Научная статья на тему 'Проявление особенностей языкового сознания аспирантов в абзацном членении текста научной статьи'

Проявление особенностей языкового сознания аспирантов в абзацном членении текста научной статьи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕКСТ / НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / АБЗАЦНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / SCIENTIFIC ARTICLE / SPEECH FORMULAS / PARAGRAPH SEGMENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ваганова Екатерина Владиславовна

Рассматриваются особенности языкового сознания представителей технической и гуманитарной корпоративных культур. Утверждается, что в текстах научных публикаций аспирантов технических и гуманитарных специальностей абзацное членение демонстрирует специфику профессионального мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestation of Language Consciousness Peculiarities of Post-Graduate Students in Paragraph Segmentation of the Scientific Article

Language consciousness of humanitarian and technical corporate cultures representatives are viewed. Paragraph segmentation demonstrates peculiarities of professional mentality in the articles of post-graduate students of different specialities.

Текст научной работы на тему «Проявление особенностей языкового сознания аспирантов в абзацном членении текста научной статьи»

рактер деятельности (ответственность за безопасность полета, а также благополучные взлет и приземление воздушного судна). Эта особенность деятельности авиадиспетчера приводит в действие лингвистические законы и формирует такие профессиональные черты его языкового портрета, как немногословность, лаконичность, диалогическую направленность, отсутствие стилистически окрашенной лексики, активизацию употребления глаголов и отглагольных существительных и т. д. Исходя из анализа языковых особенностей речи авиадиспетчера, можно говорить о приоритете возникновения профессионально значимых новаций, связанных с профессиональной деятельностью авиадиспетчера.

Таким образом, анализ речевого поведения авиационного диспетчера позволяет выявить роль коммуникативно значимых экстралингви-стических факторов в формировании его языковой личности.

Список литературы

1. Голованова, Е. И. Профессиональная языковая личность: специфика профессиональных процессов в сфере теории и практики // Non multum, sed multa: Немного о многом. У когнитивных истоков современной терминологии: сб. науч. тр. в честь В. Ф. Новодрановой. М., 2010. С. 261-270.

2. Мишланова, С. Л. Профессиональная языковая личность как категория когнитивного терминоведения // Изменяющийся языковой мир : тез. докл. междунар. науч. конф. Пермь, 2001.

3. Солнышкина, М. И. Асимметрия структуры языковой личности в русском и английском вариантах морского профессионального языка : дис. ... д-ра филол. наук. Казань, 2005. 393 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328).

Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 75-77.

Е. В. Ваганова

ПРОЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ АСПИРАНТОВ В АБЗАЦНОМ ЧЛЕНЕНИИ ТЕКСТА НАУЧНОЙ СТАТЬИ

Рассматриваются особенности языкового сознания представителей технической и гуманитарной корпоративных культур. Утверждается, что в текстах научных публикаций аспирантов технических и гуманитарных специальностей абзацное членение демонстрирует специфику профессионального мышления.

Ключевые слова: языковое сознание, корпоративная культура, текст, научная статья, абзацное членение.

Принадлежность к определенной корпоративной культуре проявляется через общность языкового сознания ее носителей. В своем исследовании мы рассматриваем языковое сознание аспирантов технической и гуманитарной отрасли как представителей различных корпоративных культур.

Истинными хранителями культуры, по мнению В. А. Масловой, являются тексты. Не язык, а текст отображает духовный мир человека. Именно текст напрямую связан с культурой, ибо он пронизан множеством

культурных кодов, хранит информацию об истории, этнографии, национальной психологии, национальном поведении, то есть обо всем, что составляет содержание культуры. Текст - набор специфических сигналов, которые автоматически вызывают у читателя, воспитанного в традициях данной культуры, не только непосредственные ассоциации, но и большое количество косвенных. В свою очередь, правила построения текста зависят от контекста культуры, в котором он возникает [4. С. 87].

Текстами, отражающими особенности корпоративной культуры представителей технической и гуманитарной отраслей знания, могут служить научные статьи аспирантов. Научная статья - законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретному вопросу, входящему в круг проблем (задач), решаемых соискателем при выполнении диссертационного исследования.

Для научной речи характерно четкое построение абзацев, выполняющих логико-смысловую функцию. Логическое развитие мысли оформляется путем строгого соблюдения тема-рематической последовательности при объединении высказываний в межфразовые единства [5. С. 129]. Основными причинами, заставляющими автора текста пользоваться абзацным членением, являются: новизна информации, новая микротема; важность информации в рамках данного текста; эмоциональное выделение детали; невозможность дальнейшего представления информации без нарушения смысла и логичности (в результате линейной несовместимости фраз). Главное назначение абзаца - расчленение текста с целью выделения его компонентов, что облегчает восприятие сообщения, а также расставляет акценты. Важнейшие функции абзацного членения: логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная [1. С. 12].

В данной работе мы обращаем внимание на последний абзац научной статьи, в котором должны содержаться выводы публикации. Были проанализированы научные публикации аспирантов технических и гуманитарных специальностей в сборниках материалов различных конференций и рецензируемых журналах, входящих в реестр ВАК.

