Научная статья на тему 'Проверка компетенции участника как условие формирования эффективной команды проекта'

Проверка компетенции участника как условие формирования эффективной команды проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Космацкая Е.С., Тимошенко Н.С., Курзюкова Ф.В.

Уточняется понятие компетентности и выделяются основные группы компетенций для участника команды проекта, а также рассматриваются некоторые недостатки назначения специалистов в команду проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проверка компетенции участника как условие формирования эффективной команды проекта»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Строительный менеджмент. При этом методе заказчик нанимает фирму выполняющую функции строительного менеджмента (СМ) на самой ранней стадии. Когда нанимать фирму и какой круг задач поручать, зависит от вовлеченности владельца в процесс управления и опыта СМ фирмы. Фирма может выполнять различный круг задач: Управление строительством (Полный цикл инвестирования и управления строительством и реконструкцией объектов недвижимости), заказчик (выполнение обязанностей заказчика-застройщика), технический заказчик (оказание инжиниринговых услуг - технический надзор и контроль за производством и качеством работ). Как правило, фирма выступает в роли агента заказчика, оказывая услуги по управлению. Фирма заключает договоры с подрядчиками, обеспечивает контроль и принимает работы от лица заказчика.

Традиционный генподрядный метод. Основное достоинство метода в том, что он хорошо знаком заказчикам, проектировщикам и строителям. Являясь основным и по настоящее время, он детально проработан, что уменьшает степень неопределенности и риски. Для заказчика привлекательно что весь рис перерасхода средств, от чего бы он ни произошел - полностью ложиться на генподрядчика. При проведении тендера на строительство заказчик пользуется преимуществом конкурсных торгов, а цена установленная вначале, является неизменной до сдачи объекта. В основе недостатков этого метода - автономность проектировщиков и строителей. Каждый участник жестко привязан к своим интересам, что приводит к разногласиям и конфликтам. Строители не участвуют в проектировании и только по окончании его могут обнаружить нетехнологические решения, возможность применения более подходящих материалов, конструкций и оборудования, сокращения сроков работ.

Проектно-строительный метод. Одно из основных достоинств этого метода по сравнению с традиционным - совместная работа проектировщиков и строителей, особенно если фирма специализируется

на определенных типах сооружений и комплексов. Это преимущество выражается в: сокращении сроков строительства, за счет совмещения отдельных стадий работ, повышении строительной технологичности проекта, более легком и оперативном согласовании изменений проекта. Заказчику необходимо контактировать лишь с одной фирмой, а не с двумя и он не вовлечен в решение спорных вопросов между ними. К недостаткам можно отнести то, что проектно-строительные фирмы, обладая своей производственной базой, при проектировании стремятся по максимуму ее задействовать, выбирая удобные ей материалы и технологические решения, порой в ущерб интересам заказчика. Более того, контракт с фирмой заключается на стадии когда имеется лишь концепция бюджета, а реальная стоимость будет получена по окончании строительных работ.

Строительный проект-менеджмент. Фирма оказывающая услуги строительного менеджмента, не является исполнителем работ, и следовательно, принимает объективные решения при выборе субподрядчиков и поставщиков оборудования и материалов. В руках заказчика наиболее полный контроль за ходом работ. К недостаткам относятся высокая степень вовлеченности заказчика в процесс работы, что требует от него больших знаний и опыта по сравнению с предыдущими методами. Профессионализм привлекаемой фирмы, также имеет огромное значение для успеха проекта, однако это можно оценить лишь в процессе реализации проекта.

Каждый метод строительства имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Оптимального метода для всех проектов не существует, Выбор необходимо делать исходя из условий конкретного проекта, основные из них - тип возводимого здания или сооружения и характеристики заказчика (знания и опыт, желаемая степень вовлеченности и контроля над процессом, требования по срокам и бюджету).

© Качаев Д. В., Бревнова А. Г., 2010

УКД 658.5

Е. С. Космацкая, Н. С. Тимошенко Научный руководитель - Ф. В. Курзюкова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОВЕРКА КОМПЕТЕНЦИИ УЧАСТНИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ ПРОЕКТА

Уточняется понятие компетентности и выделяются основные группы компетенций для участника команды проекта, а также рассматриваются некоторые недостатки назначения специалистов в команду проекта.

Эффективность проектов во многом зависит от набора навыков и знаний, потенциала участников команды проекта. Сотрудник, претендующий на позицию участника команды проекта должен обладать достаточным уровнем компетенции, с учетом

специфики самого проекта и роли сотрудника в проекте.

