Научная статья на тему 'Процессуальный порядок освобождения от наказания в виде лишения свободы при применении акта об амнистии'

Процессуальный порядок освобождения от наказания в виде лишения свободы при применении акта об амнистии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1507
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / АКТ ОБ АМНИСТИИ / THE ACT OF AMNESTY CONDEMNED AN EARLY RELEASE / ОСУЖДЕННЫЙ / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / НАЧАЛЬНИК ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / THE HEAD OF THE CORRECTIONAL INSTITUTION / ПРОКУРОР / PROSECUTOR / СУД / COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышева Ольга Анатольевна

предметом исследования является правовой анализ применения акта об амнистии к конкретно неопределенному лицу. Освобождение осужденного от отбывания наказания согласно закону возможно на стадии как судебного разбирательства, так и исполнения приговора. В первом случае процессуальный порядок освобождения осужденного от отбывания наказания в большей степени определен уголовно-процессуальным законом. На стадии исполнения приговора освобождение осужденного от отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы осложняется рядом обстоятельств: во-первых, отсутствием законодательно закрепленного процессуального механизма освобождения осужденного, находящегося в местах лишения свободы, от наказания; во-вторых, многочисленностью осужденных, подпадающих одновременно под действие амнистии. Уголовно-исполнительным законом только уточняется срок досрочного освобождения от отбывания наказания. Конструкция уголовно-исполнительной нормы, закрепленной ч. 5 ст. 173 УИК РФ, порождает ряд вопросов, ответы на которые позволили бы обеспечить единообразную практику применения акта об амнистии; своевременность освобождения осужденных от наказания; исключение нарушений законного интереса осужденного на досрочное освобождение вследствие амнистии. По результатам правового анализа внесено предложение по оптимизации процессуального порядка досрочного освобождения осужденных от отбытия наказания в виде лишения свободы при применении акта об амнистии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL ORDER OF RELEASE FROM PUNISHMENT IN THE FORM OF IMPRISONMENT AT APPLICATION OF THE ACT OF AMNESTY

an object of research is the legal analysis of application of the act of amnesty to specifically uncertain person. Release of the punishment condemned from serving according to the law is possible both at a stage of judicial proceedings, and at a stage of execution of a sentence. In the first case the procedural order of release of the punishment condemned from serving more is defined by the criminal procedure law. At a stage of execution of a sentence release of the criminal penalty condemned from serving in the form of imprisonment is complicated by a number of circumstances: first, lack of legislatively fixed procedural mechanism of the release condemned, which is in imprisonment places from punishment; secondly, large number condemned, falling at the same time under amnesty action. The criminal and executive law only specifies the term of an early release from punishment serving. The design of the criminal and executive norm consolidated by part 5 of article 173 of the Criminal and executive code of the Russian Federation generates a number of questions answers on which would allow to provide, first, uniform practice of application of the act of amnesty; secondly, timeliness of release condemned from punishment; thirdly, an exception of violations of the legitimate interest condemned on an early release owing to amnesty... an object of research is the legal analysis of application of the act of amnesty to specifically uncertain person. Release of the punishment condemned from serving according to the law is possible both at a stage of judicial proceedings, and at a stage of execution of a sentence. In the first case the procedural order of release of the punishment condemned from serving more is defined by the criminal procedure law. At a stage of execution of a sentence release of the criminal penalty condemned from serving in the form of imprisonment is complicated by a number of circumstances: first, lack of legislatively fixed procedural mechanism of the release condemned, which is in imprisonment places from punishment; secondly, large number condemned, falling at the same time under amnesty action. The criminal and executive law only specifies the term of an early release from punishment serving. The design of the criminal and executive norm consolidated by part 5 of article 173 of the Criminal and executive code of the Russian Federation generates a number of questions answers on which would allow to provide, first, uniform practice of application of the act of amnesty; secondly, timeliness of release condemned from punishment; thirdly, an exception of violations of the legitimate interest condemned on an early release owing to amnesty. By results of the legal analysis the offer on optimization of a procedural order of an early release condemned from departure of punishment in the form of imprisonment at application of the act of amnesty is made. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Процессуальный порядок освобождения от наказания в виде лишения свободы при применении акта об амнистии»

