Секция 1. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УДК 330.101.541
Дж.К. Боконтаева1, А.О. Шуликов2
1 Иссык-Кульский государственный университета им. К. Тыныстанова,
Каракол, 722200 e-mail: [email protected]; 2 Камчатский государственный технический университет,
Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
ПРОЦЕССЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Проведен ретроспективный анализ евразийской интеграции, указаны закономерности развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Рассмотрены итоги взаимного товарооборота в 2022-2023 гг., выявлены препятствия и возможности дальнейшей интеграции в Евразийском экономическом союзе.
Ключевые слова: интеграция, Евразийский экономический союз, торговля, санкции, геополитика, пространство.
J.K. Bokontaeva1, A.O. Shulikov2
1 Issyk-Kul State University named after K. Tynystanova, Karakol, 722200 e-mail: [email protected];
2 Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]
PROCESSES OF EURASIAN INTEGRATION: MAIN DIRECTIONS, PROSPECTS
A retrospective analysis of Eurasian integration was carried out, the patterns of development of integration processes in the post-soviet space were indicated. The results of mutual trade turnover in 2022-2023 are considered, the obstacles and opportunities for further integration in the Eurasian Economic Union are identified.
Key words: integration, Eurasian Economic Union, trade, sanctions, geopolitics, space.
Отдельные исследователи считают, что началом создания современного интеграционного объединения Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) послужило выступление Н.А. Назарбаева весной 1994 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова с идеей формирования Евразийского союза государств [1].
Весной 2000 г. в Минске руководителями пяти государств (Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана) было принято решение о создании новой экономической организации с международным статусом, и уже осенью 2000 г. в Астане этими странами был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Членами Сообщества стали пять стран, а в статусе наблюдателей - три страны (Армения, Молдова и Украина).
Следующим этапом интеграционного развития на постсоветском пространстве стало решение, принятое в Душанбе, о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и России, Казахстана и Беларуси.
Спустя три года, после очередного экономического кризиса 2015 г. Таможенный союз был преобразован в Евразийский экономический союз, к которому присоединились Армения и Кыргызстан.
ЕАЭС стал центром социально-экономической интеграции на постсоветском пространстве, так как смог обеспечить реальную интеграцию экономик Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.
В качестве основной цели создания ЕАЭС государства-члены видели обеспечение условий для развития собственных экономик и повышение их конкурентоспособности в мировой и региональной экономической системе. Ожидается, что участие государств-членов в интеграционных процессах осуществляется в том числе в целях либерализации доступа их продукции на мировые рынки, а также улучшения предпринимательского климата для привлечения инвестиций. В целях интеграции реализуется обеспечение четырех свобод - передвижения товаров, рабочей силы, капитала и услуг [2].
Таким образом, ЕАЭС, созданный после очередного экономического кризиса в 2013-2014 годах и в дальнейшем подвергшийся санкционному давлению после 2014 г., достаточно серьезным испытаниям в 2020-2021 годах, переживая шок от пандемии СОУГО-19, после 2022 г. Белоруссия и Россия оказались еще под более серьезным санкционным давлением со стороны коллективного запада, что обусловило существенную трансформацию экономических процессов на пространстве ЕАЭС [3].
В течение длительного периода развитие ЕАЭС проходило в соответствии со следующими закономерностями:
1. Осуществление интеграции в условиях многосторонней торговой системы.
2. Внедрение интеграционных процессов по принципу «сверху вниз».
3. Осуществление интеграции между странами с различным уровнем экономического развития.
4. Опережающее развитие межправительственных и наднациональных органов управления в рамках социально-экономической интеграции.
5. Превалирование товарных потоков на внешних рынках, по сравнению с внутренним рынком стран ЕАЭС.
6. Доминирование межотраслевой торговли над внутриотраслевой торговлей в рамках ЕАЭС.
