УДК 330
Ф.И. Шамхалов, канд. экон. наук, профессор, 8-499-943-94-37, fs2005@mail.ru, (Россия, Москва, Фин. акад. при Правительстве РФ)
ОПЫТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Рассматривается современный опыт реализации политики
импортозамещения в оборонной промышленности в некоторых зарубежных странах дальнего и ближнего зарубежья.
Ключевые слова: оборонная промышленность России, стратегия
развития, импортозамещение.
Импортозамещение продукции является одной из концептуальных идей, на базе которых развивающиеся страны пытаются догнать развитые. Основной характеристикой политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи ограничения и дискриминации импорта. Другими словами, проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых и валютных) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Определяющим институтом в данном случае является частная собственность, опирающаяся на протекционизм. Однако защита «молодой» промышленности часто превращается в защиту «одряхлевшей» промышленности, в результате чего предприятия не хотят проявлять инициативу, полагаются только на подачки государства и медлят с внедрением новых технологий.
Азиатские страны применяют доктрину, которую японский экономист Канаме Акамацу назвал моделью «летящих гусей». Согласно этой доктрине, страны постепенно движутся к технологическому развитию, следуя примеру стран, находящихся непосредственно перед ними в процессе развития. Целью этой политики также является индустриализация экономики. Однако она достигается не путем замещения импорта отечественным производством при помощи внешнеторговых ограничений и дискриминации импорта, а путем наращивания экспортного потенциала страны. Данную модель можно рассматривать как естественный результат воздействия рыночных сил: экономики с избытком рабочих рук и нехваткой капитала на международном рынке становятся конкурентоспособны в трудоемких секторах, но по мере того как сбережения и образование создают резерв капитала и квалифицированной рабочей силы, вырастают более капиталоемкие и требующие более высокой квалификации секторы промышленности, что приводит к повышению конкурентоспособности всей экономики. Для реализации этой модели необходима экспортная платформа. Идея экспортной платформы состоит в том, чтобы создать в экономике
анклав, открытый для иностранных инвесторов и интегрированный в глобальную экономику, свободный от проблем инфраструктуры, безопасности, господства закона и торговой политики, которые обременяют остальную экономику. В странах Азии было создано несколько вариантов такой экспортной платформы, включая экспортно-промышленные зоны, таможенное хранение, специальные экономические зоны и систему возврата таможенных пошлин. И правительства поддерживали эти институты макроэкономической политикой, стимулируя экспорт трудоемкой продукции, особенно с помощью соответствующих обменных курсов.
Впечатляющих успехов добился Тайвань, залог его успеха — реализация комбинированной стратегии наращивания конкурентных преимуществ отечественного производства. Взяв за основу стратегию «летящих гусей», Тайвань модернизировал ее с учетом имеющегося потенциала и факта конкуренции на мировом рынке. Стратегия, которая реализуется на Тайване, получила название «экспортоориентированное импортозамещение». И именно она позволила Тайваню избежать тупиков как стратегии «летящих гусей», так и «импортозамещения», одновременно используя преимущества и той и другой. Результат превзошел все ожидания. Если в КНР и Индии за счет экспорторасширения обеспечивается 5-8 % прироста ВВП, в Таиланде — 14-16 %, в Южной Корее — 42-45 %, то на Тайване расширение внутреннего спроса обеспечивает 43-45 %, а увеличение экспорта (до половины которого составляют высокотехнологичные изделия)
— 55-57 % прироста ВВП.
Вторая составляющая успеха Тайваня заключается в том, что в отличие от остальных «азиатских тигров», еще в 70-е годы превратившись в чистого экспортера капитала (его размеры во второй половине 1990-х годов были эквивалентны 4-5 % ВВП, а валютные резервы достигли в конце
1999 г. 103,5 млрд долл.), Тайвань достаточно жестко контролировал свою инвестиционную экспансию и, проводя курс на взвешенную, постепенную финансовую либерализацию, не допустил значительного притока «горячих денег», разрушивших экономику ряда азиатских стран и стран с переходной экономикой.