УДК 343.15 ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА МАЛЫШЕВА,

ББК 67.410.217 доктор юридических наук, доцент,

М20 профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики

(Академия ФСИН России), e-mail: moa_0510@mail.ru © Малышева О. А., 2015

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ АКТА ОБ АМНИСТИИ

Реферат: предметом исследования является правовой анализ применения акта об амнистии к конкретно неопределенному лицу. Освобождение осужденного от отбывания наказания согласно закону возможно на стадии как судебного разбирательства, так и исполнения приговора. В первом случае процессуальный порядок освобождения осужденного от отбывания наказания в большей степени определен уголовно-процессуальным законом. На стадии исполнения приговора освобождение осужденного от отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы осложняется рядом обстоятельств: во-первых, отсутствием законодательно закрепленного процессуального механизма освобождения осужденного, находящегося в местах лишения свободы, от наказания; во-вторых, многочисленностью осужденных, подпадающих одновременно под действие амнистии.

Уголовно-исполнительным законом только уточняется срок досрочного освобождения от отбывания наказания. Конструкция уголовно-исполнительной нормы, закрепленной ч. 5 ст. 173 УИК РФ, порождает ряд вопросов, ответы на которые позволили бы обеспечить единообразную практику применения акта об амнистии; своевременность освобождения осужденных от наказания; исключение нарушений законного интереса осужденного на досрочное освобождение вследствие амнистии. По результатам правового анализа внесено предложение по оптимизации процессуального порядка досрочного освобождения осужденных от отбытия наказания в виде лишения свободы при применении акта об амнистии.

Ключевые слова: акт об амнистии, осужденный, досрочное освобождение, наказание, лишение свободы, начальник исправительного учреждения, прокурор, суд.

Значение амнистии как социально-правового явления по-разному интерпретируется в научной литературе. Небесспорным представляется мнение А. П. Баршевского о том, что амнистия необходима для создания отвечающих европейским стандартам условиям отбывания наказания осужденными к лишению свободы посредством освобождения тех из них, которые подпадают под действие амнистии, а также снижения уровня криминализованности в местах лишения свободы [1, с. 38]. Сложно согласиться и с Б. С. Утевс-ким, полагавшим, что «амнистия может иметь целью корректирование возможной ошибки суда» [2, с. 49], поскольку уголовно-процессуальным законом закреплены процессуальные механизмы изменения, отмены незаконного, необоснованного, несправедливого решения суда по уголовному делу - апелляционное, кассационное производство (в исключительных случаях осуществляется надзорное производство и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых и (или) вновь открывшихся обстоятельств - гл. 45.1, 47.1, 48.1, 49 УПК РФ).

Мы разделяем позицию О. В. Левашовой о том, что акт об амнистии не ставит под сомнение право-

судность обвинительного приговора. Освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности, осужденного - от уголовного наказания означает прощение государством именно виновного [3, с. 298], а не сам факт совершения им преступления. Амнистия - это проявление государством гуманизма к лицам, привлекаемым или привлеченным к уголовной ответственности. Аналогичную правовую позицию высказал и Конституционный Суд РФ в своем Определении от 25 сентября 2014 г. № 2211-О, расценивая объявление амнистии как акт милости применительно к определенным категориям лиц, подлежащих уголовной ответственности и наказанию, исходя прежде всего из социальной обусловленности такой гуманистической акции в демократическом правовом государстве (абз. 2 п. 2 Определения).

Следует подчеркнуть, что согласно уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному законодательству освобождение осужденного от отбывания наказания возможно на стадии как судебного разбирательства, так и исполнения приговора. В первом случае у правоприменителя, как правило, не возникает проблем при освобождении осужденного от отбывания наказания, поскольку его порядок

закреплен уголовно-процессуальным законом (п. 2 ч. 5, п. 1 ч. 6, ч. 8 ст. 302 и др. УПК РФ).

Вместе с тем отметим, что осужденные нередко остаются недовольными принятыми судебными решениями в связи с применением или неприменением к ним акта об амнистии, например такими, как Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. № 2211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хажна-гоева Мурата Зеликовича на нарушение его конституционных прав подп. 1 п. 10 Постановления Государственной Думы ,,Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации" и п. 7 Постановления Государственной Думы ,,О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ,,Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации"» (о невозможности применения акта об амнистии к лицу, осужденному по совокупности преступлений), Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. № 1913-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фоминой Розы Назымовны на нарушение ее конституционных прав ч. 8 ст. 302 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (независимо от согласия подсудимого на применение акта об амнистии рассмотрение уголовного дела до разрешения по существу продолжается и постанавливается обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания).

