Научная статья на тему 'Импортозамещение в странах Евразийского экономического союза'

Импортозамещение в странах Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / проникновение импорта / торговый баланс / замещение импорта / EAEU / import penetration / trade balance / import substitution
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в странах Евразийского экономического союза»

Гурова И.П.

д.э.н., профессор, профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических

связей МГИМО МИД России

igurova@mail.ru

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Ключевые слова: ЕАЭС, проникновение импорта, торговый баланс, замещение импорта. Keywords: EAEU, import penetration, trade balance, import substitution.

Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) являются активными участниками международной торговли товарами и услугами. В 1990-2010 гг. в результате либерализации внешней торговли произошло значительное увеличение импорта и экспорта.

Таблица 1

Страны ЕАЭС: внешняя торговля товарами и услугами млн. долл.

Страны 1994 2000 2014

импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт

Армения 434 229 966 447 5468 3319

Белоруссия 3199 2761 8087 7641 43795 43 312

Казахстан - - 8970 10 341 56 212 85 408

Киргизия 497 - 654 573 6435 2690

Россия 66 474 75 973 61 709 114 792 429 048 563 507

Источник: составлено автором на основе данных ЮНКТАД.1

В странах ЕАЭС уделяется большое внимание развитию экспорта и мерам по его государственной поддержке. В России принята Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности», определены «Основные направления развития экспорта на период до 2030 года», в том числе стратегия диверсификации национального экспорта, и сформирована целостная система реализации государственной политики и приоритетов в экспортной сфере. В Белоруссии утверждена Национальная программа развития экспорта, в Армении - Стратегия экспортно-ориентированной индустриальной политики, в Казахстане - Программа «Экспорт 2020», в Киргизии - План Правительства по развитию экспорта. Осуществляя национальные программы, страны стремятся к расширению экспортных рынков, увеличению несырьевого экспорта, диверсификации экспорта и повышению конкурентоспособности отечественной продукции. Более того, Ст. 41 «Меры по развитию экспорта» Договора о Евразийском экономическом союзе предусматривает совместные меры по развитию экспорта: страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, продвижение понятия «товар Евразийского экономического союза» и введение единой маркировки товара Союза, вы-ставочно-ярмарочную и экспозиционную деятельность, рекламные и имиджевые мероприятия за рубежом.

Вместе с тем, выход на мировые рынки открыл доступ к разнообразным товарам, производимым в мировой экономике, и позволил улучшить удовлетворение потребностей населения, предприятий и организаций в странах ЕАЭС за счет импорта. В настоящее время импорт товаров и услуг играет заметную роль в этих экономиках, характеризуемую высокими значениями индекса проникновения импорта. Показатель указывает, в какой степени импорт удовлетворяет внутреннее потребление (включая конечное потребление домохозяйств, органов государственного управления, некоммерческих организаций, и валовое накопление капитала), рассчитываемое как разность ВВП и чис-

М

того экспорта (формула 1): (!)

где X - совокупный экспорт товаров и услуг, M - совокупный импорт товаров и услуг, GDP - ВВП страны. Наиболее высокий показатель, в отдельные периоды превышающий 80%, наблюдается в Белоруссии, в Киргизии -рост показателя до значений, приближающихся к 70%, а в Казахстане и Армении - неустойчивое снижение показателя до 30-40%. Наименьшая зависимость экономики от импорта - в России, где в последние годы показатель не превышает 25% (рис. 1).

1 Trade trends. UNCTADStat. - http://unctadstat.unctad.org

100 80 60 40 20 0

3 Армения ■ Россия "Белоруссия " Казахстан Киргизия

1990 1993 1996 1999 2002 2005 2008 2011 2014

Источник: составлено автором на основе данных Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН)1.

* данные для Киргизии за 1990-2014 гг., для России - за 1990-2013 гг.

Рисунок 1.

