Научная статья на тему 'Процессы трансформации политики импортозамещения в Беларуси'

Процессы трансформации политики импортозамещения в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / БЕЛАРУСЬ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Червинский Евгений

Статья посвящена международной и белорусской практике импортозамещения. Автор изучает закономерности и различия у прошлых и нынешних подходов в этой области, а также изменения в белорусской экономической политике, законодательстве и инструментах импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation Processes of Import Substitution Policy in Belarus

The article focuses on international and Belarusian practice of import substitution. It examines the regularities and differences past and present approaches in this field, changing in the Belarusian economic policy, legislation and instruments of import substitution.

Текст научной работы на тему «Процессы трансформации политики импортозамещения в Беларуси»

Процессы трансформации политики импортозамещения в Беларуси

о

X X

5

X

О) X

Евгений Червинский,

научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси

и

Наиболее последовательно данная экономическая стратегия применялась в 40-60-х гг. ХХ в. в странах Латинской Америки и впоследствии в 60-70-х гг. в Юго-Восточной Азии. В настоящее время наблюдается рост интереса к ней со стороны государств с транзитивной экономикой, прежде всего постсоветских, и связан он с возникшими проблемами конкурентоспособности национальной продукции и сбалансированности внешней торговли в условиях либерализации рынков и преобразования экономических систем. Во многих развитых странах механизмы импортозамещения были адаптированы для решения смежных задач в экономике, таких, например, как региональное импорто-замещение в США, концепция, предложенная американским ученым Дж. Якобс, предполагающая ориентацию муниципальных расходов в пользу региональных производителей, стимулирование выпуска ими товаров, которые ранее ввозились из других регионов, а также организацию производственно-сбытовых цепочек между региональными производителями, поставщиками и потребителями [16].

Политика импортозамещения, реализуемая в нашей стране, - один из основных факторов изменений в национальной экономике, важный компонент стимулирования освоения инновационной продукции, увеличения доли отечественных товаров на внутреннем рынке, а также обеспечения сбалансированности внешнеторговых потоков. Несмотря на достаточно широкое использование импортозамещения в экономической практике, теоретическая разработка механизмов ее проведения, соответствующего методологического и понятийного аппарата не является завершенной, а имеющийся иностранный опыт требует адаптации к белорусским условиям.

Отличия в существующей и прошлой практике импортоза-мещения достаточно серьезны. Так, если латиноамериканские и азиатские страны в прошлом веке ставили целью индустриализацию и преодоление отставания от экономически развитых государств, то сейчас с его помощью решаются более локальные задачи, в первую очередь улучшение сальдо торгового баланса и защита от импорта в связи со снижением конкурентоспособности национальной промышленности и сельского хозяйства. Данное обстоятельство определило и место импортозамещения в системе экономической политики. Если ранее оно являлось доминирующим компонентом на определенном этапе развития стран, то теперь выступает как вспомогательный механизм диверсификации производства и оптимизации внешнеторговых отношений.

Разнятся и условия реализации данной стратегии. Аграрная

ориентация экономик и практическое отсутствие промышленной составляющей в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии в 40-70-х гг. прошлого века обусловили последовательное проведение в них первой и второй фазы импортозамещения. На начальных этапах создавались трудоемкие предприятия в сфере легкой и пищевой промышленности, затем капиталоемкие машиностроительные производства. Поскольку страны с переходной экономикой, в частности Республика Беларусь, в большинстве своем обладают достаточно развитой промышленностью, то объективных предпосылок к последовательному прохождению первой и второй фаз у них нет. Выпуск новой продукций в большей степени определяется имеющимися конкурентными преимуществами, а также объемами внутреннего спроса и закупаемого импорта. Например, в Республике Казахстан, облада-

44

ющеи значительными залежами природных ископаемых и богатыми традициями хлопководства, приоритетными направлениями импортозамещения выступают легкая и обрабатывающие отрасли промышленности. Для государств с транзитивной эконо-микои характерно одновременное освоение продукции различной трудо-, капитало- и наукоемкости.

