Научная статья на тему 'Процессы урбанизации на территории Восточной Пруссии (совр. Калининградская область РФ) в средние века'

Процессы урбанизации на территории Восточной Пруссии (совр. Калининградская область РФ) в средние века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессы урбанизации на территории Восточной Пруссии (совр. Калининградская область РФ) в средние века»

■ 1111

фикационные, этнонациональные, тендерные, духовно-культурные) и субъективно-объективные - собственно регионально-ментальные параметры в целеполагании и активной направленности субъекта интереса. В целом интерес опредмечивается в субъективном и объективно-предметном виде деятельности, созерцания, состояния, отношения и активно-практического выражения с их экзистенциальными свойствами, что выявляет сложноструктурирован-ность самого субъекта интереса, каким и выступает современная российская регио-

нальная элита.

доминирование в сознании и поведенческих актах элиты интересов над потребностями (а не наоборот - как у населения). А субъект-объектно-субъективные аспекты выводят и такое качество, как непредсказуемость ее интересов со смещением в их процессульности и субстанциональности.

В качестве уточняющего дополнения хотелось бы отметить, что в интересе региональной элиты выражаются субъективные (индивидуальные, личностные) и объективные (цивилизационно-исторические, при-родно-генетические, политико-идеологические, экономические, социально-страти-

Примечания

1. Дубровский, Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения [Текст] / Д.И. Дубровский // Вопросы философии. - 2002. - №10.

2. Дубровский, Д.И. Проблема «другого сознания» [Текст] / Д.И. Дубровский // Вопросы философии. - 2008. - №1.

3. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия [Текст] / Э. Гуссерль. - М., 2005.

4. Гильдебранд, Д. Фон. Пролегомены [Текст] / Д. Гильдебранд // Метафизика любви. -СПб., 1999.

5. Беленький, А. Российский высший класс: проблема идентичности [Текст] / А. Беленький. - Социс. - 2007. - №5. - С.13-21.

6. Микешина, Л.А. Релятивизм как эпистемологическая проблема [Текст] / Л.А. Микешина // Эпистемология и философия науки. - 2004. - Т.1. - №1.

7. Китов, Ю.В. Человек интересующийся [Текст] / Ю.В. Китов. - М., 2001. - С. 8-33.

8. Маритен, Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики [Текст] / Ж. Маритен. - М., 2004.

И.В. Белинцева

ПРОЦЕССЫ УРБАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ (СОВР. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ РФ)

В СРЕДНИЕ ВЕКА

Город как феномен культуры возник в глубокой древности, в момент зарождения племенного строя и вообще цивилизации, и сосредоточил руководящие общественные функции в администрации, финансах, хозяйстве, идеологии, военно-стратегической и культурных областях. Наличие городов служит показателем культурного уровня, достигнутого обществом; степень развития цивилизации обычно расценивается в соответствии с уровнем городской культуры.

Урбанизация - неотъемлемая черта цивилизации. Город существует как место экономического, политического, военного и культурного притяжения, здесь осуществляется товарообмен, располагаются органы власти и государственный аппарат. Город - место нахождения храма местного святого, государственных и церковных школ. Города обносятся стенами, в структуру которых входит важной составной

частью цитадель, крепость. Город - знак высокого уровня бытовой культуры, средоточие развлечений, земных радостей и образец бытового комфорта. Город - это еще и «открытое» социальное пространство, в котором есть место людям разных национальностей, этносов, здесь смешиваются многообразные культуры и традиции, преодолевается консерватизм, разрушается традиционность психологии сельского общинника. В городе быстро сменяются ценности, требуется высокий уровень критицизма, самоанализа, интеллекта.

В современной науке не установилось единого общезначимого и общепринятого определения города, слово «город» (городское поселение, населенный центр, град, городище, городок, посад и т.д.) не принадлежит к числу точных научных терминов. Городами в разные эпохи и в разных странах называли явления с различным содержанием и с несходными существенными

+

44

■ IIII

признаками. Применительно к средневековым городам, развивавшимся в Европе, в том числе на балтийском побережье, на территории Восточной Пруссии (современная Калининградская область), подходит определение города как обособленного от деревни в правовом отношении поселения, являющегося значительным и длительным скоплением людей на ограниченной территории, жители которого занимаются преимущественно торговлей и ремеслом, составляющими их основное занятие.

