Научная статья на тему 'Международное положение Тевтонского ордена в первой половине хiii века'

Международное положение Тевтонского ордена в первой половине хiii века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1626
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трокаль Т. В.

В 1096 г. началась эпоха крестовых походов в Святую Землю. Для защиты завоеванных территорий в ХП в. крестоносцы начали создавать постоянные военные организации, известные в истории как духовно-рыцарские ордена. В статье рассматривается один из таких орденов «Орден дома Тевтонской Девы Марии», более известный в истории под другим названием Тевтонский орден. С момента возникновения Тевтонского ордена на Ближнем Востоке основой его внешней политики было укрепление своего господства на Востоке, а также по всему Средиземноморью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International Position of the Teutonic Order in the First Half of the 13th Century

The author of the article shows how the Teutonic Order, the owner of vast territories in various parts of Western Europe and the Eastern Mediterranean, making use of military, political and diplomatic means and enjoying support of the papacy and German emperors, acquired compact territory, large enough to form its own state that played a significant role in the Mediterranean Europe during three centuries.

Текст научной работы на тему «Международное положение Тевтонского ордена в первой половине хiii века»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII ВЕКА

Т.В. ТРОКАЛЬ

Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В 1096 г. началась эпоха крестовых походов в Святую Землю. Для защиты завоеванных территорий в ХП в. крестоносцы начали создавать постоянные военные организации, известные в истории как духовно-рыцарские ордена. В статье рассматривается один из таких орденов - «Орден дома Тевтонской Девы Марии», более известный в истории под другим названием - Тевтонский орден. С момента возникновения Тевтонского ордена на Ближнем Востоке основой его внешней политики было укрепление своего господства на Востоке, а также по всему Средиземноморью.

В 1096 г. началась эпоха крестовых походов в Святую Землю. В 1099 г. крестоносцы берут штурмом Иерусалим и основывают на Ближнем Востоке четыре крестоносных государства.

Однако для защиты завоеванных территорий обычных военных сил крестоносцев оказалось недостаточно. С этой целью в XII в. крестоносцы начали создавать постоянные военные организации, известные в истории как духовнорыцарские ордена. Одним из таких орденов стал «Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum» (в переводе с латинского - «Орден дома Тевтонской Девы Марии»), более известный в истории под другим названием - Тевтонский орден.

Создание Тевтонского ордена на землях Палестины было вызвано стремлением немецких крестоносцев иметь хорошо организованную боеспособную силу для борьбы с мусульманами, в то время значительно превосходившими европейцев в военном отношении.

Кроме того, нельзя забывать также и то обстоятельство, что Тевтонский орден был создан значительно позже двух других орденов - ордена Св. Иоанна и ордена Тамплиеров, подавляющую часть которых составляли выходцы из Англии и Франции. Немецкие же рыцари к тому моменту не имели собственной духовно -рыцарской организации.

Этот орден, куда набирали исключительно лишь немецких дворян-рыцарей, был официально образован в 1190 г., в период III крестового похода, во время осады крестоносцами крепости Акры. Папа Климент III уже в следующем году утвердил устав нового ордена.

С самого начала, встав в ряды воинства Креста, рыцари Тевтонского ордена понесли большие потери. Во время битвы с турками - сельджуками в мар-

те 1210 г. погибла большая часть членов ордена. Великий магистр ордена Герман фон Барт (уже третий по счету) был смертельно ранен.

Избранный на его место Герман фон Зальца в первой же своей речи заявил, что был бы рад потерять глаз, лишь бы иметь к концу своей жизни хотя бы десяток боеспособных рыцарей под своим командованием [1]. В дальнейшем, отчасти благодаря исключительно кипучей энергии и редким организаторским способностям Германа фон Зальцы, дела Тевтонского ордена постепенно стали улучшаться. Если верить хронисту ордена Петеру из Дюсбурга, то после смерти великого магистра уже в 1239 г. в рядах тевтонцев насчитывалось около 2000 братьев-рыцарей [2] (для сравнения - во всей Англии XIII в. насчитывалось всего 2750 рыцарей, из которых только половина, и то далеко не всегда, принимала участие в войнах).

