В.С. Золотарев, Н.И. Невская, Т.Г. Комарова
ПРОЦЕССЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Международная миграция — неотъемлемая часть глобализации, сопровождающаяся определенными социально-экономическими и другими последствиями, коренным образом преобразующая характер международных отношений между странами. Миграция постоянно растет в связи с расширением интеграционных процессов, но влияние миграции носит разнонаправленный характер. На сегодняшний день в мире более 150 млн. чел. живут вне родины (20 млн. из этого числа составляют беженцы)1.
В России на 01.01.2004г. численность вынужденных переселенцев и беженцев составила 360796 чел. Как правило, информация о вынужденных переселенцах и беженцах публикуется по данным Федеральной миграционной службы (ФМС) МВД России. Их численность за год — это число лиц, получивших в течение года в подразделениях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации соответствующий официальный статус, к которому прибавляется число уже имеющих статус и прибывших из других районов страны и вычитается число снятых в течение данного года. Методика расчета показателей миграции в каждой стране определяется с учетом её национальных особенностей и не обеспечивает получения точных данных о мигрантах. Вместе с тем миграция населения, особенно трудовая, обусловленная поисками работы, имеет огромное значение в развитии мировой экономики, и её роль возрастает, причем около половины численности
1 Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект // Социс. 2004. № 10. С. 6; Молодикова И. Основные этапы и методы регулирования трудовой миграции в западноевропейских странах //
http ://www.antropotok. archipelag.ru/text/ad24htm.
трудовых мигрантов сосредоточивается в Западной Европе.
Поскольку миграционные процессы напрямую влияют на все сферы деятельности государства и касаются практически всех категорий граждан, то этими процессами необходимо управлять. Управление миграционными процессами требует решения ряда задач.
Для России в первую очередь, по мнению многих ученых, необходимо решить следующие ключевые задачи:
- максимально сократить нелегальный сектор миграции;
- сформировать системы селективной иммиграции.
Экономическое и социокультурное развитие страны, как подтверждает практика, требует интенсификации миграции, повышения подвижности населения и не только потому, что без подвижности населения не может быть его развития, а еще и потому, что складывающаяся демографическая обстановка во многих странах негативно влияет на формирование трудовых ресурсов страны. В России сложившаяся демографическая обстановка проявляется в снижении рождаемости и росте смертности населения, что привело к отрицательному естественному приросту, а поэтому в перспективе ожидается существенное снижение численности населения и трудовых ресурсов.
Поэтому только переход от стихийной миграции к управляемой и безопасной в интересах различных территорий и всей страны с её богатейшими природными ресурсами поможет решить многие проблемы с формированием трудового потенциала страны, а в конечном итоге и проблемы ее экономического развития, включая развитие мирохозяйственных связей.
При разработке механизма управления процессами миграции прежде всего необходимо определить сложившиеся тенденции миграции. При этом особое значение имеет выявление тенденций международной и внутренней миграции (таблицы 1,2).
За период 1997-2004гг. международная миграция Российской Федерации характеризуется как снижением общей численности прибывших и выбывших, так и прибывших и выбывших по странам СНГ и по странам вне СНГ (таблица
1). Сальдо миграции по этим группам стран складывалось по-разному (таблица
2): по странам СНГ — положительное; по странам вне СНГ оно было отрицательным, хотя и характеризовалось тенденцией снижения. Больше половины выбывших из России — это выбывшие в страны вне СНГ (51%). Почти 90% из них выбы-
вали в Германию, США и Израиль. При этом наибольшая численность выбывших
— это выбывшие в Германию (77%), выбывших в США было 7,7%, а в Израиль
— 4,3%. В разрезе федеральных округов миграция населения со странами вне СНГ и Балтии в 2004г. характеризовалась наибольшим числом выбывших из Сибирского федерального округа (17,3 тыс. чел., или 41% всех выбывших) (рис. 1).
