Научная статья на тему 'Проведение педагогического эксперимента для исследования развития профессиональных коммуникативных и интеллектуальных компетенций студентов вузов физической культуры на занятиях по английскому языку'

Проведение педагогического эксперимента для исследования развития профессиональных коммуникативных и интеллектуальных компетенций студентов вузов физической культуры на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / GROUPS WITH DIFFERENT LEVEL OF PROGRESS IN ENGLISH LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глембоцкая Янина Ивановна

С целью выяснения влияния системы внедряемых методик на развитие профессиональных коммуникативных и интеллектуальных компетенций студентов был проведен педагогический эксперимент в трех видах: констатирующий, формирующий (преобразующий) и оценочный (контролирующий). В его основу была положена выдвинутая нами рабочая гипотеза, и он проводился с целью ее проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глембоцкая Янина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical experiment carrying out for research of development of professional communicative and intellectual competences among the students of physical education higher schools at English lessons

Three types pedagogical experiment: ascertaining, forming (transformative) and estimating (controlling) has been conducted with the purpose of influence finding-out for system of introduced methods on development of professional communicative and intellectual competence of students. The working hypothesis was put in its basis to prove the influence of system of introduced (author) methods on development of professional communicative and intellectual competence of students.

Текст научной работы на тему «Проведение педагогического эксперимента для исследования развития профессиональных коммуникативных и интеллектуальных компетенций студентов вузов физической культуры на занятиях по английскому языку»

тренировочном этапе подготовки боксеров путем расширения и систематизации образовательного компонента / И.Г. Малазония, В.А. Макаров, А. А. Близнюк // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 105-109.

11. Никитюк, Б. А. Интегративная антропология и социальная практика / Б. А. Ни-китюк // Гипнология и интегративная антропология на службе педагогической, спортивной, медицинской и психотерапевтической практики : материалы Междунар. конф. -Майкоп, 1994. - С. 195-203.

12. Огуренков, Е.И. Левша в боксе / Е.И. Огуренков. - М. : Физкультура и спорт, 1959. - 136 с.

13. Огуренков, В.И. Методика обучения технико-тактическим действиям боксе-ров-левшей с учетом факторов двигательной асимметрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Огуренков Владимир Иванович ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1972. - 18 с .

14. Habersetzer, R. Karate-do / R. Habersetzer. - Paris : Amphora S.A., 1976. - 390 p.

Контактная информация: tikhonova_i.74@mail.ru

УДК 796.011

ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Янина Ивановна Глембоцкая, старший преподаватель,

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК) пос. Малаховка, Московская область

Аннотация

С целью выяснения влияния системы внедряемых методик на развитие профессиональных коммуникативных и интеллектуальных компетенций студентов был проведен педагогический эксперимент в трех видах: констатирующий, формирующий (преобразующий) и оценочный (контролирующий). В его основу была положена выдвинутая нами рабочая гипотеза, и он проводился с целью ее проверки.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, учебные группы с разным уровнем успеваемости по английскому языку.

PEDAGOGICAL EXPERIMENT CARRYING OUT FOR RESEARCH OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE AND INTELLECTUAL COMPETENCES AMONG THE STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION HIGHER SCHOOLS AT ENGLISH LESSONS Janina Ivanovna Glembockaja, senior teacher,

Moscow State Academy of Physical Education,

Settlement Malakhovka, Moscow Region

Annotation

Three types pedagogical experiment: ascertaining, forming (transformative) and estimating (controlling) has been conducted with the purpose of influence finding-out for system of introduced methods on development of professional communicative and intellectual competence of students. The working hypothesis was put in its basis to prove the influence of system of introduced (author) methods on development of professional communicative and intellectual competence of students.

Keywords: pedagogical experiment, groups with different level of progress in English language.