Большинство механизмов, применяемых для обеспечения импортозамещения, могут быть отнесены к одной из двух групп - стимулирующие развитие национальных предприятий или ограничивающие импорт, и в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии активно использовались оба вида. Для роста промышленности применялись льготное кредитование и налогообложение импортозамещающих производств. В ряде случаев для повышения привлекательности освоения импортозамещающей продукции повышались внутренние цены либо завышался курс национальной валюты. Для ограничения импорта вводились как тарифные, так и нетарифные барьеры, включая квотирование, разрешительные и запретительные списки для ввозимых товаров, использовалось занижение и множественность курсов национальной валюты.

Хотя в связи с либерализацией условий международной торговли возможности применения ограничительных мер значительно сократились и преобладающими инструментами политики импортозамещения стали стимулирующие, существует немало общих закономерностей, характерных как для предыдущей, так и существующей практики. Это, прежде всего, определяющая роль государства в проведении политики импортозамещения, поскольку для большинства предприятий выпуск импортозамещающих товаров в производственном и финансовом отношении ничем не предпочтительнее изготовления товаров, не обладающих этим свойством. Более того, эти предприятия вынуждены

конкурировать с уже существующими аналогами. Поэтому именно на органах госуправления лежит основная обязанность по разработке механизмов политики импортозамещения, в том числе решение задачи развития внутренних и внешних источников ее финансирования.

Практика показала, что с позиций обеспечения конкурентоспособности создаваемых производств преимущество имеет вертикальная стратегия импор-тозамещения, направленная на удовлетворение промежуточного спроса национальных предприятий, по сравнению с горизонтальной, ориентированной на замещение максимальной товарной номенклатуры. Благоприятствуют проведению импор-тозамещения большая емкость внутреннего рынка, обширные запасы природных ресурсов, возможность обеспечивать инвестиции в промышленность за счет сырьевого экспорта, осложняют -маленький внутренний рынок и бедность природных ископаемых. При этом указанные условия не являются ни необходимыми, ни достаточными для успешного решения задач импортозамещения. Напротив, ключевым элементом успеха выступают обеспечение конкурентоспособности национальных товаров, переориентация созданных промышленных отраслей с внутреннего на внешние рынки, эффективное включение в мировое разделение труда.

Для Беларуси проведение политики импортозамещения было связано с ухудшением торгового баланса во второй половине 90-х гг. прошлого века.

Непосредственная работа велась в первую очередь путем

выполнения импортозамещающих проектов. В 1999 г. и 2000 г. они были объединены в годичные государственные программы им-портозамещения, а впоследствии перешли к практике пятилетних программ, которые реализовыва-лись в 2001-2005 гг. и 2006-2010 гг. и дополнялись соответствующими отраслевыми и региональными программами (табл. 1).

Всего же за 2001-2010 гг. в их рамках было реализовано около 1,5 тыс. импортозамещающих проектов и произведено импортозамещающей продукции на сумму 14 млрд долл. [6].

В то же время большинство крупных проектов выполнялись по другим программам, в частности по Государственной программе инновационного развития, Государственной целевой программе развития автотранспор-тостроения и комбайностроения. Сложившая ситуация привела к тому, что непосредственно импортозамещающие программы охватывали лишь небольшую часть соответствующей продукции, осваиваемой в стране. Также не учитывались импортируемые товары, аналоги которых в Беларуси не выпускались.

Для устранения этих противоречий в 2008 г. в Национальной академией наук была разработана Схема работ по замещению импортируемых в страну товаров (далее - Схема), согласно которой из их общего объема выделены три группы:

■ первая - продукция, выпускаемая в республике не в достаточном количестве, либо потребительские свойства которой значительно уступают импортным;

■ вторая - товары, изготовление которых планируется или

Таблица 1. Результаты импортозамещающих проектов государственной, отраслевых и региональных программ импортозаме-щения

в 2006-2010 гг. Источник:

данные Министерства экономики Республики Беларусь [6].