Как показывает опыт «догоняющего развития» азиатских стран, наибольших успехов добились государства, которые наращивали свой экспорт одновременно с процессом импортозамещения. И наоборот, высокие темпы инфляции, низкие уровни сбережений и отдачи от инвестиций, проблемы с внешним долгом и платежным балансом и, как следствие всего этого, низкие темпы роста экономики и благосостояния населения стали основными характеристиками развивающихся стран, выбравших стратегию импортозамещения. В большинстве случаев не удалось структурировать внутренний рынок с помощью изделий местного производства, а предприятия создаваемой «молодой индустрии», поддерживаемые правительствами различными способами, так и не стали конкурентоспособными.
Кроме того, при проведении политики импортозамещения появляется соблазн покрыть дополнительные расходы на защиту отечественных производителей, конкурирующих с импортом, за счет потребителей и про-изводителей-экспортеров посредством искажения цен с использованием прямых методов государственного регулирования, в частности при помощи внешнеторговых и валютных ограничений.
В условиях реализации концепции импортозамещения чрезвычайно важна роль государства. И речь даже не о протекционистских мерах по отношению к отечественному товаропроизводителю или о необходимости стимулирования науки и образования как основной базы успешной реализации концепции импортозамещения. Речь о выборе самой стратегии импортозамещения: либо внутриориентированное, либо внешнеориентированное.
Разница между этими двумя стратегиями принципиальная. В первом случае приоритет отдается освоению внутреннего рынка, целью которого является достижение структурных сдвигов в экономике в направлении ее дальнейшей индустриализации. Во втором — нацеливанию производителя на продвижение отечественных товаров на мировой рынок, что косвенно порождает сдвиги в структуре экономики в направляет ее по пути постиндустриального развития.
Азиатские страны сделали основную ставку на быстрый рост экспорта, следовали разумной налоговой политике, имели высокие уровни сбережений, проводили политику государственной поддержки повышения грамотности и начального образования и не подрывали сельское хозяйство. Все они осуществляли перестройку промышленного производства с упором на освоение науко- и техникоемких технологий (автомобилестроение, бытовая электроника, промышленность полупроводников) и выпуск соответствующей промышленной продукции с последующим ее экспортом на мировые рынки; сделали упор на организацию широкомасштабной программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и подготовку новых кадров.
Японские экономисты Коджима и Озава добавили в парадигму «летящих гусей» фактор прямых иностранных инвестиций и продемонстрировали, как технологическая и финансовая помощь транснациональных компаний (ТНК) может форсировать экономический прогресс в развивающихся странах. Они доказали это на примере японских компаний, переместивших свои производства и менеджмент на соседние рынки Китая и ЮгоВосточной Азии. Японские инвестиции повлекли за собой создание большого числа конкурентоспособных отраслей, таких, как автомобилестроение и текстильная отрасль в Таиланде, сектор бытовой электроники в Малайзии и Гонконге, производство микрокомпьютеров на Тайване. Но для этого страна должна оставаться открытой для внешнего мира и, в частно-
сти, прямых иностранных инвестиций от ТНК, являющихся незаменимым дополнением разумной государственной политики.
Яркий пример — Китай, который уже более 20 лет развивается на базе прямых иностранных инвестиций. В результате на конец 2004 г. в Китае, по данным Министерства торговли, учреждено 508 941 предприятий с иностранным капиталом, около 82 % мультинациональных корпораций собираются инвестировать средства в производственную сферу Китая, маркетинговые и исследовательские разработки. Фактически реализованные прямые иностранные инвестиции превысили в 2004 г. 60 млрд долл. США [1]. Ни одна страна, за исключением США, не получает столько прямых инвестиций [1]. Итогом продуманных реформ в Китае стали высокие темпы экономического роста, быстрое развитие внешней торговли, повышение научно-технического уровня производства, рост жизненного уровня населения и соответственно повышение конкурентоспособности страны. Экономика Китая стремительно развивается, и потенциал ее развития весьма велик за счет обширнейшего внутреннего рынка, оптимизации производственной структуры, интеграции в мировую экономику и глобализации.