Личность Германа фон Зальцы имеет чрезвычайно важное значение для всей истории Тевтонского ордена. Он происходил из рода фон Зальца, служившего Вельфам и ландграфам тюрингским, с которыми породнились его предки [3]. Герман фон Зальца обладал редкими дипломатическими и организаторскими способностями, и пост великого магистра ордена позволил ему проявить их в полной мере.

«...Он был красноречивый, приветливый, мудрый, осмотрительный, прозорливый и прославленный во всех делах своих...» - вот в таких выражениях описывал личность нового магистра орденский летописец [4].

Будучи довольно опытным дипломатом он умудрился сохранить расположение и поддержку двух самых значительных сил в Западной Европе того времени - папства и германских императоров именно в тот момент, когда те враждовали друг с другом - в 1229 г., во время VI крестового похода, когда император Фридрих II попытался захватить Иерусалим, чтобы претендовать на главенство во всем христианском мире. Герман фон Зальца выступил посредником и помог Фридриху помириться с папой Григорием IX в Сан-Германо [5].

Благодаря своим организаторским способностям Герман фон Зальца смог за 30 лет своей деятельности значительно усилить авторитет Тевтонского ордена, умудряясь получать поддержку и от папы и от германского императора: «...Держал он в руке своей господина папу и императора, не говоря о прочих правителях и магнатах, и так расположил к себе их души, что получал все, чего бы ни попросил у них ради чести и пользы ордена своего...» [6].

Тевтонский орден состоял из трех категорий. На верхней ступени иерархической лестницы ордена находились рыцари (по нем. - Ritter), затем священники (Priester) и, наконец, служивое братство (Dienstbruder). Униформой рыцарей являлась черная туника и белый плащ с черным крестом на левом плече. Рыцарями ордена могли быть только немецкие дворяне.

Военная организация Тевтонского ордена в Палестине опиралась на служивое братство, завербованных солдат и вспомогательные мусульманские отряды из бедуинов и турок. Поэтому в первоначальных уставах ордена упоминается должность туркопулера (командира отряда из наемников-мусульман), а рыцарские слуги еще назывались караванными даже тогда, когда деятельность ордена переместилась из песков Палестины в леса Прибалтики [7].

Руководство Тевтонского ордена имело четко очерченные и хорошо отрегулированные функции. Возглавлял орден великий магистр (по нем. - Hochme-

ister, по - латыни magister generalis). Он выбирался пожизненно на этот пост генеральной капитулой (советом), состоявшей из краевых магистров-ландмей-стеров (по нем. - Landmeister, по лат. - magistri provincialis), а также высших чинов ордена и членов столичного конвента. Сам конвент являлся также органом местного самоуправления и состоял из рыцарей, священников и служивого братства [8].

Во главе орденских провинций находились провинциальные магистры-ландмейстеры (по нем. - Landmeister). Во времена расцвета Тевтонского ордена их было семь - прусский, немецкий, ливонский, австрийский, апулийский, греческий, армянский. Уже в XV в. их количество сократилось.

Ландмейстерам непосредственно подчинялись комтуры (по нем. - Komtur; по латыни - commendator) - они стояли во главе замков, командовали их гарнизонами, занимались финансовыми, хозяйственными и административными делами, а также вопросами колонизации, распашкой и осушением земель и т. д. Само комтурство состояло из замка и относящегося к нему округа и было замкнутой, относительно самостоятельной в хозяйственном отношении административной единицей, размеры которой определялись требованиями самоуправления [9].

Понятия «комтур» и «комтурство» были перенесены в скором времени из Ближнего Востока в Европу и Средиземноморье, а позднее и в Пруссию, где земельные владения ордена назывались также «баллеями», или «бальяжами».

С момента возникновения Тевтонского ордена на Ближнем Востоке основой его внешней политики было укрепление своего господства на Востоке, а также по всему Средиземноморью.

