DOI 10.47576/2712-7559_2022_6_130 УДК 338.001.36
Евстратов Александр Владимирович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия, e-mail: evstratov.mail@gmail. com
Овод Алла Ивановна,
доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой организации и менеджмента фармации, Курский государственный медицинский университет, г. Курск, Россия, e-mail: [email protected]
Солянина Виктория Александровна,
кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Курский государственный медицинский университет, г. Курск, Россия, e-mail: [email protected]
Коробова Екатерина Алексеевна,
магистрант кафедры экономики и предпринимательства, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected]
ПРОЦЕССЫ КОНСОЛИДАЦИИ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье анализируется аптечный сегмент российского фармрынка, который в последнее время демонстрирует устойчивую тенденцию к росту, что выражается в увеличении количества аптек в сетевых структурах при одновременном росте доли аптечных сетей на фармрынке по сравнению с единичными аптечными учреждениями. Отмечается, что аптечные сети демонстрируют активность, связанную с сокращением логистических издержек и использованием нулевых каналов распределения и взаимодействия. Анализ процессов консолидации аптечных сетей на российском фармрынке позволил сделать вывод об основных тенденциях и перспективах его развития в результате структурных преобразований.
Ключевые слова: российский фармацевтический рынок; процессы консолидации; структура фармацевтического рынка; конъюнктура фармацевтического рынка; лекарственные препараты.
UDC 338.001.36
Evstratov Alexander Vladimirovich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Entrepreneurship, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia, e-mail: evstratov. [email protected]
Ovod Alla Ivanovna,
Doctor of Pharmacy, Head of the Department of Organization and Management of Pharmacy, Kursk State Medical University, Kursk, Russia, e-mail: [email protected]
CONSOLIDATION PROCESSES OF PHARMACY CHAINS IN THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET: MAIN TRENDS AND PROSPECTS
Solyanina Victoria Alexandrovna,
Candidate of Pharmaceutical Sciences, Associate Professor, Department of Public Health and Health Care, Kursk State Medical University, Kursk, Russia, e-mail: [email protected]
Korobova Ekaterina Alekseevna,
Master student of the Department of Economics and Entrepreneurship, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes the pharmacy segment of the Russian pharmaceutical market, which has recently shown a steady upward trend, which is reflected in an increase in the number of pharmacies in network structures with a simultaneous increase in the share of pharmacy chains in the pharmaceutical market compared to single pharmacy institutions. It is noted that pharmacy chains demonstrate activity related to the reduction of logistics costs and the use of zero distribution and interaction channels. An analysis of the processes of consolidation of pharmacy chains in the Russian pharmaceutical market made it possible to draw a conclusion about the main trends and prospects for its development as a result of structural transformations.
Keywords: Russian pharmaceutical market; consolidation processes; structure of the pharmaceutical market; pharmaceutical market conditions; medications.
Актуальность изучения процессов консолидации аптечных сетей на российском фармрынке связана с тем, что на современном этапе развития аптечные сети продолжают процессы активной трансформации своих активов и расширяют экспансию на региональные рынки [1]. Периодически осуществляемые процессы консолидации в форме слияний и поглощений компаний приводят к появлению новых субъектов рынка [2], которые выходят в лидеры рейтинга по фармрынку, а отдельные аптечные сети просто пытаются закрепить свою позицию на региональных рынках [3]. Именно поэтому тема, выбранная для изучения, является актуальной для современной науки и определяет основные направления исследования с учетом основных тенденций и перспектив развития процессов консолидации компаний в аптечном сегменте российского фармрынка. По мнению экспертов, «особая важность изучения данного рынка связана с тем, что он является сферой обращения лекарств, существование которой связано с потребностью населения в поддержании своего здоровья, что выражается в необходимости приобрести лекарственный препарат» [4].
В ходе анализа процессов консолидации аптечных сетей на российском фармрынке были использованы данные отчетов специ-
ализированных печатных изданий «Фарм-вестник», а также «Ремедиум» о развитии аптечного сегмента российского фармарын-ка в 2012-2020 гг. [5; 6]. В рамках анализа процессов консолидации аптечных сетей на российском фармрынке представлены топ-20 аптечных сетей по количеству аптек на российском фармрынке, а также рассчитана эффективность деятельности аптечных сетей в зависимости от количества торговых точек и выручки. Определена структура сегмента аптечных сетей на российском фарм-рынке, выделены основные тенденции его развития. Также определена структура сегмента сервисов дистанционного заказа российского фармрынка.
