Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
школьная тревожность / младший школьник / нарушение интеллекта / school anxiety / primary school / intellectual impairment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пермякова М.М.

В статье раскрыты основные понятия темы. Описаны особенности младших школьников с нарушением интеллекта. Представлены и описаны результаты исследования школьной тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL MANIFESTATION ANXIETY IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY

The article reveals the basic concepts of the topic. The characteristics of younger schoolchildren with intellectual disabilities are described. The results of a study of school anxiety in primary schoolchildren with intellectual disabilities are presented and described.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 159

Пермякова М.М.

студентка 4 курса направление психолого-педагогическое образование Педагогического института Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)

ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация: в статье раскрыты основные понятия темы. Описаны особенности младших школьников с нарушением интеллекта. Представлены и описаны результаты исследования школьной тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: школьная тревожность, младший школьник, нарушение интеллекта.

В совершенной действительности много событий, вызывающих тревожность у младших школьников. Источником этой тревожности является школа. У младших школьников с нарушением интеллекта переживание школьной тревожности более глубокое, чем у детей с нормой развития, в силу их ограниченных возможностей.

Основные свойства и качества личности закладываются в младшем школьном возрасте. От их формирования зависит дальнейшее развитие ребенка. В данный период одним из важных обстоятельств является поступление в школу, что означает переход к новому образу жизни. В связи с этим происходят изменения, которые оказывают влияние на его социальное положение. У младшего школьника появляются новые обязанности, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми. Биоритм ребенка меняется, ведущей деятельностью становится учебная. Все это может быть

источником для проявления тревожности. Школьная тревожность представляет собой одну из типичных проблем, указывающих на школьную дезадаптацию ребенка и оказывающих негативное влияние на все аспекты его жизни: учебу, здоровье, общее благополучие. Эта проблема остается актуальной и требует особого внимания.

Изложение основного материала статьи. Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание — это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний. Поэтому следует сразу оговориться, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы

обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия» или «школьная тревожность». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации. К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, негативным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся: опросы на уроках, контрольные работы, тестирование.

Школьная тревожность у младших школьников с нарушением интеллекта относится к состоянию, характеризующемуся повышенным уровнем беспокойства, страха и неуверенности перед школьными заданиями, социальными взаимодействиями и новыми ситуациями в учебной среде.

Проблема развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с нарушением интеллекта, является актуальной для современного образования. У детей с нарушением интеллекта стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Главной особенностью таких детей является нарушение их познавательной деятельности. Важно отметить, что при нарушении интеллекта речь идет о довольно длительном нарушении темпа психического развития, а не о кратковременной его задержке. В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова нарушение интеллекта (умственная отсталость) определяется как стойкое, необратимое, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы нарушений психического развития, в первую очередь интеллектуального. Степени нарушения интеллекта (умственной отсталости) описываются как легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Дети с легкой степенью умственной отсталости являются наиболее изученной и перспективной группой в плане

возможностей развития и интеграции в социум. В младшем школьном возрасте у таких детей наблюдаются следующие особенности:

- мышление носит конкретный наглядно-образный характер, дети ориентируются в практических ситуациях,

- смысловые связи прочитанного, или увиденного устанавливаются детьми с большим трудом,

- словарный запас беден, в речи используются простые высказывания,

- более сохранной является эмоционально-волевая сфера, в сравнении с познавательной,

- дети охотно включаются в трудовую деятельность. Дети с легкой степенью умственной отсталости способны к систематическому школьному обучению по адаптированным образовательным программам по разработанному индивидуальному плану.

