Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2016. № 1-2 (18)
УДК 340.1
ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ГОРОДСКИХ ОБШИН МАГДЕБУРГСКОГО И ХЕЛМСКОГО ПРАВА*
© Н. П. Горшенина
Горшенина Наталья Петровна курсант
Самарский юридический институт ФСИН России e-mail: [email protected]
В статье лана краткая характеристика особенностей распространения кульмското и матлебурт-ското торолското права в запалнорусских областях. Охарактеризованы этапы эволюции правовото рету-лирования этноконфессиональных отношений в торолских общинах, показаны некоторые их особенности.
Ключевые слова: источники права, матлебуртское право, кульмское право, лревнерусское право.
В исследовательской литературе нередко обращается внимание на взаимодействие правовых систем русских земель и ближайших соседей, особенно немецких городов1. Однако вопросы регулирования этноконфессиональных отношений внутри городских общин магдебург-ского и хелмского права в отечественной историографии практически не исследованы.
Исследователи консервативной направленности нередко рассматривали немецкое городское право, вводившееся в западнорусских городах, как негативное явление, чуждое древнерусской правовой культуре2, способствовавшее полониза-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований по проекту №15-03-00123/15 «Источники русского городского права в ХШ-ХУШ вв.»
1 Оспенников Ю. В. Значение международных договоров для изучения русского городского права ХШ-ХУ вв. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 4(23). С. 32—34.
2 Еленев Ф. П. Польская цивилизация и ее влияние на Западную Русь. СПб., 1863. С. 17.
ции и онемечиванию городских масс, превраще-нию мещанского населения в холопов, однако высказывались и иные точки зрения, указывав-шие на прогрессивное влияние некоторых элементов немецкого городского права3.
В XII веке в землях Германии происходит активный процесс становления городских центров, в которых складываются основы городского права -Фрейбург, Франкфурт, Мюнхен, Любек, Гамбург, Магдебург. Городское право Магдебурга, получив широкое распространение в немецких городах, было перенесено позднее в польские города и в русские города под властью Великого княжества Литовского, где оно нередко называлось «немецким правом».
В этих самоуправляющихся городских общинах при всём разнообразии социального состава взаимоотношения между отдельными этническими группами были не столь актуальны, как на восточных границах, где с конца XII- начала XIII вв. активизировался процесс немецкой колонизации. В 1231 г., в ходе продвижения братьев Ордена по землям Пруссии, была основана крепость Торн, в 1232 г. было основано ещё одно городское укрепленное поселение — Кульм, от названия которого позднее получила имя целая подсистема городского права.
Городские поселения на прусских землях формировались в иных условиях, нежели другие немецкие города, находившиеся западнее. Вся Пруссия была отдана римским папой Ордену, поэтому города возникали на орденской земле и получали свои привилегии от орденских властей, которые выступали в качестве сеньора.
В некоторых грамотах, предоставлявших кульмское право, встречаются прямые указания на разграничение населения по национальному признаку. Например, в 9-й статье учредительной грамоты городу Гердауэну устанавливалось, что судебные полномочия городских властей не распространяются на представителей других этнических групп, кроме немцев — полноправных членов городской общины: «Мы желаем также, чтобы шультгейс оного города не судил ни пруссов, ни /других/ ненемцев»4. Противопоставление очевидно, но связано оно не только с этнической принадлежностью указанных групп. Орденские города, возникавшие на территории Пруссии и получавшие жалованные грамоты на особый порядок самоуправления, представляли собой опорные пункты немецкого населения и в этом отношении противопоставлялись значительной части населения сельской округи, принадлежавшего преимущественно к другим национальным группам. Поэтому в данном случае речь идёт о противопоставлении «граждане — неграждане», которое совпадало с противопоставлением «немцы — ненемцы». При этом следует заметить, что терминология, используемая в тексте грамоте, указывает на то, какой из смысловых нюансов этого противопоставление являлся более актуальным для населения городских общин Пруссии, обладавших кульмским правом.
3 Владимирский-Буданов М. Ф. Немецкое право в Польше и Литве. СПб., 1868; Коялович М. О. Лекции по истории Западной России. М., 1864; Тарановский Ф. В. Обзор памятников Магдебургского права западнорусских городов Литовской эпохи. Варшава, 1897 и др.
4 Учредительная грамота г. Гердауэна // http://mainsite.gako.name/kaliningrad archives/-2/307-2010-03-28-17-06-08?start=1
Другие ненемецкие народы Пруссии, как отмечает Л. А. Рогачевский, находились под исключительной юрисдикцией ордена. Нередко западноевропейские исследователи усматривали в этом своеобразную правовую защиту коренного населения от пристрастного суда немцев-шультгейсов, но это очевидная идеализация орденской политики. На практике политика Ордена заключалась в создании препятствий проникновению прусского населения в города, поскольку именно коренное население подвергалось наиболее жестокой эксплуатации в качестве сельского населения и на них возлагался основной груз феодальных повинностей5.