Миграция населения с государствами-участниками СНГ и странами Балтии по федеральным округам Российской Федерации в 2004г. характеризовалась наибольшим числом прибывших в Центральный федеральный округ — 37,6 тыс. чел. (рис. 2), или 33,5%. Мигранты из стран СНГ также направлялись в Сибирский, Приволжский и Южный федеральные округа.
Таблица 1. Международная миграция в Российскую Федерацию за 1997-2004гг., тыс. чел.1
1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Прибыло в Российскую Федерацию, всего, 598 514 380 359 193 185 129 119
в том числе:
- из стран СНГ 571 488 363 347 184 175 120 112
- из стран вне СНГ 27 26 17 12 9 10 9 7
Выбыло из Российской Федерации, всего 233 213 215 146 121 107 94 80
в том числе:
- в страны СНГ 147 131 128 82 62 52 46 38
- в страны вне СНГ 86 82 87 64 59 55 48 42
Механическая убыль (прирост), всего, 365 301 165 213 72 78 35 39
в том числе:
страны СНГ 424 357 235 265 122 123 74 74
страны вне СНГ -59 -56 -70 -52 -50 -45 -39 -35
Таблица 2. Внешняя миграция России 1999-2004гг., тыс. чел.
Число Число Миграционный
прибывших выбывших прирост
1 2 3 4
Всего, 1365 763 602
в том числе:
- страны СНГ 1301 408 893
- страны вне СНГ 64 355 -291
1 Российский статистический ежегодник 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004. С 124.
■ число прибывших □ число выбывших
Рис. 1. Миграция населения со странами вне СНГ и Балтии по федеральным округам Российской Федерации в 2004г., тыс. чел.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
37,6
19
19,2
¡h IT I' 1 ¡г ин .^г
>
* У
d
о10
■ число прибывших □ число выбывших
Рис. 2. Миграция населения с государствами-участниками СНГ и странами Балтии по федеральным округам Российской Федерации в 2004г., тыс. чел.
В работах отдельных ученых по исследованию тенденций миграции населения относительно миграции после распада СССР сделаны определенные выводы. Наиболее существенные следующие:
- миграционный прирост, полученный Россией в период 1989-2002 гг. (межпереписной период), по своим раз-
мерам намного превзошел показатели, наблюдавшиеся в прошлом;
- по объему иммиграции Россия в указанный период оказалась на третьем месте в мире после США и Германии; подавляющая часть иммигрантов прибыла из бывших республик СССР;
- изменился обратный поток ми-
грантов: сократилось число выбывших, и произошла диверсификация эмиграции из России по странам, что проявилось в изменении соотношения выбывших в страны СНГ и в страны вне СНГ. С 2002г. численность выбывших в страны вне СНГ стала превышать численность выбывших в страны СНГ (таблица 1), то есть произошла переориентация эмиграции из России на «другие» страны;
- миграционный баланс для России складывался под воздействием новой тенденции направления мигрантов: Россия принимала население из всех постсоветских стран и отдавала его в другие страны (таблица 2);
- поток мигрантов из России ориентирован в основном на 3 страны: Гер -манию, Израиль и США. В последние годы официальная эмиграция становится все более ориентированной на Германию. За период 2001-2004гг. Германия приняла 84% российских эмигрантов;
- произошли сдвиги в структуре мигрантов. Так как в 1990г. была официально разрешена этническая эмиграция немцев, евреев, греков, проживающих на постсоветском пространстве, а с 01.01.1993г. вступил в действие закон о свободе въезда и выезда, то это оказало существенное влияние на этническую
структуру мигрантов. Так, если в 1993г. большую численность составляли выбывшие немцы, то в 2001г. численность выбывших немцев и русских была уже почти одинаковой; резко сократилась и численность выбывающих из России евреев.
Особый интерес представляет внутрироссийская миграция. Интенсивность миграции, определяемая на основе коэффициентов миграционного прироста, характеризуется разными уровнями в зависимости от определенных особенностей регионов и федеральных округов Российской Федерации (таблица 3).