2006 2007 2008 2009 2010

Направлено средств (млрд руб.) 2 093,8 1 330,8 2 280,8 1 127,9 1 106,4

Произведено импортозамещающей продукции (млн долл.) 2 027,9 1 510,3 2 224,2 2 444,1 3 557,5

в том числе на экспорт 502,7 435,8 697,1 829,4 1 086,8

Условная экономия валютных средств (млн долл.) 216,9 260,6 814,8 1 047,5 1 277,8

Выполнялось проектов 564 558 511 388 468

Завершено проектов 204 191 331 200 328

о х

X

5

X

о

X X

5

X

Рис. 1.

Охват Схемой работ по замещению импортируемых в страну товаров номенклатуры импорта в Республику Беларусь в 2012 г. за исключением товаров, относящихся к «критическому импорту»

Рис. 2.

Производство импортозамещающей продукции по группам Схемы, млн долл.

Позиции, Позиции,

включенные не входящие

в Схему в Схему и не являющиеся

критическим импортом (нефть и нефтепродукты, природный газ, отходы и лом черных металлов, каучук)

осваивается в рамках выполнения Государственной, отраслевых и региональных программ импортозамещения;

■ третья - продукт, не производимый в Беларуси, поскольку его импортозамещение экономически нецелесообразно либо невозможно в силу объективных причин.

Внедрение данного подхода позволило значительно увеличить охват номенклатуры импорта и упорядочить работу по обеспечению импортозамещения (рис. 1).

В порядок работы государственных органов по импортоза-мещению на период 2011-2015 гг. были внесены изменения, одобренные Правительством Республики Беларусь на Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики (согласно протоколу от 10 ноября 2010 г. №30). За основу также была принята Схема работ. Новые программы действий в рамках Схемы состоят из четырех разделов: три первых включают мероприятия по сокращению импорта по аналогии с тремя группами

2011 г.

2012 г.

I группа

II группа

I группа

Схемы работ, четвертый - меры по снижению импортной составляющей в отечественной продукции. Поскольку в 2010 г. была завершена Государственная программа импортозамещения, во вторую группу включаются товары, производимые в рамках действующих государственных, научно-технических, отраслевых и региональных программ, отдельных мероприятий и планов органов государственного управления, имеющих импортозамещающую направленность.

По каждому из разделов Программы действий по импорто-замещению определены соответствующие критерии оценки эффективности осуществляемых работ, а именно:

■ по разделу 1: сокращение отрицательного сальдо внешней торговли в целом по республике по закрепленным товарным позициям;

■ по разделу 2: обеспечение стоимостного роста объемов импортозамещающих товаров;

■ по разделу 3: количество товарных позиций, по которым принято решение об освоении производства;

■ по разделу 4: снижение импортной составляющей в выпускаемой продукции.

Проведенные изменения позитивно сказались на результатах работ по импортозамещению. Так, в 2012 г. за счет реализации Схемы был обеспечен выпуск товаров по трем группам на общую сумму 14 млрд долл., что составило 129,4% к аналогичному периоду

2011 г. (рис. 2).

Удалось обеспечить выполнение в прошлом году критериев эффективности по каждой из товарных групп Схемы. Так, по позициям первой группы сальдо внешней торговли имело положительную величину и составило 271,9 млн долл. Отметим, что в

2012 г. была принята новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза [11], поэтому многие позиции, закрепленные в Схеме в 2012 г., не сопоставимы с учитываемыми ранее.