Показатель проникновения импорта в странах ЕАЭС в 1990-2015 гг.*, %

Однако следует отметить, что в России, несмотря на умеренные значения макроэкономического индекса проникновения импорта, в отраслевом разрезе по многим товарным позициям наблюдается абсолютная зависимость от ввоза из-за рубежа. Например, по данным Минпромторга России, импорт составляет 100% от потребления по таким товарам как оптическое волокно для производства оптических кабелей, газотурбинные установки мощностью от 100 до 200 МВт, ветрогенерирующие установки2, генераторы для тепловозов, рефрижераторные контейнеры3, бурильные шахтные установки, оборудование для изготовления химических волокон4, электродвигатели, термопласавтоматы5, по значительному числу товарных позиций в гражданском авиастроении6, в автомобильной промышленности7 и в других отраслях.

Высокий уровень проникновения импорта в экономиках Белоруссии, Киргизии, Армении частично объясняется закономерностью, описанной в аналитической публикации ОЭСР: «Уровень проникновения импорта обычно выше в малых экономиках, так как они более открыты в мировой экономике и имеют особенности в специализации. Они становятся более зависимыми от импорта, поскольку не могут специализироваться во многих отраслях. В долгосрочном периоде, если проникновение импорта растет более быстрыми темпами, чем внутренний спрос, и не сопровождается эквивалентным ростом экспорта, это может означать ухудшение конкурентоспособности»8.

В этих странах не удалось избежать негативных последствий роста импорта, так как отечественная продукция обладает низкой конкурентоспособностью на мировых рынках и темпы роста экспорта значительно уступают темпам роста импорта, что приводит к усугублению проблемы торгового дефицита. В то время как в России активный баланс во внешней торговле наблюдается постоянно, а в Казахстане - с 2002 г., Киргизия и Армения имеют хронический торговый дефицит (рис. 2)9. В Белоруссии в последние годы удалось преодолеть дефицит во внешней торговле и приблизиться к равновесному значению.

1 UNECE Statistical Database. Economy. Globalization Indicators. - http://w3.unece.org

2 Об утверждении плана по импортозамещению в отрасли энергетического машиностроения, кабельной и электротехнической промышленности Российской Федерации: Министерство промышленности и торговли РФ: Приказ № 653 от 31 марта 2015 г. -http://minpromtorg.gov.ru

3

Об утверждении плана по импортозамещению в отрасли транспортного машиностроения Российской Федерации: Министерство промышленности и торговли РФ: Приказ № 660 от 31 марта 2015 г. - http://minpromtorg.gov.ru

4 Об утверждении плана по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения Российской Федерации: Министерство промышленности и торговли РФ: Приказ № 654 от 31 марта 2015 г. - http://minpromtorg.gov.ru

5 Об утверждении плана по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности Российской Федерации: Министерство промышленности и торговли РФ: Приказ № 650 от 31 марта 2015 г. - http://minpromtorg.gov.ru

6 Об утверждении плана по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации: Министерство промышленности и торговли РФ: Приказ № 663 от 31 марта 2015 г. - http://minpromtorg.gov.ru

Об утверждении плана по импортозамещению в автомобильной промышленности Российской Федерации: Министерство промышленности и торговли РФ: Приказ № 648 от 31 марта 2015 г. - http://minpromtorg.gov.ru

8 Measuring Globalisation: OECD Economic Globalisation Indicators 2010 / OECD. 2010. - P.76.

9 Для сравнительного анализа торгового баланса используется относительный показатель, характеризующий отношение

"ь ™ 4-i"

разности экспорта и импорта к ВВП: ~~ , гДе X - товарный экспорт, M - товарный импорт, GDP - ВВП страны.

30 20 10 0 -10 -20 -30 -40 -50 -60

| | Армения ■ Россия Белоруссия ~~ _ Казахстан ш ш Киргизия

Источник: составлено автором на основе данных Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН)1

* данные для Киргизии за 1990-2014 гг., для России - за 1990-2013 гг.

