Научная статья на тему 'ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ'

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРОВЕРОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ОБУЧАЕМЫЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Мотовичева Виктория Александровна

Дальнейшее совершенствование системы физической подготовки в вузах силовых ведомств обусловлено уровнем разработанности всех ее компонентов. Накопленные на сегодняшний день материалы в различных отраслях знания позволяют вывести проверку и оценку обучаемых вузов силовых ведомств на принципиально новый качественный уровень. В статье рассматриваются направления проверки и оценки, требующие своего совершенствования. Авторами на основе результатов многолетних исследований показана необходимость расширения перечня проверочных упражнений с целью получения данных об уровне развития всех физических качеств. Обосновываются необходимость поиска более информативных проверочных упражнений, подходы к их комплексированию с учетом специфики обучаемых, а также в соответствии с возрастом обучаемых вузов и периодом их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Мотовичева Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERIFICATION AND EVALUATION AS A FACTOR IN INCREASING THE EFFECTIVENESS OF PHYSICAL TRAINING IN UNIVERSITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Further improvement of the physical training system in the universities of power departments is due to the level of development of all its components. The materials accumulated to date in various fields of knowledge make it possible to bring the examination and assessment of students of higher educational institutions of law enforcement agencies to a fundamentally new qualitative level. The article discusses areas of verification and evaluation that require improvement. Based on the results of many years of research, the authors show the need to expand the list of test exercises in order to obtain data on the level of development of all physical qualities. The need to search for more informative test exercises, their integration for female students, as well as in accordance with the age of students in universities and the period of study is shown.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ»

equipment and additives for processing raw materials of animal origin, materials of the III International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 201-204.

13. Ivanova, N.G. (2019), "Personal interest of students in physical culture and health, taking into account the motivational and consumption sphere", Ethnos and culture in the era of globalization, materials of the III International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 205-209.

14. Lylauk, A.V., Sinelnikova, N.A., Ivanova, N.G. (2018), Formation of a safe and healthy lifestyle in the educational environment, monograph, Krasnodar.

15. Ivanova, N.G. and Urazov, I.Y. (2020), "Integrated approach of social guidance institutions to conscientious choice of profession", Vocational guidance for young people, materials of the III International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 50-53.

16. Ivanova, N.G. ans Urzov, I.Y (2019), "Systematic exercise of physical culture is the key to the success of the future specialist", Ethnos and culture in the era of globalization, materials of the II International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 198-204.

17. Ivanova. N.G., Trushnikov. D.S. and Basov. E.N. (2019), "Modern vocational guidance system and its influence on the choice of profession of school leavers", Vocational navigation of young people, materials of the II International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 332-337.

18. Ivanova, N.G., Vasilyev, D.A., Bykovsky, A.A. (2019), "Professional self-determination, mistakes and their consequences", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (181), pp. 137-139.

19. Eremenko, V.N., Tyupenkova, G.E. and Pitkin, V.A. (2018), "Increasing the motivation to engage in physical education among students", Modern Pedagogical Education, No. 3, pp. 59-62.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2021

УДК 796.015.865

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России; Виктория Александровна Мотовичева, старший преподаватель, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Ленинградская область

Аннотация

Дальнейшее совершенствование системы физической подготовки в вузах силовых ведомств обусловлено уровнем разработанности всех ее компонентов. Накопленные на сегодняшний день материалы в различных отраслях знания позволяют вывести проверку и оценку обучаемых вузов силовых ведомств на принципиально новый качественный уровень. В статье рассматриваются направления проверки и оценки, требующие своего совершенствования. Авторами на основе результатов многолетних исследований показана необходимость расширения перечня проверочных упражнений с целью получения данных об уровне развития всех физических качеств. Обосновываются необходимость поиска более информативных проверочных упражнений, подходы к их ком-плексированию с учетом специфики обучаемых, а также в соответствии с возрастом обучаемых вузов и периодом их обучения.

Ключевые слова: проверка и оценка, физическая подготовленность, физические качества, проверочные упражнения, обучаемые женского пола, возрастные особенности, физическая подготовка в вузах.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p141-144

VERIFICATION AND EVALUATION AS A FACTOR IN INCREASING THE EFFECTIVENESS OF PHYSICAL TRAINING IN UNIVERSITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Gennady Aleksandrovich Ivakhnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia; Victoria Ale-

xandrovna Motovicheva, the senior teacher, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Leningrad Region

Abstract

Further improvement of the physical training system in the universities of power departments is due to the level of development of all its components. The materials accumulated to date in various fields of knowledge make it possible to bring the examination and assessment of students of higher educational institutions of law enforcement agencies to a fundamentally new qualitative level. The article discusses areas of verification and evaluation that require improvement. Based on the results of many years of research, the authors show the need to expand the list of test exercises in order to obtain data on the level of development of all physical qualities. The need to search for more informative test exercises, their integration for female students, as well as in accordance with the age of students in universities and the period of study is shown.