Младшим школьникам с нарушением интеллекта свойственны: неадекватность эмоциональных реакций, высокий уровень школьной тревожности, средне выраженная эмоциональность, а также, нарушение у некоторых детей таких волевых качеств как дисциплинированность, настойчивость, решительность и выдержка. На уровень тревожности детей с нарушением интеллекта могут влиять неблагоприятные отношения ребенка с матерью. Если нет возможности удовлетворить потребность в любви, ласке и защите, то у ребенка проявляется тревожность. В этом случае ребенок ощущает условность материнской любви, в связи с чем, также возникает тревога. Влияют на проявление тревожности трудности обучения, а также ожидания родителей, которых ребенок не может удовлетворить. Дети с нарушением интеллекта часто получают от окружающих отрицательные оценки. Это может приводить к тревожному состоянию, провоцировать страх. Проявлением школьной тревожности у детей с нарушением интеллекта может быть отказ выходить к доске, отвечать на вопросы учителя. Дети не включаются в групповую деятельность. При этом сформулировать причину своего отказа они не могут, просто молчат. В ситуациях стресса, например, при проверке знаний, реакция

детей данной категории может оказаться неадекватной происходящему от «ухода в себя» до демонстративного отказа выполнять задания.

Причины тревожности у данной категории детей могут быть следующими:

- Ограничения в когнитивных навыках: Дети с нарушением интеллекта могут испытывать затруднения в понимании и усвоении учебного материала, освоении навыков чтения и письма. Это может привести к ощущению неуверенности и тревожности при выполнении учебных заданий,

- Социальная несформированность: Дети с нарушением интеллекта могут испытывать трудности в установлении и поддержании социальных связей со сверстниками. Они могут чувствовать себя изолированными и не уверенными в своей способности устанавливать дружеские отношения. Это также может вызывать тревожность,

- Стремление соответствовать ожиданиям: Дети с нарушением интеллекта могут ощущать давление ожиданий, которые накладываются на них со стороны родителей, учителей и общества. Они могут бояться не справиться с требованиями и ожиданиями окружающих, что вызывает тревожность,

- Опасение перед неудачей: Дети с нарушением интеллекта могут часто испытывать страх перед неудачей в школьных заданиях и испытаниях. Они могут сомневаться в своих способностях и опасаться того, что не смогут выполнить поставленные перед ними задачи. Это также может приводить к тревожности,

- Негативный опыт: Некоторые дети с нарушением интеллекта могут иметь негативный опыт, связанный со школой, такой как издевательства со стороны сверстников или недостаточная поддержка со стороны учителей. Эти опыты могут повлечь за собой тревожность и неуверенность в школьной среде.

Школьная тревожность является серьезной проблемой для младших школьников с нарушением интеллекта. Она может значительно снизить качество их образования, социализации и адаптации. Однако, с помощью правильной поддержки и методов работы с такими детьми, можно значительно

улучшить их психическое благополучие и образовательные достижения. Кроме того, необходимо дать рекомендации родителям. В их силах помочь тревожному школьнику изменить свое отношение к успеху и неудаче, к оценкам со стороны взрослых и детей.

С целью изучения школьной тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта было организовано экспериментальное исследование на базе краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующее основные адаптивные общеобразовательные программы «школа - интернат №5» г. Хабаровск. Выборка представлена младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости в количестве 10 человек, 6 мальчиков и 4 девочки. Для определения уровня тревожности у школьников было выделено и использовано две диагностические методики.

«Тест школьной тревожности Филлипса» - он позволяет углубленно исследовать школьную тревожность по следующим шкалам:

1. общая тревожность в школе,

2. переживание социального стресса,

3. фрустрация потребности в достижении успеха,

4. страх самовыражения,

5. страх ситуации проверки знаний,

6. страх не соответствовать ожиданиям окружающих,

7. низкая физиологическая сопротивляемость стрессу,

8. проблемы и страхи в отношениях с учителями.