Внутренняя миграция населения имела место и до распада СССР, но после распада, и особенно с проведением экономических реформ, она усилилась. Так, в 1995г. по сравнению с 1990г. в целом по России она возросла более чем в 3 раза, в последующие годы, включая 2000г., она также превышала уровень миграции 1990г., а к 2005г. сложилась тенденция снижения, и она уменьшилась почти наполовину. По отдельным же округам наблюдались разнонаправленные тенденции. Население стало интенсивно убывать из Сибири и Дальнего Востока и концентрироваться в Центральном и Северо-Западном округах (рис. 3).
Таблица 3. Динамика коэффициентов миграционного прироста по федеральным округам Российской Федерации за 1990-2003гг. (на 10000 чел. всего населения)
1990г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Российская Федерация, 11 34 23 24 19 11 15 5 5 6
в том числе по федеральным округам:
- Центральный 25 61 51 48 47 39 41 30 34 36
- СевероЗападный 8 17 19 7 10 -5 8 8 8 6
- Южный 45 54 25 24 16 13 9 6 -0,4 1
- Приволжский 4 47 29 31 29 22 16 2 1 0,04
- Уральский -16 31 23 50 29 3 21 9 2 4
- Сибирский -8 20 7 9 3 -8 -4 -17 -16 -18
- Дальневосточный -12 -136 -87 -94 -100 -97 -52 -64 -40 -36
17,3 17,6
--ВД- 14 13,4 -12,8 13,2-13,7 142---
Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
21,4
20,5
20
Т8
15
10
5
0
■ прибытия □ выбытия
Рис. 3. Интенсивность общей миграции населения по федеральным округам Российской Федерации в 2004г. на 1000 чел. населения
Сложившиеся тенденции интенсивности миграции по федеральным округам Российской Федерации оказывают существенное влияние на развитие экономики и меняют ее инфраструктуру. Убывающее российское население из Дальневосточного и Сибирского округов содействует притоку населения в эти округа, но уже не российских граждан, а иностранных из ближнего и дальнего зарубежья. В этих регионах наблюдаются очень высокие показатели прибытия и выбытия населения (рис. 3) с превышением выбытия в Дальневосточном и Сибирском округах, где в 2004г. сложилась самая высокая механическая убыль населения: соответственно 3,4 чел. и 1,6 чел. на 1000 чел. населения. В результате бо-
гатейшие территории России вследствие потери населения испытывают трудности в рабочей силе.
Лишь в двух округах России (Центральном и Северо-Западном) миграция населения благоприятно сказывается на изменении численности населения. Здесь механический прирост составил в 2004г. соответственно 3 чел. и 6 чел. на 1000 чел. населения.
Следует отметить, что существенные коррективы не только в развитие экономики страны, но и в формирование источников численности населения России внес 1998г., а именно: после 1998г. миграция в меньшей степени перестала покрывать естественную убыль населения (таблица 4).
Таблица 4. Динамика показателей численности населения России, ее составляющих за 1995-2005гг., тыс. чел.
Года Общий прирост (+), убыль (-) Естественный прирост (+), убыль (-) Миграционный прирост (+), убыль (-) Оборот миграции на 1000 чел. населения
1 2 3 4 5
1992 -31 -207 176 698
1993 -308 -738 430 504
1994 -60 -870 810 290
1995 -330 -832 502 401
1996 -474 -818 344 451
1997 -398 -763 365 390
1998 -411 -712 301 415
1999 -768 -939 165 566
2000 -740 -953 213 406
2001 -865 -937 72 626
Окончание табл. 4
1 2 3 4 5
2002 -855 -933 78 578
2003 -924 -889 35 728
2004 -796 -835 39,0
2005 -18681
Численность населения страны стала снижаться, и, как следствие, произошло значительное снижение трудового потенциала страны. В связи с этим особую роль в социально-экономическом развитии России стала играть не общая миграция, а трудовая миграция. Необходимо констатировать, что в России пока нет единой, а самое главное — эффективной государственной миграционной политики. Указом Президента Российской Федерации от 23.02.2002г. «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» была создана ФМС МВД РФ и одновременно образованы:
- департамент иммиграционного контроля и по вопросам убежища;
- департамент по делам вынужденных переселенцев;
- департамент внешней трудовой миграции, основной задачей которого является контроль за привлечением и целевым использованием иностранной рабочей силы на территории РФ, защита прав и интересов иностранных работников, а также граждан РФ, временно выезжающих за границу с целью работы по найму.