Рисунок 2.

Отношение торгового баланса к ВВП в странах ЕАЭС в 1990-2015 гг.*, %

Стремясь преодолеть несбалансированность внешней торговли, правительства Киргизии, Казахстана и Белоруссии уже в конце 1990-х гг. начали осуществлять политику сокращения импорта на основе импортозамещения. В Белоруссии импортозамещение рассматривается как важнейший фактор достижения сбалансированного развития экономики страны. Государственная программа была разработана и утверждена в 1997 г. В дальнейшем на ее основе были разработаны отраслевые и региональные программы, а также перечень импортозамещающих товаров. Для стимулирования проектов применяются следующие меры государственной поддержки:

1) предоставление бюджетных ссуд и займов;

2) предоставление государственных гарантий государственным предприятиям по кредитам, выдаваемым банками республики в белорусских рублях;

3) выделение средств за счет централизованных инвестиционных ресурсов на платной основе на принципах срочности и возвратности в размере 30% от общей сметной стоимости импортозамещающих проектов, обеспечивающих производство по ценам, не менее чем на 30% ниже цены импортируемой продукции;

4) оказание финансовой поддержки малым предприятиям путем частичной компенсации по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга для реализации импортозамещающего проекта2.

В настоящее время «рациональное импортозамещение» является одним из направлений повышения эффективности экономики Белоруссии3. В стране действует единая схема, в соответствии с которой выделено три группы товаров. К первой группе относятся товары, аналоги которых производятся в стране, однако, либо они значительно уступают по качеству импортным товарам, либо объемы их производства недостаточны для удовлетворения внутреннего спроса. В отношении этой группы задача импортозамещения заключается в повышении конкурентоспособности отечественных товаров и расширении их производства. Вторая группа включает товары, которые не производятся в стране: для производства отечественных аналогов создаются новые мощности. Основным способом освоения новой продукции признано привлечение частных инвесторов и транснациональных корпораций. Третья группа - это товары «критического импорта», т.е. необходимые экономике страны, производство которых на данном этапе правительство Белоруссии признало экономически нецелесообразным (например, некоторые виды металлургической продукции, отдельные виды потребительской электротехники). Перечень товаров по программе импортозамещения периодически пересматривается. В частности, в 2008 г. в него было включено 788 товарных позиций (промежуточные и инвестиционные товары - 396, потребительские товары - 392), из них: в первую группу - 293, во вторую - 317 (в т.ч. частично товары первой группы), в третью - 256 позиции. Ежегодно правительство устанавливает контрольные цифры: например, в 2016 г. планируется реализовать импортозамещающие проекты с достижением объема выручки от реализации продукции не менее 600 млн. долл. ежегодно в промышленном производстве и сфере услуг за счет внебюджетных источников.

В Киргизии в 1998 г., накануне присоединения к ВТО, была принята Государственная программа «Экспорт-импорт до 2002 года», направленная на увеличение и развитие экспорта, совершенствование его структуры, и на развитие производства импортозамещающей продукции, на уменьшение зависимости республики от импортных поступ-

1 UNECE Statistical Database. Economy. Globalization Indicators. - http://w3.unece.org

2

Углов В., Давыденко Е. Оценка и адаптация импортозамещающей политики Республики Беларусь международным требованиям // Журнал международного права и международных отношений. 2006. - № 4. - С. 83.

3 О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь № 78 от 23 февраля 2016 г.

лений. Значительное импортозамещение предусматривалось в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности и в машиностроительной отрасли. Аналогичные программы в стране принимались в 2002 и 2007 гг.

