ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ВОПРОСАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ЗИННАТУЛЛИН Нияз Зуфарович
Аннотация: статья посвящена проблемам коррупции в сфере высшего профессионального образования с точки зрения вопросов диагностики деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан (далее - РТ) в вопросах противодействия коррупции в сфере высшего профессионального образования.
Annotation: article is devoted to corruption problems in the higher education sphere from the point of view of questions of diagnostics of activity of executive authorities of RT in questions of counteraction of corruption in the sphere of the highest professional education.
Ключевые слова: образование, диагностика, противодействие, коррупция, регламент.
Key words: education, diagnostics, counteraction, corruption, regulations.
Распространенным социальным явлением, с которым общество пытается бороться уже не первый год, является коррупция. Первые упоминания можно встретить в клинописях Древнего Вавилона. Как следует из расшифрованных текстов, относящихся к середине третьего тысячелетия до н.э., уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные возна-граждения1. Согласно Геродоту, персидский царь Камбис (600-559 год до н.э.) казнил одного подкупленного судью и велел покрыть снятой с него кожей судейское кресло в назидание другим лицам, которые займут этот пост2. С аналогичными вопросами сталкивались и правители Древнего Египта. Документы, обнаруженные в процессе археологических исследований, свидетельствуют о массовых проявлениях коррупции в Иерусалиме в период после вавилонского пленения евреев в 597-538 годах до н.э.
Коррупция (лат. соггирйо - разложение) отражает морально-этический облик общества. Действительно, разлагая политическую стабильность, дезорганизуя и подрывая функционирование государственной власти, коррупция глубокой проблемой засела в российскую действительность.
В коррупции как социальном явлении всегда просматривается этическая и юридическая
1 Большая советская энциклопедия. М., 1977. Т. 27. С. 94.
2 Уголовное право. Особенная часть / под ред. И.Я. Коза-
ченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселова. М., 1998. С. 606.
стороны. В аспекте этическом коррупция всегда связана с деморализацией публичной власти и вытекающим из этого отношения общества к власти. С юридической точки зрения, коррупция означает в первую очередь нелегальность определенных форм поведения, например влияние противоправными методами на принятие решений органов публичной власти (как коллегиально, так и единолично)3.
Социальное зло - коррупция пронизывает практически все сферы жизнедеятельности общества, в частности сферу высшего профессионального образования. Можно отметить, что система высшего профессионального образования в России в свете сегодняшних постоянных реформ функционирует неэффективно, что негативно отражается на профессионализме специалистов, выпускающихся из вузов. Во многом одной из причин такого состояния дел заключается в распространении количества коммерческих вузов, а следом за ними и вереницы коррупционных потоков.
Состояние дел в вопросах противодействия коррупции в сфере высшего профессионального образования следует изучать с точки зрения диагностики деятельности органов исполнительной власти РТ.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 августа 2011 года № 687
3 Уголовное законодательство зарубежных государств в борьбе с коррупцией / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ; авт. коллектив : И.С. Власов, Н.А. Голованова, С.П. Кубанцев ; под ред. И.С. Власова. М. : Эксмо, 2009. С. 5-6.
во исполнение ст. 9 Закона Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» и в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 2011 года № 489-р о создании рабочей группы по разработке проекта республиканской антикоррупционной программы разработана комплексная республиканская антикоррупционная программа на 2012-2014 годы.
Программа концептуально связана с системой мер противодействия коррупции, реализуемых на федеральном уровне, и создает предпосылки использования программноцелевого метода в организации антикоррупционной работы на ведомственном и муниципальном уровнях.
Для проведения диагностики органов исполнительной власти в вопросах противодействия коррупции в сфере высшего профессионального образования РТ необходимо указать предмет исследования, под которым понимается деятельность субъектов осуществления антикоррупционной политики в масштабе республики.
Объектом диагностики является Республика Татарстан и деятельность органов исполнительной власти, деятельность высших учебных заведений государственного и коммерческого характера на ее территории в плане осуществления мониторинга в масштабе Республики.
Диагностика органов исполнительной власти в вопросах противодействия коррупции в сфере высшего профессионального образования должна основываться на основных и дополнительных показателях. Показатели результативности являются основными механизмами определения направлений политики и целенаправленного воздействия на процесс реализации политики.
Тем самым, корректность формулировки показателей и их целевых значений является одной из основных задач управления антикоррупционной политики.
Критерии оценки степени коррупционности факторов: основные и дополнительные.