Наряду с этим в составе открытого акционерного общества «Внешнеэкономическое объединение «Техностройэкс-порт»» (ОАО ВО «Техностройэкспорт») более 70 лет функционирует департамент по командированию специалистов за рубеж. По подбору специалистов департамент сотрудничает с ведущими министерствами, предприятиями, институтами и организациями России, Украины, Белоруссии и других стран.
1 Зайончковская Ж. А. Трудовая миграция из России под прессингом Шенгена. http:// migrocen-ter.ru/science016.php.
В соответствии с российским законодательством содействием в трудоустройстве за рубежом могут заниматься только те российские юридические лица, которые имеют лицензию ФМС России. Сегодня в России такую лицензию имеют более 600 компаний.
С целью объединения наиболее солидных компаний и формирования в России системы цивилизованной трудовой миграции, стажировок и обучения за рубежом российских граждан в феврале 2003 г. была образована Международная ассоциация трудовой миграции (МАТМ).
Ассоциация объединила компании различной формы собственности, занимающиеся всем комплексом вопросов направления на работу за рубеж российских граждан: подбором соответствующих кандидатов, оформлением рабочих контрактов, обучением иностранным языкам, предвыездной подготовкой, помощью в оформлении виз и т.д. Компании занимаются и импортом рабочей силы в Россию: подбором вакантных рабочих мест и содействием в трудоустройстве, оформлением разрешительных документов на право работы в России и консультированием по различным вопросам российского законодательства. Одним из важных направлений деятельности компаний — членов ассоциации является также развитие международных молодежных обменов, стажировок и сезонной работы российской молодежи за рубежом.
Главными задачами ассоциации являются:
- обеспечение наиболее благоприятных условий для эффективной деятельности организаций — членов ассоциации по трудоустройству и стажировкам российских граждан за рубежом;
- установление и развитие делового сотрудничества членов ассоциации с зарубежными государственными и частными компаниями, активно работающими на международном рынке труда, а также со специализированными международными неправительственными организациями, занимающимися этими вопросами;
- участие ассоциации в работе соответствующих международных организаций, успешно функционирующих на международном рынке труда, с целью расширения межрегиональных и международных связей участников Ассоциации.
База данных ассоциации для контрактного трудоустройства за рубежом включает тысячи российских кандидатов — специалистов различных профессий со знанием иностранных языков в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей.
В Наблюдательный совет ассоциации входят представители Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти; ведущие российские ученые и эксперты по вопросам трудовой миграции.
Ассоциация работает в тесном контакте с представительствами в России Международной организации труда (МОТ) и Международной организации по миграции (МОМ) с целью проведения различных мероприятий по легальной трудовой миграции.
В последние годы вопросами трудоустройства за рубежом стали заниматься частные компании. Например, ООО «Фирма ОСТ» (обучение, стажировка, трудоустройство) основана в 1992г. (г. Москва) как компания, специализирующаяся в работе по оказанию гражданам РФ услуг в сфере международного трудового обмена. Она одной из первых в России получила лицензию на право заниматься этим видом внешнеэкономической
деятельности по всей территории России. Представители этой компании работают более чем в 20 городах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Другая коммерческая компания — частная московская компания ЗАО «Планета Персонал», основанная в 1996г., занимается подбором высококвалифицированных кадров, специалистов для работы за рубежом в западных компаниях и в совместных предприятиях в России, а также для крупных российских фирм, банков, торговых домов и других организаций. Стратегическими партнерами ЗАО «Планета Персонал» являются многочисленные зарубежные компании.
Частная компания ООО «Агентство ИВЛАЙН» (г. Москва) работает в России с 2000г. Эта фирма, наряду с организацией туризма, занимается трудоустройством за рубежом. Она успешно сотрудничает с фирмами-работодателями из Португалии, Испании, Италии, Греции, Великобритании.