Закрепление порядка применения акта об амнистии на стадии судебного разбирательства относится к предмету регулирования уголовно-процессуального (выделено нами. - О. М.) права [4, с. 7]. Верность данной позиции подтверждается результатом системного толкования ряда уголовно-процессуальных норм, закрепляющих основания, порядок постановления обвинительного приговора, условия применения акта об амнистии, порядок освобождения осужденного от отбывания наказания (п. 3 ч. 1 ст. 27; ч. 4 ст. 302, ч. 3 ст. 308, п. 3 ст. 311 и др. УПК РФ).

Иная правовая ситуация складывается в случае применения акта об амнистии к осужденным, отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы, то есть на стадии исполнения приговора. Амнистия осуществляется посредством применения акта об амнистии к конкретно неопределенным лицам. В Российской Федерации акт об амнистии, имеющий форму постановления, является не законодательным актом, а подзаконным нормативным правовым актом. Такой характер регулирования уголовно-правовых отношений не сообразует-

ся с общепринятым пониманием механизма правового регулирования.

Сложность ситуации обусловливается, во-первых, отсутствием законодательно закрепленного процессуального механизма освобождения осужденного, находящегося в местах лишения свободы, от наказания, во-вторых, многочисленностью осужденных, подпадающих одновременно под действие акта об амнистии.

Применительно к первому обстоятельству отметим, что уголовно-исполнительным законом только уточняется срок досрочного освобождения от отбывания наказания - в день поступления утвержденного в установленном порядке решения о применении к осужденному акта об амнистии, при поступлении указанного решения после окончания рабочего дня - утром следующего дня (если актом об амнистии не предусмотрено иное - ч. 5 ст. 173 УИК РФ).

Конструкция представленной уголовно-исполнительной нормы порождает ряд вопросов: какова форма решения о применении к осужденному акта амнистии; кто готовит такое решение; кто утверждает анализируемое решение и в каком порядке; какой субъект устанавливает порядок утверждения решения о применении акта об амнистии; предусматривается ли возможность обжалования участниками уголовного судопроизводства (осужденным, его адвокатом, законным представителем, потерпевшим, его представителем и др.) применения или неприменения в отношении осужденного акта об амнистии и т. д.? Ответы на эти вопросы позволили бы на стадии исполнения приговора обеспечить единообразную практику применения акта об амнистии и своевременность освобождения осужденных от наказания, а также исключить нарушение законного интереса осужденного на досрочное освобождение вследствие амнистии. Только правовая норма, содержащаяся в ч. 4 ст. 176 УИК РФ и носящая отсылочный характер, отчасти вносит уточнения относительно порядка применения амнистии - он определяется органом, издавшим акт об амнистии.

В Российской Федерации акт об амнистии издается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 1 ст. 84 УК РФ). Указанным правом законодательный орган федерального уровня наделен Конституцией РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 103). Схожий порядок издания акта об амнистии (парламентом характерен для большинства государств) участников СНГ. В качестве исключения из общего правила в современный период можно отметить объявление амнистии в Молдове в 90-х годах XX в. на основании Указа Президента Республики Молдова от 14 июня 1991 г. № 135

«Об амнистии в связи с годовщиной принятия Декларации о суверенитете Республики Молдова» [5].

Однако пристальное изучение, например, Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ,,Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"» (далее -Постановление) [6] позволяет заключить, что в нем отсутствуют ответы на многие сформулированные ранее автором вопросы. Так, согласно Постановлению устанавливается следующий алгоритм действий по применению акта об амнистии к осужденному к лишению свободы:

1) начальник исправительного учреждения, следственного изолятора выносит постановление о применении акта об амнистии, к которому прилагаются: личное дело осужденного, справка о поощрениях и взысканиях, другие необходимые документы (подп.1 п. 1 Постановления);

2) указанные выше материалы (при их достаточности) вместе с постановлением о применении к конкретному осужденному акта об амнистии направляются прокурору, который должен утвердить данное постановление (подп. 1 ч. 1 Постановления);

3) при отсутствии необходимых сведений об осужденном исправительное учреждение, следственный изолятор направляет запросы в соответствующие учреждения (п. 4 Постановления);

4) при получении дополнительных документов прокурор вновь разрешает вопрос о применении акта об амнистии к осужденному (п. 3 Постановления);

5) осужденный к лишению свободы досрочно освобождается от отбывания наказания в день утверждения прокурором постановления о применении к указанному лицу акта об амнистии (п. 5 Постановления).

