Научная статья на тему 'Процессы регулирования и саморегулирования при формировании регионального рынка АПК'

Процессы регулирования и саморегулирования при формировании регионального рынка АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / PUBLIC ADMINISTRATION / ADMINISTRATIVE REFORM / SELF-REGULATION / DEAL / CONCEPTION / ADMINISTRATIVE DECISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черданцев В. П.

Предложены научные рекомендации по решению задач регулирования и саморегулирования в процессе формирования регионального рынка АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION AND SELF-REGULATION PROCESSES AT FORMATION OF THE REGIONAL MARKET OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Scientific recommendations about the decision of problems of regulation and self-regulation in the course of formation of the regional market of agrarian and industrial complex are offered.

Текст научной работы на тему «Процессы регулирования и саморегулирования при формировании регионального рынка АПК»

Экономика

ПРОЦЕССЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО

РЫНКА АПК

В.П. ЧЕРДАНЦЕВ,

кандидат экономических наук, доцент,

Пермская ГСХА им. Д.Н. Прянишникова, г Пермь

Ключевые слова: государственное регулирование, государственное управление, административная реформа, саморегулирование, саморегуляция, экономическая политика, концепция, управленческое решение.

Устойчивое развитие сельских территорий, создание условий функционирования сельского хозяйства и приоритетных подотраслей, достижение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, регулирование рынков агропродукции, сырья и продовольствия составляют экономическую политику государства по развитию АПК.

Экономическая политика предусматривает разумное сочетание активной политики экономического роста с внедрением новых технологий государственного управления и регулирования.

Для обеспечения устойчивого развития АПК и продовольственного рынка объективно необходима система научных исследований по проблеме саморегулирования АПК на основе научно-методологических разработок по вопросам реализации функций государственного регулирования.

В понятии "саморегулирование" находит отражение участие, которое принимает в управлении сам объект управления.

Исходя из вышеизложенного, научно-теоретической проработки и обоснования требуют вопросы исследования в определении параметров взаимосвязи и взаимообусловленности государственного регулирования и саморегулирования, которые должны составлять философскую основу - идеологию исследования.

Сформулированная и конкретизированная формула концепции может быть определена следующим образом: общепринятые позиции регулирования деятельности АПК не отменяются, а видоизменяются за счет расширения возможностей саморегулирования в качестве основного инструмента целостной системы регулирования.

Концепция исследования определяет принципы формирования и реализации методологии управления агропромышленным комплексом в целом, его структурными формообразованиями.

Научного обоснования требуют вопросы оптимального сочетания государственного регулирования и саморегулирования субъектов рынка, их позитивного развития в условиях формирования и реализации федеральных и региональных программ в области сельского хо-

зяйства и агробизнеса; вопросы оптимальных межотраслевых пропорций, структурной инвестиционной политики и выработки на их основе стратегии экономического развития.

Одновременно встает вопрос о формировании совершенной системы государственного регулирования и саморегулирования экономических отношений в агропромышленном производстве. В этих условиях происходит опосредованно через совокупность различных методов и форм воздействие на экономические интересы товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства с целью усиления мотивации их производственной и инвестиционной деятельности и насыщения продовольственного рынка.

Предметом саморегулирования является предпринимательская деятельность или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в СРО, с целью активизировать саморегулирование в самых различных областях деловой активности.

В качестве содержания деятельности саморегулирования рассматривается разработка и установление стандартов и правил деятельности наряду с контролем за их соблюдением.

Тем самым СРО делегируются полномочия по нормативному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, что является одним из проявлений административной реформы.

Учитывая необходимость реализации в практической деятельности программ реформирования АПК, в исследовании определена практическая концепция - социальная направленность деятельности хозяйствующих субъектов и соответствующая мотивация работников для реализации государственных и индивидуальных интересов, ориентированных на развитие агробизнеса.