Благодаря активной деятельности великого магистра ордена Германа фон Зальцы с начала XIII в. многочисленные филиалы ордена появляются по всей Европе.

Причем это происходит как раз в тот момент, когда крестоносное движение в Европе переживает упадок. Желание участвовать в священных войнах слабеет с каждым годом. Никто из европейских королей к тому времени уже не стремился к освобождению Гроба Господня. А после того, как в 1187 г. войска Саладина захватили Иерусалим, многим в Европе стало ясно, что влияние христианства на Востоке постепенно слабеет.

В 1215 г. папа созвал в Риме церковный собор, одной из главных задач которого была подготовка к новому крестовому походу. Но крестоносцы потерпели сокрушительное поражение и в июле 1221 г. вынуждены были отступить. В 1228-1229 гг. был провозглашен очередной (уже шестой по счету) крестовый поход. Его возглавлял германский император Фридрих II, которому удалось дипломатическим путем вернуть на время Иерусалим. Однако, в конечном счете, и этот поход не принес желаемого результата. Неудачи крестоносного движения не могли не сказаться на положении Тевтонского ордена в Палестине. Магистр Герман фон Зальца прекрасно понимал, что перед ним стоит весьма нелегкая задача - найти территориальные владения в центре Европы для создания большого владения государственного образца, которое бы значительно повысило авторитет ордена во всем мире.

Надо сказать, что кроме палестинских владений, Тевтонский орден к тому моменту уже располагал весьма значительными территориями в Западной Европе и по всему Средиземноморью.

На территории Германской империи, например, Тевтонскому ордену принадлежали следующие комтурии (баллеи): Франкония, Эльзас, Бургундия, Лотарингия, Кобленц, Гессен, Тюрингия, Саксония, Вестфалия, Утрехт [10].

В Австрии ордену принадлежали баллеи Нейштадт, Фризак, Грац и некоторые др. [11].

В Италии самое раннее упоминание о рыцарях Тевтонского ордена относится к 1197 г. Упоминаются также филиалы ордена в городах Бари, Барлетта, Бриндизи, Эболи, Корнетто, Белловедере, Фоджа, Мельфи. В Венеции находилась главная ставка великого магистра ордена вплоть до ее переноса в прусский Мариенбург в 1308 г. Известно также, что рыцари ордена помогали венецианским дожам улаживать их внешнеполитические дела. После того, как орден оказал военную помощь дожу Венеции Цено в его войне с Генуей в 1255-1258 гг., тот в награду за помощь построил для ордена церковь Св. Троицы в Венеции [12].

Хронист ордена Петер из Дюсбурга сообщает также о знаменитой священной реликвии крестоносцев - «Священном кресте Господнем», который папой Григорием IX (1227-1241) предназначался для крестоносцев и был передан венецианцами императору Фридриху II, в свою очередь вручившему эту реликвию хохмейстеру Тевтонского ордена Герману фон Зальца [13].

Позже эта реликвия была доставлена в Эльбинг, так как в Эльбинге до 1309 г. находился капитул ордена в Пруссии [14].

На территории Византийской империи орденские комтурии появляются после 1209 г. В 1204 г. Византийская империя была захвачена войсками крестоносцев в результате четвертого крестового похода и включена в состав Священной Римской империи под названием Романии. В Салониках, Афинах и Пеллопонесе возникают княжества, находившиеся изначально под властью Готфрида де Виллардуэна, обратившегося вскоре за помощью к рыцарским орденам: тамплиерам, ордену Св. Иоанна и к Тевтонскому ордену. Последний получил в 1209 г. владение в небольшом городке Каламанта. Комтур Тевтонского ордена в Романии впервые упомянут в орденских документах в 1236 г. В 30-х годах XIII в. Тевтонскому ордену в Византии принадлежали уже многочисленные филиалы. Однако в 1261 г. греки начали отвоевывание своих земель, завершившееся в 1311 г. Тем не менее, отдельными городскими баллеями Тевтонского ордена немецкие крестоносцы владели вплоть до конца XV в. [15].

