Научная статья на тему 'Принципы изменений управления АПК на основе саморегулирования'

Принципы изменений управления АПК на основе саморегулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SELF-REGULATION / SELFCONTROLLED ORGANIZATIONS / RESHAPING SYSTEM INSTITUTE OF MANAGEMENT / SYSTEM APPROACH / ECONOMIC REGULATION / ADMINISTRATIVE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черданцев В. П.

В пределах своей компетенции саморегулируемые организации решают социальную задачу улучшения имущественного положения граждан (социальная защита, социальная поддержка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE CHANGE OF GOVERNING THE AGRONOMIC INDUSTRIAL COMPLEX ON BASE OF THE SELF-REGULATION

Within its competency to selfcontrolled organizations solve the social problem of the improvement of the property position of the people (social protection, social support).

Текст научной работы на тему «Принципы изменений управления АПК на основе саморегулирования»

Экономика

ПРИНЦИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ АПК НА ОСНОВЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

В.П. ЧЕРДАНЦЕВ,

доцент, кандидат экономических наук, Пермская ГСХА

Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации, институциональная система реформирования управления, системный подход, экономическое регулирование, административное регулирование.

Главная составляющая экономической политики государства - формирование и совершенствование инновационной стратегии, нацеленной на развитие прогрессивных технологических укладов, применения на основе партнерства инструментов прямого и косвенного стимулирования инновационного процесса, а также формирования эффективной инфраструктуры с использованием новейших коммуникационных и информационных технологий.

Институциональный подход как основа российских аграрных преобразований предполагает, что общепринятые позиции регулирования деятельности агросферы при этом не отменяются, а видоизменяются за счет расширения возможностей саморегулирования в качестве основного инструмента целостной системы регулирования.

Это тем более важно, поскольку административная политика государства ориентирована на расширение

позиций саморегулирования и ответственности всех уровней управления.

Положительные тенденции, заложенные приоритетным национальным проектом, в рамках реализации Гос-программы сохраняются.

Цель и методика исследования В условиях современной экономики развитие АПК характирезуется изношенностью производственных фондов, низкой конкурентоспособностью отечественной агропродукции, недостаточным уровнем внедрения современных технологий, дефицитом квалифицированных кадров на всех уровнях.

Основная причина сложившейся ситуации - наличие диспаритета цен на сельскохозяйственную, промышленную продукцию, дисбаланс спроса и предложения на рынке агропродукции, что означает отсутствие реальных экономические факторов, действующих в направлении снижения цен и даже их стабилизации.

Меры, предусмотренные в документах Министерства сельского хозяйства

Российской Федерации, призваны активизировать преобразования, инициированные приоритетным национальным проектом «Развитие АПК до 2012 года». Они направлены на обеспечение устойчивого развития рыночных институтов и отношений, усиление социальных аспектов в агросфере путем развития форм и механизмов регулирования и саморегулирования при формировании эффективного функционирования регионального АПК.

В основу государственной аграрной политики в рамках данного сценария положен принцип разделения задач государственного управления агросферой и профессионального участия государства в рыночной деятельности. Ограничивая свои функции в качестве профессионального участника рынка, государство повышает эффективность государственного регулирования, которое представляет собой обширную систему мер правового, институционального, контролирующего характера, осуществляемых государственными предприятиями, учреждениями и органами - в целях достижения социально-экономической стабильности.

Системный подход к содержанию принципов государственного регулирования, его методов, форм и инструментов позволяет представить действующую модель динамично развивающейся системы механизма государственного регулирования и конкретизировать виды государственного управления.

В условиях, когда практически все агропредприятия находятся в частных руках, органам государственной власти необходимо выработать новые эффективные способы управления, основанные на принципах четкого анализа ситуации на рынке, частно-государственного партнерства и взаимодействия с профессиональными объединениями участников агрорынка.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации стратегическая цель государственной аграрной поли-

Self-regulation, selfcontrolled organizations, reshaping system institute of management, system approach, economic regulation, administrative regulation.