Анализ проводился с учетом концепций, представленных в трудах ученых по экономической теории, а также с использованием положений и выводов, которые посвящены изучению структуры фармрынка [7-9], а также процессам М&А [10-13]. В основу анализа положен системный подход, а также применение общенаучных методов: анализа и синтеза данных, связанных с изучением уровня рыночной концентрации субъектов российского фармрынка [14-16], а также статистического, структурного, сравнительного, ретроспективного анализа и приемов описательной статистики (в частности, речь идет об анализе процессов консолидации, а также
о развитии аптечного сегмента российского фармрынка).
Необходимо отметить, что за последние 5-7 лет наметилась тенденция, связанная с развитием аптечного сегмента на российском фармрынке, суть которой состоит в том, что процессы трансформации структуры рынка начались разнонаправленно. Например, одно из направлений - это оптовый поставщик - аптечные сети, а другое направление - это активность в логистических инициативах аптечных сетей, которые стали небезуспешно пытаться сотрудничать напрямую с производителями лекарств, усиливая свои позиции на рынке и одновременно ослабляя позиции фармацевтических дистрибьюторов, тем самым придавая импульс к сокращению количества участников оптового сегмента. Эти процессы происходят на рынке одновременно, изменяя его структуру и уровень концентрации участников рынка в аптечном и оптовом сегментах.
Поэтому с 2018 г. многие аптечные сети российского фармацевтического рынка стали переходить на прямые контракты с производителями лекарств, что также сокращало и без того слабые конкурентные позиции оптового сегмента на российском фармрынке. Производители лекарств только начинают приспосабливаться к новым возможностям, и поэтому структура оптового сегмента будет, безусловно, модифицироваться, и изменения, которые про-
изойдут, сильно повлияют на конкурентное положение уже существующих компаний на рынке.
Процессы консолидации, которые наметились на российском фармрынке, демонстрируют тенденцию на создание частичных вертикально-интегрированных структур (от дистрибьюторов к аптечным учреждениям), что приводит к созданию маркетинговых союзов. Например, маркетинговые союзы уже зафиксированы у фармдистрибьюторов «Протек» («Проаптека») и «Пульс» («Созвездие»).
Необходимо отметить, что при изучении конъюнктуры фармрынка авторами было установлено, что экономическая эффективность этих структур по продаже лекарств значительно выше, чем у крупнейших аптечных сетей, которые функционируют на российском фармрынке и имеют более широкую сеть аптек по всем региональным рынкам. В табл. 1 представлен топ-20 аптечных сетей по доле на розничном сегменте российского фармрынка. По сравнению с 2019 г. аптечные сети из топ-5 компаний аптечного сегмента российского фармрынка укрепили свои позиции, увеличили количество аптечных учреждений в сетях. В табл. 1 представлены данные, которые показывают долю объединений аптечных сетей и единичных аптек на российском фармрынке, а также количество торговых точек, которое входит в аптечную сеть.
Аптечная сеть Объем, млрд руб. Доля рынка 2020, % Л по сравнению с 2019, % Количество точек
АСНА 202,9 14,4 13 11 900
Имплозия 50,6 3,6 5 3305
Ригла 94,4 6,7 17 3136
Апрель 52,1 3,7 33 1892
Планета здоровья 59,5 4,2 29 1826
Вита (Самара) 46,9 3,3 11 1817
ИРИС 50,3 3,6 13 1792
Аптечная сеть «36,6» 60 4,3 17 1461
Фармленд 35,5 2,5 18 1320
Магнит 12,6 0,9 147 1158
Эркафарм 67,6 4,8 4 1079
Мелодия здоровья 25,5 1,8 22 842
Аптека от склада 18,1 1,3 -6 841
Нео-Фарм 51,5 3,7 17 820
Максавит 21 1,5 25 664
Таблица 1 - Топ-20 аптечных сетей по количеству аптек на российском фармрынке
Фармаимпекс 22,8 1,6 3 661
Невис 13,1 0,9 30 546
Фармацевт+ 14,2 1 5 510
Губернские аптеки 12,7 0,9 32 351
Здоров.ру 16,1 1,1 1 90
ИТОГО: 927,4 65,8 36 011
В табл. 2 представлен рейтинг топ-5 маркетинговых союзов аптечных сетей.
Таблица 2 - Рейтинг маркетинговых союзов аптечных сетей на российском фармрынке
в стоимостном выражении в 2020 г.