ВВЕДЕНИЕ

Нами была высказана гипотеза исследования: предположение, что применение существующих, а также модифицированных или разработанных нами педагогических

технологий и образовательных методик развития коммуникативных и интеллектуальных компетенций студентов на занятиях по английскому языку, будет способствовать совершенствованию профессиональной компетенции студентов и повысит не только общую грамотность и уровень их иноязычного общения, но и сформулирует знания, умения и навыки переводчика в сфере физической культуры и спорта. Гипотеза проверяется результатом проводимых нами наблюдений и педагогического эксперимента. При этом критерием оценки условий, при которых проверяемая гипотеза согласуется с опытными данными, является достоверность и эффективность внедряемой нами в учебный процесс системы показателей комплексной модели. Степень соответствия знаний подтверждается результатами проведенного педагогического тестирования, которое констатирует рост уровня обученности (УО) и качества знаний (КЗ) студентов как показателей эффективности обучения иностранному языку и подготовки спортивных переводчиков.

МЕТОДИКА

Общие задачи и методика организации педагогического эксперимента нашли отражение в развернутом плане-программе, отражающем основные этапы работы:

1. Принятие решения о проведении экспериментальной части работы (основывается на необходимости подтверждения выдвинутой научной гипотезы).

2. Подведение итогов фонового тестирования базовых лексико-грамматических знаний студентов, т. е. проведение констатирующего эксперимента.

3. Составление протокола наблюдения и структуры занятия в виде текстовой записи, воспроизводящей ход проведенного занятия, т. е. проведение формирующего (преобразующего) эксперимента.

4. Подбор контрольных и экспериментальных, дифференцированных по успеваемости, групп студентов: «гомогенная», «подвижная», «успешная».

5. Проведение тестирования лексико-грамматических знаний студентов по предложенной автором программе - проведение оценочного (контроли-рующего) эксперимента.

6. Анализ итогов работы с контрольной и экспериментальной группой.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Существенной частью нашего эксперимента явилось наблюдение в соответствии с программой фонового тестирования коммуникативных иноязычных знаний, умений и навыков. На основе итогов фонового тестирования был произведен подбор контрольных и экспериментальных, дифференцированных по успеваемости, групп студентов: «гомогенная» - однородная по уровню иноязычных знаний группа, состоящая из наиболее слабых по успеваемости студентов, «подвижная» - с преобладанием студентов со средней успеваемостью и «успешная», состоящая из студентов с «продвинутыми» иноязычными знаниями.

Мы провели тестирование лексико-грамматических знаний студентов по предложенной автором программе, т.е. осуществили оценочный (контролирующий) эксперимент, который мы проводили по линейному принципу. Согласно нему исследуется динамика прироста показателей в рамках каждой отдельной группы («гомогенная», «подвижная» или «успешная») на разных этапах исследования:

- вначале группа рассматривается как контрольная (подготовка к тестированию студентов в ней проводится преимущественно на основе традиционных технологий обучения),

- в конце работы - как экспериментальная (подготовка тестирования проводится для студентов «гомогенной» группы на основе повторения пройденного материала, а для студентов «подвижной» и «успешной» групп - на основе дифференцированных инновационных технологий авторской комплексной модели).

Классический педагогический эксперимент предполагает:

- идентичные студенческие группы, которые статистически не различимы, что проверяется их сравнением по 1-критерию Стьюдента (традиционный параметрический метод);

- как связанные (в нашем случае) выборки, и расчеты выполняются по формулам: 1рас(Х) = Хср/8(Х) - расчетный коэффициент достоверности контрольной выборки, 1рас(У) = Уер/8(У) - расчетный коэффициент достоверности экспериментальной выборки, где Хср. и Уср.- средние арифметические выборок, Б(Х) и 8(У) - стандартные ошибки средних арифметических.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как мы уже отмечали, эксперимент проводился по линейному принципу, который позволяет сделать внутригрупповое сравнение, что дает оценку изменениям в конкретной группе (знаний каждого студента), связанным с повторением или внедрением новых методик и подходов к иноязычному обучению в вузе физической культуры, но не оценивает преимущество деятельности какой-либо группы. При этом мы проводим сравнение относительных показателей динамики этих групп, чтобы подчеркнуть значение базовых знаний по иностранному языку и их влияние на эффективность применения нововведений.

Для удобства вычисления мы строим расчетные таблицы для определения итоговых среднегрупповых показателей по контролю коммуникативных умений и навыков чтения, аудирования, говорения, письменной речи и знаний грамматики студентов экспериментальной и контрольной «гомогенной», «подвижной» и «успешной» групп.