Между тем при применении Постановления по-прежнему возникает ряд вопросов, требующих ответов законодателя, в частности:

1) какова форма и содержание постановления, выносимого начальником исправительного учреждения, следственного изолятора; в какой срок должно быть вынесено указанное постановление и направлено прокурору; в какой срок прокурор должен принять решение об утверждении или неутверждении постановления начальника исправительного учреждения, следственного изолятора о применении акта об амнистии к осужденному; каковы основания неутверждения прокурором постановления о применении акта об амнистии (подп. 1 п. 1 Постановления);

2) на какой субъект указывается в Постановлении, на который возложено рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии; какие сведения об осужденном следует расценивать как необходимые (п. 3 Постановления);

3) в какой срок необходимые для принятия положительного решения о применении акта об амнистии документы должны быть собраны исправительным учреждением или следственным изолятором (п. 4 Постановления).

Наряду с указанным отмечается рассогласованность правовых положений Постановления, к которому опосредованно отсылает ч. 4 ст. 175 УИК РФ, и правовой нормы уголовно-исполнительного закона, содержащейся в ч. 5 ст. 173 УИК РФ. Так, согласно п. 5 Постановления отбывание наказания осужденным к лишению свободы прекращается со дня утверждения прокурором постановления о применении акта об амнистии. Это означает, что в этот же день он должен быть досрочно освобожден из исправительного учреждения, следственного изолятора, где отбывал наказание. Однако ч. 5 ст. 173 УИК РФ связывает момент досрочного освобождения от отбывания наказания не с днем утверждения постановления прокурором, на что указывается в Постановлении, а с днем поступления соответствующего постановления в исправительное учреждение, следственный изолятор, который не всегда совпадает с днем утверждения указанного постановления прокурором.

Выявленные проблемы нормативно-правового регулирования препятствуют эффективному применению акта об амнистии, тем более что под действие Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [7] подпадает достаточно большое количество осужденных, в том числе к лишению свободы. Так, всего за месяц действия Постановления об объявлении амнистии было освобождено 33 604 человека, в том числе 4099 осужденных к лишению свободы [8].

Отмеченные проблемы не носят частный характер. Они имеют место при применении не только амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, но и ранее объявленных амнистий, например, в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 3500-6 ГД).

Осложняющие применение амнистии проблемы правового характера порождают нередкие обраще-

ния граждан в судебные органы в защиту своих прав и законных интересов. В подтверждение этому можно привести следующие решения судов: апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 января 2015 г. по делу № 33-252/2015, 33-17601/2014 (оспаривание порядка возмещения ущерба, причиненного преступлением, при освобождении осужденной С. Л. Н. от наказания ввиду акта амнистии); апелляционное постановление Амурского областного суда от 13 марта 2014 г. по делу № 22-384/14 (обжалование осужденным З. отказа районного суда в принятии к рассмотрению ходатайства об освобождении от наказания вследствие издания акта об амнистии) и др. [9].

С учетом изложенного полагаем целесообразным закрепление процессуального порядка до-срочного

освобождения осужденного к лишению свободы (также осужденных к другим видам наказания и условно осужденных) в УПК РФ, учитывая опыт законодательного закрепления процессуального порядка освобождения осужденного от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора в соответствии со статьей 83 УК РФ (п. 9 ст. 397, ст. 399 УПК РФ). Правом решения вопроса о применении акта об амнистии на стадии исполнения приговора необходимо наделить суд, поскольку неверным с точки зрения распределения процессуальных полномочий представляется наделение начальника исправительного учреждения, следственного изолятора и прокурора правом досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания, вид и размер которого установлены судом.

Список литературы

1. Боршевский А. П. Институт амнистии в Молдове: историко-правовые основы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 4. С. 38.

2. Утевский Б. С. Досрочное освобождение и амнистия. М., 1927. 68 с.

3. Левашова О. В. Амнистия и помилование в Российской Федерации: прощение общества или государства // Вестник Елецкого государственного университета. Елецк, 2004. Вып. 6.