«Проективная методика для диагностики школьной тревожности»

А. М. Прихожан. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

В ходе эмпирического исследования уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта были получены следующие результаты в соответствии с примененными методиками:

По общим результатам теста школьной тревожности Филлипса было выявлено, что дети имеют разный уровень школьной тревожности. Низкий уровень школьной тревожности (менее 50%) был выявлен у четырёх учащихся: у Михаила 16%, у Кристины 33%, у Азизбека 28% и у Руслана 38%. Повышенный уровень школьной тревожности (от 50% до 75%) у трёх учащихся: у Виктории 55%, у Ярослава 64%, у Дарьи 50%. И высокий уровень школьной тревожности (75% и более) у трёх учащихся: у Светланы 78%, у Кирилла 76%, у Дениса 72%. Также представлены показатели по факторам тревожности в таблице - 1, где очень низкий уровень - представлен розовым цветом, а высокий - голубым.

Таблица 1. Показатели по факторам тревожности.

№ Испытуемый Показатели по факторам тревожности

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Михаил 5% 36% 23% 17% 0 0 0 38%

2 Денис 88% 82% 69% 67% 100% 100% 40% 88%

3 Руслан 18% 73% 31% 50% 0 40% 20% 13%

4 Кирилл 73% 82% 85% 100% 67% 60% 40% 63%

5 Дарья 41% 55% 62% 50% 50% 40% 40% 63%

6 Азизбек 18% 36% 31% 33% 33% 40% 0 38%

7 Ярослав 64% 73% 77% 67% 67% 60% 40% 38%

8 Кристина 32% 18% 31% 17% 67% 60% 40% 63%

9 Виктория 50% 36% 38% 33% 83% 60% 40% 50%

10 Светлана 82% 82% 62% 100% 100% 80% 40% 63%

Как видно из таблицы, дети показывают оптимальный уровень школьной тревожности. Однако, несмотря на общий результат по тесту, мы видим, что есть дети, у которых результаты гораздо ниже среднего и достаточно высокие. Например, так у Михаила общий результат и показатели

по всем восьми шкалам оказался очень низким, что говорит о полном отсутствии школьной тревожности. Шкалы «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» показали 0%, что может говорить о нарушении эмоциональной сферы в связи с нарушением интеллектуальных способностей. Полное отсутствие тревожности может также, как и высокая тревожность пагубно сказаться на сферы жизнедеятельности.

Самые высокие результаты наблюдаются у Светланы и Дениса не только по общим результатам теста, но и по пяти шкалам из восьми. Так, например у Светланы выраженный высокий уровень тревожности наблюдается в шкалах «общая тревожность в школе», «переживание социального стресса», «страх самовыражения», «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», что говорит о явной школьной тревожности, о низкой самооценке, о страхе перед сверстниками и учителями. Также Кирилл показал достаточно высокий уровень школьной тревожности. Первый показатель по общей тревожности в школе находится на грани, ближе к высокому уровню, а переживание социального стресса и страх самовыражения у Кирилла заметно выражены. Похожие результаты мы видим у Ярослава - это переживание социального стресса, который находится на грани с высоким уровнем и страх самовыражения, который показывает высокий уровень. Также стоит отметить, что у Кристины по общему результату теста было выявлено 33%, что говорит о низком уровне школьной тревожности, но смотря на показатели по факторам, мы видим из таблицы, что по шкалам 5 (Страх ситуации проверки знаний), 6 (Страх несоответствия ожиданиям окружающих) и 8 (Проблемы и страхи в отношениях с учителями) результаты выше нормы, что может говорить о страхе публичной проверке знаний, о ожиданиях негативных оценок не только за проверку знаний, но и об ожидании негативных оценок со стороны сверстников, одноклассников и взрослых. Также у Виктории общий результат теста показал, что у неё повышенный (средний) уровень школьной тревожности 55%, но при этом есть завышенный показатель

по шкале 5 (страх ситуации проверки знаний), как у Кристины - это может говорить о том, что Виктория испытывает тревогу во время проверки знаний, возможное ожидание плохих оценок и оценок со стороны других, т.к результат по шкале «6» (страх несоответствия ожиданиям окружающих) у Виктории 60%. При этом мы должны отметить, что при анализе шкал выясняется, что по шкале «7» (низкая физиологическая сопротивляемость стрессу) - все ребята показали оптимальный результат. Ни у кого из ребят эта шкала не превышает норму. Стоит отметить, что по этой же шкале двое испытуемых Азизбек и Михаил показали результат «0», что может говорит об отсутствии этого фактора, или же о наличии каких-либо нарушений.

