Научная статья на тему 'Процессуальный статус и защита лиц, пострадавших в результате международных вооруженных конфликтов'

Процессуальный статус и защита лиц, пострадавших в результате международных вооруженных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1577
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ / РАНЕНЫЕ / БОЛЬНЫЕ / ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ / КРАСНЫЙ КРЕСТ / ARMED CONFLICT / VICTIMS OF WAR / WOUNDED / SUFFERER / GENEVA CONVENTION / RED CROSS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долженко Тамара Александровна, Левченко Вячеслав Евгеньевич

В статье «Процессуальный статус и защита лиц, пострадавших в результате международных вооруженных конфликтов» освещаются ключевые положения ряда международных нормативных правовых актов, связанных с обеспечением условий содержания жизни и здоровья больных и раненых лиц, пострадавших в результате вооруженных конфликтов и содержится ряд предложений о совершенствовании положений в данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural status and protection of persons affected by international armed conflicts

In the article “Procedural status and protection of persons affected by international armed conflicts” discusses the key provisions of several international regulatory legal acts related to ensuring the conditions of detention of life and health of sick and injured persons affected by armed conflict and contains a number of proposals on improvement of regulations in the industry.

Текст научной работы на тему «Процессуальный статус и защита лиц, пострадавших в результате международных вооруженных конфликтов»

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС И ЗАЩИТА ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Т.А. Долженко, В.Е. Левченко

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Россия

Аннотация. В статье «Процессуальный статус и защита лиц, пострадавших в результате международных вооруженных конфликтов» освещаются ключевые положения ряда международных нормативных правовых актов, связанных с обеспечением условий содержания жизни и здоровья больных и раненых лиц, пострадавших в результате вооруженных конфликтов и содержится ряд предложений о совершенствовании положений в данной отрасли.

Ключевые слова: вооруженный конфликт, жертвы войны, раненые, больные, Женевские конвенции, Красный Крест.

Вся история международных отношений состоит из истории войн и вооруженных конфликтов. Безусловно, именно эти факторы были и остаются ключевыми элементами международных отношений. Меняется характер ведения войны, методы и средства, но лишь одно остается неизменным — жертвы.

Защита жертв вооруженных конфликтов представляет собой одну из важнейших проблем международного гуманитарного права.

Женевская конференция, проходившая с 21 апреля по 12 августа 1949 года, выработала четыре соглашения о защите жертв войны:

1) Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (Конвенция I) [1];

2) Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. (Конвенция II) [2];

3) Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. (Конвенция III) [3];

4) Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (Конвенция IV) [4].

Эти международные акты являются ключевым моментом в развитии международно-правовых норм о защите жертв войны, которые ранее были закреплены в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, и в конвенциях, которые были подписаны в Женеве в 1864, 1906 и 1929 годах. Необходимость их принятия была продиктована опытом прошедшей Второй мировой войны, и особенно огромными жертвами среди гражданского населения. Поэтому, в 1948 году Швейцарский Федеральный Совет пригласил представителей 70 правительств на международную конференцию с целью трансформировать существовавшие регулирующие механизмы сообразно опыту войны. Приглашение приняли 12 правительств, 59 государств и ряд международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций. Международный комитет Красного Креста и Международная федерация обществ Красного креста были приглашены на конференцию в качестве экспертов.

—--—-

~ 126 ~

Во второй половине XX в. вооруженные конфликты выявили необходимость расширения правовых норм, применимых к боевым действиям. Это повлекло принятие двух протоколов:

I. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (протокол I) [5];

II. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (протокол II) [6].

8 декабря 2005 года был принят третий Дополнительный протокол, позволяющий национальным Обществам помощи раненым, не желающим принимать в качестве символа красный крест или красный полумесяц, использовать новый отличительный знак — красный кристалл на белом фоне [7].

Вышеперечисленные нормативные акты обязывают договаривающиеся стороны выполнять их положения не только в военное время, но и в случае, если между двумя или несколькими державами возникает военное столкновение и одна из них отказывается признавать состояние войны.

Протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, принятый 8 июня 1977 года, ввел положения, которые напрямую касаются защиты раненых и больных комбатантов. Именно в нем раскрыты все характеристики лиц, которые подпадают под его защиту. Употребленные в Протоколе термины «раненый» и «больной» относятся и к военнослужащим, и к гражданским лицам.

Под жертвами вооруженных конфликтов понимаются:

1) раненые и больные в действующих армиях;

2) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) военнопленные;

4) гражданское население.

Каждая категория вышеуказанных лиц находится под защитой одной из четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года и двух Дополнительных протоколов от 8 июня 1977 к ним [8].

В соответствии с подп. «а» ст. 8 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям

от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (протокол I) под терминами «раненые» и «больные» обозначаются лица, как военнослужащие, которые вследствие травмы, болезни, или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Кроме того, под эти термины подпадают не только указанные лица, но и роженицы, беременные женщины, новорожденные дети и другие лица, которые нуждаются в медицинской помощи и уходе [9].