Конкретные данные практической деятельности Пермского края по реализации закона "О саморегулируемых организациях" подтверждают, что должны быть реализованы: во-первых, программа продовольственного обеспечения населения, во-вторых, мероприятия повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Указанный комплекс позволит повы--сить рейтинг Пермского края среди субъектов Российской Федерации.

Теоретические и практические концептуальные подходы определяют цель исследования - это разработка методологических положений и методических рекомендаций, направленных на постоянную эволюцию саморегулирования в его оптимальном сочетании с государственным регулированием формирования и эффективного функционирования АПК.

Содержательная цель исследования касается создания методологической, методической основы для формирования системы саморегулирования в качестве инструмента единой системы регулирования.

В конкретизированном виде: комплекс теоретических, методологических, методических и практических организационно-экономических проблем, связанных с определением границ регулирования и саморегулирования в рамках действующей региональной агросферы, составляют предмет исследования.

В современных условиях действия принципов разграничения функций государственного и хозяйственного управления должен усиливаться приоритет хозяйственного управления с участием саморегулируемых организаций.

Для обеспечения реализации Государственной программы в 2008 году сформирована нормативно-правовая база, в том числе принято 10 постановлений правительства Российской Федерации, издано 20 приказов Минсельхоза России, заключены соглашения со всеми субъектами РФ и 38-ю отраслевыми союзами и ассоциациями.

Проведенный в исследовании анализ действующей институциональной системы показал, что только развитая система экономических институтов и организаций способна обеспечить устойчивость и стабильную структуру форм хозяйствования, поскольку она отражает корпоративные нормы поведения.

Институциональная экономика представляет собой часть экономической науки, изучающей механизмы функционирования различных социальных, политических, экономических, правовых, финансовых, торговых и национальных

Government regulation, public administration, administrative reform, self-regulation, selfregulation, deal, conception, administrative decision.

Таблица 1

Сфера участия саморегулируемых организаций в реализации стратегических направлений развития сельскохозяйственного производства Пермского края

Основные направления Саморегулируемая организация Ожидаемые результаты

Строительство и техническое перевооружение отраслей животноводства Ассоциация строителей Снижение затрат на производство на 10%; увеличение поголовья в 1,52,5 раза; увеличение уровня рентабельности на 5-25%

Техническое переоснащение отраслей растениеводства Союз «Агролизинг» Снижение затрат на производство на 8-10%; увеличение посевных площадей в 1,5-2,5 раза: увеличение уровня рентабельности на 5-15%

Совершенствование племенного потенциала животных Отраслевой союз инноваций и инвестиций Увеличение продуктивности на 15%; рост маточного поголовья скота и птицы; наращивание объемов производства

Организация качественной системы семеноводства Отраслевой союз инноваций и инвестиций Повышение доли элитных семян в общем объеме высева с 5,3 до 17,8% увеличит урожайность на 63%

Укрепление финансового состояния предприятий Союз аудиторов Обеспечение рентабельности сельскохозяйственных предприятий

Создание прочной кормовой базы Отраслевой союз «Кормопроизводство» Снижение затрат на корма в структуре себестоимости животноводства на 6-10%

Повышение квалификации кадров, закрепление рабочей силы на селе Союз «Закольцованная система образования» Рост квалификации кадров на 10%; сокращение оттока кадров из села; рост обеспеченности специалистами до 75-80%

Внутреннее и внешнее управление затратами Союз перевозчиков, Союз аудиторов Снижение себестоимости продукции на 10%

Совершенствование зооветеринарного обслуживания Отраслевой союз «Ветеринария» Повышение сохранности приплода; рост поголовья и продуктивности

Совершенствование агромелиоративного обслуживания Союз «Агромелиорация» Повышение урожайности сельскохозяйственных культур

Восстановление почвенного плодородия Отраслевой союз «Рекультивация земель» Окультуривание до 10 тысяч га в год

Развитие интеграционных процессов, инновации Отраслевой союз инноваций и инвестиций Синергетический эффект от интеграции 5-10%; увеличение эффективности сельскохозяйственных предприятий