В настоящее время приоритетным направлением внешнеторговой политики Киргизии является развитие экспорта. В Плане Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта на 2015-2017 годы определены секторы экономики, нуждающиеся в государственной поддержке: туриндустрия, производство овощей и фруктов, мясной и молочной продукции, текстиля и швейных изделий, бутилированной воды. Они выделены по следующим критериям: 1) текущее состояние экспорта; 2) условия внутреннего предложения; 3) тенденции мирового рынка; 4) воздействие сектора на социально-экономическое развитие страны (занятость, доходы населения, производство добавленной стоимости). Основными направлениями поддержки экспорта являются финансирование торговли, упрощение процедур для экспортеров, поддержка и развитие инфраструктуры качества, обеспечение доступа к торговой информации и продвижение товаров на внешние рынки. Особенность программы поддержки экспорта в Киргизии заключается в ориентации в основном на субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП).

В Казахстане к импортозамещению приступили в конце 1990-х гг. с целью развития отечественного производства и его диверсификации. В 1999 г. была поставлена задача разработать Концепцию политики импортозамещения, а в 2000 г. была принята Программа импортозамещения в отраслях легкой и пищевой промышленности на 20012003 годы. В настоящее время задачи по замещению импорта формулируются в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, являющейся частью промышленной политики страны. До присоединения к ВТО программа индустриализации, основанная на замещении импорта, позволила добиться определенного успеха в диверсификации экономики за счет применения высоких импортных пошлин1. В настоящее время в Казахстане в целях поддержки отечественных товаропроизводителей активно используется система госзакупок. В период осуществления Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития в 2010-2014 гг. отечественные товары, работы и услуги составили 56,6%, а доля местного содержания в закупках увеличилась с 48,2 до 63,1%.

В Армении проблема импортозамещения рассматривалась в составе стратегии по сокращению бедности с целью создания рабочих мест и стратегии устойчивого развития сельского хозяйства с целью обеспечения продовольственной безопасности. В результате стимулирования местного производства удалось добиться определенных результатов в замещении импорта2. Основной способ преодоления превышения импорта над экспортом - диверсификация структуры экспорта и повышение доли наукоемкого производства. В машиностроительном комплексе предусмотрено создание высокотехнологичных производств, обеспечивающих импортозамещение и повышение доли экспорта 3.

В России, также как и в других государствах ЕАЭС, приоритет во внешнеторговой политике отдается развитию экспорта и его диверсификации4. Однако положительные эффекты рыночного импортозамещения, проявившиеся как результат девальвации российской валюты в 1998 году, показали возможности макроэкономического роста на основе замещения импорта. В настоящее время включение импортозамещения в число первоочередных задач государственной политики в России обусловлено обострением политических разногласий между мировыми державами, введением санкций и контрсанкций, интересами экономической безопасности. В России для реализации программы в 2015 г. создан специальный институт: Правительственная комиссия по импортозамещению. Это координационный орган, который обеспечивает согласование действий органов государственной власти всех уровней в целях реализации государственной политики в сфере импортозамещения, обеспечения снижения зависимости отраслей промышленности от импорта.

Обеспечение продовольственной независимости России, ускоренное импортозамещение в отношении мяса, молока, овощей, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции - основная цель Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Ее главная задача - стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов, направленное на импортозамещение5. В целях импортозамещения в гражданских отраслях промышленности Министерство промышленности и торговли утвердило 20 отраслевых планов, содержащих 1553 позиции, в реализации которых осуществляется мониторинг 1719 проектов6. Основными критериями для отбора проектов являются приоритеты экономической безопасности, наличие платежеспособного спроса на продукцию, а также степень критичности. Отраслевые планы содержат номенклатуру позиций промышленной продукции, по которым к 2020 году максимальный объем импорта не должен превышать плановых значений. Утверждены 16 межведомственных рабочих групп по снижению зависимости отраслей от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, работ и услуг иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения.

1 Kazakhstan Assessment of Costs and Benefits of the Customs Union for Kazakhstan. First Report under the Study of International Practice of Integration / Customs Union. Document of the World Bank. Poverty Reduction and Economic Management Unit. Europe and Central Asia Region. Report No. 65977-KZ. November 24, 2012. - P. IX.