Дополнительные критерии оценки применительно к каждому типу факторов (если не использовались в качестве основных):
- вид НПА и характер регулируемых общественных отношений;
- масштаб распространенности регулируемых отношений - в пределах территории
субъекта Федерации, муниципального образования, административно-территориального образования;
- правовой статус должностных лиц, чьи полномочия, права и обязанности определены в НПА;
- данные опросов населения о степени коррупционности отношений, регулируемых НПА;
- материалы административной и судебной практики о коррупционных действиях в данной сфере.
Предлагается наилучшим проведение диагностики по критериям разграничения:
1. По оценке эффективности и оптимальности деятельности органов исполнительной власти РТ в вопросах противодействия коррупции в сфере высшего профессионального образования.
В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»4 Указом Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»5 был принят перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Несмотря на направленную работу государства в вопросах борьбы с коррупцией, в перечне показателей для оценки эффективности деятельности органов власти почему-то не оказалось уровня коррупционных проявлений в обществе.
Однако, если эффективность ориентирована на достижение результата, оценивается содержание последствий. Нам представляется необходимым рассмотреть критерии оптимальности применительно к образовательной сфере. Проблема оптимальности в науке еще не разработана, однако, соглашаемся с Д.Я. Ягофа-ровым, что «практически все исследователи
4 Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011 года) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Рос. газ. 1999. № 206.
5 Указ Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825 (ред.
от 13 мая 2010 года) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3256.
6
так или иначе касаются темы оптимальности» . Оценка оптимальности деятельности органов исполнительной власти РТ в вопросах противодействия коррупции в сфере высшего профессионального образования должна обращать внимание именно на средства и способы достижения цели, их содержание, на состояние всей системы образования, которое бы обеспечивало максимально полное и всестороннее достижение поставленных целей. Другими словами, если оценка эффективность делает акцент на методы обобщающих статистических показателей, то оценка оптимальности должна включать в себя средства и способы осуществления намеченных целей.
Мероприятия по определению результатов работы органов исполнительной власти целесообразно проводить по плану, а оценки показателей эффективности рекомендуется формировать на основе анализа отчетов о выполнении планов и показателей органов исполнительной власти субъекта Федерации за прошедший календарный год, сформированных на базе реализованных мероприятий Программы социальноэкономического развития субъекта Федерации на ближайшую и отдаленную перспективы, иных целевых программ, планов, стратегий (сфер, областей) государственного управления в субъекте Федерации. Анализу подвергаются также и планы и показатели структурных подразделений в сфере регулирования высшего профессионального образования.
В случае выявления отрицательных результатов должна создаваться рабочая группа по выявлению причин, не позволяющих достигать хороших результатов.
Причины, влияющие на показатели деятельности органов исполнительной власти в сфере высшего профессионального образования, могут быть различными:
- система и структура органов в рассматриваемой сфере, объем их полномочий не соответствует предъявляемым требованиям законодательства;
- коррупционные связи в отдельных структурных подразделениях.
В руках юриспруденции два способа противодействия коррупции в сфере высшего профессионального образования:
6 Ягофаров Д.Я. Критерии оптимизации образовательного нормотворчества // Законодательство в сфере образования: обеспечение частных и публичных интересов : материалы науч.-практ. конф. Москва, 11 апреля 2007 г. М. : Юриспруденция, 2007. С. 132-133.
1) содействие органам законодательной власти в подготовке и своевременном принятии антикоррупционных нормативных правовых актов (в том числе проведение антикоррупционной экспертизы их проектов);
2) содействие органам исполнительной власти в надлежащем применении и соблюдении законодательных и иных действующих нормативных правовых актов, в практической реализации их антикорруционной направлен-ности7.
Диагностика деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется в несколько этапов, включающих такие мероприятия, как:
- изучение состояния дел в исполнительной власти с целью определения результатов их практической деятельности;
- выявление (устранение) причин возникновения негативных явлений (если таковые имеются), не позволяющих органам исполнительной власти достигать высоких показателей своей деятельности;
- выработка подходов и вариантов решений проблем, существующих в государственном управлении субъекта Федерации с целью существенного повышения его эффективности;
- корректирование законодательства субъекта Федерации, устанавливающего систему и структуру, правовой статус и компетенцию органов исполнительной власти с целью обеспечения надлежащего управления в субъекте Федерации и стабильно высоких показателей деятельности.
Сопряжение образования с ценностнокультурными основами развития общества, его общечеловеческих и ментальных оснований не может быть делом одной личности или социальной группы, но может и должно стать функцией государства, его продуманной образовательной политики. В настоящее время это становится актуальной задачей всех государств независимо от характера их общественнополитического устройства.