Анализируя результаты проективной методики для диагностики школьной тревожности» (А. М. Прихожан) были выявлены следующие результаты:

Таблица 2. Результаты проективной методики А.М. Прихожан.

Испытуемый Благополучные Неблагополучные Уровень

ответы ответы тревожности

Азизбек 8 2 Низкий

Светлана 1 9 Высокий

Кирилл 3 7 Высокий

Кристина 6 4 Низкий

Дарья 4 6 Средний

Михаил 9 1 Низкий

Руслан 5 5 Средний

Ярослав 4 6 Средний

Виктория 5 5 Средний

Денис 2 8 Высокий

Исходя из таблицы - 2, мы видим, что низкий уровень школьной тревожности присутствует у трёх учащихся (1-4), средний уровень у четырёх

(5-6) учащихся и высокий уровень у трёх учащихся (7-10). Стоит отметить, что некоторые дети затруднялись с описанием сюжетных картинок, их формулировки были краткими и простыми. Некоторым же детям описывать сюжет было гораздо проще. Азизбек, и Михаил и Кристина дали большинство положительных ответов, на картинках они видели только положительные школьные ситуации, Азизбек дал два отрицательных ответа на рисунки номер «4» и «9», на рисунке номер «4» он увидел мальчика грустным, т.к на него ругалась мама, а на рисунке номер «9» он выбрал мальчика в стороне, которому казалось, что его друзья его обзывают за спиной. Это может говорить о маловыраженном страхе не соответствовать ожиданиям других, сверстников или же взрослых. Михаил дал один отрицательный ответ на рисунок номер «9», на этом рисунке он увидел, что мальчик был злым, потому что поссорился с друзьями. На все остальные рисунки мальчики давали положительный ответ, с ответом не затруднялись, такой низкий уровень школьной тревожности может говорить не только об ее отсутствии, также это может быть связано с дефектом в развитии учащихся, с высокой самооценкой, т. к. у детей с интеллектуальными нарушениями она бывает часто завышена и с нарушением эмоциональной сферы. Кристина дала отрицательный ответ на 4 рисунка. На картинках с отрицательным ответом изображалось - ответ у доски, выполнение задания на уроке, разговор с учителем, взаимодействие детей друг с другом без нее. А на картинках с положительным ответом изображались игра с другими детьми и родители. Это может говорить о том, что у испытуемой есть страх в ситуациях проверки знаний, страх в отношениях и взаимодействии с учителями и страх неодобрения со стороны сверстников. Средний уровень школьной тревожности показали четыре участника - это Дарья, Ярослав, Руслан и Виктория. Ярослав испытывает страх в ситуациях проверки знаний, страх самовыражения и переживание социального стресса. Например, на рисунке под номером «3» Ярослав выбрал мальчика, который стоит спиной, мальчик только что подошёл к ребятам, хочет с ними поиграть, но боится заговорить первым. На рисунке под номером «5» мальчик, который стоит напротив учителя -

