Научная статья на тему 'Компетенции участников проектного управления инновационной деятельностью'

Компетенции участников проектного управления инновационной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3215
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОЕКТОВ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокин Анатолий

Проанализирована международная практика определения полномочий участников проектного управления инновационной деятельностью, выявлены проблемы ее осуществления в Республике Беларусь и предложено формирование системы оценки компетентности руководителей проектов на примере анализа ситуации в строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорокин Анатолий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competences of the project management innovation members

The international practice to define the authorities of the project management innovation members has been analyzed and its problems in Belarus were shown. The author suggested taking the construction industry as an example for the evaluating competence system formation.

Текст научной работы на тему «Компетенции участников проектного управления инновационной деятельностью»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

КОМПЕТЕНЦИИ

участников

проектного управления

инновационной

деятельностью

Резюме. Проанализирована международная практика определения полномочий участников проектного управления инновационной деятельностью, выявлены проблемы ее осуществления в Республике Беларусь и предложено формирование системы оценки компетентности руководителей проектов на примере анализа ситуации в строительной отрасли. Ключевые слова: проектное управление, качество управления, инновационная деятельность, компетенции руководителей проектов, критерии профессиональной успешности, проектная команда.

Анатолий Сорокин,

доцент кафедры государственного строительства и управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат экономических наук

Йктуальность развития методов проектного управления инновационной деятельностью организаций обусловлена в первую очередь высокой скоростью изменения технологий, являющейся конкурентным преимуществом и приводящей к сокращению жизненного цикла продуктов. Чтобы выживать в этих условиях, организация должна не только постоянно иметь на подходе новинки, но и успевать выводить их на рынок раньше конкурентов -в сфере высоких технологий даже полугодовое опоздание приводит к потере до трети потенциального дохода. Стремительный рост знаний, зачастую на стыке различных сфер научно-технической деятельности, также требует профессиональной координации. Ужесточается глобальная конкуренция по качеству во всех сферах, включая инновации и управление ими.

По данным исследования Standish Group [8], только 16% проектов укладывается в сроки и бюджеты; расходы превышаются в среднем на 188%, время выполнения -на 222%; цели и содержание только 61% из них остаются неизменными. Причины неудач: неизмеримость показателей, высокие риски и трудности, разрозненность компонентов, несоответствие необходимых условий, неразвитость коммуникаций, недооценка сложности поставленных задач, низкий уровень владения

методами проектного управления, нечеткость ролей и ответственности, отсутствие взаимного доверия и поддержки руководителей работ и т.д.

Главный источник проблем - человеческий фактор, точнее, уровень профессионализма. Многие руководители проектов слабо представляют или вообще не знают, какими компетенциями они должны обладать, что такое проектная команда и чем она отличается от подразделения организации.

Компетенции руководителей по управлению проектами

Проектное управление инновационной деятельностью предполагает использование принципов и методов управления проектами для решения различных специализированных задач и необходимость осуществления частых кардинальных преобразований по переходу от функционального мышления руководителей и исполнителей, ведущего к ограниченности восприятия проблем и уходу от ответственности за конечные результаты всего дела, к инновационному и креативному мышлению и поведению, когда проектирование, маркетинг, производство, реализация - элементы одного процесса, которые служат главной цели, выполняющей запросы потребителей.

Руководитель проекта - это главная фигура в ходе реализации новации. Его полномочия [7]: формирование работоспособного и целеустремленного коллектива, креативной проектной команды; оценка эффективности и осуществимости проекта; выбор участников (инвесторов, проектировщиков, подрядчиков); оформление договорных отношений; организация выполнения проектной подготовки (определение задач, участие в составлении всех планов, графиков работ и расчет бюджета); контроль за ходом составления проектно-сметной документации, за качеством выполнения текущих работ; участие в сдаче проекта в эксплуатацию и анализ его функционирования.

Руководитель должен иметь хорошую специальную подготовку, развитые деловые качества, современное экономическое мышление, уметь взаимодействовать с людьми, поскольку координирует деятельность различных исполнителей и организаций от замысла до реализации всех задач.

При подборе состава своей команды заинтересованный в успехе руководитель проекта должен выявить творческие способности и количественные и качественные достижения работников (публикации, патенты и т.д.). Однако имеющаяся информация о потенциальном сотруднике относится к его прошлым достижениям, по ней сложно судить о соответствии кандидата решению будущих задач, нетрадиционных проблем, выдвижению идей и их реализации. Следует воспользоваться системой тестов, конкурсным отбором и т.д. Необходимо определить критерии профессиональной успешности с выделением наиболее значимых свойств в динамике, умений и навыков в обучении и переориентации, а также индивидуально-психологических характеристик кандидатов (широта связей с миром, их структура, степень иерархичности, способности и характер индивида и пр.).