Аптечная сеть Объем, млрд руб. Доля рынка, % Количество аптек
ПроАптека 66,1 5,4 5740
МФО 44,8 3,6 2550
Созвездие 16,2 1,3 1577
Весна 15,5 1,3 1242
ФармХаб 11,2 0,9 680
Итого 153,8 11789
Представим данные по топ-20 из табл. 1 ке по доле рынка в стоимостном выражении по аптечным сетям на российском фармрын- в 2020 г. в виде диаграммы (рис. 1).
Рисунок 1 - Структура сегмента аптечных сетей на российском фармрынке по топ-20 по доле рынка в стоимостном выражении в 2020 г, %
Для лучшей визуализации структуры рынка, которая сложилась в аптечном сегменте, представим данные по топ-5 маркетинговых союзов аптечных сетей на российском фармрынке по доле рынка в стоимостном выражении в 2020 г. в виде диаграммы (рис. 2).
Необходимо отметить, что по количеству
аптечных учреждений в розничном сегменте на российском фармрынке маркетинговые союзы занимают около 28 % от общего количества аптечных учреждений, которые находятся в аптечных сетях, однако по доле выручки такие компании более чем пятикратно уступают аптечным сетям.
Рисунок 2. - Структура сегмента маркетинговых союзов аптечных сетей на российском фармрынке по топ-5 по доле рынка в стоимостном выражении в 2020 г, млрд руб.
В соответствии с данными, представлен- ных сетей по выручке на одно аптечное уч-ными в табл. 1, проранжируем топ-20 аптеч- реждение в 2020 г. (табл. 3).
Таблица 3 - Топ-20 аптечных сетей на российском фармрынке по выручке на одну аптеку
Аптечная сеть Выручка, Тыс. руб. Доля рынка 2020, % Л по сравнению с 2019, % Количество-точек
Здоров.ру 178 889,0 1,1 1 90
Нео-Фарм 62 804,9 3,7 17 820
Эркафарм 62 650,6 4,8 4 1079
Аптечная сеть «36,6» 41 067,8 4,3 17 1461
Губернские аптеки 36 182,3 0,9 32 351
Фармаимпекс 34 493,2 1,6 3 661
Планета здоровья 32 584,9 4,2 29 1826
Максавит 31 626,5 1,5 25 664
Мелодия здоровья 30 285,0 1,8 22 842
Ригла 30 102,0 6,7 17 3136
ИРИС 28 069,2 3,6 13 1792
Фармацевт+ 27 843,1 1 5 510
Апрель 27 537,0 3,7 33 1892
Фармленд 26 893,9 2,5 18 1320
Вита (Самара) 25 811,8 3,3 11 1817
Невис 23 992,7 0,9 30 546
Аптека от склада 21 522,0 1,3 -6 841
АСНА 17 050,4 14,4 13 11 900
Имплозия 15 310,1 3,6 5 3305
Магнит 10 880,8 0,9 147 1158
ИТОГО: 65,8 36 011
Важным событием для развития аптечного сегмента российского фармрынка явилось возникновение сервисов дистанционного заказа. Период пандемии коронавирусной инфекции ускорил процесс формирования и развития сервисов дистанционного заказа лекарств на российском фармрынке. За несколько месяцев данный сегмент получил
значительный импульс для своего развития. Структура сегмента сервисов дистанционного заказа российского рынка представлена на рис. 3.
Если рассматривать сегмент сервисов дистанционного заказа российского фарм-рынка, то доля компаний в настоящий момент, по сравнению с аптечными сетями в
Здравсити; 10%
Сбер Еаптека: 11: 16%
7 Аптека.ру; / _ 50.1: 74%
Рисунок 3 - Структура сегмента сервисов дистанционного заказа российского фармрынка в стоимостном выражении в 2020 г, %
сегменте розницы, не превышает 4 % («Ап- роста по сравнению с 2019 г. свидетельству-тека.ру» - 3,6 %, «Сбер Еаптека» - 0,8 %, ют о высокой динамике данного сегмента а «Здравсити» - 0,4 %), но при этом темпы (табл. 4).
Таблица 4 - Сегмент сервисов дистанционного заказа российского фармрынка по результатам 2020 г.