В современном мире уже накоплен богатый опыт проведения инновационной политики. Однако пока не многим странам удалось успешно справиться с проблемой зависимости национальной социальноэкономической жизни от монопродукта и диверсифицировать свою промышленность. Применение политики для диверсификации структуры экспорта прослеживается на примере импортозамещающей и экспортно ориентированной политики Латинской Америки (Мексика и Бразилия) и восточно-азиатских стран (Южная Корея и Сингапур), где эта политика в основном и отрабатывалась. Их пример показывает, что достижение устойчивого социально-экономического развития имеет вектор экспортной ориентации. В исторической ретроспективе жители стран Латинской Америки и Восточной Азии прошли через этапы импортозамещения и экспортной ориентации. Восточно-азиатские страны на определенном этапе отказались от политики импортозамещения и перешли к политике поощрения экспорта, в то время как страны Латинской Америки сохранили акцент на импор-тозамещении. С точки зрения социально-экономической теории успех экспортноориентированной политики имеет следующее объяснение: исчерпав потенциал своих внутренних рынков, население этих стран было вынуждено начать освоение внешних рынков, чтобы не остановить процесс своего социально-экономического развития. Страны Латинской Америки, поощряя импортозамещение, создали отрасли, которые основывались не на реальной конкурентоспособности, а на возведенных административных и тарифных барьерах. Окрепнув, эти отрасли направляли ресурсы на лоббирование своих интересов через государство в целях дальнейшего сохранения политики импортозамещения вместо модернизации и увеличения ас-
сортимента своей продукции. В результате ресурсы распределялись неэффективно, и национальные экономики проигрывали в международной конкуренции.
В ряде случаев, чтобы помочь корпорациям выйти на мировой рынок, государство использует систему государственного заказа. Так, Бразилия, создавая авиационную фирму «Эмбрайер» на рынке гражданских самолетов с целью завоевания определенной ниши при наличии конкуренции со стороны гигантов авиационной промышленности «Боинг» и «Эр-бас», выкупала через государственный заказ в первые годы продукцию фирмы, освободив фирму полностью от налогов в эти годы и создав тем самым необходимый толчок в ее развитии. Сейчас фирма «Эмбрайер» — признанный лидер производства гражданских самолетов. Фирма «Эрбас» развивалась по аналогичному сценарию.
Бывшие союзные республики также пытаются решать проблему импортозамещения .
В Республике Беларусь принята «Государственная программа импортозамещения на 2006-2010 годы» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2006 г. № 402), которая предполагает создание комплексной системы, обеспечивающей осуществление государственной политики импортозамещения, реализацию отраслевых и региональных программ импортозамещения, государственных, республиканских и других народнохозяйственных программ, включающих импортозамещающие проекты и задания, во взаимной увязке с Программой социальноэкономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Национальной программой экспорта.
Целью Программы является дальнейшее снижение зависимости Беларуси от импорта товаров (работ, услуг), в частности, за счет повышения эффективности использования импортируемых энергетических и сырьевых ресурсов путем создания условий для развития конкурентоспособных эффективных организаций.
Для достижения цели предполагаются: дальнейшее развитие приоритетных отраслей и видов производств, обеспечивающих потребности внутреннего рынка конкурентоспособными товарами на основе использования или перепрофилирования действующих, а также создания новых производственных мощностей; развитие импортозамещающих производств с дальнейшей их ориентацией на экспорт; структурные преобразования организаций в целях снижения импортной зависимости отраслей народного хозяйства; повышение конкурентоспособности импортозамещающей продукции за счет внедрения новых и высоких технологий и использования прогрессивного оборудования; государственная поддержка наиболее эффективных импортозамещающих направлений; внедрение современных материало- и энергосберегающих технологий, повышающих эффектив-
ность использования импортируемых ресурсов; повышение эффективности использования, а также создание новых производственных мощностей с наиболее высокой эффективностью капиталовложений при реализации инвестиционных проектов; привлечение инвестиционных ресурсов для осуществления развития перспективных направлений импортозамещения.
