УДК 328.185
К. В. Колесникова
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
В статье рассматриваются вопросы реализации антикоррупционной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Выявляются основные коррупционные риски, описываются меры предупреждения коррупции, направленные на предотвращение противоправных действий со стороны должностных лиц в процессе оформления сделок с недвижимым имуществом.
Ключевые слова: антикоррупционная политика, коррупция, должностное лицо, нарушение закона, служебное положение, взятка, орган исполнительной власти, единый государственный реестр.
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.
Нам необходимо рассмотреть антикоррупционную политику в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации.
Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Разделы Единого государ-
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 3/4 (6). © К. В. Колесникова, 2016
ственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.
Предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» полномочия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 10 Федерального закона, на основании решений федерального органа в области государственной регистрации вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав1. На государственные бюджетные учреждения, наделенные полномочиями органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. При этом соответствующие положения Федерального закона «О государ-
1 См.: О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сент. 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» применяются к таким государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений1.
Целью антикоррупционной политики федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, является координирование деятельности работников при реализации антикоррупционных мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных проявлений в федеральном органе исполнительной власти.
Задачами антикоррупционной политики являются:
— информирование работников о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
— методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации2.
Для реализации антикоррупционной политики предусматриваются следующие меры:
— закрепление основных принципов антикоррупционной деятельности;
— определение области применения политики и круга лиц, попадающих под ее действие;
— определение должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
— определение и закрепление обязанностей работников, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
— установление перечня реализуемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядка их выполнения (применения);
— закрепление ответственности сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики.
Круг лиц, попадающих под действие антикоррупционной политики, — это работники, находящиеся в трудовых отношениях с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Кроме того, действие антикоррупционной политики распространяется и на других юридических и физических лиц, с которыми федеральный орган исполнительной власти,
1 См.: О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2 См.: Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции [Электронный ресурс] : утв. Мин-вом труда и социальн. защиты Рос. Федерации 8 нояб. 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
уполномоченный в области государственной регистрации, вступает в иные договорные отношения, при этом такие условия должны быть закреплены в договорах, заключаемых с контрагентами.
Контрагентом в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации, является любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним3.
Для всех работников федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, устанавливаются следующие общие обязанности, связанные с предупреждением и противодействием коррупции:
— воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации или от его имени;
— воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения;
— воздерживаться от отношений личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
— незамедлительно информировать ответственного за реализацию антикоррупционной политики в органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации, о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
— незамедлительно информировать ответственного за реализацию антикоррупционной политики о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами или иными лицами;
— сообщать непосредственному руководителю о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов4.
Также работникам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрещается:
— составлять протекцию, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в личных, корыстных интересах;
— создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;
3 См.: Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
4 См.: Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
РАЗДЕЛ 5. ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
— проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры физических лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом;
— прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, в том числе предлагать, давать, обещать, просить или получать взятки и платежи для упрощения административных, бюрократических и прочих формальностей в любой форме, в том числе в форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды, каким-либо лицам и от каких-либо лиц или организаций, включая коммерческие организации, органы власти и самоуправления, российских и иностранных государственных служащих, частные компании и их представителей.
Ни один работник органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве, в том числе если в результате такого отказа у должностного лица в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возникла упущенная выгода или не были получены преимущества.
Система мер противодействия коррупции в органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации, основывается на следующих принципах:
а) принципе соответствия антикоррупционной политики действующему законодательству и общепринятым нормам: соответствии реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции РФ, заключенным Российской Федерацией международным договорам, и иным нормативным правовым актам;
б) принципе личного примера руководства: руководство должно формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением;
в) принципе вовлеченности работников: активное участие работников органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, независимо от должности в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур;
г) принципе нулевой толерантности: неприятие коррупции в любых формах и проявлениях;
д) принципе соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции: разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность руководителей и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом степени выявленного риска;
е) принципе открытости: информировании контрагентов, партнеров и общественности о принятых антикоррупционных стандартах ведения деятельности;
ж) принципе постоянного контроля и регулярного мониторинга: регулярного осуществления мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением;
з) принципе ответственности и неотвратимости наказания: неотвратимость наказания для работников органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
Антикоррупционные мероприятия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реализуются по следующим направлениям:
1. Закрепление стандартов поведения и декларация намерений:
— введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью стандартной антикоррупционной оговорки;
— введение антикоррупционных положений в положения о структурных подразделениях, должностные инструкции работников федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации.
2. Обучение и информирование работников:
— ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции;
— проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
— организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
3. Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля требованиям антикоррупционной политики:
— осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;
— осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета.
4. Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы — проведение ежегодной оценки результатов работы по противодействию коррупции.
Работники федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, подписывают обязательство о соблюдении норм антикоррупционного законодательства и несут персональную ответственность за несоблюдение антикоррупционной политики в соответствии с законодательством
Российской Федерации. В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения среди сотрудников, устанавливаются общие правила и принципы поведения работников, затрагивающие этику деловых отношений и направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников.
Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, декларируемым антикоррупционным стандартам поведения. Учреждение обязано сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений о которых стало известно. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, обязуется сотрудничать с правоохранительными органами в форме:
— оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
— оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
Одна из важнейших задач повышения эффективности государственного управления — совершенствование административных регламентов.
Административные регламенты устанавливают нормы управленческих процессов, стандарты государственных услуг, показатели результативности, обеспечивающие полное и эффективное исполнение функций органов исполнительной власти. Введение регламентов позволяет персонализировать ответственность, создать систему оценки качества государственной службы, ограничить поле административного усмотрения путем «прописывания» разрешенных вариантов решения типовых вопросов.
Регламентация деятельности государственных органов должна включать в себя определение приоритетных областей создания регламентов — наиболее коррупциогенных функций, которые устанавливаются, в том числе, по результатам опросов населения и бизнеса1. В федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такими приоритетными процессами являются:
— отвод земельных участков;
— конкурсные процедуры;
— передача лесных участков в пользование.
Таким образом, реализация антикоррупционной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним позволит устранить коррупционные риски, повысить уровень открытости деятельности органов, уровень эффективности внутреннего контроля за служебной деятельностью должностных лиц, минимизировать возможности проникновения на государственную службу лиц, преследующих противоправные цели, возникновения конфликта интересов граждан, а также позволит создать условия и обеспечить участие институтов гражданского общества и граждан в реализации антикоррупционной политики и создать систему неотвратимости ответственности за виновные деяния, которые привели к незаконным действиям по оформлению сделок с недвижимым имуществом.
K. V. Kolesnikova
ANTICORRUPTION POLICY IN THE SPHERE OF STATE REGISTRATION OF IMMOVABLE
PROPERTY RIGHTS AND TRANSACTIONS
In the article is considered the issues of realize anticorruption policy in sphere of state registration of immovable property rights. The main corruption risks were identified, measures of prevention of corrupt that aim at prevention of unlawful acts by officials in the process of transactional with immovable property were described.
Keywords: anticorruption policy, corrupt, official, violation of the low, rank, bribe, executive body responsible, unified State register.
1 См. об этом: Фещенко П. Н. О коррупции и борьбе с ней. URL: fedinf.ru>services/29-2010-03-15-14-23-26/271 (дата обращения: 15.11.2016).