8 682

1 103

В связи с этим привести сравнительную оценку динамики выполнения критериев эффективности и сопоставить полученные результаты с показателями, достигнутыми в предыдущие годы, представляется проблематичным. Косвенно можно оценить результативность работы, сопоставив объемы выпуска импортозамещающей продукции в рамках данной группы. За 2012 г. они выросли в 1,2 раза с 7 до 8,7 млрд долл. Критерий эффективности был выполнен и для второй группы Схемы, производство увеличилось в 1,4 раза - с 2,9 до 4,1 млрд долл. за аналогичный период. В третьей группе, куда включены 744 позиции товаров, импортируемых в Беларусь, но выпуск которых пока экономически нецелесообразен, прорабатывается возможность освоения продукции по 252 позициям.

Политика импортозамещения в нашей стране предполагает, в первую очередь, использование инструментов, стимулирующих производственную активность предприятий, что в целом соответствует опыту других государств с транзитивной экономикой, однако существующие особенности, в частности высокая доля госсектора в промышленности, позволили использовать также и инструменты по ограничению импорта. Существующие подходы могут быть систематизированы в следующем виде.

Административные механизмы:

■ долгосрочные - прежде всего программные документы, в том числе Схема работ по замещению импортируемых в страну товаров, а также отраслевые и региональные программы, включающие проекты импортозамещающей направленности, например Государственная программа по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств [7] и Государственная программа инновационного развития [8];

■ оперативные - в частности сформированный Министерством торговли перечень потребительских товаров, рекомендуемых

для освоения их предприятиями промышленности республики и поставки на внутренний рынок; доведение целевых показателей по внешней торговле до министерств, концернов, облисполкомов, Минского горисполкома, а также подчиненных им предприятий и организаций.

Правовые нормы белорусского налогового законодательства, в том числе налоговые льготы для производителей импортозамещающей продукции, являющихся резидентами СЭЗ. Предусмотрено снижение до 10% налога на добавленную стоимость на оборот с реализуемых в нашей стране товаров, которые произведены на территории СЭЗ и включены в список импортозамещающих, ставка налога на прибыль уменьшена на 50% и не может быть более 12% [5]. Льготы по уплате налога на прибыль также предоставляются организациям, реализующим высокотехнологичную импортозамещающую продукцию (работы, услуги), собственного производства [5].

Для стимулирования создания новых производств, в том числе импортозамещающих, в Налоговом кодексе Республики Беларусь предусмотрена возможность освобождения от уплаты НДС при реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в Государственном реестре, а также при реализации имущественных прав на объекты промышленной собственности.

Кроме этого освобождаются от уплаты НДС при ввозе в республику:

■ оборудование и приборы, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для научно-исследовательских целей, ввезенные отечественными резидентами;

■ технологическое оборудование и запасные части к нему, предназначенные для реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов);

■ оборудование и запасные части к нему для объектов,

связанных с осуществлением инвестиционных проектов, реализуемых в рамках договоров между инвестором и Республикой Беларусь [5].

Тарифные и нетарифные ограничения импорта. Однако их применение в большинстве случаев определяется финансовой целесообразностью и международными соглашениями, а не предпосылками политики импортозамещения.

Прочие. К ним можно отнести, например, меры по изменению требований к проектно-смет-ной документации, ужесточение норм расхода сырья, материалов и энергетических ресурсов в строительстве, направленные на снижение материало-, энерго- и импортоемкости, [10]. Это также изменения в системе госрегулирования в области оплаты труда, позволяющие привязывать величину заработной платы работников к показателям эффективности работы предприятий, в частности выполнению заданий по внешнеэкономической деятельности [9].

Таким образом, Беларусь обладает достаточно развитой системой стимулирования освоения и производства импортозамещающей продукции, обеспечивающей наращивание ее выпуска (рис. 3).

Однако в современных условиях недостаточно произвести товар, нужно суметь его продать,

потребитель, даже при наличии выбора, может не купить отечественный аналог, отдав предпочтение иностранному. И в этом отношении острой является проблема обеспечения спроса на белорусскую импортозамещающую продукцию, которая не всегда конкурентоспособна по сравнению с зарубежными субститутами. На наш взгляд, решение этой задачи - наиболее важный аспект повышения результативности политики импортозамещения в Республике Беларусь на современном этапе.

