответственности за ее выполнение.

Выводы. Рассматривая работоспособность как сочетание таких параметров как «утомление», «монотония», «психическое пресыщение» и «напряжение», следует отметить, что у представителей педагогического труда все вышеназванные категории представлены, в основном, умеренными показателями. Это означает, что, хотя современные учителя и переживают все эти состояния, они находят ресурсы и возможности для поддержания нормальной работоспособности.

В наименее благоприятном, на наш взгляд, психическом состоянии находятся учителя школ. У них более выражены утомление, психическое пресыщение и напряжение по сравнению с представителями других педагогических сообществ. По нашим данным, это единственная категория педагогов, которая имеет показатели сниженной работоспособности.

Поэтому, на наш взгляд, современному образованию следует решать следующие задачи: с одной стороны, через курсы повышения квалификации, мастер-классы, тренинги и прочие формы активного обучения обучать педагогов эффективным способам и навыкам саморегуляции психических состояний, а с другой, еще во время учебы обучать этим приемам и способам студентов педагогических специальностей.

Литература:

1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: Регёе, 2006. - 523 с.

2. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

3. Коваленко, Л.А. Исследование показателей стресса студенческой молодежи и взаимосвязей в реализации копинг-стратегий / Л.А. Коваленко // Образовательный вестник «Сознание». - 2019. - Т. 21. - № 12. - С. 41-46

4. Куваева, И.О. Особенности организации концепта «Стресс» у работников с разным уровнем профессионального стресса / И.О. Куваева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2020. - Т. 26. - № 1. - С. 112-117

5. Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб: «Питер», 2000. - 512 с.

6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1990. - 494 с.

7. Психология стресса: библиографический обзор / АлтГУ, НБ, НГ; сост. О.В. Дедова. - Барнаул, 2018. - 15 с.

8. Самоукина, Н.В. Экстремальная психология / Н.В. Самоукина. - М.: Издательство ЭКМОС, 2000. - 288 с.

9. Сапольски, Р. Психология стресса / Р. Сапольски. - СПб.: Питер, 2019. - 480 с.

10. Яковлев, Е.В. Психология стресса / Е.В. Яковлев, О.В. Леонтьев, Е.Н. Гневышев. - СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. - 94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.