Аптечная сеть Объем, млрд руб. Доля рынка 2020 г., % Л по сравнению с 2019 г., % Количество точек
Аптека.ру 50,1 3,6 46 15867
Сбер Еаптека 11,0 0,8 96 731 (116*)
Здравсити 6,3 0,4 134 15 828
Необходимо отметить, что в данном сегменте сервисов дистанционного заказа российского фармрынка присутствуют элементы вертикальной интеграции, так как аптечная сеть «Здравсити» принадлежит компании «Протек», которая является лидером оптового сегмента российского фармрынка. По выручке (в абсолютном выражении) в рей-
По эффективности деятельности в сегменте сервисов дистанционного заказа российского фармрынка компания «Сбер Еаптека» имеет выручку 15047,9 тысяч рублей на одну торговую точку по результатам 2020 г. Судя по выявленным тенденциям в развитии аптечного сегмента российского фармрынка, перспектива его развития в среднесрочном горизонте достаточно устойчивая с учетом
тинге сервисов дистанционного заказа российского фармрынка за 2020 г. аптечная сеть «Аптека.ру» занимает первое место. Однако если рассмотреть относительные показатели по выручке компаний в сегменте сервисов дистанционного заказа российского фарм-рынка, то безоговорочным лидером рейтинга является компания «Сбер Еаптека» (табл. 5).
происходящих процессов консолидации и увеличения доли аптечных сетей на занимаемых рыночных сегментах.
В результате изучения основных тенденций процессов консолидации аптечного сегмента на российском фармрынке было установлено, что процессы консолидации аптечных сетей происходят в результате макроэкономической нестабильности, которая
Таблица 5 - Сегмент сервисов дистанционного заказа российского фармрынка по результатам 2020 г.
Аптечная сеть Выручка на одну точку, тыс. руб. Доля рынка 2020 г., % (по аптечному сегменту) Л по сравнению с 2019 г., % Количество точек
Сбер Еаптека 15047,9 0,8 96 731
Аптека.ру 3157,5 3,6 46 15 867
Здравсити 398,029 0,4 134 15 828
изменяет рыночную конъюнктуру на российском рынке. Также необходимо описать выявленную тенденцию, связанную с приоритетом осуществления сделок слияний и поглощений уже существующих на рынке фармкомпаний по сравнению с вариантом создания новой аптечной сети. Это связано с тем, что переоснащение новых площадей под хранение лекарственных средств, поиск и принятие на работу нового персонала, в соответствии с действующими лицензионными требованиями, увеличивает стартовые издержки при открытии новой аптеки. Кроме того, необходимо отметить, что в результате изучения процессов взаимодействия между субъектами аптечного и дистрибьюторского сегментов российского фармрынка был сделан вывод, что оптовые поставщики, в силу происходящих изменений конъюнктуры рынка, на протяжении нескольких лет теряют свои позиции, а некоторые крупные дистрибьюторы вообще выходят из рынка, тем самым предоставляя возможность расширять долю рынка своим прямым конкурентам из числа оптовых компаний, а также теряют свои позиции в результате прямого взаимодействия крупных аптечных сетей с производителями лекарств. В качестве примеров компаний, которые полностью ушли из оптового сегмента российского фармрынка, необходимо выделить следующие: «Alliance Healthcare». «Ори-ола» и «Империя-Фарма», при этом необходимо отметить, что указанные компании на протяжении длительного периода времени входили в топ-10 дистрибьюторского сегмента российского фармрынка.
Список литературы
1. Сараев А. Р., Майорская А. С., Измайлов А. М. Оценка эффективности организационной структуры фармацевтической организации // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 805-809.
2. Евстратов А. В., Бережнова А. И. Конкурентоспособность отечественных производителей в сегменте противоаллергических препаратов на фармацевтическом рынке Российской Федерации // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. № 16(103). С. 35-39.
3. Арефкина О. А. Специфика формирования и развития аптечных сетей на российском фармацевтическом рынке // Эксперт: теория и практика. 2019. № 2 (2). С. 16-18.
4. Папанова С. Ю. Виртуальная аптечная сеть: особенности создания и функционирования // Наука и образование: новое время. 2016. № 1(12). С. 1-3.
5. Аналитические отчеты журнала «Фармацевтиче-
ский вестник». URL: https://pharmvestnik.ru/content/tags/ (дата обращения: 09.06.22).
6. Аналитические отчеты журнала «Ремедиум». URL: https://remedium.ru/analytics/ (дата обращения: 10.06.22).
7. Евстратов А. В., Казьмин М. Н., Казьмин К. Н. Формирование структуры аптечного сегмента на фармацевтическом рынке Российской Федерации // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 1(211). С. 55-59.
8. Зипунникова А. А., Жаркова С. И., Коваленко И. В. Формирование структуры российского фармацевтического рынка в аптечном сегменте // Известия Института систем управления СГЭУ. 2020. № 2 (22). С. 121-125.
9. Измайлов А. М., Зипунникова А. А. Структура фармацевтического рынка: концентрация участников и отраслевая специфика // Парадигмы управления, экономики и права. 2020. № 1(1). С. 106-113.