Анализируя положения п. 1 ст. 12 Женевской конвенции 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и абз. 2 ст. 12 Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г., раненые и больные комбатанты в полной мере пользуются уважением и защитой при всех обстоятельствах. А это значит, что воюющая сторона, во власти которой они окажутся, должна обеспечить этим лицам гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации будь то пол, раса, национальность, религия, политические убеждения или другие схожие признаки. Кроме того, данная статья говорит о том, что посягательство на жизнь, личность строго запрещена, запрещается добивать или истреблять раненых и больных комбатантов, подвергать пыткам, проводить биологические эксперименты, а также преднамеренно оставлять без медицинской помощи и ухода, умышленно создавать обстановку для их заражения.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов, запрещаются в любое время и в любом месте следующие действия в отношении раненых и больных:

1) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, в частности, убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний;

2) коллективные наказания;

3) взятие заложников;

—--—-

~ 127 ~

—--—

4) акты терроризма;

5) надругательство над человеческим достоинством, в частности, унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме;

6) рабство и работорговля во всех их формах;

7) грабеж;

8) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.

Аналогичные положения содержит п. 2 ст. 11 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов: запрещается подвергать таких раненых и больных комбатантов даже с их согласия:

1) физическим увечьям;

2) медицинским или научным экспериментам;

3) удалению тканей или органов для пересадки, за исключением тех случаев, когда такие действия являются оправданными.

Учитывая нормы ст. 14 I Женевской конвенции от 12 августа 1949 года раненые и больные воюющей стороны, в случае их захвата неприятелем, считаются военнопленными и к ним применяются нормы международного права III Женевской конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.

Принимая во внимание основные положения ст. 16 I Женевской конвенции 1949 г., следует обратить внимание и на то, что стороны, которые находятся в конфликте, незамедлительно, в любое время или после окончания боевых действий, принимают меры к розыску раненых и ограждению их от ограбления или дурного обращения. Между воюющими могут заключаться соглашения о прекращении огня или о перемирии, чтобы конфликтующие стороны могли подобрать раненых, которые остались на поле боя, транспортировать их, произвести обмен ими. Разумеется, конфликтующие стороны могут заключать соглашения и в том случае, если требуется эвакуация раненых и больных, вывоза их морским путем из окруженной зоны, для пропуска в зону конфликта медицинского и духовного персонала, а также имущества.

К раненым лицам военного противника нужно относиться с уважением и оказывать им необходимую медицинскую помощь.

Военные власти, в соответствии со ст. 18 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., могут разрешать местному населению и благотворительным обществам подбирать раненых и больных лиц, включая районы вторжения и оккупированные территории, и независимо от их пола, расы, национальности и других характеристик ухаживать за ними. Гражданское население должно с уважением относится к ним. Более того, такие жители не должны подвергаться ни преследованию, ни наказанию со стороны властей государства, в котором такое лицо было подобрано для оказания ему медицинской помощи, а также они не могут быть осуждены за то, что ухаживали за раненым, больным лицом.

II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. содержит аналогичные положения I Женевской конвенции 1949 г. Можно сказать о том, что в целом защита раненых и больных лиц на море схожа с защитой указанных лиц на суше, но есть и специфические черты. Ст. 18 Конвенции II гласит: «после каждого боя стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потерпевших кораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход». Спасательные операции для подводных лодок составляют особую сложность. При каких бы то ни было обстоятельствах подводные лодки не могут принимать враждебные действия в отношении лиц, которые спасаются. Конфликтующие стороны могут просить другое судно принять на его борт раненых и потерпевших кораблекрушение. Такие суда не подлежат захвату.

Стороны, которые находятся в вооруженном конфликте, регистрируют все данные, связанные с личностью больных и раненых лиц, которые оказались в зоне их контроля. Эти сведения в обязательном порядке должны включать следующие сведения: гражданство лица; его войсковой или личный номер; фамилию и имя; дату рождения; другие сведения, которые содержатся либо в ме-

—--—-

~ 128 ~

дальоне, либо в его удостоверении личности; дату и место взятия в плен лица или смерти; сведения, которые связаны с его ранениями, болезнью либо причиной смерти. В соответствии с положениями абз. 2 ст. 16 I Женевской конвенции 1949 г. и абз. 2 ст. 19 II Женевской конвенции 1949 г. как можно скорее сообщаются в Справочное бюро, а оно в свою очередь передает эти сведения государству, под покровительством которого находится лицо, при помощи страны-покровительницы и Центрального агентства по делам военнопленных.

Глава третья Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. закрепляет за государствами-участниками создание санитарных зон и местностей, целью создания которых будет защита раненых и больных лиц во время военных действий, а также защита персонала, на который будет возложена организация и управление санитарными зонами и местностями и уход за лицами, находящимися на таких территориях.

Раненые и больные лица находятся не только по защитой четырех основополагающих Конвенций и двух Дополнительных протоколов к ним, но еще и международных организаций.

Одной из самый влиятельных международных организаций, которая занимается защитой жизни и здоровья человека и обеспечивает уважение к человеческой личности, особенно во время вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций, является международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что на раненых и больных распространяются все положения четырех Конвенций и двух Дополнительных протоколов к ним.

