Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ДОЗНАВАТЕЛЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ'

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ДОЗНАВАТЕЛЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЗНАВАТЕЛЬ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / УПОЛНОМОЧЕННОЕ ЛИЦО / ПРАВОМОЧНОЕ ЛИЦО / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шараева Яна Анатольевна, Тангриева Валерия Николаевна

В статье на основе анализа действующего уголовно-правового законодательства авторы размышляют о том, кто из должностных лиц ОВД наделен полномочиями по расследованию преступлений в форме дознания, каковы их пределы прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве. Предлагаются изменения в уголовно-процессуальный закон, позволяющие разграничивать процессуальный статус органов дознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL STATUS OF AN INTERROGATOR: MYTHS AND REALITY

Basing on the analysis of the current criminal legislation, the authors ponder the question which of the law enforcement officials is authorized to investigate crimes in the form of inquiry, what are the limits of their rights and duties in criminal proceedings. The authors propose amendments to the criminal procedure law allowing to distinguish the inquiry bodies’ procedural status.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ДОЗНАВАТЕЛЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»

УДК 343.14 ББК 67.411

Шараева Яна Анатольевна Sharaeva Yana Anatolevna

доцент кафедры уголовного процесса Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Associate Professor, Department of Criminal Procedure, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: yana-sharaeva@mail.ru

Тангриева Валерия Николаевна Tangrieva Valeria Nikolaevna

старший преподаватель кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России.

Senior Lecturer, Department of Criminal Procedure, the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: tangri01@yandex.ru

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ДОЗНАВАТЕЛЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Procedural status of an interrogator: myths and reality

В статье на основе анализа действующегоуго-ловно-правового законодательства авторы размышляют о том, кто из должностных лиц ОВД наделен полномочиями по расследованию преступлений в форме дознания, каковы их пределы прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве. Предлагаются изменения вуголовно-процессуаль-ный закон, позволяющие разграничивать процессуальный статус органов дознания.

Ключевые слова: дознаватель, правовой статус, орган дознания, уполномоченное лицо, правомочное лицо, специализированное подразделение дознания.

Расследование уголовных дел является неотъемлемой частью работы правоохранительных органов Российской Федерации. Органы внутренних дел (далее - ОВД), входящие в структуру правоохранительных органов, оказываются единственным государственным учреждением, куда поступает первоначальная информация о совершении преступления. Сотрудники полиции, входящие в состав ОВД и наделенные полномочиями органа дознания обязаны немедленно отреагировать на поступившую информацию и принять меры, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Анализируя различные точки зрения о производстве предварительного расследования в форме дознания, хочется отметить высказывание советского процессуалиста М.С. Стро-говича, который под дознанием понимал

Basing on the analysis of the current criminal legislation, the authors ponder the question which of the law enforcement officials is authorized to investigate crimes in the form of inquiry, what are the limits of their rights and duties in criminal proceedings. The authors propose amendments to the criminal procedure law allowing to distinguish the inquiry bodies' procedural status.

Key words: interrogator, legal status, inquiry body, authorized person, competent person, specialized inquiry unit.

первоначальный этап расследования, основной целью которого являлось фиксация следов преступления и проведение неотложных следственных действий [1, с. 27]. Таким образом, речь о дознании, как об одной из форм расследования преступлений, даже не шла. А в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР отсутствовал процессуальный статус дознавателя, лишь в некоторых нормах УПК РСФСР встречалось «лицо, производящее дознание». Именно в советское время первоначальные или неотложные следственные действия по поручению начальника ОВД производили практически любые сотрудники милиции.

Первое упоминание в законе о дознавателе, как о лице, наделенном соответствующими полномочиями по расследованию уголовного дела в форме дознания и выполнению иных полномочий, отражено в Уголовно-процессуальном

кодексе РФ 2001 года. Однако, существующее на сегодняшний день определение порождает в практической деятельности массу проблем во взаимоотношениях между сотрудниками ОВД, которые в силу ч. 1 ст. 41 УПК РФ могут быть наделены полномочиями по расследованию уголовного дела, т.е. полномочиями дознавателя.

Так, поручая проверку сообщения о преступлении, начальник отдела полиции наделяет сотрудника уголовного розыска или участковых уполномоченных полиции полномочиями дознавателя. Однако, документ, подтверждающий делегирование полномочий на проверку, в материалах дела чаще всего отсутствует. Такие нарушения приводят к тому, что данный сотрудник не имеет право проводить проверку сообщения, что влечет за собой признания действий по проверке сообщения незаконными и, как следствие, недопустимыми доказательствами.

В современном уголовно-процессуальном пространстве, дознаватель одновременно является должностным лицом, производящим расследование преступлений в одной из форм предварительного расследования. В этой связи необходимо установить, кто из должностных лиц ОВД действительно обладает уголовно-процессуальной компетенцией по расследованию преступлений и полномочиями должностного лица органа дознания, и каковы пределы их прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве. Вернемся к действующему уголовно-процессуальному законодательству.