Организация подсобных и вспомогательных производств Союз подсобных и вспомогательных производств Увеличение доли прибыли на 5-15%

Развитие малого и среднего бизнеса Союз предпринимателей Наращивание объема производства; увеличение рентабельности на 10-15%; снижение расходов

Реализация программы комплексной модернизации сельских поселений СРО социальных услуг, СРО по реализации жилищной политики Повышение реального уровня жизни населения; соответствие доходов уровню цен

Внедрение инновационных технологий на агроперерабатывающих предприятиях и при хранении агропродукции Союз переработчиков сельскохозяйственного сырья Снижение затрат на производство продукции на 10%; увеличение доли продукции пермских производителей на рынке; рост квалификации кадров; снижение себестоимости продукции на 15%

институтов в конкретных исторических условиях в их взаимообусловленности и взаимозависимости на развитие экономической теории и экономической практики.

В современных условиях региональный аспект проблемы государственного регулирования и саморегулирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия по-прежнему привлекает внимание исследователей и практических работников аграрной сферы. Актуальность данной проблемы дикту-

ется необходимостью совершенствования государственного регулирования и саморегулирования.

При этом государственное регулирование выражается через эффективные экономические механизмы регулирования экспорта и импорта, систему мер по кредитам, налогам, ценовой политике, развитию рыночной и информационной инфраструктур.

Становление и развитие регионального аграрного рынка предопределяет становление и развитие новой систе-

Экономика

мы управления и социальных отношений в АПК. Достижение положительных социальных результатов отвечает прежде всего интересам региона в целом и предполагает системное решение следующего состава задач:

- увеличение количества рабочих мест в регионе и улучшение условий труда работников АПК;

- улучшение жилищных и культурнобытовых условий работников АПК;

- повышение надежности снабжения населения региона важнейшими видами продовольственных товаров: натуральной витаминной продукцией ежедневного потребления и высококачественными мясными и молочными продуктами;

- изменение уровня здоровья работников АПК и населения региона;

- экономию свободного времени населения (улучшение обслуживания, совершенствование размещения торговой сети и общий рост культуры).

Организации саморегулирования обладают объективными сравнительными преимуществами в плане обеспечения эффективного контроля поведения агентов рынка, поскольку саморегулирование реально поддерживает высокие стандарты функционирования бизнеса в определенной сфере, имеет разработанный свод правил, систему контроля и применения санкций.

Выбор структуры управления в организации саморегулирования определяется организационно-правовой формой и требованиями действующего законодательства.

Саморегулирование как инструмент целостной системы регулирования имеет конкретные формы и механизмы проявления в хозяйственной практике.

В результате исследования нами установлено, что для обеспечения устойчивого развития сельских территорий необходимы саморегулирующие организации по ряду направлений (табл. 1).

Наряду с типовыми функциями организации управления СРО в качестве специфической функции нами рассматривается организация информационных и консультационных услуг, сбор и обработка информации по объектам закупочной и сбытовой деятельности (табл. 2).

Самостоятельный блок результатов исследования позволяет в качестве основополагающей позиции выдвинуть обоснование организационно-функциональных и организационно-экономических основ деятельности саморегулиру-емых организаций.

Саморегулирование - это самостоятельное реагирование внутренней системы саморегулируемой организации на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование. Саморегулирование достигается с помощью оперативной информации, обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации - саморегуляции.