10. Булгаков А. Л., Космаков Р. В. Фармацевтические партнерства при разработке новых лекарственных средств // Фармация и фармакология. 2018. Т. 6. № 1. С. 86-98.
11. Евстратов А. В., Пушкарев О. Н., Гончарова А. Е. Анализ процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2017. № 2(197). С. 47-53.
12. Евстратов А. В., Игнатьева В. С. Специфические особенности процессов слияний и поглощений на фармацевтическом рынке Российской Федерации // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2017. № 7(202). С. 25-32.
13. Евстратов А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. № 13(73). С. 135-138.
14. Арефкина О. А., Жаркова С. И., Коваленко И. В. Уровень концентрации участников оптового сегмента на российском фармацевтическом рынке // Экономика: теория и практика. 2021. № 4 (64). С. 97-103.
15. Есиева А.А., Плиева Л.Ю. Консолидация фармацевтических компаний как тренд развития мировой фармацевтической отрасли // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 5. С. 334-336.
16. Олейникова Т. А., Коваленко И. В., Жаркова С. И. Уровень концентрации участников аптечного сегмента на волгоградском фармацевтическом рынке // Парадигмы управления, экономики и права. 2021. № 1. С. 137-145.
References
1. Saraev A. R., Mayorskaya A. S., Izmailov A.M. Evaluation of the effectiveness of the organizational structure of a pharmaceutical organization. Economics and entrepreneurship. 2018. No. 2 (91). Pp. 805-809.
2.Evstratov A.V., Berezhnova A. I. Competitiveness of domestic manufacturers in the segment of antiallergic drugs in the pharmaceutical market of the Russian Federation. Izvestiya Volgograd State Technical University. 2012. No. 16(103). Pp. 35-39.
3. Arefkina O. A. Specifics of the formation and development of pharmacy chains in the Russian pharmaceutical market. Expert: theory and practice. 2019. No. 2 (2). Pp. 16-18.
4. Papanova S. Yu. Virtual pharmacy network: features of creation and functioning. Science and education: new time. 2016. No. 1(12). Pp.1-3.
5. Analytical reports of the journal "Pharmaceutical Bulletin". URL: https://pharmvestnik.ru/content/tags / (accessed 09.06.22).
6. Analytical reports of the journal "Remedium". URL: https://remedium.ru/analytics / (accessed: 10.06.22).
7. Evstratov A.V., Kazmin M. N., Kazmin K. N. Formation of the structure of the pharmacy segment in the pharmaceutical market of the Russian Federation. Izvestiya Volgograd State Technical University. 2018. No. 1(211). Pp. 55-59.
8.Zipunnikova A. A., Zharkova S. I., Kovalenko I. V. Formation of the structure of the Russian pharmaceutical market in the pharmacy segment. Izvestia of the Institute of Management Systems of SSEU. 2020. No. 2 (22). Pp. 121-125.
9. Izmailov A.M., Zipunnikova A. A. Structure of the pharmaceutical market: concentration of participants and industry specifics. Paradigms of management, economics and law. 2020. No. 1(1). Pp. 106-113.
10.Bulgakov A. L., Kosmakov R. V. Pharmaceutical partnerships in the development of new medicines. Pharmacy and Pharmacology. 2018. Vol. 6. No. 1. Pp. 86-98.
11.Evstratov A.V., Pushkarev O. N., Goncharova A. E. Analysis of mergers and acquisitions in the global pharmaceutical market. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2017. No. 2(197). Pp. 47-53.
12. Evstratov A.V., Ignatieva V. S. Specific features of mergers and acquisitions in the pharmaceutical market of the Russian Federation. Izvestiya Volgograd State Technical University. 2017. No. 7(202). Pp. 25-32.
13.Evstratov A.V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2010. No. 13(73). Pp. 135-138.
14. Arefkina O. A., Zharkova S. I., Kovalenko I. V. The level of concentration of wholesale segment participants in the Russian pharmaceutical market. Economics: theory and Practice. 2021. No. 4(64). Pp. 97-103.
15.Esieva A.A., Plieva L.Yu. Consolidation of pharmaceutical companies as a trend in the development of the global pharmaceutical industry. Topical issues of modern economics. 2018. No. 5. Pp. 334-336.
16.Oleynikova T. A., Kovalenko I. V., Zharkova S. I. The level of concentration of participants in the pharmacy segment in the Volgograd pharmaceutical market. Paradigms of management, economics and law. 2021. No. 1. Pp. 137-145.