7. Формирование разноскоростной и разноуровневой социально-экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
8. Интеграция государств с высоким уровнем обеспеченности природными ресурсами со странами, не имеющими значимых запасов природных ресурсов.
9. Межгосударственный порядок согласования решений, принимаемых в рамках торгово-экономических блоков Евразийского региона.
10. Последовательное углубление экономической интеграции [4].
После 2022 г. большая часть указанных закономерностей потеряла свою актуальность. Отказ руководства РФ от запрета «параллельного импорта» привел к активизации взаимной торговли между странами - участниками ЕАЭС, несмотря на сохраняющееся геополитическое давление на участников союза со стороны Европейского союза и США. Особенно данному давлению подверглись Армения, Казахстан и Кыргызстан, со стороны которых требовалось соблюдение санк-ционного режима, установленного ими в отношении РФ и Белоруссии. Несмотря на указанное геополитическое давление, на протяжении 2022 и 2023 гг. происходил рост взаимной торговли на территории ЕАЭС.
Высокие темпы прироста экспорта в ЕАЭС зафиксированы в январе - сентябре 2023 г., экспорт в Армении вырос на 87,0% (в 2022 г. экспорт вырос в 2,8 раза), в Казахстане экспорт вырос на 11,8% (в 2022 г. экспорт вырос в 1,2 раза). Стоимостной объем экспорта товаров из Кыргызстана в другие государства-члены вырос на 3,5%, что также является существенным результатом (в 2022 г. экспорт Кыргызстана вырос в 1,8 раза).
Рост взаимной торговли пришелся в основном на инвестиционные и потребительские товары. Объем взаимной торговли кооперационными товарами за январь - сентябрь 2023 г. сократился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Но в отдельных странах кооперационные поставки существенно выросли: в Армении на 89,5%, в Казахстане - на 11,3%, в Кыргызстане - на 34,8%.
За счет увеличения взаимной торговли в Казахстане и Кыргызстане сократился дефицит торгового баланса, а в Армении наблюдается положительное сальдо торгового баланса. И это, несмотря на то, что за все время функционирования в рамках взаимной торговли профицит торгового баланса был только у Российской Федерации.
В 2022 г. ситуация существенным образом изменилась, внутренняя торговля в рамках ЕАЭС приобрела новый импульс к росту. Низкая динамика экспортных товарных потоков из Российской Федерации в ЕАЭС сопровождалась существенным увеличением их со стороны других государств-членов. Это позволило Армении, Казахстану и Кыргызстану уменьшить дефицит в торговле с ЕАЭС, а в России привело к снижению профицита торгового баланса. В 2023 г. взаимная торговля товарами в целом сохранила ключевые особенности 2022 г. Экспорт из Армении, Казахстана и Кыргызстана в ЕАЭС остался на высоком уровне. Экспорт из России после замедления роста в 2022 г. в 2023 г. начал сокращаться.
Одним из барьеров для дальнейшего расширения во взаимные торговли является тот факт, что эффект от изменения логистических направлений носит единовременный характер. С течением времени влияние этого фактора будет постепенно снижаться, а доминирующую роль станут вновь играть традиционные факторы, которые длительное время определяли структуру и развитие взаимной торговли на пространстве ЕАЭС, к ним в первую очередь можно отнести динамику обменных курсов национальных валют, темпы роста доходов населения и ВВП, и т. д. [5].
Но, несмотря на существенные экономические результаты, указанные выше, нельзя утверждать, что имеющиеся перспективы дальнейшим интеграционным процессам будут иметь только положительные тенденции.
Так как существуют ряд барьеров, препятствующих дальнейшей интеграции стран ЕЭС, к наиболее существенными из которых, на наш взгляд, являются:
1. Непрекращающееся давление со стороны стран объединенного Запада на любые интеграционные процессы, ядром которых является Российская Федерация, переросшее после 24 февраля 2022 г. из латентного состояния (политики неправомерных рестрикций) в открытую агрессию против России и ее союзников [6].