Аналогичную работу выполняют другие московские компании: ЦНТУ «Наука», ООО «Бизнес-Сервис», ООО «Альянс XXI век», ООО «Загрантехкоммунстрой», Агентство «Хеппи Тур» и другие.
Вслед за московскими фирмами стали создаваться кадровые агентства в различных городах России: в Ярославле, Белгороде, Набережных Челнах, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Махачкале, Мурманске, Калининграде, Хабаровске, Владивостоке и в других городах. Все это свидетельствует о том, что миграция стала привлекать общественное внимание, и, как следствие, появились организации-посредники между работодателями и наемными работниками.
Российские граждане, трудоустройством которых за рубежом занимаются частные компании, — это выбывшие трудовые мигранты. Для России характерно также привлечение к труду в целом ряде отраслей иностранной рабочей силы, которая складывается из прибывших трудовых мигрантов (таблица 5).
Таблица 5. Въезд в Россию граждан иностранных государств и выезд за границу российских граждан по целям поездок (страны вне СНГ, тыс. чел.)1
Численность иностранных граждан, прибывших в Россию* Численность российских граждан, выехавших из России**
1998г. 2000г. 2002г. 2003г. 1998г. 2000г. 2002г. 2003г.
Всего 6282 7410 7881 8148 8430 9819 11436 11645
в том числе по целям:
поездок:
- служебная 1876 1997 1980 2038 1415 1611 2064 1985
- туризм 1904 2215 2686 2779 3251 4252 4426 4615
- частная 1453 2239 2339 2404 2522 2867 3600 3614
- транзит 119 90 126 131 - - - -
обслуживающий персонал транспортных средств*** 930 869 750 796 1242 1089 1346 1431
* — без учета выехавших на постоянное место жительства; ** — без учета выехавших на постоянное место жительства и военнослужащих; *** — водители транспортных средств и экипажи морских, речных и воздушных судов, бригады железнодорожного транспорта
Численность иностранных граждан, прибывающих в Россию, растет. Так, в 2003 г. по сравнению с 1998г. она увеличилась на 1866 тыс. чел., или 29,7%. По целям поездок в течение 1998-2003 гг. наибольший удельный вес составлял туризм, и он увеличился с 30,3% в 1998г. до 34,1% в 2003 г., что подтверждает рост интереса граждан иностранных государств к России. Вместе с тем служебные и частные поездки, составляющие более половины всех прибытий граждан иностранных государств складывались по-разному: служебные поездки возросли лишь на 8,6%, а частные — на 65%, и они, как правило, связаны с трудовыми миграциями, что оказывает существенное влияние на развитие мирохозяйственных и социокультурных связей. Этому же содействует рост численности российских граждан, выбывающих из России, который за этот же период характеризуется увеличением численности выехавших на 3215 тыс. чел., или на 38%, что одновре-
1 Таблица составлена по данным ФСБ России (пограничная служба) и статистического сборника «Россия и страны мира». М,. 2004. С.331.
менно свидетельствует о более высоких темпах роста численности российских граждан, выехавших из России, в сравнении с численностью граждан иностранных государств, прибывших в Россию.
За период 1995-2005 гг. среднегодовая международная легальная миграция в Россию составляла около 400 тыс. чел. Больше всего прибывало мигрантов из стран Балтии, Германии, Израиля, США, Болгарии, Греции, Вьетнама, Тур -ции и Китая. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на общую убывающую тенденцию изменения их численности, удельный вес мигрантов из названных стран в 2003 г. составил более 4/5 общего числа прибывающих в Россию из стран вне СНГ. Нелегальная миграция характеризуется ещё более значимыми цифрами. По данным МВД Российской Федерации, нелегальная иммиграция в Россию составляет около 10 млн. чел.
С целью изучения состава мигрантов в 2000г. было проведено социологи-
2 Рязанцев С. Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 11. С. 66.