В соответствии с положениями I Женевской конвенции раненые и больные лица должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Сторона противника, во власти которой они окажутся, должна обеспечить им гуманное обращение и уход. Основная обязанность обеих конфликтующих сторон заключается в том, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных комба-тантов, оказать и медицинскую помощь и, конечно же, уберечь их от ограбления и дурного обращения.

Конвенция II содержит аналогичные положения.

Протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, принятый 8 июня 1977 года, ввел положения, которые напрямую касаются защиты раненых и больных комбатантов. Именно в нем раскрыты все характеристики лиц, которые подпадают под его защиту. Употребленные в Протоколе термины «раненый» и «больной» относятся и к военнослужащим, и к гражданским лицам.

Стоит также отметить и тот факт, что на сегодняшний день к Женевским конвенциям 1949 года присоединялись 194 страны, Дополнительные Протоколы I и II 1977 года ратифицировали 170 и 165 государств соответственно, к третьему Дополнительному протоколу 2005 года присоединились 53 страны [10]. Контрольным органом исполнения Конвенций является Международный комитет Красного Креста, штаб-квартира которого располагается в Женеве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об улучшении участи раненых и больных лиц в действующих армиях; Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. // Международное гуманитарное право в документах. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.

2. Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. // Международное гуманитарное право в документах. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.

3. Об обращении с военнопленными; Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. // Международное гуманитарное право в документах. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.

4. О защите гражданского населения во время войны; Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. // Права человека: Сборник международных договоров. Том I (часть вторая): Универсальные договоры. 1994.

5. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов; Дополнительный протокол I от 8 июня 1977 г. // Права человека. Сборник международных договоров. Т. I (часть вторая): Универсальные договоры. 1994.

6. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты

—--—-

~ 129 ~

жертв немеждународных вооруженных конфликтов; Дополнительный протокол I от 8 июня 1977 г. // Права человека. Сборник международных договоров. Т. I (часть вторая): Универсальные договоры. 1994.

7. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы от 8 декабря 2005 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pdl/geneva_protocol_III.pdf (дата обращения: 14.05.2016).

8. Салахов Д.В. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов // Военно-юридический журнал. 2010. № 3. С. 19—20.

9. Леншин С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: Монография. М.: За права военнослужащих, 2009. С. 146.

10. Женевские конвенции 1949 г.: истоки и актуальность. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/ statement/geneva-conventions-statement-120809.htm (дата обращения: 14.05.2016).

PROCEDURAL STATUS AND PROTECTION OF PERSONS AFFECTED BY INTERNATIONAL ARMED CONFLICTS

T.A. Dolzhenko, V.E. Levchenko

Federal state autonomous educational institution of higher education "Belgorod state national research university " Belgorod, Russia

Annotation. In the article "Procedural status and protection of persons affected by international armed conflicts" discusses the key provisions of several international regulatory legal acts related to ensuring the conditions of detention of life and health of sick and injured persons affected by armed conflict and contains a number of proposals on improvement of regulations in the industry.

Key words: armed conflict, victims of war, the wounded, the sufferer, the Geneva convention, the Red Cross.

REFERENCES

1. The amelioration of the condition of wounded and sufferer persons in the existing armies; the Geneva convention of 12 August 1949, International humanitarian law documents. M. : publishing house of the Moscow independent institute of international law, 1996 (in Russia)

2. The amelioration of the condition of wounded, sufferer and shipwrecked members of armed forces at sea; Geneva convention of 12 August 1949, International humanitarian law documents. M.: Publishing house of the Moscow independent institute of international law, 1996 (in Russia)

3. About the treatment of prisoners of war; Geneva convention of 12 August 1949, International humanitarian law documents. M.: publishing house of the Moscow independent institute of international law, 1996 (in Russia)

4. To the protection of civilian persons in time of war; Geneva convention of 12 August 1949. Human rights: a compilation of international instruments, volume I (part two): Universal treaties, 1994 (in Russia)

5. Additional Protocol I to the Geneva conventions of 12 August 1949, and relating to the protection of victims of international armed conflicts; Additional Protocol I of 8 June 1977. Human rights: a compilation of international

instruments, volume I (part two): Universal treaties, 1994 (in Russia)

6. Additional Protocol II to the Geneva conventions of 12 August 1949, and relating to the protection of victims of non-international armed conflicts; Additional Protocol I of 8 June 1977. Human rights: a compilation of international instruments, volume I (part two): Universal treaties, 1994 (in Russia)

7. Protocol additional to the Geneva conventions of 12 August 1949, and relating to the adoption of an additional distinctive emblem of 8 December 2005. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pdf/geneva_protocol_III.pdf (Accessed 14 May 2016) (in Russia)

8. Salakhov D.V. International legal protection of victims of armed conflicts. Military law journal, 2010, no. 3, pp. 19—20 (in Russia)

9. Lenshin S.I. Legal regime of armed conflict and international humanitarian law: Textbook. M.: For the rights of servicemen, 2009, pp. 146 (in Russia)

10. The Geneva conventions of 1949: origins and relevance. Available at: https://www.icrc.org/rus/resources/ documents/statement/geneva-conventions-statement-120809.htm (Accessed 14 May 2016) (in Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.