Реализация Программы осуществляется путем реализации мер общеэкономического характера и через выполнение конкретных импортозамещающих проектов.
Основное место в государственном механизме импортозамещения отводится макроэкономической политике и мерам общеэкономического характера, специальным механизмам и мероприятиям по поддержке и стимулированию важнейших направлений импортозамещения, селективной защите и поддержке белорусских товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках.
Важнейшее место в области макроэкономической политики отводится налогово-бюджетному регулированию, через которое осуществляются основные виды государственной поддержки реального сектора экономики и, значит, приоритетных импортозамещающих отраслей (предоставление бюджетных ссуд и займов, гарантий Правительства Республики Беларусь).
В настоящее время в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» при поставке резидентами специальных экономических зон (СЭЗ) импортозамещающих товаров на внутренний рынок республики сохраняются специальные льготы.
В части денежно-кредитной политики предполагается применение в установленном порядке системы льготного кредитования приоритетных импортозамещающих производств в целях минимизации их финансовых издержек, а также создания преимуществ в получении кредитов для инвестиций в оборудование, закупки современных технологий. При этом государство предоставляет гарантии по возврату займов инвесторам.
Предусматривается также использование инновационных фондов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, обеспечивающих модернизацию и обновление фондов на современной технологической основе, структурных изменений в ведущих отраслях промышленности, транспорте, связи, разработку научно-технической продукции и создание на ее основе новых и высокотехнологичных производств экспортоориентированной и импортозамещающей направленности.
В целях реализации дорогостоящих инвестиционных проектов импортозамещающей направленности активно внедряются новые формы инвестирования (концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг), предусмотренные Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Активизации политики импортозамещения способствуют меры по развитию малых и средних предприятий, внедрению современных технологий, материале- и энергосбережению.
В промышленности определены наиболее эффективные направления для импортозамещения в 2006-2010 гг. исходя из приоритетов социальноэкономического развития Беларуси: новые материалы и новые источники энергии; медицина и фармация; информационные и телекоммуникационные технологии; промышленные биотехнологии.
В машиностроении ресурсы сконцентрируются на производстве продукции микроэлектроники и приборостроения, производстве автомобильной, карьерной, дорожной техники, автобусов, комбайнов, тракторов, сельскохозяйственной техники и производстве дизельных двигателей к ним.
В других отраслях преимущественное развитие получают производства на новой технологической основе, конкурентоспособные на отечественном и мировом рынках. Основной прирост импортозамещающей продукции предполагается достигнуть за счет расширения ассортимента и освоения новых видов продукции.
Важной задачей по реализации намечаемых ориентиров по развитию импортозамещения в Беларуси должно стать привлечение иностранных инвестиций и динамичное развитие импортозамещающих производств в СЭЗ.
Одним из приоритетов государственной научно-технической политики является развитие, поддержка и стимулирование разработок для эффективного замещения импорта продукцией белорусского производства.
В то же время при реализации импортозамещающих проектов имеют место существенные недостатки. Имеются случаи, когда уже освоенный импортозамещающий товар не производится из-за отсутствия спроса. В ряде случаев импортозамещающая составляющая в стоимости товара продолжает иметь большой удельный вес несмотря на то, что белорусские предприятия уже выпускают изделия, аналогичные закупаемым импортным комплектующим за рубежом.
Нередко белорусские предприятия, занимающиеся выпуском импортозамещающей продукции, работают в основном на склад: на 1 февраля 2008 г. запасы готовой продукции по промышленности в целом составили 50,2 % среднемесячного производства. Наибольшие запасы — в легкой и пищевой промышленности. Проблем не испытывают лишь те предприятия, которые работают на заказ и ориентированы на крупных покупателей — госучреждения и госпредприятия. В первую очередь это относится к машиностроительной отрасли и электронике.