За пять столетий средневековья (1000— 1500 гг.), несмотря на многочисленные трудности (низкий уровень экономического развития, голод, эпидемии и проч.), в Европе было заложено около двух тысяч городов. Наиболее ускоренное развитие возникших городов приходится на краткий период с середины XII века до середины XIV века. В 1348 году Европу опустошила очередная эпидемия черной оспы, неизбежно повлекшая за собой демографический и культурный спад. После этого трагического явления на европейском континенте практически не возникает новых городов. В исключительных ситуациях они появляются в дальнейшем лишь за Альпами (Пальма Ну-ова, Италия) или на далеком северо-востоке (Санкт-Петербург, Россия), или в XX веке на южном побережье Балтийского моря (Гдыня, Польша). Права городов начиная с XV века получают только уже существующие, сложившиеся крупные поселения.

Возникновение города как архитектурно-пространственной структуры в течение послеантичной эпохи проходило тремя путями, в результате чего можно выделить три типа городских образований: город самовозникший, город, спланированный на местности, и идеальный город, спроектированный первоначально на чертеже. Последний тип города возникает позднее всего: впервые лишь эпоха Ренессанса демонстрирует идеальные варианты проектов утопических поселений, обычно остававшихся на бумаге, но, в отдельных случаях, сохранившихся в виде осуществленных городов (Пальма Нуова, Италия).

Наиболее распространенный вариант рождения города - его появление из разросшегося сельского поселения, в котором получили развитие ремесло и торговля. В этом случае характерно возникновение региональных вариантов структурирования занимаемой территории: улицы, радиально развивающиеся от феодального замка (Париж); протяженные города (Новгород);

овальная схема расположения улиц и крепостных стен как идеал типично немецких городов. В этих городах заметна наиболее свободная и естественная градостроительная композиция, определяемая как рельефом местности, так и экономическими, идейно-политическими и мировоззренческими причинами.

Города средневековья были относительно небольшими: лишь торговые фактории всемирного значения - такие, как Венеция, Флоренция, Брюгге, имели территории в 300-400 га, более крупные - около 400600 га. Карликовые размеры городов были следствием ограниченных строительных возможностей, строители стен старались максимально сузить оборонительный периметр города, но укрепления были жизненно необходимы, хотя и были чрезвычайно дороги, на их осуществление и поддержание уходила львиная доля городского бюджета.

Активное строительство городов было связано не только с функциональными потребностями европейских народов. Парадигма города как наиболее совершенной формы устройства общественной жизни была воспринята средневековьем от античной культуры. От римской традиции была унаследована терминология, связанная с существованием двух обозначений города - urbs и civitas. Urbs - обозначение поселения, обнесенного стеной, со вторым метафорическим смыслом - как «главный оплот» и даже «суть», «смысл». (У Цицерона встречается выражение urbs philosophiae, где слово urbs интерпретируется в значении «суть».) Urbs обозначал в средневековой культуре обычно замок феодала, а в орденских городах - замок рыцарей Тевтонского ордена, в то время как термин civitas относился к представлениям о гражданской общине, сообществе, объединении граждан, связанных единством прав и ответственности. Средневековая коммуна как civitas противостояла укреплению urbs. В христианской традиции тема города была чрезвычайно популярной. Первый город был построен Каином «в земле Нод, недалеко от Эдема» (Быт. 5, 16), старшим сыном Адама, земледельцем и братоубийцей, отвергнутым Богом.