Под компетенцией обычно понимают совокупность знаний, личностных характеристик, навыков и соответствующего опыта, необходимых для успеш-

Секция «Современные технологии социального и проектного управления»

ного выполнения определенных функций [1]. Компетенции описываются в виде требований к знаниям, навыкам и качествам сотрудника для определения функции, должностной позиции или роли его в той или иной деятельности. Если профессиональные навыки, знания и личностные качества специалиста совпадают с требованиями к компетенции для определенной должности, или задачи, то считается, что соответствующая работа, при прочих благоприятных обстоятельствах, может выполняться таким специалистом качественно и эффективно.

Участие в проектной деятельности требует наличия у сотрудников- участников проекта специфических знаний и навыков. Виды и описание компетенций в области управления проектами содержатся в международном стандарте оценки компетентности специалистов в области Управления Проектами «ICB IPMA Competence Baseline», и в иных международных стандартах. Российскими специалистами также подготовлен проект стандарта «Национальные требования к компетентности специалистов». В стандарте IPMA компетенции классифицируются на технические, поведенческие и компетенции, связанные с проектным окружением, корпоративной системой управления проектами. В проекте Национального стандарта, разработанного СОВНЕТ, выделено только 8 основных групп компетенции, позволяющих оценить преимущественно личностные качества менеджера проекта. К таким качествам относятся: способность к общению; инициативность, вовлечение в проект, энтузиазм, способность к мотивации; контактность, открытость; чувствительность, самоконтроль, способность к оценке, готовность к принятию ответственности, честность; разрешение конфликтов, культура аргументации, справедливость; способность к поиску решений, системное мышление; лояльность, солидарность, готовность помочь; лидерские способности [2]. Сложность отбора участника в команду состоит в том, что само по себе наличие вышеуказанных компетенций не гарантирует этому участнику успешного взаимодействия в конкретной команде. Поэтому нужно проверять у участника не просто наличие различных качеств и компетенций как таковых, а тех, которые нужны для успешной работы в конкретной команде проекта.

В мировой практике практически в каждой крупной проектно-ориентированной компании имеется определенный перечень компетенций, которые применяется для оценки своих сотрудников. Например, в одной из крупных международных компаний ООО «Кристалл» общее количество компетенции составляет 67 (из которых 16 основных). При этом часть из 16 основных компетенций компании «Кристалл» имеют сходство с компетенциями НТК, но учитывая практическую сторону вопроса, наибольшую ценность имеет перечень компетенций с вариантами развития событий. В компании «Кристалл» при перемещении сотрудника по горизонтали, либо по

вертикали число компетенции, которыми он должен обладать увеличивается. Таким образом, уровень ответственности, а далее профессионализма сотрудника растет. Уровень профессионализма напрямую влияет на качество и эффективность выполненной работы. Соответственно проведение собеседований на определение уровня компетенций, количество которых чаще всего первостепенно проверяют кадровые агентства, необходимо. Уровень развития требуемых компетенций проверяют представители компании работодателя. В основном собеседование проводится в несколько этапов, так как не всегда на первом можно оценить уровень развития необходимых компетенций. Например, навык проведения переговоров определяется в проблемной дискуссии, способность планировать, возможно оценить спустя только неделю на следующем этапе собеседования. Любой кандидат за пределами проекта может быть успешен сам по себе, но успешно работать в команде проекта для него может оказаться невозможным. Работа в команде, более того эффективная работа, требует определенных навыков и наличия специфических компетенции. В зависимости от масштаба проекта способность участников взаимодействовать между собой играет определяющую роль. Недостаток состоит в том, что собеседований при оценке недостаточно. Необходимо проводить формальную оценку результативности специалиста по итогам уже завершенных с его участием проектов.

Неверное распределение ролей или назначение не того участника команды может грозить огромными потерями для компании. При этом, профессиональная непригодность и неготовность назначенных специалистов далеко не всегда становится явной - всегда найдется оправдание для исполнителя. Сложившаяся практика назначений в проекты в большинстве предприятий, реализующих проекты, обычно вообще не предполагает формального выяснения наличия необходимых компетенций у того или иного кандидата, конкурсы на вакантные места в проекте не являются формализованными. Учитывая опыт международных компаний, которые в свою очередь, прежде всего, начинают запуск нового проекта с отбора и подготовки команды квалифицированных сотрудников, хотелось бы отметить, что наличие компетенций рекомендуется проверять до того, как специалиста направили в проект.

Библиографические ссылки

1. Международный стандарт оценок компетентности специалистов в области Управления Проектами «ICB IPMA Competence Baseline» (Version 3,0 2006 г.)

2. Национальный стандарт в области Управления Проектами, подготовленный СОВНЕТ (Version 1.3, 2000).

© Космацкая Е. С., Тимошенко Н. С., Курзюкова Ф. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.