34. Котлер Ф., Вонг В., Сондерс Д., Армстронг Г. Основы маркетинга. - М.: Вильяме, 2009.
35. Кудаков A.C. Методология формирования и развития финансовой инфраструктуры корпоративных объединений: дисс. - СПб., 2007.
36. Мирошин С.М. Разработка методов и механизмов эффективного формирования и функционирования финансово-промышленных групп: дисс. - М., 2004.
38. Самойлов A.M. Электронная коммерция в системе современного бизнеса: дисс. - М., 2004.
39. Фатрелл P.T., Шафер Д.Ф., Шафер Л.И. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат. -М.: Вильяме, 2004.
40. Стратегии развития отечественной электронной промышленности» и подпрограммы «Развитие электронной компонентной базы» на период 2007-2011 гг. / Правительство РФ, 2007.
41. Sony vs Samsung: The Inside Story of the Electronics Giants' Battle For Global Supremacy - Sea-Jin Chang, John Wiley & Sons Inc. - May 2008.
42. Игнатьев A.C. Научные исследования и инновации в российской электронной промышленности // Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд - 2011».
ПРОЦЕССЫ КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В АПК РЕГИОНА
© Исламиев P.P.*
Филиал Российского государственного университета туризма и сервиса,
г. Пермь
В статье рассматривается становление и развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции в агропромыш-ленном комплексе Пермского края.
Переход аграрной экономики на рыночные отношения неразрывно связан с реформированием агропромышленного комплекса, развитием новых форм хозяйствования, базирующихся на многообразии форм собственности. Это предполагает радикальные изменения хозяйственного механизма всей аграрной сферы экономики.
В ходе проведенных преобразований в сфере АПК Пермского края произошли глубокие социально-экономические изменения, сформирована
* Доцент кафедры Менеджмента и прикладных информационных технологий, кандидат экономических наук.
многоукладная экономика, изменилась структура производства и реализации продукции. Сельское хозяйство края и после дефолта 1998 г. остается низкотоварным. Уровень товарности основных продуктов составил в 1999-2001 гг. - 46,3 % и в 2009 г. 53,7 %. Объем товарной продукции в 2010 г. в сопоставимых ценах снизился по сравнению с 1990 г. на 59 %, ас 2001 г. - на 3,7 %. В то же время реальные денежные доходы населения края выросли за 2001-2010 гг. на 87 %, в результате чего возрос импорт и ввоз из других регионов в область продовольствия и сырья более чем в три раза [1, с. 22-25].
Анализ положения дел в агропромышленном комплексе Пермского края показывает, что на данном этапе ни одна из сфер АПК не в состоянии в одиночку выйти из экономического кризиса. В связи с этим важнейшим условием активизации деятельности предприятий АПК может стать объединение их на основе кооперации и интеграции как важнейшего фактора стабилизации экономики.
Становление и развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции являются одним из первоочередных направлений стабилизации и совершенствования аграрного производства Пермского края. В условиях рыночных отношений кооперация и агропромышленная интеграция выполняют различные функции как в сфере производства сельскохозяйственной продукции, так и в сфере сервисного обслуживания.
В условиях рыночных отношений в АПК правомерно классифицировать сельскохозяйственные кооперативы по типам: горизонтальные и вертикальные; формам: производственные и потребительские; видам: в зависимости от экономических функций.
Особенностями современных процессов интеграции в сельском хозяйстве Пермского края являются:
- наличие многообразия форм собственности; развитие современных рыночных отношений;
- относительная независимость хозяйствующих субъектов от государства; преобладание экономических стимулов при создании агропромышленных формирований.
Концепция развития агропромышленной интеграции в современных условиях основывается на новых принципах и механизмах взаимодействия.
В зависимости от свойств объединяющихся компонентов возможны три типа интеграционных процессов - горизонтальный, вертикальный и диверсификация.
Горизонтальная интеграция характерна для объединения хозяйственных структур, выпускающих однородную продукцию, оказывающих одинаковые услуги или выполняющие аналогичные операции технологического цикла.
Вертикальная интеграция применяется при слиянии предприятий различных отраслей по принципу технологического единства производствен-
ных процессов. Интеграция проявляется в том, что объединяющиеся структуры становятся необходимыми, взаимосвязанными и соподчиненными элементами более крупной структуры. Технологически процесс производства продукции управляется из единого центра.
Особый тип интеграции - диверсификация - состоит в проникновении крупной компании в другие отрасли, с которыми она не находится ни в прямой, ни в косвенной производственной связи [3, с. 56-58].
В настоящее время назрела острая необходимость создания в сельском хозяйстве вертикально интегрированных объединений. Наиболее эффективным является объединение сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими предприятиями и организациями торговли, т.е.создание объединений, представляющих замкнутый круг: производство продукции сельского хозяйства, ее переработка и реализация конечного продукта. Соответствует такому направлению интеграции создание агрохолдинга.
Организационное построение агрохолдинга включает, прежде всего, решение вопросов выбора количественного и качественного состава предприятий-участников, в частности по производственному направлению и уровню хозяйствования, обоснование их технологических и экономических связей, степени централизации производственных и других функций, а также учет территориального фактора.
Важная составляющая организационного построения агрохолдинга -состав учредителей. В любом агропромышленном холдинге должно быть не менее трех-четырех предприятий, представляющих сельскохозяйственную и перерабатывающую отрасль, а также сферу обслуживания и торговли.