ческое обследование трудовых мигрантов в г. Москве, Смоленске, Ставрополе, Барнауле и Иркутске. Обследование проводилось в рамках Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии. В опросе участвовали 548 мигрантских домохозяйств. На основе проведенного обследования был получен социальный портрет трудового мигранта.
Опрос показал, что среди трудовых мигрантов преобладают мужчины (63%). В возрастной структуре трудовых мигрантов преобладали лица в возрасте от 30 до 49 лет. Почти половина трудовых мигрантов имела высшее и незаконченное высшее образование, каждый третий окончил среднее специальное учебное заведение, а каждый пятый не имел спе-циальности1.
Основные причины, которые заставили иммигрировать в Россию, — экономические: отсутствие работы и низкие заработки по прежнему месту работы. Согласно обследованию отношение трудовых мигрантов к своей работе позитивное: большинство из них утверждают, что благодаря трудовой миграции их семьи стали жить материально лучше. Вместе с тем выявлены и негативные последствия трудовой миграции и, хотя на них указывает меньшее число опрошенных мигрантов, но они имеют место и проявляются в ухудшении здоровья, ухудшении семейных отношений.
При изучении видов трудовой деятельности мигрантов было выявлено, что большинство из них — мигранты-строители. Это в конечном итоге и определило вид их занятия в России. Однако не все они применили свои знания в этой отрасли, а занялись и другой деятельностью.
В г. Москве по официальным данным значительная часть трудовых мигрантов, представляющих иностранную рабочую силу (гастарбайтеры), занята в строительстве. Их доля в этом сегменте экономики составляет 1/3, и несмотря на
1 Иванова Т.Д. Трудовая миграция России // Проблемы прогнозирования. 2005. № 2. С. 150.
то, что она снижается, гастарбайтеры продолжают оставаться основной рабочей силой на строительных площадках. Вторая отрасль приложения труда гаст-арбайтеров — это торговля и общественное питание, куда направляется около 40% трудовых мигрантов.
Потребность в трудовых мигрантах испытывает также транспорт и связь. Сейчас там занято более 10% гастарбай-теров. Определенная часть гастарбайте-ров организовывает свой бизнес и работает в различных отраслях экономики России.
Все это позволяет твердо, без сомнения дать положительный ответ на вопрос: «Нужны ли трудовые мигранты России?» Такой ответ подтверждается и тем вниманием российского правительства, которое оно уделяет проблеме привлечения в Россию иностранной рабочей силы.
Однако есть и противоположное мнение в решении данной проблемы. Среди них, прежде всего, можно назвать Ю. Крупнова — председателя общественного объединения «Партия России»2. Но, на наш взгляд, его критика стратегии привлечения трудовых иммигрантов А. Г. Вишневского, Ж.А. Зайончковской и других весьма не убедительна. Авторы вышеназванного социологического исследования также считают, что трудовые мигранты России нужны.
Вместе с тем политика правительства России не всегда способствует успешному решению вопросов, связанных с трудовыми мигрантами. В связи с принятием законов о гражданстве, о беженцах, о вынужденных переселенцах, в которых отсутствуют меры по регулированию отношений с трудовыми мигрантами, для последних возникли определённые трудности. Считаем небезынтересным поэтому показать влияние изменения численности населения России (ЧН), численности занятого населения России
2 См.: http://www.kroupnov.rU/5/191_1.shtml.
(ЧЗН) и мигрантов, прибывающих в Россию, на основной макроэкономический показатель России — ВВП. Если представить ВВП как произведение численности населения страны на ВВП в расчете на душу населения (ВВП на ДН), то: ВВП страны = ВВП на ДН * ЧН. И тогда изменение ВВП за счет изменения численности населения (ДВВП за счет ЧН) определяется следующим образом:
ДВВП за счет изменения ЧН = ДЧН * ВВП на ДН,
где ДЧН — изменение численности населения.
Аналогично определим изменение ВВП за счет изменения численности занятого населения (ДВВП за счет изменения ЧЗН):
ДВВП за счет изменения ЧЗН = ДЧЗН * ВВП на одного занятого в экономике страны,
где ДЧЗН — изменение численности занятого населения в стране.