Проведение конкретных проектов импортозамещения требует финансового обеспечения, а именно соответствующей финансовой политики государства. Традиционно Беларусь ориентируется в области макроэконо-
мической политики на бюджетно-налоговое регулирование, через которое осуществляются основные виды государственной поддержки реального сектора экономики (субсидии и средства на финансирование капитальных вложений, бюджетные ссуды и займы). Данные виды поддержки, снижающие бремя налоговой нагрузки, увеличивают собственные оборотные средства предприятий, дают возможность использовать их на развитие и модернизацию. В целом финансовая политика импортозамещения также предполагает предоставление выборочных, специальных адресных налоговых льгот, реализацию механизма государственных гарантий за счет бюджета по страхованию инвестиционных и банковских рисков.
Финансовая политика стимулирует создание и развитие импортозамещающих производств, а также содействует реализации в данном направлении денежно-кредитной и таможенной политики. В целях государственной поддержки льготного банковского кредитования инвесторов, размещающих свои ресурсы в импортозамещающие производства, возможно установление компенсации льготной разницы банкам за счет средств государственного бюджета. Не исключаются также таможенные льготы инвесторам на первоначальном этапе организации импортозамещающего производства при необходимости импортирования высококлассных основных средств. Таможенная политика не должна игнорировать возможность использования нетарифных мер для защиты внутреннего рынка от конкурирующего импорта путем введения технических барьеров, санитарных мер, систем сертификации и стандартизации, лицензирования и квотирования.
Реализация финансовой политики импортозамещения проходит в условиях подготовки к вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию (ВТО). Абсолютная либерализация внешней торговли может не только остановить процесс импортозамещения, но и вызвать реакцию экс-портозамещения. Импортозамещение окажется бесполезным при появлении более конкурентоспособных импортных товаров и услуг. Государственная поддержка в этом случае окажется нерентабельной, так как будет несопоставима с поддержкой со стороны крупных зарубежных товаропроизводителей.
В настоящее время в Казахстане остро стоит проблема импорта: производители не выдерживают конкуренцию с иностранными производителями даже на внутреннем рынке, рынок в значительной мере наполняется импортом при значительной недогрузке предприятий.
После кризиса в 1998 г. в Казахстане резко сократилось или практически полностью прекратилось производство многих видов продукции, которая ранее не только обеспечивала покупательный спрос населения, но и экспортировалась. Товарные рынки по многим видам продукции почти на 100 % формируются за счет завоза из-за пределов республики (шины для
автомобилей и сельскохозяйственных машин, азотные удобрения, моющие средства, полимерные краски, взрывчатые вещества и т. д.).
Все это приводит к выводу, что краткосрочность и неустойчивость экономического роста, базирующегося на внешних факторах, ограниченность способов воздействия на масштабы экспорта в связи с необходимостью расширения доходов государственного бюджета при благоприятной конъюнктуре мирового рынка и изменившейся национальной принадлежности значительной части экспортоориентированных производств, жесткости заключенных с ними долгосрочных контрактов обусловливают особую значимость восстановления собственного производства, наращивания его потенциала с целью не только вытеснения импорта, но и последующей диверсификации экспорта.
Начатая в 1999 г. программа импортозамещения предусматривает последовательную замену импортной продукции на внутреннем рынке собственными ресурсами. В рамках Программы предполагается осуществить 30 проектов. Особое внимание будет уделено проектам промышленного сектора экономики: машиностроения и электротехники, легкой промышленности, производства бумажной массы, бумаги и картона, производства резиновых и пластмассовых изделий, химического производства и нефтедобывающей промышленности. Наибольшее развитие программа получила в горно-металлургическом комплексе и машиностроении.
Существенным тормозом экономического развития страны является низкая конкурентоспособность продукции предприятий Казахстана. Для повышения конкурентоспособности необходимо активнее использовать потенциал малого и среднего предпринимательства. В этой связи в План основных мероприятий по развитию и стимулированию экспорта на 20072010 годы включены мероприятия, касающиеся вопросов налогообложения и таможенных пошлин.
