Научная статья на тему 'Процессуальный статус руководителя подразделения дознания'

Процессуальный статус руководителя подразделения дознания Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
265
57
Поделиться
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / РАССЛЕДОВАНИЕ / ДОЗНАНИЕ / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЯ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Озеров И.Н., Рудов Д.Н.

В статье рассматривается правовое положение руководителя подразделения дознания в уголовном процессе России, нормативная правовая база, регламентирующая деятельность руководителя подразделения дознания.

Procedural status of the head of the unit of inquiry

The article considers the legal position of the head of the unit of inquiry in criminal proceedings in Russia. The article considers the legal and normative base regulating the activity of the head of the unit of inquiry.

Текст научной работы на тему «Процессуальный статус руководителя подразделения дознания»

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2014'1

4. Lipetsk region. Official website. - Electronic data. - Mode of access: : http://www.admlr. lipetsk.ru/rus/adm/index.php.

5. Decree of the Governor of the Tula region dated April, 17 2006 № 36-PG «On approval of the Regulations on the management of information and analytical technologies of the administration of the Tula region», decree of the Governor of the Tula region dated January 21,2004 № 5-PG «About the Position statement about the management of the press-service of the administration of the Tula area» and dated March 17, 2006 № 21-PG «On making changes in decree of the Governor of the Tula region dated January 21, 2004 № 5-PG «About the Position statement about the management of the press-service of the administration of the Tula region», Decree the Governor of the Tula region dated 10 April, 2006, № 17-PG «On approval of the Regulations on the management of the Affairs of the administration of the Tula region». Electronic data. - Mode of access: http://www.admportal.tula.ru/ catalog/412.aspx.

6. BuyN.G., Bezbakh V.V and others. Jurisprudence: textbook for Universities/ Buy N.G., Bezbakh CENTURIES and дроведение: Law textbook for Universities/ - M. 2006.

7. Smolensk region. Official website. - Electronic data. - Mode of access: : http://admin.smolensk. ru/oiv.htm/

8. Starovoitov A. TO the problem of typology of Executive bodies // Lawyer. 2013. № 19.

9. Tula region. Official website. - Electronic data. - Mode of access: : http://www.admportal. tula.ru/catalog/412.aspx

10. Federal law of 27.07.2006 № 149-FZ “On information, information technologies and protection of information//” Parlamentskaya Gazeta. 03.08.2006. № 126-127.

(Статья сдана в редакцию 20.02.2014)

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ статус руководителя ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ

PROCEDURAL STATUS OF THE

УДК 343.1

И.н. ОЗЕРОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

e-mail: rio.belui@mail.ru

д.н. РУДОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: den.rudov2013@yandex.ru

head of the unit of inquiry

I.N. OZEROV,

candidate of jurisprudence , the senior lecturer (the Belgorod Legal Institute of the Ministry of Internal

Affairs in Russia) e-mail: rio.belui@mail.ru

D.N. RUDOV,

candidate of jurisprudence (the Belgorod Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia ) e-mail: den.rudov2013@yandex.ru

Аннотация: в статье рассматривается правовое положение руководителя подразделения дознания в уголовном процессе России, нормативная правовая база, регламентирующая деятельность руководителя подразделения дознания.

Ключевые слова: руководитель подразделения дознания, дознаватель, правовой статус, расследование, дознание, орган дознания, уголовное дело, проверка сообщения, правовое положение.

Abstract: the article considers the legal position of the head of the unit of inquiry in criminal proceedings in Russia. The article considers the legal and normative base regulating the activity of the head of the unit of inquiry.

Keywords: Head of division of inquiry, the investigator, the legal status, investigation, inquiry, a body of inquiry, the criminal case, check the messages, legal position.

79

2014'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

Под термином «процессуальный статус» понимается установленное нормами процессуального права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.

Приступая к рассмотрению вопроса о процессуальном статусе руководителя подразделения дознания, необходимо определить понятие этого субъекта. Следует отметить, что руководителем подразделения дознания является начальник подразделения дознания или лицо, его замещающее и наделенное соответствующим правовым статусом. Исходя из данной позиции, для определения правового статуса руководителя подразделения дознания мы можем применить положения п. 17.1 ст. 5 УПК РФ.

В соответствии с п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Необходимо отметить, что участником уголовного судопроизводства, наделенным правами и обязанностями, начальник (руководитель) подразделения дознания стал только после внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство Федеральным законом от 6.06.2007 № 90-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ». Ранее полномочия начальника подразделения дознания ОВД были регламентированы нормативными актами МВД России.

Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания закреплены в ст. 40.1 УПК РФ, в соответствии с которой начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания, также как начальник органа дознания и дознаватель, вправе согласно ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ возбудить уголовное дело, хотя в ч. 1 ст. 146 УПК РФ он не указан в числе должностных лиц, уполномоченных принимать данное процессуальное решение (что, по нашему мнению, следует считать браком законодательной техники). Начальник подразделения дознания вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для производства расследования была создана группа дознавателей - полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Однако дознаватель вправе обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору. При этом дознаватель вправе предоставить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

Сроки и процессуальный порядок рассмотрения прокурором жалобы дознавателя на указания начальника подразделения дознания предусмотрены ст. 124 УПК РФ.

В отличие от процессуального контроля организационный контроль, осуществляемый начальником подразделения дознания, регулируется в ведомственном нормативном порядке.