Нельзя не упомянуть также о ближневосточных орденских владениях, объединенных в громадный филиал под общим названием «Армения» (речь в данном случае идет о так называемой «Великой Армении» в Киликии, на границе Турции и Сирии) и Кипр, также включавший в себя владения Тевтонского ордена в Святой Земле. К концу XII в. Тевтонский орден имел свои филиалы в городах Яффа, Аскалон, Газа, Рама и Замзи, расположенные на южной границе христианских владений. Из финикийских городов ордену принадлежали Тир, Сидон, Триполи. Весьма значительными были владения ордена в Малой Армении, отдельные территории которой принадлежали ему с 1209 г. В 1212 г. армянский царь Лев даровал Тевтонскому ордену крепость Амуду, а его зять Эвтон в 1236 г. подарил ордену город Харому с прилегающими к нему землями. Господство ордена в этих областях прекращается с падением Ак-кона в 1291 г. [16].

Вскоре после назначения Германа фон Зальцы Тевтонский орден получает возможность закрепиться в Восточной Европе. Он защищает в земле Бурца (Борца - район Трансильвании) немецких колонистов от нападений языческих кочевых племен - куманов (половцев). Венгерский король Андреас П, вступивший в родственные отношения с тюрингским княжеским домом, решил закрепить тевтонцев на своей территории, и в 1211 г. он решил передать им эту землю. Земля Бурца лежала на границе с Валахией и имела площадь 12 тыс. кв. км. За несколько лет орден сумел навести там порядок и, ведя войну с половцами, основал в тех местах замок Кройцбург и еще четыре замка [17].

В Бурцу устремилось множество немецких колонистов. Это обстоятельство встревожило венгерских дворян, и они в 1224 г. вынудили короля Андреаса забрать обратно свои владения [18].

В 1225 г. Герман фон Зальца отчаянно пытается во время очередного крестового похода защитить свои палестинские владения, в том числе крепость Монфорт, где должна была быть построена главная резиденция ордена в Палестине, за что он получил награду от германского императора Фридриха II [19].

Однако для него уже становится ясно, что с владениями ордена в Палестине покончено.

И тут совершенно неожиданно крестоносцам приходит приглашение из Польши. Герцог Конрад Мазовецкий пригласил тевтонских рыцарей, чтобы с их помощью защитить свои владения от набегов воинственных языческих племен пруссов.

До прихода тевтонских рыцарей в прусские земли польский князь Конрад Мазовецкий уже пробовал лично организовать свой специальный орден для борьбы с пруссами. В начале 20-х годов XIII в. при посредничестве епископа Христиана был создан так называемый «Орден рыцарей Христовых» (по латыни - milites Christ!). Это был небольшой рыцарский орден, состоявший примерно из двух десятков немецких рыцарей, во главе с неким Бруно, по некоторым данным ранее состоявший в ордене Меченосцев [20].

Князь Конрад передал этому новосозданному ордену замок Добжынь. Поэтому названное рыцарское объединение известно в истории и как «Орден доб-жиньских братьев-рыцарей». Добжиньские рыцари переняли свой устав от меченосцев, а к знаку меча на плаще присоединили звезду. Деятельность доб-жиньцев сводилась к защите польских земель от набегов пруссов.

Однако со своими обязанностями добжиньцы справлялись не вполне, так как большую часть времени проводили в замке Добжынь: «...и так враждебны были пруссы этим братьям, что редко кто из них отваживался появляться за пределами замка...» [21].

Тогда Конрад Мазовецкий решил обратиться за помощью к могущественной военной организации, члены которой отлично зарекомендовали себя на полях сражений.

Герман фон Зальца отправил к мазовецкому князю отряд во главе с рыцарем Конрадом фон Ландсбергом для осмотра территории и выяснения всех обстоятельств дела на месте. Когда те прибыли к мазовецкому двору, самого князя не оказалось дома. Гостей приняла жена Конрада, княгиня Агафья. Она попросила тевтонцев подождать возвращения мужа.