2. Определенные опасения со стороны руководств и политических элит государств, участвующих в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, по поводу потери определенной доли суверенитета во вновь образованных объединениях, также имеют место опасение неравноправия между странами-участниками и возможность давления со стороны более крупных участников, и в первую очередь со стороны России.
3. Интегрированность большинства стран - участниц ЕАЭС (за исключение Белоруссии), а до недавнего времени и России, в систему глобализации, построенную США и под США, в результате чего контроль над крупными предприятиями, а порой и целыми отраслями экономики, финансовыми институтами и т. д., принадлежит западным инвесторам;
4. Возрастающее экономическое давление на страны - участники ЕАЭС со стороны Китая.
5. Начало специальной военной операции России на территории Украины заставило руководство стран ЕАЭС искать возможности, которые позволили бы этим странам продолжать функционировать независимо от того, каким в дальнейшем будет международное положение России. Все государства ЕАЭС (возможно, за исключением Белоруссии) вынуждены были защищать свои коммерческие структуры от возможного санкционного давления со стороны США и ЕС.
Все вышесказанное приводит к деформации внутреннего рынка ЕАЭС и нарушениям странами-участницами его базового законодательства [7].
Дальнейшее существование и развитие ЕАЭС будет зависеть от ряда факторов:
1) наличия потенциала у Российской Федерации для сохранения собственной экономической и политической стабильности в современных геополитических условиях;
2) трансформации мировой экономики, процессов фрагментации международных экономических отношений;
3) наличия экономических возможностей и политической воли у Российской Федерации выступить существенным противовесом экономической и политической роли Китая;
4) способности руководства Российской Федерации находить и принимать компромиссные решения в рамках возникающих внутри ЕАЭС противоречий.
Таким образом, можно утверждать, что в ближайшем будущем серьезных прорывов в евразийской интеграции ожидать не стоит. В настоящее время ЕАЭС переживает внутреннюю трансформацию, а многие процессы были поставлены на «паузу» в ожидании результатов геополитического противостояния между Россией и коллективным Западом.
Но с учетом исторически сложившегося фундамента на постсоветском пространстве - экономического, культурного, идеологического и т. д. - сохранение и развитие единого пространства предоставляет единственную возможность для малых стран ЕАЭС сохранить собственный суверенитет и стабильность. В том случае если Российская Федерация будет вытеснена из постсоветского пространства, для данных стран есть опасность либо попасть в политическую и экономическую зависимость от Китая, либо оставаться в роли незначительного поставщика ресурсов странам Запада, что в дальнейшем может постоянно грозить им возможной политической дестабилизацией.
Литература
1. Процессы евразийской интеграции: социально-политическое измерение: Монография / Под общ. ред. Г.И. Осадчей. - М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. - C. 35.
2. Алексеенкова Е.С. ЕАЭС к 2025 г.: приоритеты и ожидания государств-членов // Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. - М.: НП РСМД, 2017. - С. 6.
3. Слуцкий Л.Э. Вызовы и перспективы евразийской интеграции в меняющемся мире // Статистика и экономика.- Т. 20, № 3. - 2023. - С. 46-55.
4. Липатова Н.Г., Гладков А.Р. Закономерности и направления развития евразийской экономической интеграции // Вестник российской таможенной академии. - № 2. - 2020. - С. 54-61.
5. Аналитический доклад «О макроэкономической ситуации в государствах - членах Евразийского союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития» / Евразийская экономическая комиссия. - М., 2024. - С. 30-34.
6. Гришина Т.М. Эволюция евразийской интеграции: проблемы и перспективы // Человеческий капитал. - № 5(173). - 2023. - С. 22-30.
7. Бордачев Т. Что происходит с ЕАЭС на фоне конфликта России и Запада // Профиль [Электронный ресурс]. - URL: https://profile.ru/politics/chto-proishodit-s-eaes-na-fone-konflikta-rossii-i-zapada-1215801/ (дата обращения: 26.03.2024).