4. Скутина Е. В. Амнистия в уголовном судопроизводстве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.

5. Monitorul. 1995. 14 июня.

6. Собрание законодательства Рос. Федерации. 2015. № 17. Ч. IV. Ст. 2544.

7. Собрание законодательства Рос. Федерации. 2015. № 17. Ч. IV. Ст. 2542.

8. URL: http://www.rg.ru/fsin-anons.html (дата обращения: 26 мая 2015 г.).

9. Обзор судебной практики по применению Федерального закона от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 2559-6-ГД «Об объявлении амнистии» : обзор судебной практики Верховного Суда Рос. Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

OLGA ANATOLEVNA MALYSHEVA,

dsc in law, associate professor, professor of the criminal process and criminalistics department

(Academy of FPS of Russia), e-mail: moa_0510@mail.ru © Malysheva O. A., 2015

PROCEDURAL ORDER OF RELEASE FROM PUNISHMENT IN THE FORM OF IMPRISONMENT AT APPLICATION OF THE ACT OF AMNESTY

Annotation: an object of research is the legal analysis of application of the act of amnesty to specifically uncertain person. Release of the punishment condemned from serving according to the law is possible both at a stage of judicial proceedings, and at a stage of execution of a sentence. In the first case the procedural order of release of the punishment condemned from serving more is defined by the criminal procedure law. At a stage of execution of a sentence release of the criminal penalty condemned from serving in the form of imprisonment is complicated by a number of circumstances: first, lack of legislatively fixed procedural mechanism of the release condemned, which is in imprisonment places from punishment; secondly, large number condemned, falling at the same time under amnesty action.

The criminal and executive law only specifies the term of an early release from punishment serving. The design of the criminal and executive norm consolidated by part 5 of article 173 of the Criminal and executive code

of the Russian Federation generates a number of questions answers on which would allow to provide, first, uniform practice of application of the act of amnesty; secondly, timeliness of release condemned from punishment; thirdly, an exception of violations of the legitimate interest condemned on an early release owing to amnesty. By results of the legal analysis the offer on optimization of a procedural order of an early release condemned from departure of punishment in the form of imprisonment at application of the act of amnesty is made.

Key words: the act of amnesty condemned an early release, punishment, imprisonment, the head of the correctional institution, the prosecutor, court.

References

1. Borshevskij A. P. Institut amnistii v Moldove: istoriko-pravovye osnovy [Institute of amnesty in Moldova: historical and legal bases]. Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie - Penal system: law, economy, management, 2009, no. 4, р. 38.

2. Utevskij B. S. Dosrochnoe osvobozhdenie i amnistija [Early release and amnesty]. Moscow, 1927. 68 р.

3. Levashova O. V. Amnistija i pomilovanie v Rossijskoj Federacii: proshhenie obshhestva ili gosudarstva [Amnesty and pardon in the Russian Federation: forgiveness of society or state]. Vestnik Eleckogo gosu-darstvennogo universiteta [Bulletin of Yelets state university]. Eleck, 2004, Vol. 6.

4. Skutina E. V. Amnistija v ugolovnom sudoproizvodstve. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Amnesty in criminal legal proceedings. Cand. legal sci. diss. abstract]. Ekaterinburg, 2009. 23 р.

5. Monitorul, 1995, 14 June.

6. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - Russian Federation Code, 2015, no. 17, part IV, Art. 2544.

7. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - Russian Federation Code, 2015, no. 17, part IV, Art. 2542.

8. Available at: http://www.rg.ru/fsin-anons.html (Accessed 26 May 2015).

9. Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rsijskoj Federacii «Obzor sudebnoj praktiki po primeneniju Fed-eral'nogo zakona ot 29 nojabrja 2012 g. № 207-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» i Postanovlenija Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo So-branija Rossijskoj Federacii ot 2 ijulja 2013 g. № 2559-6 GD "Ob ob'javlenii amnistii"» [The Review of jurisprudence of the Supreme Court of Rsiysky Federation «The review of jurisprudence on application of the Federal law from November 29, 2012 № 207-FZ «About modification of the Criminal code of the Russian Federation and separate acts of the Russian Federation» and Resolutions of the State Duma of Federal Assembly of Russia from July 2, 2013 № 2559-6 of the State Duma "About the announcement of amnesty"»]. Unpublished.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.