Как раз в это время на Мазовию вновь напали пруссы. Тевтонским рыцарям представилась прекрасная возможность продемонстрировать свои боевые качества: «....пришло войско пруссов и разорило Польскую землю огнем и мечом. С этим войском по повелению госпожи Агафьи, жены князя, собрав вокруг себя множество поляков, мужественно вступили в сражение, но пруссы, оказывая сопротивление со своей стороны (а поляки бежали после первой же стычки), смертельно ранили братьев и, взяв в плен и уведя вождя войска поляков, убили многих людей...» [22].

По-видимому, победа досталась пруссам дорогой ценой, так как в ту же ночь они отступили.

Раненых рыцарей выходили и вскоре они приступили к переговорам с возвратившимся князем Конрадом. Вскоре был составлен договор, согласно которому Конрад навечно закреплял за крестоносцами землю Кульмскую и Лю-бавскую, а также и другие прусские территории, которые те в дальнейшем собирались захватить: «....со всеми правами и пользованием, которые он и предки его имели в вечном владении, не оставляя себе в них никаких прав и собственности, но отказываясь словом и делом ото всего, на что мог бы претендовать он сам или жена его, или дети, или потомки...» [23].

Чтобы подтвердить данную договоренность, император Священной Римской империи Фридрих II в марте следующего 1226 г. издал «Золотую буллу Римини», согласно которой со своей стороны наделяет Германа фон Зальцу землей Кульмской в качестве базы для дальнейшего завоевания Пруссии, поскольку вся подаренная герцогом Мазовецким земля не является абсолютно независимым княжеством, а частью империи [24].

В 1230 г. папа Григорий IX утвердил своей буллой факт передачи Тевтонскому ордену земли Кульмской, а также право на все будущие завоевания в земле язычников [25].

Вскоре тевтонцы приступили к завоеванию прусских земель. В сентябре 1230 г. папа объявил новый крестовый поход против пруссов и благословил на него жителей северо-восточных германских земель, а также поляков, померанцев и других славянских католических христиан.

В 1231 г. ландмейстер Пруссии Герман Бальке с небольшим отрядом тевтонцев переправился на лодках через Вислу и добрался до одного из прусских святилищ. Там находился священный дуб, которому поклонялись местные жители. Крестоносцы укрепили это место - окружили это капище рвом и валом, повесили на дубе свою хоругвь. Им удалось отбить все атаки пруссов, стремившихся уничтожить дерзких пришельцев, посмевших посягнуть на их святыню.

Спустя несколько месяцев на месте покоренного прусского святилища был заложен замок и город Торунь. В скором времени Герман Бальке с помощью прибывавших из немецких земель крестоносцев прогнал пруссов из всей Кульмской и Хелминской земли. На месте сожженного прусского городища был заложен город Хелмна, который вскоре был объявлен столицей Пруссии.

Первоначально активнейшую помощь тевтонским рыцарям оказывали их соседи - польский князь Конрад Мазовецкий, силезский князь Генрих Бородатый, великопольский князь Владислав и поморский князь Святополк. Все они оказывали Тевтонскому ордену активнейшую военную помощь, поскольку каждый из них в то время был по своему заинтересован в покорении Пруссии.

Можно с полной уверенностью сказать, что без их военной помощи ордену вообще никогда бы не удалось покорить Пруссию, ибо он на тот момент располагал крайне скудными военными и финансовыми резервами.

К началу 40-х годов XIII в. Тевтонский орден прочно закрепился в земле Кульмской и Хелмской, а также в собственно прусских землях: Натангии, Бар-тии, Вармии, Погезании и Помезании. Жители этих прусских областей после ожесточенного сопротивления были вынуждены подчиниться военной силе захватчиков, перейдя в христианство и дав крестоносцам заложников в качестве залога своей верности.