Очевидность негативных проявлений растущего экспорта минерально-сырьевых ресурсов, их возрастающей доли во внешнеторговом обороте республики сопровождается обострением отраслевых диспропорций. Это вынудило правительство стимулировать процессы импортозамещения для удовлетворения внутренних потребностей в продукции производственного и потребительского назначения, снижения зависимости от импорта, достигшего значительных объемов.
Начальным этапом формирования позиций соперничества на рынках товаров и услуг является ценовая конкурентоспособность. Условия ее достижения традиционны (снижение издержек, рост производительности труда и т. д.), столь же традиционными являются и препятствия на этом пути.
Рост общего объема выпуска продукции не сопровождается существенным изменением ассортимента, повышением качества, снижением цен, а следовательно, увеличением степени удовлетворения общественных потребностей. Технико-технологический уровень производственного сектора
ограничивает достижение необходимой конкурентоспособности продукции даже в условиях сравнительно низких стандартов потребления основной массы населения.
Институциональные преобразования, осуществленные в республике и создавшие значительный частный сектор в экономике, не сопровождались формированием конкурентной среды, преодолением монополизма, присущего казахстанской экономике. Ограниченное число производителей в сжавшейся хозяйственной среде осуществляют диктат как в отношении выбора рынков сбыта, так и в ценовой политике. Конкуренция же в сфере малого бизнеса столь ограничена, что не оказывает существенного воздействия на хозяйственные процессы.
Производство нуждается в системных, комплексных мерах по снижению затратности, обеспечению ресурсосбережения, росту производительности труда, в целом — в повышении эффективности хозяйственных процессов. Препятствиями этим процессам выступают устаревшая и слабо обновляемая техническая база производства.
В структуре промышленного производства страны 40 % приходится на долю горнодобывающих отраслей. Аналогичная картина и во внешней торговле. Большая часть экспорта приходится на минеральные продукты, в структуре которых на долю нефти приходится 80-85 %, что свидетельствует о существенной нефтяной зависимости республиканского бюджета.
Характеризуя ОПК Казахстана, необходимо отметить, что после обретения республикой независимости она унаследовала около 50 предприятий оборонной промышленности Советского Союза. Кроме того, на территории Казахстана располагались восемь крупных военноисследовательских комплексов и испытательных полигонов: Семипалатинский и Байконур (ядерная и ракетная техника), Сары-Шаган (средства ПВО и ПРО), остров Возрождения в Аральском море (биологическое оружие) и другие. В ядерную инфраструктуру Советского Союза входили: Прикаспийский горно-металлургический комбинат, Ульбинский металлургический завод, Целинный горно-химический комбинат, Центральное рудоуправление ПО «Южполиметалл», Мангышлакский энергокомбинат, Азгирский полигон и т. д. Всего элементы оборонного комплекса СССР занимали более 7 % территории Казахстана. В республике производилось значительное количество вооружений и оборудования для военно-морских сил, вооружение для танков, стрелковое оружие, ракетные системы, компоненты систем противоракетной обороны ПВО; здесь выпускалось 11 % всех артиллерийских систем, 18 % всех боевых машин пехоты для бывшей Советской Армии.
С обретением независимости предприятия оборонного комплекса, расположенные на территории Казахстана, оказались в тяжелейшем экономическом положении, так как к проблемам конверсии, сокращения финансирования оборонных программ и неплатежеспособности основного
заказчика — Министерство Обороны — в последние годы существования СССР добавились разрыв хозяйственных связей и производственной кооперации с российскими оборонными предприятиями; основной проблемой стала невостребованность продукции в силу ее специфичности и фрагментарности.
Казахстан экспортирует в основном стрелковое оружие из Уральска, а также распродает военную и специальную технику, доставшуюся ему после распада СССР, а это — около 4 тыс. танков, 3 тыс. бронемашин, сотни самолетов, других образцов ВВТ.