В текстах статей аспирантов технической и гуманитарной корпоративных культур наблюдаются различия в оформлении первого предложения заключительного абзаца. Так, выводы своего исследования аспиранты технических специальностей предпочитают оформлять с помощью рубрикации и подзаголовка «Вывод». Например:

«Выводы

Таким образом, повысить эффективность обработки большого массива данных в реальном времени возможно, если исходный массив данных разбить на субполосные составляющие и выполнять их обработку на пониженных в т раз частотах дискретизации, либо использовать оптимальный поиск весовых ко-

эффициентов цифровой системы при помощи генетического алгоритма»;

«Выводы:

1.По результатам первичной статистической обработки процесса измерений получили, что процесс стабилен до 152 детали, и в дальнейшем требует корректировки.

2. По результатам оценки индивидуальных показателей надежности можно сделать суждение об относительной надежности ПАК, при этом комплексные показатели позволили установить однородность и случайность выборки, при нестабильности процесса измерений в целом. Это связано, во-первых, с отладкой опытного образца ПАК, который требует дополнительной регулировки, и, во-вторых, с малой жесткостью испытательного стенда.

3. Построенный алгоритм позволяет статистически оценить надежность получаемых результатов измерений ПАК с помощью комплексных и индивидуальных показателей и произвести поднастройку системы по результатам, полученным при помощи комбинированной контрольной карты Х/Я».

Подобное построение текста свидетельствует о проявлении в языковом сознании аспирантов технической отрасли следующих типичных особенностей: конкретности, рациональности, логичности [2. С. 30].

Были отмечены также статьи, в которых последний абзац не содержал явного вывода исследования, а представлял собой новую мысль. Например:

«Полученные в данной работе данные использованы в модели грудной клетки человека при локальном импульсном воздействии, которое соответствует нагружению тела при ударе пули в бронежилет».

У аспирантов гуманитарных специальностей указание на вывод в заключительном абзаце выражается через вводные слова со значением вывода, следствия, результата. Например,

«Таким образом, мы можем сделать вывод, что ценностное отношение к образованию -это связь человека с образованием, проявляющаяся в стремлении человека к осуществлению и продолжению образовательной деятельности и рассматривающаяся как нечто значимое для его жизнедеятельности, результатом которой (образовательной деятельности) будет образованность человека»;

«Итак, категория степени связана с процессом изменения количества признака в од-

ном или нескольких подобных предметах и с помощью языковых средств - интенсифика-торов - может характеризовать степень проявления....».

Подобное построение текста демонстрирует проявление в языковом сознании аспирантов гуманитарных специальностей типичных особенностей: гибкости, открытости, эмоциональности [2. С. 30]. Вместе с тем в статьях гуманитариев обнаружены заключительные абзацы, не содержащие итоговых вводных слов и демонстрирующих новую мысль, аналогично последним абзацам представителей технических отраслей знания:

«Сегодня наблюдается проникновение

французского арго и русского жаргона во все сферы общественной жизни... ».

Как отмечает Н. С. Валгина, следует учитывать авторскую манеру организации текста посредством абзацного членения. Абзацное членение, в отличие от семантико-синтакси-ческого, гораздо субъективнее. Однако эта субъективность не мешает проявлению общих закономерностей построения текста, нарушение которых воспринимается как следствие недостаточной продуманности при его оформлении. Текст, не расчлененный на абзацы, воспринимается с трудом; сила его воздействия на читателя падает. Затрудненность чтения приводит к потере интереса и притуплению внимания [3. С. 53].

В заключительном абзаце текста научной статьи, на наш взгляд, содержится не только

вывод исследования, но и отражаются особенности языкового сознания аспиранта, потому что здесь в большей степени проявляется авторская манера изложения материала. Выделение информации в последний абзац демонстрирует движение авторской мысли, ее языковое оформление, следовательно, здесь находит свое воплощение языковое сознание аспиранта.

Таким образом, организация текста научной статьи является индикатором особенностей языкового сознания аспирантов технических и гуманитарных специальностей, а абзацное членение внутри этого текста демонстрирует специфику авторского мышления.

Список литературы

1. Брусенская, Л. А. Учебный словарь лингвистических терминов / Л. А. Брусенская, Г. Ф. Гаврилова, Н. В. Малычева. Ростов н/Д., 2005. 256 с.

2. Ваганова, Е. В. Особенности языкового сознания представителей технической и гуманитарной корпоративных культур. Челябинск, 2011. 109 с.

3. Валгина, Н. С. Теория текста : учеб. пособие. М., 2003. 280 с.

4. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие. М., 2001. 208 с.

5. Современные вопросы общественно-речевой практики : сб. ст. / сост. А. А. Любимова. М., 2005. 129 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328).

Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 77-79.

А. Х. Габдуллина

ЯПОНИЗМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СПОРТСМЕНОВ

В статье раскрываются особенности функционирования японских заимствований в профессиональной коммуникации спортсменов. Анализируются причины востребованности японизмов, рассматривается специфика организации системы понятий японских единоборств.

Ключевые слова: лексическое заимствование, японский язык, спортивный термин, профессиональная коммуникация спортсменов.

В современных условиях восприятие Япо- раза, определяется также популярностью бое-нии, помимо притягательного культурного об- вых искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.