обижен, потому что его ругает учитель за то, что он плохо написал контрольную работу. На рисунке под номером «8» мальчик не хочет делать уроки, потому что он не понимает заданий. У Руслана ответ отрицательным был на 5 рисунков. Так, например, на рисунке под номером «3» Руслан выбрал мальчика у стены, они с друзьями пинали мяч, и мальчик напротив него захотел над ним пошутить и пнуть мяч в того, кто у стены, лицо у мальчика грустное, ему не нравится, что над ним шутят его друзья. На рисунке под номером «4» у мальчика лицо обиженное, потому что его ругает учительница. На рисунке под номером «9» мальчик грустит, потому что его ударил друг, а другой пошел за него заступаться, ему не хочется подходить к ним, потому что мальчик расстроен и не знает, за что его ударили. Это может свидетельствовать о том, что Руслан испытывает социальный стресс, страх самовыражения и страх несоответствия, на оставшиеся рисунки ответы были положительными. У Виктории было 5 положительных ответов и 5 отрицательных. Это можно рассматривать, как некое отсутствие мотивации ходить в школу, страх проверки знаний, страх не соответствовать окружающим сверстникам или взрослым. Например, на рисунке под номером «2» Вика выбрала девочку, которая идёт впереди всех, она идёт с грустным лицом, потому что ей мама кричит из окна, чтоб она получила сегодня хорошие оценки. На рисунке под номером «3» Вика выбрала девочку, которая стоит у стены в углу, девочка стоит расстроенная, потому что одна из девочек загадала ей загадку, а она не знает ответа и над ней все смеются. На рисунке под номером «10» у девочки лицо грустное, потому что она не правильно ответила у доски. Положительные ответы были на рисунках, где она видела себя помогающей кому-либо, например, в рисунках под номером «9» и «4» её просили помочь. Дарья дала - 6 отрицательных ответов и 4 положительных. Исходя из ответов, можно предположить, что Дарья не показывает себя, не демонстрирует свои возможности, испытывает страх перед взрослыми, переживает социальный стресс, страх проверки знаний. Например, на рисунке под номером «3» Даша выбрала девочку, что стоит спиной, она стесняется новой компании, девочки

позвали ее поиграть с ними, но на неё внимания не обращают, разговаривают только друг с другом. На рисунке под номером «4» у девочки лицо грустное, потому что её ругает учительница за то, что она не отвечает на уроке на её вопросы. На рисунке под номером «9» Даша выбрала девочку, которая стоит одна, девочка обиделась, потому что ей кажется, что другие ребята не хотят с ней дружить. На картинке «10» девочка боится выходить к доске, её заставила учительница, она боится не правильно ответить.

Высокий уровень школьной тревожности показали четыре участника -это Денис, Кирилл и Светлана, на картинках, которые связаны непосредственно со школой и сверстниками они видели неблагополучие. Большинство неблагополучных ответов дали два участника - это Светлана и Денис, У Светланы девять отрицательных ответов и один положительный, что может свидетельствовать о том, что Светлана испытывает тревожность во многих школьных ситуациях - в проверке знаний, в демонстрации себя на уроках и с окружающими. Например, на рисунке под номером «5» Света выбрала самую маленькую девочку, она жаловалась учительнице на то, что её одноклассники обзывают. На рисунке под номером «6» света выбрала девочку, которая сидит дальше, она грустная, потому что не знает, как решить задачу и боится, что её спросят. У Дениса же два положительных ответа и восемь отрицательных. Исходя из анализа картинок и ответов Дениса, он испытывает страх в ситуациях проверки знаний, возможностей, ориентируется на значимость сверстников или взрослых в оценке своих результатов, поступков, переживает социальный стресс. Так, например, на рисунке под номером «3» Денис выбрал мальчика у стены в углу, он стоит расстроенный, потому что другие дети загнали его в угол и хотят пнуть в него мяч. На рисунке под номером «7» Денис выбрал снова мальчика у стены в углу, а на рисунке под номером «10» мальчик выглядел растерянным, потому что учительница задала вопрос, на который он не может ответить. Положительные ответы были на рисунке под номером «11» и «2». Кирилл дал семь отрицательных ответов и три положительных. Например, у Кирилла были отрицательные ответы на рисунки под номером «6»,

где мальчик сидит на задней парте и боится, что его спросят рассказать, как он выполнял задание. На рисунке под номером «7», где мальчик стоит в углу, потому что ему не с кем играть на перемене. На рисунке под номером «4» мальчика ругает учительница за то, что он подрался на перемене с ребятами. На рисунке под номером «10» мальчик не понимает задания и т.д. Это всё может говорить о том, что Кирилл испытывает страх в ситуациях проверки знаний, испытывает переживание социального стресса, не умеет строить контакты со сверстниками, испытывает также страх перед учителем. Таким образом, из двух проведённых методик видно, что дети имеют разный и оптимальный уровень школьной тревожности. Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