На основе обобщения опыта ведущих организаций по управлению проектами в различных отраслях (Институт управления проектами США, Британский институт стандартов, Международное объединение по разработке стандартов управления проектами, Японская ассоциация управления проектами, Международная ассоциация по управлению проектами и др.) издан Международный стандарт по управлению проектами - ISO 21500:2012 «Guidance on project management» [5]. В нем сформулированы требования к составу

и уровню владения компетенциями участников проектной деятельности организации, включая руководителей, выделены роли сотрудников офисов и т.д.

Компетентность - это знания, умения и опыт в определенной сфере, необходимые для эффективного выполнения своих обязанностей. Это продемонстрированные (определенные оценкой или фактическими результатами проекта) способности применять собственные знания и навыки для выполнения функций проектной роли [4]:

■ технические компетенции - контроль и мониторинг проекта; интеграция в систему и управление содержанием; управление всеми участниками проекта, включая проектную команду; управление коммуникациями; инициация, планирование, закрытие проекта; управление бюджетом, закупками, сроками, изменениями, качеством, рисками;

■ поведенческие - обеспечение эффективности, осуществление лидерства, умение обучения, управление развитием, переговоры, профессионализм, управление конфликтами, этика;

■ контекстуальные - связанные с особенностями управления проектами в рамках организации и внешнего окружения.

При этом в ISO сформулированы только общие границы для разработки модели компетенций участников проектной деятельности без детализации по группам.

В России Национальной ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ» подготовлен соответствующий стандарт для сертификации российских специалистов [6] и программа обучения [9]. В ней выделены 55 элементов компетенций по управлению проектами, программами и портфелями проектов:

■ техническая компетентность: заинтересованные стороны, требования и цели проекта; риски и возможности, качество, организационная структура проекта; командная работа, разрешение проблем, замысел и итоговый продукт; время и фазы жизненного цикла, ресурсы, стоимость и финансы, закупки и контракты, изменения, контроль и отчетность, информация и документация, коммуникация, инициация, закрытие проекта;

■ поведенческая компетентность: лидерство, вовлеченность и мотивация, самоконтроль, уверенность

в себе, разрядка, открытость, творчество, ориентация на результат, продуктивность, согласование, переговоры, конфликты и кризисы, надежность, понимание ценностей, этика;

■ контекстуальная компетентность: ориентация на проект, программу, портфель проектов, их

0

I

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

осуществление, постоянная организация, бизнес и предпринимательская деятельность, системы, продукты и технология, управление персоналом, здоровье, безопасность, охрана труда и окружающей среды, финансы, юридические аспекты проекта.

Система сертификации профессионалов

Для оценки компетенций используется четырехуровневая система сертификации по стандартам IPMA (International Project Management Association, Международная ассоциация управления проектами), модель 4-L-C:

УРОВЕНЬ

A

Сертифицированный директор проектов

должен иметь не менее пяти лет специального опыта, из которых три года - в качестве руководителя портфелей проектов и/или программ и два года - управления проектами; разрабатывает и внедряет правила, описания процессов, методические положения, руководства и инструкции по управлению проектами.

Кандидат должен продемонстрировать умелое применение элементов компетентности в координации работ по управлению программой и/или портфелем проектов: непосредственно руководил такими процессами и/или возглавлял работу менеджеров проектов; осуществлял внедрение элементов компетентности, или других равнозначных методологий, или инструментов управления в проектах или программах; внес вклад в развитие руководства проектами, публикуя статьи, выступая с научными докладами о накопленном опыте или о новых концептуальных разработках.

УРОВЕНЬ

B

Сертифицированный управляющий проектами должен иметь пятилетний опыт работы в управлении, из которых три года - в качестве менеджера сложных проектов; должен проявить способности в управлении такими проектами, отвечать за все элементы компетентности, осуществлять функции руководителя, возглавляя большую команду, уметь использовать соответствующие процессы, методы и инструменты проектного менеджмента.

Кандидат должен продемонстрировать успешное применение элементов

компетентности в условиях комплексных проектов, иметь опыт руководства работой менеджеров проекта.

УРОВЕНЬ

C

Сертифицированный профессионал по управлению проектами должен иметь трехлетний опыт работы в управлении проектами; быть способен руководить проектом ограниченной сложности и/или подпроектом одного из сложных проектов в объеме всех элементов компетентности; использует простые процессы, методы и инструменты проектного менеджмента.

Кандидат должен продемонстрировать успешное применение элементов компетентности в проектных ситуациях ограниченной сложности. Допустимо, если он работал под чьим-то началом.

УРОВЕНЬ

D

Сертифицированному специалисту по управлению проектами опыт работы в управлении проектами не обязателен, но может давать преимущества; важны знания по всем элементам компетентности проектного управления и умение применять их на практике, способность работать в качестве специалиста в отдельных направлениях реализации проекта, в составе проектной команды или команды управления проектом. При сертификации оцениваются только знания по элементам компетентности посредством письменного экзамена.