Особенно активные градостроительные процессы происходили на территории Германии, культура которой тяготела к проявлению мощной пассионарной энергии, направленной на северо-восток и юго-восток. По мнению немецких ученых, в эпоху средневековья существовало два градост-

+

45

■ 1111

роительных типа немецкого города-колонии [1]. Первый тип - овальной (или веретенообразной) формы с двумя городскими воротами и двумя криволинейными улицами, расходящимися от одних ворот и сходящимися у вторых. В центре городской территории располагалась рыночная площадь, куда выходили церковь и ратуша, занимавшие центрально-осевое положение в сложившейся градостроительной композиции. В соответствии с социальной иерархией тогдашнего общества, близлежащие внутренние кварталы заселяли торговцы и ремесленники, а части города, выходящие к внешним оборонительным стенам, заселяли горожане, связанные с сельскохозяйственной деятельностью. Вдоль городских стен проходили узкие улочки, которые соединялись переулками с главными магистралями и главной площадью. Существование радиальных улочек объясняется потребностями связи с широкими основными улицами. С большой натяжкой эта схема планировки может быть отнесена к радиально-кольцевой структуре.

Не менее распространённой формой планировки города стал так называемый «гипподамов» план, с отчетливо выделенной решеткой главных и второстепенных улиц, пересекающихся под прямым углом. Именно эта схема использовалась в городах, заложенных при участии Тевтонского ордена в Пруссии. Наипростейший её вариант состоит из двух улиц, заканчивающихся двумя въездными воротами, более сложная композиция формируется с течением времени и представляет собой планировочную решетку, ограниченную обычно криволинейным, неправильной формы абрисом внешних стен. Эта структурная форма при росте города может тиражироваться в пределах одного поселения, порождая феномен Старых и Новых городов.

Европейское поселение, независимо от его размеров, становилось городом лишь после получения им городского права. В городских хартиях и законах в числе прочих оговаривались условия принадлежности к городскому сословию - бюргерству, обозначающему всех горожан, связанных со специфически городскими занятиями. Но закономерно, что изначально равные в своем статусе пришельцы на новые земли -горожане - со временем теряли этот равный статус. В их составе выделялись прежде всего воины - рыцари, члены Тевтонского ордена, за ними следовали городская торгово-ремесленная верхушка, средняя прослойка и низы - плебеи. Имуществен-

ный ценз изначально определял возможности попадания в сословие бюргеров, а со временем (с Х1У-ХУ веков) термином «бюргеры» обозначался лишь зажиточный слой горожан. Статус бюргера, связанный с владением собственностью, мог быть либо наследственным, либо приобретался каждым претендентом персонально, согласно принятому городскому праву - Любекскому, Кульмскому или Магдебургскому. Города Пруссии, за небольшим исключением, получали Кульмскую грамоту [2].

Города в прусской части Балтики появились относительно поздно - в ХШ-Х1У веках. Несмотря на это, многие из них быстро достигли уровня развитых, по евро-пейскиммеркам, центров. Особенности градостроительства на территории Пруссии были связаны со спецификой государства Тевтонского ордена. Для культурного сознания ордена было характерно культивирование духа собственной исключительности, закрытости, а также миссионерства, направленного на восток. Пруссия долгое время воспринималась форпостом борьбы против язычества. Уже первый устав Тевтонского ордена, относящийся к концу XII века, проповедовал необходимость борьбы «против врагов креста и веры» [3, с. 44]. Устои ордена как корпорации базировались на принципах бедности, послушания и целомудрия, хотя со временем былые идеалы утрачивались. Как писал Й. Хейзинга, «политические выгоды постепенно оттесняли на задний план их духовный характер, так же как и рыцарски игровой элемент, а экономические аппетиты, в свою очередь, брали верх над политической выгодой» [4, с. 91].

В идеологии Тевтонского ордена провозглашалось его превосходство над остальными светскими монархиями. Монахи-рыцари считали себя единственными людьми, представляющими идеал христианина, единственнымобществом, опирающимся на Божеское право и наследующим в организационной структуре образ Церкви Христовой. Орден имел единственного господина - Римского Папу, земли ордена не подчинялись характерным для Европы ленным (феодальным) связям, подчеркивая и упрочивая политическую независимость.