Самый высокий уровень школьной тревожности проявляется в ситуациях проверки знаний, переживания социального стресса, в проблемах и страхах в отношениях с учителями и другими взрослыми, в страхах не соответствовать ожиданиям окружающих. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень школьной тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным школьным или жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных - тревожность, испытываемая ребёнком в той, или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.

Таким образом, можно судить о неблагополучных отношениях детей со взрослыми и детьми, о нарушенной системе социальных отношений у испытуемых исследования. Было выяснено, что тревожность в общении со сверстниками возникает в ситуациях агрессии со стороны других детей, непринятием ребёнка в игру, в совместную деятельность или просто личной неприязни со стороны сверстников, в следствии чего, у ребенка снижается

самооценка, возникает чувство ущербности, изолированности, неполноценности. Таким образом, дети нуждаются в коррекции по снижению уровня школьной тревожности.

Вывод.

Теоритический анализ научной литературы по проблеме исследования школьной тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта позволил сделать выводы о том, что проблема школьной тревожности, к сожалению, сегодня является распространенным явлением. Количество детей, которые переживают из-за различных аспектов школьной жизни, постоянно увеличивается. Это связано с тем, что школьники часто находится в ситуациях постоянного оценивания, причем оцениваются не только умения и навыки, но и сама личность школьника. Появление тревожности у детей младшего школьного возраста в школе нормально. Однако интенсивность тревожности не должна превышать определенную «критическую точку», которая индивидуальна для каждого ребенка.

Для диагностики школьной тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта были выбраны две методики. Тест уровня школьной тревожности Филлипса (School Anxiety Questionnaire), разработанный Б. Н Филлипсом (Beeman N. Phillips) и Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан на основании методики Е. W. Amen, N. Renison.

В ходе анализа полученных результатов было выявлено, что низкий и средний (несколько повышенный) уровень школьной тревожности присущ испытуемым в равной степени, а результатов с высоким уровнем школьной тревожности оказалось не на много, но меньше.

Таким образом, необходимо проведение коррекционных занятий по снижению уровня школьной тревожности, с их помощью можно достичь желаемых результатов и помочь снять эмоциональное напряжение у

школьников, их негативные эмоции, снизить тревожность, то есть обеспечить ребенку эмоциональное благополучие и здоровье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авдеева, Н.Н., Кочетова, Ю.А. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. 2008. - № 4. С. 35-47;

2. Астапов, В.М. Тревожность у детей. / В. М. - 2 - е изд. - СПб.: Питер, 2004;

3. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович, Л.И. [и др.]. -СПб.: Питер, 2008. - 398 с;

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Электронный ресурс]: электрон. Учеб. / Л. И. Божович - 3-е изд. - Москва: МПСИ, 2001. - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2 001;

5. Вачков, И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий / И. Вачков // Школьный психолог. - 2004. - № 8;

6. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей младшего школьного возраста: учеб. - метод. пособие / С.В. Велиева. - СПб: Речь, 2005;

7. Волкова, Е.О специфике взаимодействия с тревожными детьми / Е. Волкова //Дошкольное воспитание. - 2005 - №10 - С. 39-45;

8. Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г. Ш. Габдрева // Тонус. - 2000. - № 5. - С.45-50;

9. Герасимова, А. Школьная тревожность / А. Герасимова // Мурзилка. -2001. - № 9;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Егоренко, Т.А. Стандартизации русскоязычной версии «Тест школьной тревожности Филлипса» [Электронный ресурс]: Вестник практической психологии образования. / Т. А. Егоренко - 2023. Том 20. № 3. С. 39 -54;