2 Growth and poverty reduction in Armenia: achievements and challenges / Enrique Gelbard [et al.]. - Washington (D.C.): International Monetary Fund, 2005. - P. 89.

Обзор торговой политики Армении за 2012 год: Содружество независимых государств. Исполнительный комитет. -www.e-cis.info/foto/pages/23521.doc

4 Гурова И.П., Зыкова Е.В., Склярова Е.Б. Диверсификация российского экспорта // ЭКО. 2007. - № 9. - С. 29-42.

5 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Министерство сельского хозяйства РФ. Официальный Интернет-портал. - http://mcx.ru

6 Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год. - М., 2016. -С. 120-126.

Для государственной поддержки импортозамещения используются ключевые инструменты промышленной политики: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли, государственные закупки, стандартизация и оценка соответствия, налоговое стимулирование, специальные инвестиционные контракты. Основным механизмом, мотивирующим частных инвесторов на участие в развитии промышленного потенциала и на создание новых производств в России, является государственная поддержка специальных инвестиционных контрактов. Кроме того, используются льготные займы Фонда развития промышленности, субсидии на компенсацию затрат на НИОКР в рамках комплексных инвестиционных проектов, а также инструменты, предусмотренные в рамках отраслевых госпрограмм. Одним из направлений стимулирования промышленного развития являются преференции при госзакупках, к их числу относятся: приоритет товаров российского происхождения, а также условия, запреты и ограничения на импортную продукцию1. Приняты нормативно-правовые акты, которые запрещают или ограничивают допуск импортных товаров к госзакупкам для удовлетворения потребностей в продукции оборонно-промышленного комплекса, машиностроения, легкой промышленности, в медицинских изделиях, лекарственных средствах, пищевых продуктах и программных средствах. Важно отметить, что в России запреты и ограничения не распространяются на продукцию, импортируемую из стран Евразийского экономического союза2. Более того, российская инициатива заключается в том, что государства-члены ЕАЭС могут принять участие в российской программе импортозамещения, в совместном производстве оборудования и комплектующих более чем в 25 отраслях, прежде всего, в машиностроении, электронной и легкой промышленности, сельском хозяйстве .

Страны ЕАЭС объединены устойчивыми торговыми связями, которые характеризуются высоким уровнем ин-тенсивности4, на основе внутриотраслевой торговли сохраняются благоприятные предпосылки для развития производственной кооперации в различных отраслях промышленности5. Однако национальные программы по импортоза-мещению носят автономный характер, они все еще не учитывают возможности евразийской интеграции. Пока еще не преодолена проблема, отмеченная в аналитической справке Евразийской экономической комиссии «О результатах анализа национальных программ Беларуси, Казахстана и России в сфере промышленности»: отсутствует направленность на формирование общего внутреннего рынка, «государства-члены Таможенного союза и ЕЭП рассматривают внутренние рынки друг друга с позиций доступного и емкого экспортного рынка, тогда как свои национальные внутренние рынки предусматриваются ими для импортозамещения собственной продукцией»6.

Более того, следует отметить, что сохраняется настороженное отношение к конкуренции на внутренних рынках со стороны стран-партнеров. Двойственное отношение к евразийской интеграции обозначено в «Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы» в части анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в сфере индустриального развития (SWOT-анализ). С одной стороны, доступ к рынку Таможенного союза, наряду с рыночными возможностями в Китае, Центральной Азии и прикаспийских государствах, рассматривается как возможность, но с другой стороны, усиливающаяся на внутреннем рынке Казахстана конкуренция со стороны компаний из стран Таможенного союза - как угроза, наряду с такими тенденциями, как негативное влияние глобальных и региональных кризисных явлений на развитие экономики и промышленности страны, изменяющаяся конъюнктура на мировых сырьевых рынках, участие в ВТО7.