Таблица 1

Основные производственно-экономические показатели отрасли сельского хозяйства Пермского края

Показатель 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2007 год в % к 2003 году

Валовая продукция сельского хозяйства, млн руб. 17116,1 19109,4 19813,5 21041,4 22242,2 X

Индекс физического объема производства сельскохозяйственной продукции, % 98,2 92,8 94,5 101,9 95,5 X

Продукция хозяйств населения и крестьянских хозяйств в действующих ценах, млн руб. 9691 10155 10138 10923 10860,4 112,0

Поголовье (тыс. гол.): крупный рогатый скот 388,9 365,2 335,1 319,5 304,2 78,2

свиньи 278,6 236 221,5 231,4 219,0 78,6

птица 7343,5 6340,8 6993,9 5778,2 4772,9 66,1

Валовой надой молока, тыс. тонн 599,6 568,8 525,5 508,0 511,2 85,2

в том числе в сельскохозяйственных организациях 319,4 311,2 295,9 304,0 308,6 97,1

Убой скота и птицы в живом весе, тыс. тонн 142,6 134,1 123,6 119,2 121,3 85,1

Производство яиц, млн штук 988,1 991,1 992,9 940,3 833,2 84,3

Валовой сбор картофеля, тыс. тонн 704,4 690,5 563,7 806,6 675,1 83,7

Валовой сбор овощей, тыс. тонн 390,7 388,1 390,9 373,3 354,7 95,0

Составлено автором по данным статистических органов Пермского края

Экономика

Рисунок 1. Схема экономического регулирования агропромышленного

производства

тики - реализация права на определение форм и методов хозяйствования. Государственная структурная полити-

ка создает условия для частной инвестиционной активности и экономического подъема, связанного с организа-

цией новых форм саморегулирования. В ее основе должны лежать потребности гармоничного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и стабильного развития страны в целом, обеспечение рационального размещения производственных мощностей и мобильности трудовых ресурсов (включая иммиграционные потоки).

Преодоление негативных тенденций, устранение причин, вызвавших кризис в сельском хозяйстве, адаптация аграрного сектора к рыночным условиям определяют необходимость изменения роли государства в регулировании, создание условий для роста доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, развития системы производства и сбыта продукции, повышения внутреннего спроса на агропродукцию.

Применительно к практике Пермского края данная позиция имеет место и в большей мере объясняется существующей динамикой технико-экономических показателей агропроизводства (табл. 1).

В современных условиях эффективность государственного регулирования агропромышленного комплекса прямо обусловлена рациональным сочетанием мер, принимаемых на феде-

Таблица 2

Сфера участия саморегулируемых организаций в реализации стратегических направлений развития сельскохозяйственного производства Пермского края

Годы Основные направления Наименование мероприятий, обеспечивающих конечные результаты Саморегулируем ая организация Контроль за выполнением Ожидаемые результаты

2008- 2012 Строительство, реконструкция и техническое перевооружение отраслей животноводства Замена и реконструкция технологического оборудования. Внедрение достижений науки и техники Ассоциация строителей Министерство сельского хозяйства. Собственники предприятий. Инвесторы Снижение затрат на производство продукции на 10%, увеличение поголовья в 1,5-2,5 раза, увеличение уровня рентабельности на 5-25%

2008- 2012 Техническое переоснащение отраслей растениеводства Приобретение (покупка и/или лизинг) сельскохозяйственной техники и оборудования. Организация МТС Союз «АгроЛизинг» Министерство сельского хозяйства. Собственники предприятий. Инвесторы Снижение затрат на производство продукции на 810%, увеличение посевных площадей в 1,5-2,5 раза, увеличение уровня рентабельности на 5-15%