Учитывая, что проектная сырьевая база большинства перерабатывающих предприятий значительно превышает фактические объемы производства среднего сельскохозяйственного предприятия, число последних в холдинге должно быть, как минимум, не менее пяти-шести.
Принципы использования инвестиционного и инновационного ресурсов приобретают решающее значение при формировании состава учредителей вновь создаваемых хозяйственных обществ. Без предприятия лидера, без надежного инвестиционного источника холдинг может стать формальным объединением неэффективно работающих, как и прежде, юридических лиц.
По характеру хозяйственной деятельности агрохолдинга являются коммерческими организациями и создаются в форме акционерных обществ открытого и закрытого типов и реже - в форме общества с ограниченной ответственностью. В связи с реформированием несостоятельных сельскохозяйственных организаций используется последний тип. Эта практика получает распространение во многих регионах страны. Такая форма, по сравнению с акционированием, гибче: отсутствуют механизм купли-продажи акций, жесткая регламентация проведения общих собраний, проще структура управления, разрешается выпуск облигаций для привлечения дополнитель-
ных ресурсов. Стратегия акционерной модели интеграции - мобилизация материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.
Процесс формирования агрохолдинга, по нашему мнению, должен состоять из нескольких этапов.
На первом этапе - организационном - проводится обоснование создания агрохолдинга, определяется число участников, желающих добровольно стать участниками образования, их местонахождение, вид деятельности, определяется специализация.
На втором этапе - экономическом - оценивается текущее состояния сельскохозяйственных предприятий, их потенциал, объемы запасов, готовой продукции и возможные рынки ее сбыта. Составляется план финансирования деятельности, порядок и сроки погашения задолженности, определение центров финансовой ответственности на принципах внутреннего хозяйственного расчета и планирования бюджетов структурных подразделений.
Третий этап - структурный - предусматривает выбор оптимального варианта организационной структуры, с выделением самостоятельных производственных, перерабатывающих и обслуживающих бизнес-единиц, определяются их функции, формирование центрального аппарата компании, численность работников, принципы взаимоотношений между подразделениями и внешними субъектами рынка. При этом центральный аппарат выполняет функции, связанные со стратегическим планированием и защитой интересов собственников предприятия, а вновь образованные бизнес-единицы занимаются текущей производственной деятельностью.
Четвертый этап - правовой - проводится официальная регистрация в органах государственной власти [2, с. 3-5].
Агрохолдинг включает в свой состав сельскохозяйственные, перерабатывающие и торговые организации, соединившие либо полностью, либо частично свои ресурсы на основе договора о взаимовыгодном экономиче -ском сотрудничестве.
Для полной завершенности интегрированных цепочек необходимы звенья, занимающиеся оптовой и розничной реализацией произведенной продукции.
Координирующим, управляющим звеном интеграционного образования выступает центральная компания, участниками которой делегируются основные вопросы принятия решений распоряжения с собственностью и доходами, осуществление высшего стратегического руководства, координации финансово-хозяйственной деятельности, бизнес планирования, разработки маркетинговой политики и т.д.
Стратегическим моментом в деятельности центральной компании является организация производства и гарантированного сбыта продукции согласно современной тенденции развития, а именно возможность реали-зовывать продукцию под единой торговой маркой-брендом, в связи с чем
агрохолдинг вступает в договорные отношения с бренд-компанией, на основе франчайзинговой формы предпринимательства.
В рамках агрохолдинга должны быть установлены длительные и стабильные производственные, технологические, организационные, экономические, коммерческие и другие связи, обеспечивающие максимальное сокращение потерь продукции в процессе перехода из одной сферы в другую, четкое функционирование воспроизводственной цепи и стабильное обеспечение формирования районного, регионального и межрегионального продовольственных фондов.
Одним из условий создания и успешного функционирования агрохолдинга является активная поддержка государства, особенно при создании региональных агрохолдингов. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, интеграция в рамках крупных административных районов будет длительным процессом, что объясняется отсутствием опыта и недостатком у промышленных и сельскохозяйственных предприятий свободных финансовых средств. Во-вторых, отсутствие в регионах необходимой инфраструктуры рынка, что вынуждает участников формирования заниматься всеми видами коммерческих операций.
Экономическая целесообразность участия сельскохозяйственных предприятий в агрохолдинге заключается в следующем. Во-первых, улучшение финансово-экономического положения предприятия и восстановление состоятельности обеспечивается за счет:
- сокращения трансакционных издержек;
- снижения постоянных затрат на единицу продукции, а вследствие и себестоимости сельскохозяйственной продукции;
- роста объема продаж за счет наращивания объемов производства при расширении (с помощью торгово-сбытовых возможностей агрохолдинга) существующих рынков сбыта и использование бренда;
- улучшения делового имиджа участников формирования.
Во-вторых, участие стабилизирует работу предприятий и, следовательно, позволит сохранить, а в некоторых случаях увеличить рабочие места, что положительно скажется на решении социальных проблем региона.
Таким образом, создание регионального агрохолдинга путем объединения сельскохозяйственного, промышленного и торгового капитала могло бы стать одной из предпосылок для эффективного развития сельского хозяйства региона в будущем.
Список литературы:
1. АПК Пермского края: стат. сб. - Пермь, 2010. - С. 587.
2. Гусаков В.Г. Преимущества и недостатки кооперативно-интеграционных объединений в АПК // Агроэкономика. - 2009. - № 11. - С. 3-5.
3. Тенденции развития интеграционных процессов в АПК России. -М.: Росинформагротех, 2008. - С. 367.