УДК 349.41
Юридические науки
Гареева Эльвира Рифовна, научный руководитель, ст. преподаватель
юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ Макарова Дарья Андреевна, студент 3 курса юридического факультета
Стерлитамакского филиала БашГУ Дрыгина Татьяна Андреевна, студент 3 курса юридического факультета
Стерлитамакского филиала БашГУ
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ»
Аннотация: В данной статье рассмотрим теоретические и практические направления организации и работы одного из самых тяжелых, но весьма результативных оперативно-розыскных мероприятий (далее по тексту - ОРМ) -«оперативное внедрение». Проанализируем различные методы к формированию и толкованию данного мероприятия правоохранительных органов, и его взаимодействие с приемами агентурной направленности.
Ключевые слова: оперативное внедрение, оперативно-розыскное мероприятие, оперативно-розыскная деятельность, агентурная сеть.
Annotation: In this article, we will consider the theoretical and practical directions of the organization and work of one of the most difficult, but very effective operational-search activities (hereinafter ORM) - "operational implementation". Let us analyze various methods for the formation and interpretation of this event of law enforcement agencies, and its interaction with undercover methods.
Key words: operational implementation, operational-search activity, operational-search activity, agent network.
Сегодня как никогда борьба с организованной преступностью является первоочередной задачей нашей страны - определёно Президентом Российской Федерации. Высокий уровень конспирации преступности (особенно организованной), которая к тому же сформирована по этническому признаку, проводимое ею противодействие правоохранительным органам, в большинстве ситуаций мешает выполнять задачи оперативным подразделениям ОВД РФ по обнаружению их членов, оформлению противозаконной деятельности и привлечению к ответственности [1].
Для улучшения поставленных задач, оперативно-розыскным подразделениям МВД РФ необходимо иметь информацию о субъектах, которые ведут преступную деятельность, преступных сетях, источниках дохода; объектах, либо субъектах преступного посягательства и иных составляющих противозаконной деятельности.
Один из ресурсов доступа к такой информации - результаты проводимых структурами правоохранительной деятельности, оперативно-розыскных мероприятий «оперативное внедрение» (далее - оперативное внедрение).
Оперативное внедрение, как и другие мероприятия розыскного характера, регулируются законодательно статьей 6 Федерального Закона от 12.08.1995 года № 144-ФЗ (в редакции от 01.04.2022г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) [2]. Данная статья определяет вид работы отделов внутренних дел, как один из способов оперативно-розыскных мероприятий, по подготовительным действиям и тактическим соображениям, проведение данного ОРМ - является одним из самых трудоемких, как со стороны организации, так и со стороны наработки психологической выдержки среди личного состава.
Таким образом, можем дать определение оперативному внедрению, как ОРМ, заключающееся в практическом вводе в преступную организацию сотрудника правоохранительных органов или лица, сотрудничающего с оперативными службами на конфиденциальной основе, для решения вопросов оперативно-розыскной деятельности [3].
Варианты доступа к информации - проникновение субъекта розыскной деятельности в преступную среду, планомерная работа на объекте внедрения, получение доступа к интересующим сведениям, выявление соответствующих обстоятельств, помогающих доступу к такой информации. По словам Э.Р. Гареевой - закон для всех един и следственные органы, наряду с руководителями ОВД, обязаны строго следовать букве закона в сборе и анализе доказательной базы, четко проверять все результаты ОРМ, в том числе данные полученные от агентуры и внедренных сотрудников [4, с. 230].
Объектами внедрения являются:
1. лица, в отношении которых возможно подразумевать их участие в подготовке, совершении преступления, либо с владением информацией о возможных противоправных действиях;
2. организации разной формы управления, зараженные криминогенным и преступным присутствием;
3. объединенные преступные группы и сообщества.
Объективная составляющая оперативного внедрения - один из видов непростой структуры оперативно-розыскного деяния [5].
Субъектами оперативного внедрения являются штатные сотрудники правоохранительных органов и конфиденты. По количеству внедряемых конфидентов различают автономное и групповое внедрение. Групповое оперативное внедрение зачастую бывает трудноосуществимым. Чтобы оно было эффективным, необходимо создать надлежащие условия взаимодействия двух и более конфидентов (соблюдение мер конспирации для каждого из них, возможности обмена необходимой информацией и др.).
Субъективной стороной данного вида работы является добровольное желание и осознание внедряемого лица в реальности происходящего на объекте оперативного интереса. Оперативно-розыскная деятельность не носит разовый характер, а представляет собой целый набор организационных и тактических функций, которые осуществляются с внедрением средств и методов, являющихся в своей массе конфиденциальными.
В зависимости от субъекта оперативного внедрения оно делится на:
1. оперативное внедрение «негласно» штатных засекреченных сотрудников правоохранительных структур;
2. проведение операций против преступников штатных представителей служб МВД и ФСБ, не засекреченных по своей работе;
3. оперативная деятельность лиц, не являющихся сотрудниками силовых структур, но тесно с ними взаимодействующими.
Привлечение лица к негласному содействию, уже находящегося в криминальной среде, не образует независимого ОРМ, а действует уже по сформированной линии работы.
По срокам своего осуществления ОРМ бывает:
- кратковременным (от определенных часов до нескольких суток);
- длительным (длящимся несколько месяцев или лет).
Оперативное внедрение осуществляется на основании распоряжения руководителя органа, ведущего ОРД (ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД). Руководитель соответствующего подразделения обосновывает заключения о целесообразности своего решения, выносит тактические соображения, задачи, поставленные внедряемому субъекту, линия его поведения, профилактика в случае непредвиденных факторов и конспирация, а также рассматриваются все иные вопросы, касающиеся правомерности и допустимости действий участника ОРМ.
По мнению некоторых авторов, суть агентурного метода - обобщение деятельности разных категорий конфидентов в преступном мире. Это возможно ввиду замкнутости этих структур от глаз общества, строгой иерархичной подчиненности главарям и авторитетам, не выходом определенных информационных сигналов за пределы сообщества. Именно «агентурный способ» добывания сведений о криминальных субъектах, предотвращения и раскрытия уже совершенных деяний, делает возможным получать положительный эффект там, где это по другим каналам труднодопустимо [6, с. 183].
Библиографический список:
1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.
2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 1995. № 151.
3. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Электронное учебное издание. - Омск: Омская академия МВД России, 2020. - 206 с.
4. Гареева Э.Р. Проблемы использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности // Право и государство: теория и практика. - 2021. - №3. - С. 229-231.
5. Парфенов А. В., Атмажитов В. М., Лапунова Ю. А., Ханнанов Р. Р. Правовые основы организации оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. - М.: Юрайт, 2021. - 354 с.
6. Горяинов К.К., Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред.: К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Г.К. Синилов. 2-е изд., перераб. и доп. - М. ИНФРА-М. - 2012. - 354 с.