Keywords: testing and assessment, physical fitness, physical qualities, testing exercises, female trainees, physical fitness in universities.

Совершенствование проверки и оценки физической подготовки (ФП) обучаемых вузов силовых ведомств (СВ) является одним из наиболее актуальных направлений. Современные подходы сводятся к необходимости поиска эффективных решений, определяющих стимулирующее воздействие оценки физической подготовленности обучаемых вузов в интересах повышения качества планирования и проведения ФП. Сложность решения проблемных вопросов проверки и оценки продиктована их многогранностью и обусловленностью со стороны теории физической культуры, спортивной тренировки, общей и возрастной физиологии, психологии, спортивной метрологии и еще целого ряда других наук. Работа по совершенствованию проверки и оценки обучаемых вузов ведется постоянно, что обеспечивает поступательное продвижение как в теоретическом, так и практиком плане.

Одним из наиболее эффективных решений в последние годы является введение в некоторых СВ балльной шкалы для оценки физической подготовленности обучаемых. Обоснованность применения такого подхода не вызывает сомнений, так как способствует повышению качества педагогического процесса, не ограничивает уровень совершенствования отличной оценкой, обеспечивает рост физической подготовленности обучаемых и их активное вовлечение в регулярные занятия. Применение бальной системы позволяет оптимизировать влияние ряда факторов на оценку обучаемых по ФП, (антропометрические данные, спортивный опыт и т.п.). Например, обучаемый с большой мышечной массой может набрать большее количество баллов в силовых упражнениях, чем компенсировать результаты выполнения упражнений на выносливость и наоборот. Подтверждением эффективности ее применения являются результаты пролонгированных наблюдений динамики уровня физической подготовленности обучаемых вузов СВ [2].

Вместе с тем, предложенный подход, несмотря на свою эффективность, не решает всех актуально стоящих задач и не способствует выходу проверки и оценки ФП в вузах СВ на принципиально новый уровень. Результаты проведенных исследований указывают на то, что вне зависимости от ведомства, применяемые контрольные упражнения предполагают оценку, отдельных сторон выносливости, быстроты и силы. В то время как, вне поля зрения остаются такие значимые физические качества как ловкость и гибкость. Общеизвестно, что активной тренировке и направленному совершенствованию со стороны обучаемых подлежат показатели, выносимые на проверку. Приходится констатировать крайне редкое применение тестов на ловкость (весьма спорных по показателям валидно-сти, стандартности, информативности) и полное отсутствие тестов на гибкость в содержании проверки физической подготовленности обучаемых вузов СВ. Это определяет, якобы «ненужность» развития этих, бесспорно важных, как в плане общего развития, так и с профессионально-прикладной стороны, физических качеств.

Таким образом, вопрос включения в качестве проверочных, упражнений на ловкость и гибкость для обучаемых вузов СВ остается нерешенным. Приходится констатировать, что эти физические качества не оцениваются в рамках проверок в отличии от силы, быстроты и выносливости. В редких случаях оценивание ловкости проводится только в рамках текущего процесса по результатам выполнения гимнастических упражнений или других упражнений, весьма условно характеризующих это качество. Гибкость же, на сегодняшний день у обучаемых вузов СВ практически не оценивается. В то же время, не требует доказательств то, что подготовленность обучаемых по профессионально-прикладным аспектам ФП (прикладное плавание и действия на воде, рукопашный бой, преодоление препятствий и т.д.) находятся в значительной зависимости от уровня развития ловкости и гибкости. Так, согласно данным наших исследований, у обучаемых имеющих отличную оценку по профессионально-прикладным упражнениям (вне зависимости от специфики и направленности) в среднем показатели ловкости и гибкости выше аналогичных показателей обучаемых имеющих удовлетворительные оценки на 18% и 23% соответственно.

Нельзя обойти вниманием и вопрос возрастной специфики проверочных упражнений по ФП в вузах СВ. В настоящее время она находит свое выражение только в усложнении нормативов в выполнении одних и тех же упражнений от курса к курсу. Вместе с тем, видится оправданной необходимость подхода к решению не столько в нормативном аспекте, сколько в критериальном, т.к. развитие физических качеств имеет выраженную возрастную специфику [1]. В большом количестве исследований доказано, что значительная часть проявлений силы и выносливости подлежат активному развитию на более поздних этапах онтогенеза, а значит они могут развиваться уже во время обучения в вузах. В то время как проявления ловкости, гибкости и собственно быстроты находятся в сенситивном периоде своего развития на более ранних этапах. Учитывая это, видится обоснованной необходимость дифференциации контрольных упражнений по курсам обучения с учетом возрастных особенностей обучаемых в интересах стимулирования их к развитию физических качеств, находящихся в сенситивном периоде.