Многие предприятия уже нашли свои ниши в производстве конверсионного оборудования, где могли бы на равных конкурировать с иностранными производителями. Тандем уральского научного института «Гидромаш» и завода «Зенит» с производством тральщиков для нужд военно-морского флота переориентировался на выпуск широкого диапазона судов и подводных роботов. Атырауский «Шельф» шьет тормозные парашюты, которые закупает Россия.
Правительством республики взят курс на освоение совершенно новой продукции на крупных промышленных предприятиях машиностроения с высокой технологичностью. Крупное оборонное предприятие «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» в настоящее время переориентировано на производство оборудования для нефтегазовой промышленности, осваивается выпуск мобильного бурового комплекса, аналогов которого нет ни в Казахстане, ни на территории бывшего Советского Союза. Также в соответствии с программой импортозамещения предприятия оборонного комплекса будут выполнять заказы для сельского хозяйства.
Кроме того, министерством индустрии и торговли был разработан закон о техническом регулировании, одной из целей которого является повышение конкурентоспособности продукции предприятий Казахстана.
В соседней Кыргызской Республике внешнеторговая деятельность играет важную роль в развитии национальной экономики. За ее счет поддерживается финансовая стабильность, формируется доходная часть бюджета, обеспечиваются развитие производства и занятость населения в экспортоориентированных отраслях экономики, насыщенность внутреннего рынка потребительскими товарами. Производство аналогов импортируемой продукции позволяет не только снизить общие объемы импорта, но и удешевить сами товары, поддержать отечественного производителя.
Политика либерализации внешней торговли, сохранения низких импортных тарифов и возможность для всех экономических агентов свободно экспортировать и импортировать товары была подкреплена вступлением Кыргызстана в ВТО в 1998 г.
Серьезным препятствием в решении задачи повышения экспортного потенциала является чрезмерная концентрация и зависимость экспортных поставок от ограниченного перечня товаров. Республика экспортирует
драгоценные металлы, минеральные продукты, электрические лампы накаливания, продукцию сельского хозяйства и ВПК.
Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 09.02.2007 г. № 43 была принята «Программа развития экспорта и импортозамещения Кыргызской Республики на 2007-2010 годы», в которой отмечается, что предприятия, ориентированные на экспорт, производящие свыше 30 % ВВП, должны стать кластерообразующими, что позволит увеличить спрос на продукцию смежных отраслей и обеспечить приток в республику дополнительных ресурсов и технологий. В то же время более 80 % экспортных поставок приходится только на 10 основных сырьевых товарных позиций, а доля машин и оборудования в экспорте составляет около 2 %.
Устойчивая тенденция роста импорта является причиной дефицита торгового баланса. Структура импорта достаточно диверсифицирована, где удельный вес стратегического импорта составляет 78 %. В составе стратегического импорта выделяются три группы товаров: критический импорт, инвестиционный и социально значимый.
Критический импорт (28 %) в основном включает в себя нефть и газовый конденсат, природный газ, каменный уголь, необходимые для функционирования экономики.
К инвестиционному импорту (20 %) относятся некоторые виды машин, оборудования и механизмов, средства наземного, воздушного транспорта, их части и принадлежности, а также отдельные товары, производимые химической промышленностью, недрагоценные металлы и изделия из них.
Социально значимый импорт (30 %) — это те товары, которые необходимы для жизни населения нашей республики: зерновые хлеба; мука; сахар и другие продукты питания, в том числе продукты детского питания; приборы и устройства, применяемые в медицине; диагностические реагенты.
Отсутствие государственной поддержки отечественных товаропроизводителей поставило их в неравные конкурентные условия с иностранными компаниями, пользующимися доступом к дешевым кредитам и государственным субсидиям на научные исследования. В результате формального равенства возникло фактическое неравенство в условиях конкуренции.
Основную роль в формировании внутриотраслевой структуры экспорта играли три товарные группы: котлы, оборудование и механические устройства; электрические машины, оборудование, аппараты и их части; продукция военно-промышленного комплекса (ВПК). Объем экспорта продукции ВПК в 2005 г. составил 15,3 млн долл. США. По сравнению с
2000 г. экспорт продукции ВПК вырос в 3,7 раза.