2008- 2009 Совершенствование племенного потенциала животных Организация племенной работы, стимулирование приобретения племенного скота, птицы и племенного материала Отраслевой союз «Инноваций и инвестиций» Министерство сельского хозяйства. Собственники предприятий. Инвесторы Увеличение продуктивности на 15%. Рост маточного поголовья скота и птицы. Наращивание объема производства

2008- 2009 Организация качественной системы семеноводства Стимулирование использования высокопродуктивных семян сельскохозяйственных культур Отраслевой союз «Инноваций и инвестиций»» Министерство сельского хозяйства; собственники предприятий; страховые организации Для зерновых и зернобобовых культур повышение доли элитных семян в общем объеме высева с 5,3 до 17,8% увеличат урожайность на 63%

2008- 2010 Создание прочной кормовой базы Расширение посевных площадей. Создание страхового запаса кормов Отраслевой союз «Кормопроизвод ство» Собственники предприятий, страховые организации Снижение затрат на корма в структуре себестоимости продукции животноводства на 610%

2008- 2010 Совершенствование зооветеринарного обслуживания Соблюдение правил и стандартов зооветеринарного обслуживания. Страхование поголовья Отраслевой союз «Ветеринария» Собственники предприятия, СРО, страховые организации Повышение сохранности приплода, рост поголовья и продуктивности. Снижение удельного расхода кормов на единицу продукции на 5%.

2008- 2009 Совершенствование агромелиоративного обслуживания Соблюдение агросроков, стандартов и правил, требований технологии производства. Применение средств защиты растений. Страхование посевов Союз «Агромелиораци я» Собственники предприятия, страховые организации Повышение урожайности сельскохозяйственных культур, сокращение потерь продукции на 10-15%.

2008- 2012 Восстановление и сохранение почвенного плодородия Комплексное агрохимическое окультуривание почв. Переход на ресурсосберегающие технологии Отраслевой союз «Рекультивация земель» Министерство сельского хозяйства, собственники предприятия Окультуривание до 10 тысяч гектаров в год

Экономика

Таблица 2

Сфера участия саморегулируемых организаций в реализации стратегических направлений развития сельскохозяйственного производства Пермского края

Годы Основные направления Наименование мероприятий, обеспечивающих конечные результаты Саморегулируем ая организация Контроль за выполнением Ожидаемые результаты

2008- 2012 Развитие интеграционных процессов. Инновация Создание интегрированных агроформирований вертикального типа Союз «Инноваций и инвестиций» Районные администрации. Собственники предприятий Синергетический эффект от интеграции 5-10%, увеличение эффективности сельскохозяйственных предприятий

2008- 2010 Внедрение (совершенствование службы маркетинга) Расширение и углубление ассортимента, изучение спроса потребителей Информационн ый (маркетинговый) центр СРО по сбыту агропродукции Собственники предприятий, Минторг Пермского края, районные администрации Увеличение доли продукции пермских производителей на внутреннем рынке. Увеличение объема вывоза за пределы края на 20%

2008- 2012 Повышение квалификации кадров, закрепление рабочей силы на селе Поддержка развития кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий. Повышение материальной и моральной заинтересованности. Создание жилищно-бытовых условий, предоставление льгот и гарантий. Развитие инфраструктуры Союз «закольцованна я система образования» Министерство сельского хозяйства, районные администрации, собственники предприятий Рост квалификации кадров на 10%, сокращение оттока кадров из села, рост обеспеченности специалистами до 75-80%

2008- 2010 Организация подсобных промышленных и вспомогательных производств Производство удобрений, деревообработка и т.д. Союз подсобных и вспомогательны х производств Собственники предприятий, экологические службы Увеличение доли прибыли на 515%

2008- 2012 Внутреннее и внешнее управление затратами Использование принципов и функций логистики. Контроль за расходованием денежных средств Союз перевозчиков, союз аудиторов Собственники предприятий, инвесторы Снижение себестоимости продукции на 10%

2008- 2012 Укрепление финансового состояния предприятий Разработка программы повышения финансовой устойчивости предприятий Союз аудиторов Собственники предприятий, инвесторы Обеспечение рентабельности сельскохозяйственных предприятий