Подлинные основания политики Ордена в отношении коренного населения хорошо раскрывают слова из папской буллы 1220 г., обращенной Гонорием III к Тевтонскому ордену: «Вы можете беспрепятственно обратить для своих потребностей то из награбленного язычниками, что вы захватите у них, и мы запрещаем принуждать вас против вашей воли выделять кому-нибудь из этого долю»6.
В городских общинах кульмского права можно выделить два крупных этапа правовой политики в сфере регулирования этноконфессиональных отношений.
Эта подсистема городского права распространялась главным образом в Пруссии и отчасти в Польше, преимущественно на землях, которые являлись объектом экспансии крестоносцев и немецкой колонизации. Неудивительно, что в этом регионе городские общины рассматривались как передовые оплоты немецкого мира во враждебном окружении «вероотступников», а само это восприятие закреплялось в положениях городских грамот. В качестве примеров можно сослаться на Кульмскую грамоту или привилегию г. Кенигсберга (Альтштадта) 1286 г., в которых специально оговаривается, что грамота выдана для поддержки «возлюбленных наших горожан» в борьбе «против врагов креста и вероотступников»7.
В более позднее время — уже на рубеже XIV-XV вв. — в учредительных грамотах городов, получавших кульмское право, уже не встречаются эти напоминания об особой роли горожан в христианизации края.
С другой стороны, на втором этапе при переходе русских городов Великого княжества Литовского на начала магдебургского права, обычно подчеркивался момент смены национально-правовой традиции, противопоставлялись две правовые системы, связанные с разными этническими группами. Например, в привилее Полоцку 1498 г. прямо указывалось: «место наше с права литовского и русского ... в право немецкое майдеборское переменяем...»8.
5 Рогачевский Л. А. Учредительная грамота г. Гердауэна // http://mainsite.gako.name/ kaliningradarchives/-2/307-2010-03-28-17-06-08
6 Масан А. Н., Ткаченко Н. Г. Папство как вдохновитель усиления и расширения агрессивной деятельности Тевтонского ордена // Вестник МГУ. Серия 8: История. 1984. № 6. С. 30.
7 Рогачевский Л. А. Учредительная грамота г. Гердауэна // http://mainsite.gako.name/ kaliningradarchives/-2/307-2010-03-28-17-06-08
8 Жалованная грамота о предоставлении Полоцку Магдебургского права, 4.10.1498 г. // Белоруссия в эпоху феодализма: сборник документов и материалов : в 3 т. Минск : АН БССР, 1959. Т. 1. С. 263.
Это противопоставление русского и немецкого начал подкреплялось сложным конфессиональным составом западнорусских городов, где под властью литовских и польских правителей увеличивалось количество католиков. Это обстоятельство находило отражение в особенностях системы управления городских общин магдебургского права. Например, в привилее Полоцку на маг-дебургское право от 1498 г. фиксировалось, что состав радцев должен был формироваться по половинам от католического и от греческого вероисповеданий: «двадцать радец, половину закону римского, а другую половину грецкого»9. Эта же пропорция выдерживалась при выборах радцами бурмистров: «два бурмистры, одного закону римского, а другого грецкого»10.
Некоторые исследователи подчеркивают это агрессивное вмешательство немецкого элемента и говорят об определенном регрессе в естественном ходе эволюции древнерусских городов: «совершенно искусственно организованные по чужому немецкому образцу, подчиненные действию немецкого или магде-бургского права, имевшего коренным образом изменить весь склад жизни и правовых отношений членов городского общества, города Белоруссии, еще так недавно кипевшие славянской жизнью и действовавшие самостоятельно, не мирились с отведенною им ролью и всячески стремились уничтожить или, по крайней мере, видоизменить действие магдебургского права»11. Надо полагать, что освободительная борьба жителей русских земель с иноязычной и инокон-фессиональной городской верхушкой в данном случае смешивается с борьбой против системы городского права. В русских городах были сильны собственные традиции самоуправления12, на благодатную почву которых были перенесены институты магдебургского права, так что внутригородская социальная борьба могла касаться некоторых институтов городского права в рамках национально-освободительной борьбы, но не самой подсистемы городского права. Наконец, другие авторы справедливо указывают, что магдебургское право не воспринималось в западнорусских городах механически, «не было прямого «переписывания» норм немецкого права ... существовала практика применения только тех положений, которые в конкретный период времени отвечали и экономическим, и политическим, и социальным потребностям городского общества»13.
На тот факт, что широкие слои горожан (мещане) были заинтересованы в сохранении городского права, указывают тексты привилеев, в которых отмечается, что мещане обращались к новому главе государства за подтверждением ранее выданных грамот на магдебургское право: «били ... чоломъ мещане абых-
9 Там же. С. 264.