В 1236 г. Тевтонский орден предпринял важный внешнеполитический шаг-произошло объединение Тевтонского ордена с орденом Меченосцев в Ливонии. Этому событию предшествовал целый ряд крупных военных неудач немецких крестоносцев в Прибалтике.

В 1234 г. русский князь Ярослав (отец Александра Невского), как пишет Генрих Латвийский, «привел множество своих полков» и двинул их, а также новгородские силы на город Юрьев, ранее захваченный ливонцами русский город. Русское войско приблизилось к городу. Тогда немцы выступили из Юрьева, а также из замка Отепяя и, столкнувшись с русскими дозорами, сражались с ними до подхода основных русских сил. Подоспевшие главные русские силы опрокинули немецкое войско, убили «...лучших немец (рыцарей) неколико», загнали остальных на лед реки Эмайиги (Эмбаха), и, как рассказывает древнерусский летописец, «...ту обломишася (лед), истопе их много, а ини язьвни (раненые) вобегоша в Юрьев», а другие - в Отепяя. В результате похода крестоносцы «поклонишася» Ярославу Всеволодовичу, и он «взял с ними мир на всей правде своей» [26].

Вскоре после этого поражения магистр ордена Меченосцев Фолквин фон Винтерштаттен отправляет посольство к рыцарям Тевтонского ордена, предлагая им слиться с ними в одну организацию. Великий магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца, опытный политик и ловкий дипломат, не стал торопиться с принятием решения. Он вовсе не хотел получить в наследство от меченосцев все их нерешенные проблемы, и в первую очередь их конфликт с рижским епископом, вассалами которого были меченосцы. К тому же в самой Пруссии дела у тевтонцев тоже шли не очень хорошо.

Магистр тевтонцев ждал, что какая-нибудь крупная военная неудача меченосцев поставит их на грань полного уничтожения, что позволило бы ему взять орден под свою полную опеку и диктовать ему свои условия. И такой случай вскоре представился.

В 1236 г. меченосцы и их союзники предприняли большой поход на Литву. Этот поход закончился полным разгромом - немецкие рыцари в битве под Шавлями (Шауляй) были разбиты наголову. В этой битве были убиты магистр меченосцев, предводитель крестоносцев из северных немецких земель фон Га-зельдорф и много других знатных рыцарей. Успеху боя способствовал переход приведенных рыцарями земгальских войск на сторону литовцев.

Как только печальная весть о разгроме крестоносцев дошла до Пруссии, папа и Герман фон Зальца немедленно, после ряда формальностей, включили меченосцев в состав Тевтонского ордена. Тогда же в Ливонию из Пруссии было послано подкрепление - 40 рыцарей и целая армия служивых братьев под командованием известного завоевателя Пруссии Германа Бальке, который отныне

был назначен ландмейстером Ливонии: «...Тем временем подоспел брат Герлак Рыжий из Ливонии, сообщая, что магистр Фолквин со многими братьями и пилигримами и народом Божиим пали в битве. Услышав это, господин папа прекратил упомянутое дело и вышеупомянутых брата Герлака и брата Иоганна (Иоганна фон Медеборга - посла магистра Фолквина) принял в орден госпиталя Святой Марии дома Тевтонского, дав им белый плащ с черным крестом, вменяя им и другим братьям этого ордена рыцарей Христовых, находящимся в Ливонии, во искупление всех грехов соблюдать правила жизни ордена дома Тевтонского. После этого брат Герман, великий магистр, послал брата Германа по прозвищу Бальке, магистра земли Прусской, с 40 братьями и многими оруженосцами в землю Ливонии...» [27].

Учитывая, что епископ Риги Альберт, создавший орден Меченосцев в 1200 г., выделил ему примерно одну треть всех земель Ливонии, тевтонские рыцари в одночасье приобрели весьма значительные земельные владения.

Уже к середине XIII в., стремясь закрепиться на приобретенных территориях, тевтонцы построили целый ряд крепостей: Гольдинген (Иезусбург), Мемель, Хейлигенберг, Фрауенбург, Нейхауз, Волькенбург, Дюнемюнде, Нарва и др. [28].