Так, основным нормативным актом, регламентирующим деятельность начальника (руководителя) подразделения дознания ОВД, является Приказ МВД РФ от 21 ноября 2012 года № 1051 «Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Указанный нормативный акт был принят в целях реализации положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ

80

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2014'1

«О полиции», Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также организации деятельности подразделений дознания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Данный приказ заменил ранее действовавшие приказы МВД России от 3 августа 2006 г. № 606 «Об утверждении основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации на 2006-2011 годы и плана их реализации» и от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания».

Ранее действующим типовым положением об отделе (отделении, группе) дознания отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому району) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейного органа внутренних дел на транспорте, органа внутренних дел в закрытых административных образованиях, на особо важных и режимных объектах, утвержденным Приказом МВД РФ от 6.08.2007 № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания» были закреплены ряд полномочий руководителя (начальника) подразделения дознания. В соответствии с данным Положением начальник подразделения дознания:

1) осуществляет руководство деятельностью подразделения и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него задач;

2) организует в пределах компетенции взаимодействие с подразделениями полиции, экспертно-криминалистическими подразделениями, а также с органами следствия, органами, осуществляющими прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

3) определяет должностные обязанности своих заместителей и подчиненных сотрудников, планирует работу подразделения, осуществляет контроль за выполнением плановых мероприятий;

4) контролирует дежурство дознавателей в следственно-оперативной группе, их работу на месте происшествия по документирова-

нию преступлений, по которым предварительное следствие необязательно;

5) проводит оперативные совещания, заслушивает доклады и отчеты подчиненных дознавателей о результатах работы;

6) запрашивает в установленном порядке от подразделений и сотрудников органа внутренних дел сведения и информацию, необходимые для решения задач по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, производству дознания;

7) выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по их устранению;

8) проводит работу по отбору и воспитанию кадров, организует обучение личного состава в системе боевой и служебной подготовки, несет персональную ответственность за состояние дисциплины и законности в подразделении;

9) в установленном порядке вносит предложения:

- о назначении на должность, перемещении, временном отстранении и увольнении сотрудников подчиненного подразделения;

- о предоставлении отпусков сотрудникам подразделения;

- об обеспечении сотрудников подразделения средствами организационной, криминалистической и вычислительной техники, выделении служебных помещений, улучшении условий их труда и быта, социальной защищенности и личной безопасности;

- о применении к сотрудникам подразделения мер морального и материального стимулирования;

10) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

По общему правилу указанные выше полномочия руководителя(начальника) подразделения дознания указываются в настоящее время в должностном регламенте, который в свою очередь является правоустанавливающим документом.

Необходимо отметить, что полномочия руководителя подразделения дознания при производстве дознания по уголовному делу регламентированы Приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19 (в редакции от 25 декабря 2010 года) «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений». В соответствии с позициями указанного нормативного акта руководитель подразде-

81

2014'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

ления дознания:

1) выявляет при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном законом порядке вносит в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер по их устранению;

2) направляет информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством РФ;

3) в трехдневный срок информирует соответствующие подразделения ОВД о лицах, в отношении которых избрана мера пресе-

чения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;

4) осуществляет профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

По общему правилу при производстве дознания по уголовному делу руководитель (начальник) подразделения дознания, кроме полномочий указанных в ст. 40.1 УПК РФ, обладает полномочиями дознавателя, которые также закреплены в ряде статей УПК РФ. В данном направлении нам целесообразно применить термин «иные полномочия руководителя подразделения дознания, предусмотренные УПК РФ при производстве дознания по уголовному делу». Данная позиция нуждается в более подробном исследовании.

Литература

1. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - М.: НОРМА-М, 2002. С. 587.

2. Алексеев И.М. Особенности исчисления сроков расследования при соединении и выде-

лении уголовных дел // Деятельность полиции и права человека: материалы всерос. науч.-практ. конф. (30 марта 2012 г.): В 2-х ч. / сост.: Н. В. Дементьева, О. И. Городовая, Л. П. Малофеева. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013. ч. 1. С. 24-28.

3. Черкасова ЕА. Некоторые проблемы взаимодействия органов дознания и предваритель-

ного следствия с соответствующими компетентными органами иностранных государств // Проблемы правоохранительной деятельности. 2010. № 1-2. С. 36-37.

4. Рудов Д.Н. Ведомственный контроль за организацией и производством дознания // Вес-

тник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 2. С.49-52.

References

1. The big law dictionary / Ed. by YA Sukharev, V.E. Krutskih. - M: NORM-M, 2002. C. 587.

2. Alekseev I.M. Features calculus in terms of investigation and isolation of the compound of

criminal cases // Police and Human Rights: The materials Vseros. scientific-practical. conf. (March 30, 2012): In 2 hours / comp.: N.V. Dementieva, O.I. Gorodovaja, L.P. Malofeeva. - St. Petersburg. Univ St. Petersburg Univ Russian Ministry of Internal Affairs, 2013. P.1. Pp. 24-28.

3. Cherkasova EA. Some problems of interaction of inquiry and preliminary investigation with the relevant authorities of foreign countries // Problems of Law Enforcement. 2010. № 1-2. Pp. 36-37.

4. Rudow D.N. Departmental control over the organization and production of inquiry // Herald

Belgorod Law Institute Russian Ministry of Internal Affairs. 2012. № 2. Pp.49-52.

(Статья сдана в редакцию 21.01.2014)

82