10 Там же. С. 264.
11 Стукалин В. К. Белоруссия и Литва. Витебск : Губернская типография, 1894. С. 4.
12 Оспенников Ю. В. Об основах городского права Северо-Западной Руси XIII-XV вв. // Право и государство: теория и практика. 2015. № 12 (132). С. 27—29.
13 Мисаревич Н. В. Магдебургское право как разновидность городского права // Псторыя i сучаснасць : беларуская дзяржаунасць ва усходнееурапейсюм цывШзацый-ным кантэксце : зборшк навуковых прац, прысвечаных 90-годзю з дня нараджэння пра-фесара I.A. Юхо/БДУ ; рэдкал.: Т. I. Доунар, I. Р. Вярэнчыкау, С. А. Балашэнка, С. А. Калшш. Мшск : Бизнесофсет, 2012. С. 438.
мо имъ тыи вси права, вольности ихъ, отъ предковъ нашихъ наданые и утвер-жоные, листомъ нашимъ подтвердили.»14.
Таким образом, можно утверждать, что в период XIII-XV вв. на западнорусских землях происходил сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния двух правовых традиций городского права — древнерусского и немецкого. Значимым аспектом этого процесса являлось определение иерархии этнокон-фессиональных групп в структуре городских общин. В подсистеме кульмского права выявляются два этапа регулирования этноконфессиональных отношений. На первом (XIII — начало XIV вв.) всё ненемецкое население рассматривается в качестве враждебного окружения городской общины и обычно противопоставляется немцам — полноправным членам общины. На втором этапе (XIV-XV вв.) это противопоставление сглаживается и уже не подчеркивается в учредительных грамотах немецких городов. В западнорусских городах, принимавших магдебургское право, существовало определённое противодействие введение немецких правовых обычаев и участию иноэтнических элементов в управлении общиной, но, с другой стороны, отдельные институты магдебургс-кого права оказывались востребованы и приживались в рамках древнерусской традиции городского самоуправления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Владимирский-Буданов М. Ф. Немецкое право в Польше и Литве. Санкт-Петербург, 1868.
2. Еленев Ф. П. Польская цивилизация и ее влияние на Западную Русь. Санкт-Петербург, 1863.
3. Жалованная грамота о предоставлении Полоцку Магдебургского права, 4.10.1498 г. // Белоруссия в эпоху феодализма: сборник документов и материалов : в 3 т. Минск : АН БССР, 1959. Т. 1. С. 263—266.
4. Коялович М. О. Лекции по истории Западной России. Москва, 1864.
5. Масан А. Н, Ткаченко Н. Г. Папство как вдохновитель усиления и расширения агрессивной деятельности Тевтонского ордена // Вестник МГУ. Серия 8: История. 1984. № 6. С. 28—33.
6. Мисаревич Н. В. Магдебургское право как разновидность городского права // Псторыя i сучаснасць : беларуская дзяржаунасць ва усходнееурапейсюм цывШзацыйным кантэксце : збортк навуковых прац, прысвечаных 90-годзю з дня нараджэння прафесара 1.А. Юхо/БДУ ; рэдкал.: Т. I. Доунар, I. Р. Вярэнчыкау, С. А. Балашэнка, С. А. Калшш. Мшск : Бизнесофсет, 2012. С. 433—439.
7. Оспенников Ю. В. Значение международных договоров для изучения русского городского права XIII-XV вв. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 4 (23). С. 32—34.
8. Оспенников Ю. В. Об основах городского права Северо-Западной Руси XIII-XV вв. // Право и государство: теория и практика. 2015. №12 (132). С. 27—29.
9. Подтвердительная королевская грамота Витебским мещанам прав и вольностей, дарованных им прежними королями Польскими, 30.04.1589 г. // Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. Санкт-петербург, 1863. С. 220—221.
10. Рогачевский Л. А. Учредительная грамота г. Гердауэна // http://mainsite.gako. name/kaliningradarchives/-2/307-2010-03-28-17-06-08
11. Стукалин В. К. Белоруссия и Литва. Витебск : Губернская типография, 1894.
12. Тарановский Ф. В. Обзор памятников Магдебургского права западнорусских городов Литовской эпохи. Варшава, 1897.
13. Учредительная грамота г. Гердауэна // http://mainsite.gako.name/kaliningrad archives/-2/307-2010-03-28-17-06-08?start=1
FEATURES OF THE ETHNOCONFESSIONAL RELATIONS IN CITY COMMUNITIES OF THE MAGDEBOURG AND HELMSKY LAW
N. Gorshenina
In article the short characteristic of features of distribution of kulmsky and the Magdebourg city law in the West Russian areas is given. Stages of evolution of legal regulation of the ethnoconfessional relations in city communities are characterized, some of their features are shown.
Key words: sources of law, Magdebourg law, kulmsky law, Old Russian law.