Оценка компетентности по всем элементам базируется на утвержденных требованиях сертификационной системы. О знаниях и опыте можно судить по резюме, письменному экзамену, в процессе работы под наблюдением асессора, по отчету о выполненном проекте и в процессе интервьюирования. Принимаются во внимание отзывы трех специалистов, всесторонне характеризующих кандидата и знающих его практические навыки, определенный уровень компетентности. Эти сведения могут оказать содействие в принятии окончательного решения. Весьма эффективно рассмотрение конкретных ситуаций: претендента просят обрисовать положение из представленного им отчета по проекту и выделить задачу, стоявшую перед ним. Он рассказывает о проведенных действиях и характеризует полученный результат.

Разрабатываемый белорусский аналог стандарта ISO 21500:2012 должен обеспечить единое описание универсальных принципов и процедур

проектного управления; стимулирование обмена знаниями между проектами и организациями для повышения качества и результативности реализации планов; единую терминологию; гибкость при формировании проектной команды; возможность участия в международных проектах.

Особое внимание уделяется повышению качества и результативности управления при реализации проектов различной сложности и продолжительности, независимо от вида продукции или используемого процесса, а также по применению «процессного подхода».

Наибольшее развитие в данном вопросе достигнуто в строительной отрасли. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 26 от 14.01.2014 г. [1], работник может быть назначен именно руководителем (управляющим) проекта только при наличии аттестата, подтверждающего его квалификацию, выдаваемого в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, уполномоченной им организацией. Реализация данного Указа обеспечивается разработкой нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы аттестации руководителей [2-4], включая практику сертификации участников проектов в соответствии с требованиями российских ГОСТ и программ «СОВНЕТ» [5-7, 9].

Основанием для выдачи аттестата являются результаты квалификационного экзамена, который может проходить в одной из трех компьютерных форм: тестирования, тестирования и собеседования, тестирования и практической части.

Для руководителей проектов в строительстве, экономике, управлении экзамен проводится только в форме компьютерного тестирования, что эффективно при рассмотрении профессиональных знаний и навыков, однако не позволяет в полной мере оценить поведенческие компетентности: лидерство, мотивацию, творчество, ориентацию на результат, продуктивность, коммуникативные навыки, этику. Между тем данные характеристики очень важны и не случайно включены в число функций (компетентности) руководителя проекта [3], так как являются неотъемлемой частью работ по организации реализации проекта, координации взаимодействия всех его участников, доходящих до нескольких тысяч [7].

Отмеченный негативный момент в некоторой степени нивелируется постановлением [4], в котором определены критерии допуска к сдаче квалификационного экзамена для руководителей проекта, а именно: наличие высшего

образования по установленному перечню специальностей; стаж работы не менее пяти лет в строительстве по виду профессиональной деятельности и/или на руководящих должностях.

Однозначно выстраивать взаимосвязь между этими критериями, умением применять имеющиеся знания на практике и поведенческими компетентностями не представляется обоснованным: специалист может «просидеть» и более пяти лет на одном месте, хорошо освоить теорию, успешно пройти сертификацию, но на практике проявить себя не лучшим образом. Не случайно при сдаче экзамена на право управления транспортным средством экзамен проводится в форме компьютерного тестирования на проверку теоретических знаний и практического экзамена по вождению, причем в несколько этапов.

Нормативно-правовая база Республики Беларусь пока регламентирует вопросы аттестации руководителей проектов только для строительной сферы. Очевидна необходимость формирования системы оценки компетентности управляющих проектами независимо от отраслевой принадлежности с учетом персональных качеств, организаторских навыков, практического опыта применения знаний на основе международных стандартов и подходов. Сертификат руководителя проекта должен отражать наличие не только хорошей теоретической подготовки, но и практического опыта эффективного инновационного управления. СИ

http://innosfera.by/2017/02/innovative_activity

ЛИТЕРАТУРА

1. О мерах по совершенствованию строительной деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 17.01.2014, 1/14755. http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31400026&p1=1

2. О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 27.03.2014, 5/386011 // http://www.pravo.by/upload/docs/op/C21400252_1395867600.pdf.

3. Об установлении перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по ведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства и утверждении инструкции о порядке деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта: Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 09.05.2014, 8/28639 // http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21428639&p1=1.

4. О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной,строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений: Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2014 № 15 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 03.05.2014, 8/28635 // http://www. pravo.by/docu ment/?guid=12 551&p0=W21428635&p1=1.

5. ISO 21500:2012. Руководство по менеджменту проектирования ТК/ПК: ISO/TC258. — Проектный комитетISO/PC236, 2012.

6. ГОСТ Р ИСО21500-2014. Руководство по проектному менеджменту. 26.11.2014.- М., 2014.

7. Сорокин А.П. Проектное управление инновационной деятельностью: пособие.- Мн.,2015.

8. Туккель ИЛ.Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами: учебник.- СПб., 2011.

9. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов / под науч.ред.В.И. Воропаева.- М., 2011.

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.