Даже приблизительные расчеты за период 1995-2000гг. показывают, что при сохранившейся численности населения ВВП страны был бы более чем на 140 млн. руб. больше, чем он достигнут реально. Но в России наблюдалось уменьшение численности населения и одновременно рост занятости с привлечением мигрантов. Рост занятости способствовал увеличению ВВП лишь на 17 млн. руб.1
Следует отметить, что после 2000г. влияние этих факторов стало более весомым. Следовательно, покрывать уменьшение численности населения в последующие годы при снижающейся рождаемости возможно лишь за счет увеличения числа прибывших в страну мигрантов, что будет способствовать росту
1 Исчисленные показатели лишь приблизительно характеризуют взаимосвязь явлений, хотя выполнить такой расчет было довольно сложно. Он потребовал пересчета абсолютной величины ВВП в сопоставимые цены с помощью дефлятора ВВП. В данном случае показан лишь окончательный результат.
занятости, а в конечном итоге приведет к росту ВВП и других макроэкономических показателей.
Вопрос о том, сколько мигрантов может принять Россия пока не стоит, так как ее территория, природные ресурсы, грандиозные планы социально-экономического развития, сложившаяся общность взаимоотношений людей многонационального государства и многое другое позволят решать интересы различных мигрантов.
Проведенный анализ показал, что в конце ХХ столетия в мире увеличился поток международных мигрантов, охвативший все страны. Не миновал он и России. Люди переезжают в соседние страны и в более благоприятные регионы внутри страны. Они могут быть рабочими и специалистами. Как правило, большинство из них ищет лучшие условия для проживания. Этот процесс нельзя остановить. Как только правительство пытается приостановить поток мигрантов, в действие вступают рыночные механизмы, в том числе организованная деятельность агентств по трудоустройству, получающих прибыль как от легальной, так и нелегальной миграции. Сеть миграционных учреждений становится в последнее время мощной силой в определении форм и размеров общей международной миграции и особенно трудовой.
Таким образом, проблемы миграции сложны, а факторы, влияющие на её структуру, многообразны. Все это требует комплексного и системного подхода не только к её исследованию, выявлению факторов, определяющих ее размеры, но и разработки стратегии и тактики управления различными миграционными процессами.
В этом направлении необходимо накапливать свой опыт и изучать опыт управления миграцией в других странах. Особенно в этом отношении привлекателен опыт США, Германии, Израиля, которые принимают значительное число мигрантов.
Для США, принимающих иммигрантов в большем количестве, чем какая-либо другая страна в мире, иммиграция является сильной стороной национальной идентичности1. Будучи, по существу, нацией иммигрантов, жители этой страны создали свой классический вариант «американской мечты», заключающейся в том, что иммигрант приезжает, не имея практически ничего, и достигает вершин успеха или славы, либо, по крайней мере, добивается обеспеченного существования и привилегии принадлежать к почетному среднему классу в Америке. Цифры числа иммигрантов в Америку внушительные. Около миллиона человек в год получают разрешение на постоянное проживание. Кроме того, по оценкам службы иммиграции и натурализации в США ежегодно приезжают приблизительно 275 тыс. чел., не имеющих легального статуса; общее число нелегальных мигрантов составляет около 5 2
млн. чел.
В легальной иммиграции в США выделяются следующие основные направления: воссоединение семей; трудовая иммиграция; гуманитарная иммиграция; иммиграция с целью поддержания этнокультурного разнообразия.
Каждое направление иммиграции осуществляется организованно по соответствующим программам. Наиболее значительный поток составляют иммигранты, целью миграции которых является воссоединение семей (550-600 тыс. чел.)3. Второй по величине поток мигрантов — это трудовые мигранты. Среди них, как правило, высококвалифицированные специалисты в области техники либо это врачи, программисты, переводчики и т. д. Количество представляемых
1 Карен Лоуренс, Кэтлин Ньюланд. Четыре составляющие иммиграционной политики США. http ://www.antropotok. archipelag.ru/text/ad08.htm.