В 2015 г. Евразийский межправительственный совет принял документ, координирующий промышленную политику стран ЕАЭС, - «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза»8. Это решение направлено на объединение усилий стран по сокращению технологического отставания и развитию экспорта совместно произведенной продукции на рынки третьих стран и взаимодействию на этих рынках. Аналитики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) предполагают, что в процессе его реализации будет решаться задача диверсификации производства, вовлечения в оборот предприятий, способных обеспечить замещение импорта по ключевым позициям, а также ориентированных на экспорт. Приоритет импортозамещения они обосновывают необходимостью обеспечения в сложившихся условиях потребностей ЕАЭС за счет собственного производства, повышения локализации производств в целях снижения негативного влияния иностранных компонентов на рост цен на

1 Формы государственной поддержки промышленности. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Минпромторг России. http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/GP_razvitie_promysЫe по8Й_роуу sh_konkurentosposobnostiH1j.pdf

2 Следует отметить, что Ст. 88 «Цели и принципы регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок» Договора о Евразийском экономическом союзе предусматривает предоставление государствам-членам национального режима в сфере закупок.

3 Путин пригласил страны ЕАЭС в российскую программу импортозамещения. - https://lenta.ru/news/2016/05/31/invitation/

4 Гурова И.П. Региональная торговля и торговая интеграция СНГ // Евразийская экономическая интеграция. 2009. - № 2. -С. 89-101.

5 Гурова И.П., Ефремова М.В. Внутриотраслевая и межотраслевая торговля СНГ // Евразийская экономическая интеграция. 2012. - № 3 (16). - С. 30-39.

6 Аналитическая справка «О результатах анализа национальных программ Беларуси, Казахстана и России в сфере промышленности». Евразийская экономическая комиссия. - http://eec.eaeunion.org

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы: Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 9 июня 2014 года № 627. - https://tengrinews.kz

8 Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза: Евразийский межправительственный совет. Решение от 8 сентября 2015 года № 9. - http://docs.cntd.ru/document/420301148

продукцию, производимую в странах ЕАЭС1. В импортозамещающей политике, направленной на стимулирование развития промышленных предприятий за счет потенциала внутреннего рынка, предлагается сформировать целевые установки импортозамещения и осуществлять координацию политики импортозамещения, включая обеспечение единых правил игры на общих рынках в отношении предоставления промышленных субсидий и снятия барьеров, развитие кооперационного сотрудничества, применение стимулирующих мер торговой, таможенно-тарифной политики, конкурентной политики в области государственных закупок, технического регулирования, развития предпринимательской деятельности, транспорта и инфраструктуры, а также использование лизинга2.

Евразийская интеграция развивается в соответствии с общими закономерностями, характерными для современного мирового хозяйства, однако имеет целый ряд политико-экономических особенностей, которые пока еще недостаточно изучены3. В вопросе о координации усилий стран ЕАЭС в области импортозамещения необходимо учитывать не только общие интересы, но и специфические приоритеты каждой страны, обусловленные особенностями социально-экономического и политического положения. Для Белоруссии, Армении и Киргизии - это в первую очередь проблема относительного сокращения импорта с целью преодоления проблемы дефицита торгового баланса, для Казахстана - достижение целей индустриального развития, для России - обеспечение экономической безопасности в период обострения разногласий между крупнейшими мировыми державами. Реалистичность предложений по координации политики импортозамещения в рамках ЕАЭС определяется тем, в какой степени они обеспечивают баланс интересов стран-участниц.

1 Промышленная политика ЕАЭС: от создания к первым результатам / Под ред. С.С. Сидорского. - М.: Евразийская экономическая комиссия, 2015. - С. 36.

2 Там же, с. 40.

3 Гурова И.П. О теоретической модели торговой интеграции на пространстве СНГ // Вопросы экономики. - М., 2014. - № 1. -С. 130-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.