В целом же, международное положение Тевтонского ордена к середине XIII в. значительно укрепилось. Если к началу ХШ в. Тевтонский орден, несмотря на достаточно сильную поддержку папской курии и германских императоров, не располагал значительными компактными территориальными владениями в Европе для создания большого государственного образования, наличие которого могло бы послужить повышению его авторитета в глазах правителей Европы, а мелкие территориальные владения тевтонцев были разбросаны по всему Средиземноморью, что создавало определенные трудности в их управлении, то уже спустя 40 лет картина значительно изменилась.

К середине XIII в. Тевтонский орден захватил почти половину всех земель Пруссии и присоединил к своим территориальным владениям в Прибалтике еще треть всех земель в Ливонии (владения бывшего ордена Меченосцев, вошедшего в состав Тевтонского ордена). К концу XIII в. тевтонцы полностью захватят Пруссию, а в начале XTV в. - польское Поморье. Возникнет громадное, по меркам средневековой Европы, единое орденское государство, включавшее почти все земли Прибалтики (за исключением Литвы). Это государство будет существовать в общей сложности 300 лет, прежде чем окончательно исчезнет с политической сцены Европы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Петер изДюсбурга. Хроника земли Прусской. Гл. I. - М., 1997.

2. Там же.

3. Turnier М. Der Deutsche Orden im Werden, Wachsen und Wirken bis 1400. - Wien, 1954, s. 33.

4. Петер изДюсбурга. Указ. соч., с. 15.

5. Arnold U. Der Deutsche Orden zwischen Kaiser und Papst im 13 Jahrhundert. - Bonn,

1987.

6. Петер изДюсбурга. Указ. соч., с. 15.

7. Turnier М. Op. cit., s. 360.

8. Lohmeyer K. Geschichte von Ost und Westpreussen. - Gotha, Perthes, 1880, s. 137-138.

9. Ziesener W. Das grosse Amterbuch des Deutschen Ordens. - Danzig, 1921, s. 7.

10. Turnier M. Op. cit., s. 104-178.

11. Ibid., s. 92.

12. Ibid., s. 74-78.

13. Петер изДюсбурга. Хроника земли Прусской. - М, 1997, с. 16.

14. Tidick E. Beitrage zur Geschichte der Kirchenpatrozinien im Deutschenordenslande Preussen bis 1525. - Braunsberg, 1926, s. 352.

15. Turnier M. Op. cit., s. 65-68.

16. Indem., s. 58-65.

17. Biskup M. Wendepunkte der Deutschenordengeschichte. - Bonn, 1979, s. 48.

18. Lohmeyer K. Op. cit., s. 53.

19. Biskup M. Wendepunkte der Deutschenordengeschichte. - Bonn, 1979, s. 50.

20. Ketrzynski W. О powolaniu krzyzakow przezksiecia Konrada. - Krakow, 1903, s. 169.

21. Петер изДюсбурга. Указ. соч., с. 19.

22. Там же, с. 19-20.

23. Там же, с. 20.

24. Preussisches Urkundenbuch, № 56.

25. Preussisches Urkundenbuch, № 108.

26. Новгородско-Псковская летопись. - М., 1968, с. 63-64.

27. Петер изДюсбурга. Указ. соч., с. 61-62.

28. Turnier М. Op. cit., s. 202-209.

THE INTERNATIONAL POSITION OF THE TEUTONIC ORDER IN THE FIRST HALF OF THE 13th CENTURY

T.V. TROKAL

The Wold History Chair Peoples’ Friendship University of Russia

6, Mikluko-Marlay St., 117198 Moscow, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author of the article shows how the Teutonic Order, the owner of vast territories in various parts of Western Europe and the Eastern Mediterranean, making use of military, political and diplomatic means and enjoying support of the papacy and German emperors, acquired compact territory, large enough to form its own state that played a significant role in the Mediterranean Europe during three centuries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.