11. Иванова, И.В. Влияние переживания на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Б: автореф. дис. канд. психолог. наук / И.В. Иванова. - М., 2001;

12. Иванова Л.С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации. Автореферат дис. канд. психол. наук.: Л.С. Иванова - М., 2003;

13. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 288 с;

14. Козлова, Е.В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации: сб. ст. / Е. В. Козлова. - Ставрополь, 1997;

15. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. -СПб.: Речь - 2003.- 160 с;

16. Кочубей Б. Ярлыки для тревожности / Б. Кочубей, Е. Новикова // Журнал Семья и школа. - 2012. - № 9. - С. 55-58;

17. Кошелева Е.П. Рекомендации по общению с тревожным ребенком. М.: 2008. 128 с;

18. Кузьмищева, М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.13 / М. А. Кузьмищева - М., 2019. - 134 с;

19. Лебедева, Л.Д. Теоретические основы арт-терапии / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. - 2016. - № 3. С. 13 - 15;

20. Лютова, Е.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - СПб.: Речь, 2005. - 136 с;

21. Львова, Е.А., Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение / Е.К. Львова, О.А. Матвеева // Психологическая наука и образование. - 2001. - Том 6. - № 3;

22. Мэй, Р. Смысл тревоги / Р. Мэй // Перев. с англ. М. И. Завалова и А.И. Сибуриной. - М.: 2001 - 384 с;

23. Медведев, О.А. Педагогические условия адаптации детей с повышенной эмоциональной чувствительностью к учебно-воспитательной среды школы / О.А. Медведев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2014.- № 2. - С. 61-64;

24. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, - 2007, - 672 с. - (Большая университетская библиотека);

25. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.: учеб. пособие / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, -2004. - 248 с;

26. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе. Вопросы психологии личности школьника [Электронный ресурс] / М.С. Неймарк. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/vpb/vpb-2771.htm;

27. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. - 33 с;

28. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 1214;

29. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. / А. М. Прихожан - Воронеж: Модек, 2000. -178 с;

30. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 304 с;

31. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А.М. Прихожан // Тревога и тревожность. -СПб., 2001. - С. 143-156;

32. Раттер, М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской, Предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга - М.: Прогресс, 1987. -424 с;

33. Рудомазина, В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: Психологическая наука и образование рБуеёц. гц / В. М. Рудомазина -. 2016. - Т. 8. - № 1. С. 76—85. Режим доступа: ёо1: 10.17759/ рвуеёц.2016080107;

34. Слепичева, О.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников: Обучение с целью уменьшения насилия: автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / О.А. Слепичева - СПб., 2002. - С. 156-160;

35. Смирнова, М.В. Уровень явной тревожности у детей младшего школьного возраста / М. В. Смирнова // Психологическая наука и образование -2012.- № 3. - С. 70—76;

36. Фрейд. З. Истерия и страх / Зигмунд Фрейд, пер. на рус. яз. [с нем.] А.М. Боковикова. - Москва: Фирма СТД, 2006. - С. 227-308;

37. Хабарова, Е.Р. Тревожность и ее последствия / Е.Р. Хабарова // Ананьевские чтения. науч. пркт. конф., фак. психологии СПБГУ (28 - 30 октября 2003г.) - 2003 - СПб., 2003. - С. 301-302;

38. Хорни, К. Тревожность/ К. Хорни // Тревога и тревожность - СПб: Питер, 2001 - С. 166-181;

39. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О. В. Хухлаева. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

40. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе / Л.М. Шипицына. - СПб., 2002

Permyakova M.M.

Pacific State University (Khabarovsk, Russia)

SCHOOL MANIFESTATION ANXIETY IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY

Abstract: the article reveals the basic concepts of the topic. The characteristics of younger schoolchildren with intellectual disabilities are described. The results of a study of school anxiety in primary schoolchildren with intellectual disabilities are presented and described.

Keywords: school anxiety, primary school, intellectual impairment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.