Главный принцип дальнейшей эво-

Экономика

Таблица 2

Основные принципы организации деятельности и управления саморегулируемых организаций (СРО)

Организационно-экономические принципы деятельности Организационно-функциональные принципы деятельности

1. Некоммерческая организация (включение в государственный реестр). 2. Стандартизируемые и регулируемые правила предпринимательской и профессиональной деятельности. 3. Имущественная ответственность членов. 4. Членство - добровольное. 5. Защита информации. 6. Открытость информации. 7. Учредительные документы. 8. Организация структуры контроля. 9. Источники финансирования имущества. 10. Органы управления. 1. Предмет регулирования и сфера действия. 2. Взаимодействие членов, потребителей, органов власти. 3. Самостоятельная инициативная деятельность (разработка стандартов и правил деятельности). 4. Функции: - разработка требований к членству субъектов; - меры дисциплинарного воздействия; - третейский суд; - анализ деятельности членов; - представление интересов в органах власти; - обучение и аттестация работников; - информационная открытость деятельности.

люции саморегулируемых организаций -естественное развитие института саморегулирования, которое должно происходить по принципу "снизу вверх", т.е. фактическое встраивание саморегулирования бизнеса в механизм государственного управления.

Результаты обследования деятельности СРО Пермского края позволили выделить три основополагающих критерия. Первый - вступление в организацию осуществляется не только на основе принципа добровольности, отраслевой принадлежности, но и учитывая

качественные характеристики и позиции претендента в рыночной инфраструктуре. Второй критерий - это формирование в большей мере регламентированной системы качества агропродукции, работ и услуг на основе внутренних стандартов качества. Третий критерий - это система комплексной материальной ответственности за результаты деятельности собственными материальными средствами.

Наличие указанных критериев объективно определяет необходимость фор-

мирования специфических особенностей организационного менеджмента, менеджмента качества, компенсационного менеджмента. Данная позиция подтверждена социологическим опросом.

В действующей хозяйственной практике отсутствуют конкретизированные положения по содержанию стандартов и правил. Практическое использование правил и стандартов позволяет создать новую технологию информационно-аналитической поддержки любого стандарта, которая формулирует основные принципы.

Предложенные научные положения и практические рекомендации позволяют на более высоком научно-методическом уровне решать задачи регулирования и саморегулирования в процессе формирования и эффективного функционирования регионального АПК в условиях современной аграрной сферы экономики, мирохозяйственных связей.

Разработанные предложения и рекомендации могут быть использованы для расширения возможностей саморегулирования в качестве основного инструмента целостной системы регулирования деятельности регионального АПК, рационализации межрегиональных продовольственных и сырьевых связей, при подготовке необходимых нормативных и правовых документов регионального назначения, при определении направлений совершенствования системы подготовки кадров.

Литература

1. Алтухов А. И., Макин Г. И. Региональный продовольственный рынок: проблемы формирования и развития. М. : Агропромиздат, 1997. 112 с.

2. Гордеев А. В. Реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства - залог продовольственной стабильности страны // АПК: экономика, управление. 2008. № 7.

3. Крылатых Э. Н. Прогноз развития агропродовольственного сектора России до 2030 года // Аграрный вестник Урала. 2006. № 5-6.

4. Милосердов В. В. Сценарии экономического роста в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 5.

5. Сёмин А. Н., Зырянова Т. В. Особенности государственного регулирования АПК: вопросы теории и практики. М. : АгриПресс, 2001. 716 с.

6. Черданцев В. П. Регулирование регионального АПК. Пермь : ПГСХА, 2007. 220 с.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Т.И. БУХТИЯРОВА,

доктор экономических наук, профессор,

Пермская ГСХА им. Д.Н. Прянишникова, г. Пермь И.Н. БАТУРИНА (фото), старший преподаватель, Курганская ГСХА Т. С. Мальцева, Курганская область

им

Ключевые слова: молочно-продуктовый подкомплекс, интегрированные формирования, эффективное управление затратами, областная программа «Молоко».

Вопросы функционирования национального агропромышленного комплекса и обеспечения продовольствен-

российское производство продукции сельского хозяйства (табл. 1).

Так, например, по показателям про-""изводства зерновых на душу населения область занимает 5-е место по

ной безопасности относят к приоритетным задачам. Курганская область вносит существенный вклад в обще-

Dairy-grocery subcomplex, the integrated formations, efficient control expenses, the regional program “Milk”.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.