2008- 2012 Развитие малого и среднего бизнеса Разработка программ личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств Союз предпринимател ей Собственники предприятий, администрации районов, инвесторы Наращивание объема производства, увеличение рентабельности на 10-15%, снижение расходов

2008- 2012 Реализация программы комплексной модернизации сельских поселений Разработка мероприятий социальной поддержки и социальной защищенности населения СРО социальных услуг, СРО по реализации жилищной политики Министерство сельского хозяйства, районные администрации, СРО Повышение реального уровня жизни населения, соответствие доходов уровню цен

2008- 2012 Внедрение инновационных технологий на агроперерабаты вающих предприятиях и при хранении агропродукции Замена и реконструкция технологического оборудования, соблюдение стандартов и правил, обучение персонала Союз переработчиков сельскохозяйстве нного сырья Министерство сельского хозяйства, собственники предприятий, инвесторы, СРО Снижение затрат на производство продукции на 10%, увеличение доли продукции пермских производителей на рынке, рост квалификации кадров, снижение себестоимости продукции на 15%

‘Составлено основе «Программы развития АПК Пермского края на 2008-2012 гг.».

ральном и региональном уровнях, что в свою очередь, требует не только анализа ситуации, тенденций развития, но и рассмотрения АПК в качестве единого объекта государственного регулирования (рисунок 1).

В условиях дефицитной экономики и сложившихся реалий, сложности и, самое главное, длительности процесса рыночных преобразований, приобретают особую важность вопросы достижения сбалансированности развития рыночных механизмов с решением задач социальной политики.

Один из инструментов регулирования агрорынка - формирование продовольственных ресурсов для государственных нужд, определение объемов структуры обеспечения внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, что

особенно актуально в условиях развития мирохозяйственных связей.

Регулирование определенных продовольственных рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, без вмешательства государства, являет собой процесс саморегулирования. Допуск на рынок фактически будут осуществлять сами про-фессинальные участники,

объединенные в саморегулируемые организации. Организации саморегулирования обладают объективными сравнительными преимуществами в плане обеспечения эффективного контроля поведения агентов рынка, поскольку саморегулирование реально поддерживает высокие стандарты функционирования бизнеса в определенной сфере, имеет разработанный свод правил, систему контроля и при-

менения санкций. Саморегулирование не создает препятствий для эффективной конкуренции на рынке, но обеспечивает соблюдение интересов собственно членов организации не в ущерб общественным интересам.

Выбор структуры управления в организации саморегулирования определяется организационно-правовой формой и требованиями действующего законодательства.

При определении взаимодействия государственного регулирования и саморегулирования необходимо исходить из следующих позиций: саморегулирование всегда осуществляется в рамках действующего законодательства и является легитимным, может фактически замещать государственное регулирование в определенных сферах. Нормы саморегулирования могут до-

Экономика

полнять и конкретизировать действующее законодательство, ужесточать требования к участникам рынка.

Саморегулирование как инструмент целостной системы регулирования имеет конкретные формы и механизмы проявления в хозяйственной практике.

Нами установлено, что для обеспечения устойчивого развития сельских территорий необходимы саморе-

гулирующие организации по ряду направлений (таблица 2).

В пределах своей компетенции са-морегулируемые организации решают социальную задачу улучшения имущественного положения граждан (социальная защита, социальная поддержка). Более того, СРО осуществляет свою деятельность с использованием собственных доходов, накоплений и

кредитов без определенной поддержки со стороны государства.

Наряду с типовыми функциями организации управления СРО в качестве специфической функции нами рассматривается организация информационных и консультационных услуг, сбор и обработка информации по объектам закупочной и сбытовой деятельности.

Литература

1. Гордеев А.В. Реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства - залог продовольственной стабильности страны // АПК: экономика, управление . - 2008. - № 7.