Государство Тевтонского ордена в Пруссии являлось нетипичным независимым феодальным государством Европы, находившимся под управлением рыцарей-монахов Тевтонского ордена (ХШ-ХУ1 века). Это государство было создано при прямой поддержке Римских Пап, а также

+

46

■ 1111

феодальных властителей Европы (польских, чешских, богемских, германских и других князей). Исполнительная, законодательная и судебная власть на завоеванных землях Пруссии была сосредоточена в руках узкой группы лиц - рыцарей Тевтонского ордена, представлявших замкнутую в социально-этническом плане военно-аристократическую касту немецких рыцарей (количество братьев ордена колебалось в XШ-XV веках от 700 до 2000 человек). Круг лиц, облеченных властью, ограничивался членами ордена, исключительно высокого немецкого происхождения, которые подчинялись только уставу рыцарей Тевтонского ордена. В то же время основная масса городского населения руководствовалась положениями Кульмского (реже - Любекского) права, что порождало определенное двоевластие в стране и послужило источником гибели Тевтонского государства. В 1440 году был создан так называемый Прусский союз, главной целью которого была защита прав немецкого населения от произвола Тевтонского ордена.

Первоначальные владения Тевтонского ордена в Палестине делились на комту-рии (округа), во главе которых стояли ком-туры, выполнявшие церковные, административные и хозяйственные функции. Ком-турство состояло из замка и прилегающего к нему округа, представляя собой замкнутую, относительно самостоятельную административную единицу, обладавшую определенной степенью самоуправления. Понятие «комтур» и «комтурство» были перенесены сначала в Европу и Средиземноморье, а затем в Пруссию, где земельные владения ордена назывались «баллеями», «ба-льяжами» или «бальями». Орденские владения были здесь разделены на провинции - бальи, которые возглавлялись наместниками - ландмейстерами. Бальи делились на комтурства и, как и в Палестине, центром комтурства был замок - резиденция ком-тура. Низшими административными и хозяйственными единицами были фогтства, входившие в состав комтурств.

При освоении прусских земель, которые заменили ордену священную землю Палестины, Тевтонский орден упрочивал свое господство как возведением замков, так и проведением планомерной сельской и городской колонизации, которая представляется составной частью общеевропейского колонизационного процесса. Переселенческая колонизация особенно большой размах приобрела в Восточной Европе - в чешских, польских, венгерских, прусских

владениях. Переселенцы привлекались не только из немецких земель, но и отчасти из Польши, а также из Нидерландов.

Государство Тевтонского ордена носило явно колониальный характер: ни один из представителей коренного населения Пруссии (даже из числа нобилей) не был допущен к участию в управлении государством. Но и богатейшие и знатнейшие немецкие феодалы, жившие в орденском государстве и получавшие от орденских братьев землю и привилегии, являясь вассалами, не имели права голоса в управлении государством. Простые немецкие колонисты (горожане, крестьяне) могли вступить в орден только в качестве низших слуг или священников.

Специфика урбанизации орденских земель, ее темпы, быстрота развития некоторых прусских городов объясняются не только благоприятными географическими условиями, но и тем, что городское население формировалось за счет выходцев из урбанизованных областей Европы, приток которых поощрялся на уровне государственной политики. Уровень развития ремесленного производства и торговли в ведущих центрах орденского государства соответствовал уровню производства в городах Центральной и Северной Европы.

Возникновение прусских средневековых городов было одним из результатов завоевания и колонизации прибалтийских земель рыцарями Тевтонского ордена. Так, до их прихода в древнепрусском обществе городов еще не существовало. Ускорению процессов урбанизации в этом регионе способствовало участие в колонизации горожан - носителей производственного, торгового и социально-правового опыта, прибывавших из высоко урбанизированных районов Европы, в основном из Германии и Польши. Проводимая Тевтонским орденом и местными епископами внутренняя политика способствовала развитию городов. Первоначально рыцари и церковь руководствовались военно-стратегическими задачами, закрепляя власть над завоеванной территорией. Впоследствии доминировали общехозяйственные задачи развития городского ремесла, торговли и сельского хозяйства окрестных деревень. Развитая внешняя торговля стимулировала развитие сельскохозяйственного производства, особенно зернового, и лесных промыслов, причем именно малые города становились центрами скупки аграрной продукции. Орденские города проводили достаточно согласованную торговую политику, что дало основа-

+

47

■ мм

ние говорить о существовании «прусской Ганзы», которая в середине XIV века вошла в состав европейского Ганзейского союза.