Также, требуют своей тщательной проработки и вопросы подбора и объединения проверочных упражнений в комплексы, в интересах более детальной и всесторонней оценки уровня физической подготовленности обучаемых. Особое значение такой подход имеет в отношении проверочных мероприятий, имеющих определенную направленность, например, вступительные, текущие, промежуточные (рубежные, этапные), контрольные, итоговые проверок. Не вызывает сомнения необходимость проведения работы по обоснованию, подбору и комплексированию проверочных упражнений, наиболее соответствующих направленности, форме проверки, возрасту проверяемых, условиям и т.п. Эффективность движения в этом направлении показана в целом ряде исследований, где применение специально разработанных проверочных комплексов обеспечивает значительно больший эффект. В основу такому подходу составляет определение не абстрактных показателей отдельных физических качеств, а получение всесторонней информации по интересующим вопросам (определение исходного уровня подготовленности, способность к предстоящему обучению, качество усвоения пройденного материала, этапа или курса и т.п.).

Отдельного рассмотрения требуют вопросы содержания вступительных экзаменов (испытаний) по ФП в вузы СВ, т. к. средний возраст абитуриентов менее 18 лет. Приходится констатировать, что в силу сложившейся традиции, простоты проведения и отработанной методики приема вступительные экзамены по ФП включают три упражнения на быстроту, на силу и выносливость. Как правило, это бег на 100м, 3000м/1000м и подтягивания на перекладине для мужчин и бег на 60м/100м, 1000м, сгибание-разгибание рук в упоре или подниманием туловища из положения лежа, для женщин. Иногда программа дополняется сдачей норматива по плаванию на 100 м, что является тестом, определяющим навык. Таким образом, из трех упражнений, два определяют уровень развития физи-

ческих качеств (сила и выносливость), которые в силу возраста еще только будут активно развиваться, т.к. их сенситивный период приходится на более поздние этапы онтогенеза. В то время как для гибкости и ловкости проверочных упражнений в содержании испытаний не предусматривается, несмотря на то что они уже завершают свой сенситивный период должны рассматриваться в качестве обоснованных критериев отбора.

Следует обратить внимание и на сложившуюся практику проверки и оценки физической подготовленности обучаемых вузов СВ женского пола. Сложность решения имеющих место проблем диктуется как биологическими и гендерными аспектами, так и запросами предстоящей профессиональной деятельности. Здесь важно отметить, что решение стоящих задач усложняется наличием различных подходов, о чем говорят результаты анализа, имеющегося зарубежного и отечественного опыта. С уверенностью можно говорить о необходимости проведения направленных исследований в интересах обоснования эффективных подходов к вопросу разработки и подбора информативных проверочных упражнений для обучаемых женского пола. Активной работы требуют вопросы комплексирования проверочных упражнений, с целью объективной оценки, как профессионально-прикладной обученности, так и физической подготовленности обучаемых вузов СВ женского пола.

Таким образом, можно резюмировать, что проверка и оценка физической подготовленности обучаемых вузов СВ несмотря на достаточный опыт применения требует своей дальнейшего совершенствования. Накопленные и обобщенные на сегодняшний день материалы в таких областях знаний как теория тестов, метрология, возрастное развитие организма, дифференциальная психология и физиология, теория физической культуры и др. обуславливают необходимость и возможность активной деятельности в деле совершенствования проверки и оценки физической подготовленности обучаемых вузов СВ. Необходимо отметить, что совершенствование проверки и оценки ФП на сегодня обусловлена существующей практикой, т.е. насколько существующая система ФП в вузах СВ будет в состоянии принять и реализовать предлагаемые подходы и решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивахненко Г. А. Актуальные вопросы совершенствования физической подготовки в вузах силовых ведомств / Г.А. Ивахненко, Д.А. Васильев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 138-142.

2. Кадыров, Р.М. Разработка нормативных требований по физической подготовке военнослужащих / Р.М. Кадыров, А.В. Политов, С.К. Коричев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2018. - № 2. - С. 89-92.

REFERENCES

1. Ivahnenko, G.A. (2019), "Topical issues of improving physical training in universities of law enforcement agencies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (172), pp. 138-142.

2. Kadyrov, R.M., Politov, A.V. and Korichev, S.K. (2018), "Regulatory requirements development for servicemen physical training", Actual problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 2, pp. 89-92.

Контактная информация: ivakhnenko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2021

УДК 796.077.2

КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ НА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Ольга Владимировна Ильичева, кандидат биологических наук, доцент, Яна Вадимовна

Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Сергеевна Кужелева, старший преподаватель, Московская государственная академия физической культуры,

Малаховка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.