В пункте 7 статьи 5 УПК РФ под дознавателем понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а так же иные полномочия, предусмотренные законом [2]. Данное определение породило в научной среде массу споров. А.П. Рыжаков считает, что под дознавателем следует понимать должностное лицо органа дознания, которое в порядке ст. 144 УПК РФ правомочно проводить проверку поступивших в орган внутренних дел заявлений и сообщений, а также производить неотложные следственные действия, исполнять поручения следователя [3, с. 94].

Определение, данное А.П. Рыжаковым, является, на наш взгляд, слишком перегруженным по смыслу, поскольку в нем лишь пере-

числены процессуальные полномочия дознавателя, которые дублируются в ст. 41 УПК РФ.

Кроме того, понимание того, что штатный дознаватель специализированного подразделения дознания является одним из субъектов уголовного судопроизводства, выполняющим закрепленные за ним в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона полномочия, то наделение полномочиями дознавателя любого из сотрудников органов внутренних дел является неверным процессуальным решением начальника отдела полиции. Данная потребность возникала во времена перехода от УПК РСФСР к новому уголовно-процессуальному законодательству, когда в отдельных субъектах Российской Федерации имелся определенный «кадровый голод» и не были сформированы должным образом специализированные подразделения дознания.

Полномочия штатных сотрудников подразделений дознания в настоящее время, в связи с множественными изменениями, внесенными в УПК РФ на протяжении его существования с 2001 года, так же претерпели значительные изменения. По сути, деятельность штатного дознавателя перестала отличаться от деятельности следователя при расследовании уголовных дел. В настоящее время дознаватели имеют достаточно высокую квалификацию, поскольку с течением времени значительно расширился круг составов преступлений, расследуемых в форме дознания. Они, так же как и следователи, имеют единый процессуальный статус, наделены равными процессуальными правами и обязанностями. Основное отличие на наш взгляд, заключается большой процессуальной самостоятельности следователя, чем дознавателя, поскольку процессуальное руководство дознавателем осуществляет кроме начальника подразделения дознания, начальник органа дознания и прокурор.

Считаем необходимым разграничивать диапазон процессуальных функций, возлагаемых непосредственно на сотрудников органа дознания и на дознавателя. Полномочия органов дознания должны быть минимизированы и ограничиваться рамками статей 144 и 157 УПК РФ. Таким образом, необходимо исключить возможность наделениями полномочиями дознавателя сотрудников других служб и подразделений.

Такой же точки зрения на данную проблему придерживаются некоторые ученые-процессуалисты, например М.М. Кузембаева считает необходимым переосмыслить деятельность дознавателя как участника со стороны обвинения и четко закрепить в законе решение об однозначном понимании его процессуальных полномочий [4, с. 4].

Органы внутренних дел являются сложным структурным учреждением, в состав которого входят различные службы и подразделения. Отнеся ОВД к органам дознания, законодатель не разъяснил, какие именно должностные лица ОВД наделены уголовно-процессуальными полномочиями органа дознания. Хотя одним из направлений деятельности органов внутренних дел согласно ФЗ «О полиции» и является выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам [5]. Вместе с тем, в данном законе не закреплены конкретные подразделения полиции, исполняющие данную функцию.

По общему пониманию в состав ОВД входят территориальные (в том числе линейные) управления (отделы, отделения, пункты) в состав которых входят различные службы, такие как патрульно-постовая служба, экспертно-криминалистическая служба и т. д. Однако это вовсе не означает, что патрульный ППС, участковый уполномоченный полиции или сотрудник ГИБДД наделены полномочиями по расследованию уголовных дел.

Например, согласно пп. 6-7 раздела I Приказа МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» [6] к основной задаче строевых подразделений ППСП относится охрана общественного порядка в общественных местах и содействие подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. На приведенном примере мы видим, что в полномочия сотрудников ППС не входит ни расследование уголовных дел, ни проверка сообщений граждан и юридических лиц о преступлениях.

Исходя из типового положения (приложение № 2) Приказа МВД России от 15.06.2020 № 430 «Вопросы организации деятельности подразделений организации дознания (подразделений дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской

Федерации» подразделение дознания действует в пределах своей компетенции [7].

Основными задачами подразделения дознания являются рассмотрение сообщений о преступлениях, предварительное расследование в форме дознания по подследственным дознавателю уголовным делам, их предупреждение, выявление и раскрытие, а также реализация иных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации [7]. Все указанные выше полномочия дублируются с основными полномочиями дознавателя, закрепленных в ст. 41 УПК РФ.