Динамика прироста среднегрупповых итоговых показателей (Уср./Хср.) коммуникативных знаний, умений и навыков студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой составляет (в %):____________________________________________

группа чтение аудирование говорение письмо грамматика

Гомогенная 73 74 100 114 74

Подвижная 40 27 29 52 42

Успешная 30 40 30 3 74

При этом статистические достоверные различия, в основном, возникают в обучении студентов «гомогенной» группы всеми видами коммуникативных знаний, умений и навыков. Это понятно, т. к. при низких базовых знаниях применение и традиционных и новаторских методик обучения создают высокий процент роста статистических показателей. Следует отметить значительный прирост среднегрупповых показателей у студентов «подвижной» группы при освоении коммуникативных знаний, умений и навыков чтения, письма и грамматики. И по другим показателям в этой группе также произошел определенный статистический среднегрупповой прирост. У студентов «успешной» группы также не было снижения уровня коммуникативных знаний, умений и навыков, а незначительный прирост, например показателей по письму, указывает на высокие базовые показатели по этому коммуникативному виду.

ВЫВОДЫ

В исследовании развития профессиональных коммуникативных и интеллектуальных компетенций студентов физических вузов мы использовали педагогический эксперимент как метод специально организованного педагогического опыта: Количественная оценка педагогического явления (педагогический эксперимент) соединяет в себе теоретические и эмпирические методы исследования. Результаты педагогического эксперимента, определяющие эффективность использования методики обучения профессиональной коммуникативной и интеллектуальной компетенции, убеждают в целесообразности применения данной методики для процесса формирования профессиональной коммуни-

кативной и интеллектуальной компетенции у студентов вуза физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Граничина, О. А. Статистические методы психолого-педагогического исследования [Электронная версия] : учебное пособие / О. А. Граничина. 2002 // Режим доступа: http://www.math.spbu.ru/user/gran/olg htm.

2. Кларин, М.В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. - М. : Высшая школа, 1998. - 186 с.

Контактная информация: glembockaja@mail.ru

УДК 796.072.2

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНЫМ ХАРАКТЕРОМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Елена Петровна Горбанёва, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой,

Алексей Анатольевич Власов, аспирант,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГОУВПО «ВГАФК»)

Аннотация

Установлено, что представители циклических видов спорта (лёгкая атлетика и плавание) существенно превосходят по уровню функциональной устойчивости представителей спортивных игр - футболистов. Пловцы по сравнению с легкоатлетами и футболистами обладают высокой ги-поксической устойчивостью, демонстрируют меньшую кислородную стоимость единицы выполненной работы, экономичное и более эффективное кислородное обеспечение организма, а также наличие устойчивых регуляторных влияний.

Ключевые слова: функциональная устойчивость, регуляция функций, спортивная специализация.

SPECIFIC FEATURES OF FUNCTIONAL STABILITY AMONG THE ATHLETES WITH DIFFERENT MOTOR ACTS CHARACTER

Elena Petrovna Gorbanyova, the candidate of medical sciences, senior lecturer,

department chairman,

Aleksei Anatolyevich Vlasov, the post-graduate student,

The Volgograd State Physical Education Academy

Annotation

It has been established that the functional stability level of cyclic sports representatives (athletics and swimming) is significantly higher than the same level among the sports games representatives - football players. Swimmers compared to athletes and football players obtain high hypoxic resistance, show less oxygen cost per unit of work performed, efficient and more productive oxygen supply of the organism, as well as the presence of stable regulatory influences.

Keywords: functional stability, regulation functions, sports specialization.

ВВЕДЕНИЕ

Функциональная устойчивость, наряду с функциональной экономичностью и мощностью, рассматривается как одно из условий оптимального функционирования основных физиологических систем в процессе выполнения конкретных двигательных задач в заданных рамках внешних условий, т.е. высокой физической работоспособности [8]. Учитывая современную актуальность изучения закономерностей и механизмов проявления и развития функциональной подготовленности спортсменов, очевидна важность исследования специфических особенностей функциональных возможностей их организма и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.