2 Там же.
3 Карен Лоуренс, Кэтлин Ньюланд. Четыре составляющие иммиграционной политики США. http://www.antropotok.archipelag.ru/text/ad08.htm.
виз трудовым мигрантам ограничено, но потребность на специалистов растет. Рост потребности и увеличение числа виз столкнулись с сопротивлением профсоюзов, выступающих против роста иммиграции, поскольку, по их мнению, подобных специалистов в стране достаточно, а иммигранты нужны только работодателям, так как последние иммигрантам меньше платят за их работу.
Легальные иммигранты, принимаемые в рамках программы поддержания этнокультурного разнообразия, — это менее объемный поток по своей численности. Но США, как многонациональное государство, стремится сохранить такое начало и поощряет иммиграцию различных этнических, культурных и конфессиональных групп. Для таких иммигрантов существует приоритет в получении въездных виз, а в отношении отдельных стран проводятся специальные лотереи «green card». Таково содержание миграционной политики США.
России, конечно, нужна своя национальная программа, отражающая интересы государства и мигрантов.
В последние годы наметилась определенная активность власти в сфере миграционной политики. Приняты законы «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан», появилась масса постановлений и нормативных актов, создана Правительственная комиссия по миграционной политике и Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства, разработана и одобрена Концепция регулирования миграционных процессов Российской Федерации. Наряду с этим в Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015г. выделены приоритеты демографического развития в области миграции и расселения.
Судя по объему принятых законодательных и нормативных актов, можно констатировать факт серьезного внимания правительства к оценке и регулиро-
ванию миграционных процессов, но тем не менее всё ещё присутствует много нерешенных вопросов. Достаточно указать, что система оформления прибывания мигранта очень сложна, зачастую противоречива, а порой даже (в отношении (в прошлом) российских граждан) несправедлива. Из всех проблем миграционной политики наиболее полно решаются вопросы контроля и регулирования иммиграционных процессов. Вместе с тем практически не решены вопросы легализации и натурализации иммигрантов, хотя эта проблема постоянно возникает, а проводимые обследования иммигрантов подтверждают необходимость скорейшего их решения и особенно выработки стратегии миграционной политики, в которой следует четко выделить:
- масштабы иммиграции (по типу американских квот);
- механизмы регулирования и расселения иммигрантов по территории страны;
- условия приема иммигрантов с учетом того, какие иммигранты нужны России;
- механизмы интеграции и натурализации иммигрантов в российское общество;
- административные ограничения и экономические стимулы в отношении иммигрантов, приглашенных хозяйствующими субъектами.
Все эти вопросы должны решаться быстро и при усиливающемся контроле со стороны общественности.
Оценивая важность проблем миграции для России, Президент РФ в своем майском послании Федеральному собранию РФ (10 мая 2006г.) обратил особое внимание на необходимость проведения в России эффективной миграционной политики, приоритетом в которой остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. «При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну
квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных»1.
Библиографический список
1. Дмитриев А. В. Конфликтоген-ность миграции: глобальный аспект // Социс. 2004. № 10. С. 6.
2. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция из России под прессингом Шенгена.
http://migrocenter.ru/science016.php.
3. Иванова Т.Д. Трудовая миграция России // Проблемы прогнозирования. 2005. № 2.
4. Карен Лоуренс, Кэтлин Нью-ланд. Четыре составляющие иммиграционной политики США. http://www.antropotok.archipelag.ru/text/ad 08.htm.
5. Молодикова И. Основные этапы и методы регулирования трудовой миграции в западноевропейских странах. http://antropotok.archipelag.ru/text/ ad24htm.
6. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2006. 11 мая.
7. Российский статистический ежегодник 2004: Стат. сб. / Росстат. — М., 2004. С. 7.
8. Россия и страны мира. Стат. сб. / Росстат. — М., 2004.
9. Рязанцев С. Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 11.
1 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2006. 11 мая.