Вместе с тем функцию, связанную с выявлением преступлений выполняют и участковые уполномоченные полиции. Так, на основании п. 9.1 ч. 9 раздела I Приказа МВД России от 29 марта 2019 № 205 «участковым уполномоченным полиции необходимо принимать меры, которые направлены на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений» [8].

Статьями первой и второй главы I Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», основными задачами оперативно-розыскной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации [9].

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 г. Москва «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации к оперативно-розыскной деятельности допускаются по должности начальники подразделений в составе территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные

за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Проведя анализ действующих нормативно-правовых актов МВД России, регулирующих деятельность подразделений и служб, входящих в состав полиции, можно сделать вывод о том, что в их компетенцию так же не входит расследование уголовных дел, даже при делегировании им полномочий дознавателя начальником органа дознания.

Кроме того, и процессуальное определение должностного лица органа дознания в законе не закреплено. Анализ норм УПК РФ и ведомственных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что к должностным лицам органа дознания относятся подразделения органов внутренних дел, функциями которых является - выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений.

Данный факт так же не нашел своего отражения в ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ. Законодателем не было указано, кому конкретно начальник органа дознания уполномочен «поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК РФ, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке» [2].

Вместе с тем, нам кажется верным мнение О.Н. Игнатовой о существующей коллизии процессуальных норм: «Законом предусмотрены дознаватель правомочный и дознаватель уполномоченный. Правомочному дознавателю, по смыслу закона, нет необходимости принимать процессуальные полномочия от начальника органа дознания: он уже уполномочен законом. Однако, в силу требований ч. 1 ст. 41 УПК РФ, полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, возла-

Литература

1. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1978. Т. 2.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020). СПС КонсультантПлюс.

3. Рыжаков А.П. Уголовный процесс: учебник. М., 2002.

4. Кузембаева М.М. Функциональная характеристика деятельности дознавателя и

гаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения. Получается, что и правомочному, и уполномоченному дознавателю начальник органа дознания делегирует процессуальные полномочия!» [10, с. 269].

Статья 144 УПК РФ не содержит перечень должностных лиц органа дознания, которые вправе проводить проверку сообщений о преступлении, упоминая орган дознания в целом, наряду с остальными участниками уголовного судопроизводства. При этом из общего списка лиц, уполномоченных на проведение проверки сообщения о преступлении «выпали» такие должностные лица, как начальник органа дознания и начальник подразделения дознания.

Изложив в данной работе наше мнение по поводу имеющейся проблематики важных участников процессуального производства, мы полагаем, что было бы верным изложить пункт 7 статьи 5 УПК РФ в следующей редакции: «Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания и иные полномочия, предусмотренные УПК РФ»; часть 1 статьи 144 УПК РФ: «Дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, а так же должностные лица органа дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом...»; статью 5 УПК РФ дополнить пунктом 7.1 «Должностное лицо органа дознания - это сотрудники правоохранительных органов, уполномоченные осуществлять проверку сообщений о преступлениях, а так же производство следственных действий по поручению начальника органа дознания».

Bibliography

1. Strogovich M.S. Course of the Soviet criminal process. Moscow, 1978. Vol. 2.

2. Criminal Procedure Code of the Russian Federation № 174-FZ of 18.12.2001 (ed. of 08.12.2020). LRS ConsultantPlus.

3. Ryzhakov A.P. Criminal process: textbook. Moscow, 2002.

4. Kuzembaeva M.M. Functional characteristics of the activities of the investigator and the

органа дознания в уголовном процессе России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006.

5. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О полиции». СПС Консуль-тантПлюс.

6. Приказ МВД РФ от 29.01.2008 № 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». СПС Консультант-Плюс.

7. Приказа МВД России от 15.06.2020 № 430 «Вопросы организации деятельности подразделений организации дознания (подразделений дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс.

8. Приказа МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности». СПС КонсультантПлюс.

9. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности». СПС Консуль-тантПлюс.

10. Игнатова О.Н. Делегирование процессуальных полномочий в уголовном судопроизводстве: понятие, признаки, способы. Вопросы Российского международного права. 2019. № 7-1.

body of inquiry in the criminal process of Russia: abstract of the dis. ... PhD in Law. Omsk, 2006.

5. Federal Law № 3-FZ of 07.02.2011 (as amended on 29.12.2020) «On the Police». LRS ConsultantPlus.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 80 of 29.01.2008 (ed. of 12.02.2015) «Issues of organizing the activities of combatant units of the patrol and post service of the police». LRS ConsultantPlus.

7. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 430 dated 15.06.2020 «Issues of organizing the activities of inquiry organization units (inquiry units) of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation». LRS ConsultantPlus.

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 205 dated 29.03.2019 «On the service of the district police commissioner in the serviced administrative area and the organization of this activity». LRS ConsultantPlus.

9. Federal Law № 144-FZ of August 12, 1995 (as amended on December 30, 2020) «On operational investigative activities». LRS Consultant-Plus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.