Машиностроение Киргизии имеет экспортный потенциал, так как является практически единственной отраслью, использующей высокие технологии в основном в производстве продукции ВПК. Основными экспортерами среди предприятий машиностроительной отрасли республики являются АО ТНК «Дастан», ОАО «Майлуу-Сууйский электроламповый завод», доля экспорта которых составляют от 80 до 97 % от общего объема выпускаемой продукции.
АО «ТНК "Дастан"» в основном осуществляет поставки продукции военно-промышленного комплекса в Индию, Китай. АО «Айнур» поставляет на предприятия оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации низкочастотные трансформаторы для специальных изделий, электрические соединители.
Наращивание производства и экспорта товаров машиностроительной продукции может быть достигнуто за счет положительного решения ряда проблем, негативно влияющих на финансово-хозяйственное положение предприятий отрасли, в частности:
- зависимость от импорта комплектующих изделий, сырья и материалов;
- высокая ставка банковских кредитов и ограничения по срокам;
- недостаточность стимулирования инвестиций;
- слабый менеджмент отдельных предприятий;
- налоговое бремя долгов прошлых лет;
- несвоевременное возмещение сумм переплат по НДС.
Согласно Программе основным направлением импортозамещения должна быть организация производства тех видов продукции, которые востребованы в республике, имеют высокую добавленную стоимость, затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу. Важнейшими предпосылками и путями достижения максимального эффекта импортозамещения являются ориентация на использование технологически близких производственных мощностей и профессионально подготовленной рабочей силы, а также наличие собственных источников сырья.
В целях реализации основных задач импортозамещения предусматривается использовать различные инструменты государственного регулирования в области экономической политики:
- внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты в сфере налогового законодательства (отмена НДС на ввоз сырья, отчислений средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и других косвенных налогов);
- создание Фонда развития, основной функцией которого будет финансирование реального сектора экономики — в первую очередь предприятий, ориентированных на экспорт и импортозамещение.
Существенным инструментом в развитии экспорта и импортозамещения является занижение валютного курса. Такого же эффекта добивают-
ся манипулируя налогами через введение импортных пошлин и экспортных субсидий.
Как показывает практика, процесс импортозамещения желателен, когда импортные товары вытесняются не менее качественной продукцией отечественного производства, когда фактор цены не является столь фундаментально определяющим потребительский выбор покупателей. В этом случае не только растет занятость, доходы бюджета и предприятий, но и не страдает потребитель. Одновременно наращивается составляющая национальной безопасности, особенно в оборонной отрасли промышленности. Импортозамещение в наукоемких отраслях промышленности в сегодняшних условиях экономического кризиса является крайне эффективным, так как способствует повышению конкурентоспособности наукоемкой продукции, увеличению доходов государства от уплаты налогов и т. д. и является важным средством увеличения сальдо платежного баланса, сохранения валютных запасов страны, предотвращения инфляции, нормализации внутреннего рынка и противодействия безработице.
Принимая во внимание актуальность формирования эффективной политики импортозамещения в ситуации, когда Россия в основном экспортирует сырье и импортирует практически все виды наукоемкой продукции, представляется крайне важным изучение мирового опыта реализации программ, направленных на переход к инновационному пути развития и созданию производств импортозамещающей продукции. В конечном счете от своевременности создания и эффективности реализации комплексной импортозамещающей политики зависит будущее как промышленного производства страны, так и всей оборонной отрасли.
Библиографический список
1. China: Ein riesiger Markt fuer multinationale Unternehmen, Beijing Rundschau. 2005.07.05.
2. Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность: Россия и мир 1992— 2015. М., 2005.
F.I. Shamkhalov
Import substitution experience in the defense industry of foreign countries
This paper describes the modern experience of import substitution policies in the defense industry in some foreign countries as far and near abroad.
Key words: the defensive industry of Russia, strategy of development.