Возникновение многочисленных городов, в которых экономически и численно доминировали выходцы из Священной Римской империи германской нации, приводило к германизации и ассимиляции коренного населения. Селившиеся в городах пруссы и славяне со временем утрачивали этнические признаки, воспринимали немецкий язык, европейские навыки городской жизни,культуру и искусство. Городская культура Пруссии как в эпоху средневековья, так и в последующие времена выглядит достаточно однородной, исповедующей общеевропейские идеалы, нормы и ценности. Народная культура многонационального государства Тевтонского ордена сохранялась в сельской местности, в поселениях кашубов, поляков, литовцев. В наибольшей степени ассимилировали менее развитые к тому времени в культурном отношении пруссы.

Темпы урбанизации в орденских владениях были достаточно высокими. С 1231 по 1310 год возникло 25 городов (8 - в Куль-мской земле и 17 - на остальной завоеванной к тому времени территории). В этот период городские центры возникают преимущественно на побережье Вислы и Балтийского моря, через которые проходили торговые пути и где наблюдалась высокая плотность населения в связи с наличием плодородных неосвоенных земель. В 1311-1360-х годах процесс урбанизации охватил лесистые области в центре и на юге Пруссии. Если до этого городская колонизация опе-

Примечания

1. Kloeppel, O. Siedlung und Stadtplanung im Osten [Text] / O. Kloeppel. - Berlin, 1926.

2. Анализ содержания положений Кульмского права см.: Рогачевский, А. Л. Кульмская грамота - памятник права Пруссии XIII в. [Текст] / А.Л. Рогачевский. - СПб., 2002; Рогачевский, А. Л. Очерки по истории права Пруссии XIII-XVII в. = По материалам рукописных собраний Берлина и Санкт-Петербурга [Текст] / А.Л. Рогачевский. - СПб., 2004.

3. Цит. по: Рогачевский, А. Л. Очерки по истории права Пруссии XIII - XVII в. = По материалам рукописных собраний Берлина и Санкт-Петербурга [Текст] / А.Л. Рогачевский. - СПб., 2004.

4. Хейзинга, Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и в Нидерландах [Текст] / Й. Хейзинга. - М., 1988.

5. Масан, А. Н. Город в государстве Тевтонского ордена в XIII - первой половине XV вв. [Текст] : дис. ... канд. ист. наук / А.Н. Масан. - М., 1989.

6. Города Восточного Поморья и борьба Польши за выход к Балтике в XV в. [Текст] : сб. ст. - Минск, 1988.

7. Качанов, Р. Ю. Орденские города Пруссии. Проблемные вопросы классификации [Текст] / Р.Ю. Качанов // Калининградские архивы. Проблемные вопросы классификации. Калининград. - 1998. - С. 136-143.

режала крестьянскую, то теперь города возникали уже после освоения сельской местности [5, с. 10].

В последние десятилетия XIV века темпы урбанизации в орденском государстве снизились. С 1360 по 1410 год в восточных и юго-восточных областях Пруссии Куль-мское право получили только 10 городов. Еще 4 города возникли в Поморье, где к началу XV века было уже 19 городов во главе с Гданьском (Данцигом), состоявшим изтрех автономных городских общин (Правый или Главный, Старый и Молодой город) [6, с. 142].

К началу XV века в государстве Тевтонского ордена существовало 87 городов и местечек, которые состояли из 94 бюргерских общин [5, с. 72]. По другим сведениям, за весь период существования орденского государства было основано от 87 до 93 городов [7, с. 139]. Подобное разночтение можно объяснить, например, тем, что многие поселения учредительные грамоты городского права не получили, несмотря на то, что документы были подготовлены. В качестве примера можно привести Рагнит (современный Неман), который должен был получить городское право еще в 1409 году, но так и не получил его.

В основе процесса возникновения и развития городов в Восточной Пруссии лежали общие закономерности европейской средневековой урбанизации, связанные с общественным разделением труда и утверждением феодальных отношений. При этом градостроительство на побережье Балтики имело свои особенности, обусловленные мощным влиянием культурной политики Тевтонского ордена.

+

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.