При этом функция реализации товаров и обеспечении их конкурентоспособности является сферой ответственности предприятий. В ситуации высокой конкуренции, помимо качественно-ценовых характеристик крайне важна эффективная маркетинговая политика белорусских производителей, без которой нельзя рассчитывать на положительный результат в продвижении импортозамещающей продукции. Рост интереса к ней способны обеспечить грамотное применение таких маркетинговых инструментов, как изучение потребностей и спроса, реклама, гибкая ценовая политика, связь с потребителями и общественностью. Значимость этих методов не вызывает сомнения, и следует признать, что в зарубежной теории и практике

Рис. 3.

Доля импортозамещающей продукции в объеме промышленного производства

80 000

~ 74 306 "

30%

2006

2007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008

2009 2010 2011 2012 0%

^^^ Объем промышленного производства, млн долл.

Удельный вес импортозамещающей продукции в объеме промышленного производства, %

Объем производства импортозамещающей продукции, млн долл.

О X X

5

X

они представлены гораздо шире, чем в отечественной.

Для более эффективного продвижения импортозамещающей продукции субъектам хозяйствования необходимо повышать уровень компетенции специалистов своих маркетинговых служб, материально поощрять сотрудников, имеющих соответствующую профессиональную подготовку или прошедших переподготовку, а также тех, чья маркетинговая деятельность положительно сказывается на торговых показателях предприятия.

Вместе с тем белорусские производители не всегда обладают необходимыми финансовыми и техническими ресурсами, чтобы самостоятельно обеспечить поступательное развитие маркетингового направления. Поэтому целесообразно на уровне государства сформировать инфраструктуру, обеспечивающую поддержку маркетинговой политики организаций, включающую информационно-аналитические подразделения, занимающиеся анализом спроса и предложения на внутреннем и внешних рынках с разработкой стратегий по продвижению продукции, торгово-логистические центры, систему точек розничной торговли в отечественных магазинах и крупных торговых комплексах. Внедрение современных коммуникационных и информационных технологий будет способствовать повышению эффективности функционирования товаропроводящих сетей.

Отметим, что для реализации политики импортозаме-щения в Республике Беларусь сформирована развитая система экономических, управленческих и нормативно-правовых механизмов, обеспечивающая, в первую очередь, стимулирование освоения и производства импортозамещающей продукции. Ее совершенствование должно быть направлено на развитие маркетинговых механизмов стимулирования спроса, что позволит обеспечить конкурентоспособность белорусской импортозамещающей продукции в средне- и долгосрочной перспективе.

Summary

Article focuses on international and Bela-rusian practice of import substitution. It examines the regularities and differences past and present approaches in this field, changing in the Belarusian economic policy, legislation and instruments of import substitution.

Литература

1. Импортозамещение - важнейший государственный приоритет: материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов (Минск 15-16 декабря 2011 г.) / Администрация Президента Республики Беларусь; ред. совет: А.Н. Тур (председатель) [и др.]. - Мн., 2012.

2. Кадочников П.А. Анализ импортозамещения в России после кризиса 1998 года / П.А. Кадочников. - М., 2006.

3. Киреев А.П. Международная экономика: учеб. пособие для вузов: в 2 ч. - Ч. 1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. - М., 1997.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов / В.К. Ломкаин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004.

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части): с изменениями и дополнениями на 1 января 2012 г. - Мн., 2012.

6. Отчеты о ходе реализации проектов Государствнной, отраслевых и региональных программ импротозамеще-ния в 2001-2010 гг. Министрества экономики Республики Беларусь.

7. О Государственной программе по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств в Республике Беларусь на 2010-2014 годы и на период до 2020 года: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2009 г. №1566 // Нац. реестр правовых документов Республики Беларусь. 2009. №292. 5/30834.

8. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от

26.05.2011 г. №669 // Нац. реестр правовых документов Республики Беларусь. 2011, №64.5/33864.

9. О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг): Указ Президента Республики Беларусь от 23.12.2009 г. №49 // Нац. реестр правовых документов Республики Беларусь. - 2009, №27. 1/10428.

10. О некоторых мерах по повышению требований к проектной документации в части снижения материало-, энерго- и импортоемкости проектных решений: постановление Совета Министров Республики Беларусь от

01.03.2012 г. №195 // Нац. реестр правовых документов Республики Беларусь. - 2012, №30. 5/35354.

11. О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза: решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. №850.

12. Пузановский А.Г. Государственное регулирование в условиях модернизации азиатских стран / А.Г. Пузановский,

A.П. Морозов. Кострома, 2002.

13. Червинский Е.А. Мировая практика реализации политики импортозамещения: опыт Латинской Америки и Юго-Восточной Азии / Е.А. Червинский // Эконом. бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2012, №1. С. 76-87.

14. Червинский Е.А. Структурные особенности импортоза-мещения в Беларуси/ Е.А. Червинский//Наука и инновации. 2009. №12. С. 56-59.

15. Ширли В.Ю.Го. Экономическая политика Тайваня /

B.Ю. Го Ширли; пер. Л.Л. Тодорова; под ред. Л.А. Фридмана. -М., 1999.

16. Jacobs J. The Economy of Cities / J. Jacobs. - Vintage, 1970.

17. Prebisch R. Power principle and the ethics of development / R. Prebisch. - Buenos Aires: IDB-INTAL, 2006.

Основные тенденции мировой торговли

Секретариатом Всемирной торговой организации опубликованы два основополагающих документа - Годовой доклад и Доклад о мировой торговле, содержащих подробную и объективную информацию о тенденциях развития мировых экономических связей и о деятельности организации. Большое внимание в докладе уделено расширению членства в ВТО. Число стран - ее членов на конец прошлого года достигло 157 и охватывает 97% мировой торговли. В 2012 г. наряду с Российской Федерацией к ВТО присоединились Черногория, Самоа и Вануату, в феврале и марте 2013-го - Лаос и Таджикистан, потенциальными участниками планируют стать еще 24 государства, в том числе Азербайджан, Беларусь, Казахстан и Узбекистан.

В Годовом докладе отмечается активизация деятельности ВТО по урегулированию торговых споров. Количество обращений с просьбами о консультациях возросло в прошлом году до 27, что в три с лишним раза больше, чем в предыдущем, и является рекордом за последние 10 лет. Это объясняется, по мнению авторов, обострением конкурентной борьбы в условиях сохраняющихся кризисных явлений в мировой экономике. В то же время такой рост может свидетел ьство-вать об усиливающемся доверии к организации.

Доклад о мировой торговле, подготовленный ВТО, носит программный характер, рассматривает основные факторы, определявшие развитие мировой торговли в прошлом, и на основе их анализа делает прогнозы до 2035 г. Среди основных тенденций выделяются относительно высокие темпы роста торговли, примерно вдвое опережающие темпы роста производства, увеличение объема торговли в развивающихся странах, возможность опережения ими развитых государств по темпам роста внешней торговли и валового продукта в 2-3 раза. Сохранится неравномерность развития отдельных стран. Наряду с благоприятными перспективами стран БРИКС, по мнению авторов, большой потенциал развития имеет так называемая группа «следующие одиннадцать», в которую входят Бангладеш, Республика Корея, Египет, Индонезия, Иран, Мексика, Нигерия, Пакистан, Филиппины, Турция и Вьетнам.

Среди фундаментальных факторов, которые будут оказывать влияние на развитие мировой торговли и экономики в будущем, в докладе выделены демографические изменения, усиление взаимосвязей между торговой политикой, мероприятиями по охране окружающей среды и социально-экономической политикой.

ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.