2. Диагностика установленных требований к форме и содержанию, а также порядку принятия правовых актов, закрепляющих административные процедуры по противодействию коррупции.
Зачастую принятые акты в сфере противодействия коррупции в сфере образования не несут в себе никакой смысловой нагрузки.
7 Уголовное законодательство зарубежных государств в борьбе с коррупцией. С. 8-9.
Связано это в первую очередь с бланкетностью принимаемых норм и отсутствием механизма их реализации на практике.
Механизм реализации власти в сфере высшего профессионального образования РТ должен отличаться определенным механизмом, одним из средств которого выступают административно-правовые процедуры, нуждающиеся в понятном и четком законодательном закреплении.
Одним из стимулирующих средств в сфере противодействия коррупции на сегодняшний день является принятие административных регламентов. К административным регламентам в системе исполнительной власти необходимо подходить как к выработке обеспечительных правовых средств и институтов, которые позволят улучшить процесс публичного управления в нашей стране8. Административные регламенты призваны решить целый ряд задач: повысить управляемость в органах власти, усилить контроль за их деятельностью со стороны общества, сформулировать исчерпывающие требования к решениям и содержанию работ государственных служащих, снизить административное усмотрение и коррупционный потенциал управленческих решений9.
3. Нравственно-этическая диагностика.
В рамках нравственного отношения представителей органов исполнительной власти, чиновников в сфере образования раскрываются духовные качества, правила поведения, которыми они руководствуются, определяемые внутренними установками.
Этическая диагностика должна складываться из нескольких составляющих:
- отношение к людям, участвующим в коррупционных связях;
- отношение к коррупции с точки зрения своих жизненных установок.
На современном этапе, к сожалению, не только в образовании, но и в других социальных сферах, государственные чиновники, люди, непосредственно участвующие в реализации государственных программ, забыли главный этический принцип во взаимоотношениях
8 Старилов Ю.Н. Исполнительная власть в структуре современного административно-правового регулирования: проблемы и основные направления разрешения // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003. С. 85.
9 Административные процедуры и контроль в свете евро-
пейского опыта / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М. : Статут, 2011. С. 104.
человека с другими людьми - это сострадание. Причинение страданий ради эгоистичного удовлетворения собственных амбиций, порочной прихоти жить на широкую ногу несовместимо с истинными качествами, которые должны быть присущи органам власти.
В сфере борьбы с коррупцией речь чаще всего идет о применении санкций уголовноправового, административного, дисциплинарного порядка. Однако этически верное решение для представителя органа исполнительной власти - возможность искоренить коррупцию через активную созидательную деятельность по изменению себя самого. Речь идет о полной этической самокоррекции человека, который методом осмысления уничтожает в себе высокомерие, эгоизм, желание наживы и т.д.
Коррупция является одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Прежде всего, это обусловлено тем, что деятельность коррумпированных государственных чиновников направлена на получение различного рода личных или узкокорпоративных благ (в основном материальных), а не на обеспечение устойчивого и эффективного развития государственного устройства. Подобное положение дел ведет к снижению эффективности права и функционирования государства, напрямую противодействует его интересам в различных сферах деятельности, а в ряде случаев создает непосредственную угрозу безопасности граждан, общества, государства. Особую опасность коррупционные процессы представляют в политической, правовой, социальной и экономической сферах общественной жизни10.
В настоящее время коррупция в России однозначно представляет собой большую социальную угрозу и является одним из наиболее серьезных условий, препятствующих эффективному развитию Российского государства.
10 Сатаев А.Ф. Взяточничество: вчера и сегодня // Наследие юридической науки и современность : материалы заседаний V Междунар. шк.-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2010 г.) / отв. ред. В.И. Лафитский. М. : Юриспруденция, 2011. С. 329.
Таким образом, представляется целесообразным проведение ряда мероприятий в вопросах противодействия коррупции в сфере высшего профессионального образования:
1. Непосредственный диалог власти с гражданским обществом в вопросах противодействия коррупции. Создание региональных комиссий, выработка правовых актов, положений и обязательно - механизма их реализации.
2. Проведение мониторинга «слабых» мест, в которых были выявлены нарушения законодательства, низкие показатели деятельности.
3. Проведение социологических опросов среди населения о коррупции в сфере высшего профессионального образования.
4. Принятие регламентов в работе органов исполнительной власти и, как следствие, переход большой части услуг на информационно-коммуникативную сферу в целях сокращения причин и условий, порождающих коррупцию.
5. Использование зарубежного опыта в сфере противодействия коррупции в образовании.
6. Нравственно-этическая оценка государственных служащих в сфере образования.