2. Крылатых Э.Н. Прогноз развития агропродовольственного сектора России до 2030 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 9.

3. Милосердов В.В. Сценарии экономического роста в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006, № 5.

4. Сёмин А.Н., Зырянова Т. В. Особенности государственного регулирования АПК: вопросы теории и практики. - М.: АгриПресс, 2001. - 716 с.

5. Черданцев В.П. Регулирование регионального АПК. - Пермь: ПГСХА, 2007. - 220 с.

О РОЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Т.И. ЛАРИНИНА

аспирант, Вятская ГСХА, г. Киров

Ключевые слова: потребительская кооперация, развитие сельских территорий, меры государственной поддержки.

Главная государственная задача на селе - устойчивое развитие сельских территорий, повышение качества жизни сельского населения, развитие деловой активности, создание рабочих мест и социальной инфраструктуры. Потребительская кооперация поддерживает усилия государства, направленные на качественное повышение уровня жизни на селе.

В последние годы в России формируются и реализуются серьёзные институциональные проекты. Государство готово к передаче своих функций крупным серьёзным организациям. Учитывая свои возможности, потребкооперация может взять на себя профильные функции.

Цель и методика исследования

В настоящее время потребительская кооперация России, являясь проверенным временем инструментом вовлечения людей в экономическую жизнь, обеспечивает альтернативную занятость и становиться источником доходов для шести процентов трудоспособного населения села. Во многих регионах от 40 до 60 процентов поступлений муниципальных бюджетов формируется за счёт организаций потребительской кооперации.

Своей деятельностью потребительская кооперация России охватывает около 90 тысяч населённых пунктов, где проживает почти 36 миллионов человек, причём более чем в половине таких населённых пунктов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

насчитывается менее ста жителей. Старейшая некоммерческая организация со 117-летней историей сегодня работает на территории всех 39 муниципальных районов Кировской области и объединяет 33 тысячи пайщиков, проживающих, в основном, в сельской местности. Подчёркивая социальную роль потребкооперации области, следует отметить, что, давая работу 12393 работникам с оплатой труда, вдвое превышающей официальный прожиточный минимум, кооперация продолжает сотрудничество с центром занятости, создаёт новые рабочие места, привлекает для сезонных и общественных работ свыше 1000 человек ежегодно. К тому же она является добросовестным налогоплательщиком: организациями потребкооперации только за половину 2008 года уплачено налогов и сборов на сумму 47 млн руб.

Потребительская кооперация -важная составная часть социальной инфраструктуры села, играет существенную роль в жизнеобеспечении сельского населения, в устойчивом развитии сельских территорий. Она обладает необходимыми предпосылками, чтобы стать действенным элементом механизма реализации государственных программ и проектов развития сельскохозяйственного производства и возрождения села.

Организации потребкооперации участвуют в развитии торгового и бы-

тового обслуживания на селе в соответствии с социальной программой «Развитие села до 2012 года». Привычными сферами деятельности потребкооперации являются: продовольственное обеспечение селян, общепит, закупки излишков сельхозпродукции у населения, её переработка на производственных предприятиях. Большое значение для достижения намеченных государством целей по развитию сельского хозяйства, сельскохозяйственных рынков и сельских территорий имеет вовлечение в хозяйственный оборот продукции, производимой гражданами и их объединениями. На огородах у крестьян и в фермерских хозяйствах выращивается основная доля картофеля, разводится мясной и молочный скот. По нашему мнению, на заготовительном рынке должны работать профессионалы, а не перекупщики, чтобы круглый год организованно велись закупки сырья по достойным ценам. Для этого необходимо создание системы, объединяющей производство сельскохозяйственной продукции гражданами, её закупку и переработку, а главное - обеспечение гарантированного договорными обязательствами сбыта, в частности, в рамках государственного и муниципального заказа. Центросоюз при соответствующей государственной поддержке

The consumer cooperation, the development of the agricultural territories, the measures of the state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.