Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ'

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Дарья Сергеевна

В статье раскрывается процессуальный порядок участия педагогов в следственных действиях и судебных заседаниях, проводимых в отношении и (или) с участием несовершеннолетнего. Анализируются особенности проведения процессуальных действий с участием несовершеннолетних и роль педагогов как гарантов психологической безопасности детей, процессуальная форма реализации педагогических и психологических компетенций по обеспечению их прав и законных интересов. Автор приводит аргументы за и против обязательного участия педагога в рассмотрении дел с участием несовершеннолетних. Рассматриваются проблемы участия педагога в уголовном процессе с участием несовершеннолетнего и предлагаются пути их решения, в том числе внесение изменений в действующее законодательство. Также статья представляет практические советы и рекомендации по работе педагогов с детьми, которые находятся в юридическом положении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL FORMS OF PARTICIPATION OF A TEACHER IN CRIMINAL PROCEEDINGS

The article reveals the procedural procedure for the participation of teachers in investigative actions and court sessions held in relation to and (or) with the participation of a minor. The features of conducting procedural actions with the participation of minors and the role of teachers as guarantors of psychological safety of children, the procedural form of the implementation of pedagogical and psychological competencies to ensure their rights and legitimate interests are analyzed. The author gives arguments for and against the compulsory participation of a teacher in the consideration of cases involving minors. The problems of the teacher's participation in the criminal process involving a minor are considered and ways of solving them are proposed, including amendments to the current legislation. The article also presents practical tips and recommendations on the work of teachers with children who are in a legal situation.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»

Процессуальные формы участия педагога в уголовном судопроизводстве Procedural forms of participation of a teacher in criminal proceedings

Смирнова Дарья Сергеевна

Студентка 3 курса, Юридического института, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»,

Россия, Киров e-mail: stud125914@vyatsu.ru

Smirnova Darya Sergeevna

3rd year student, Law institute FSBEIHE «Vyatka State University», Russia, Kirov e-mail: stud125914@vyatsu.ru

Аннотация.

В статье раскрывается процессуальный порядок участия педагогов в следственных действиях и судебных заседаниях, проводимых в отношении и (или) с участием несовершеннолетнего. Анализируются особенности проведения процессуальных действий с участием несовершеннолетних и роль педагогов как гарантов психологической безопасности детей, процессуальная форма реализации педагогических и психологических компетенций по обеспечению их прав и законных интересов. Автор приводит аргументы за и против обязательного участия педагога в рассмотрении дел с участием несовершеннолетних. Рассматриваются проблемы участия педагога в уголовном процессе с участием несовершеннолетнего и предлагаются пути их решения, в том числе внесение изменений в действующее законодательство. Также статья представляет практические советы и рекомендации по работе педагогов с детьми, которые находятся в юридическом положении.

Annotation.

The article reveals the procedural procedure for the participation of teachers in investigative actions and court sessions held in relation to and (or) with the participation of a minor. The features of conducting procedural actions with the participation of minors and the role of teachers as guarantors of psychological safety of children, the procedural form of the implementation of pedagogical and psychological competencies to ensure their rights and legitimate interests are analyzed. The author gives arguments for and against the compulsory participation of a teacher in the consideration of cases involving minors. The problems of the teacher's participation in the criminal process involving a minor are considered and ways of solving them are proposed, including amendments to the current legislation. The article also presents practical tips and recommendations on the work of teachers with children who are in a legal situation.

Ключевые слова: педагог, психолог, несовершеннолетние, законодательство, участники уголовного судопроизводства.

Key words: teacher, psychologist, minors, legislation, participants in criminal proceedings.

Актуальность этой темы заключается в том, что защита прав и интересов несовершеннолетних в рамках уголовного процесса должна быть четко регулирована законодательством. Педагоги играют важную роль в жизни детей и подростков, и участие в уголовном процессе может быть одним из способов помочь им со своими проблемами, обосновать вероятность виновности или невиновности, а также смягчить наказание или дать рекомендации о дополнительной реабилитации, особенно в случаях, когда дети и подростки терпели насилие или имели другие неблагоприятные условия в своей жизни.

В связи с этим очень важно, чтобы педагоги имели понимание своих обязанностей в рамках участия в уголовном процессе, а также были знакомы с процедурами, которые нужно соблюдать для защиты прав несовершеннолетних, подвергающихся уголовной ответственности.

Процессуально участие психолога либо педагога в допросе несовершеннолетнего в российском законодательстве закреплено в ч. 3 ст. 425 УПК РФ. [1] Согласно данной статье, педагог или психолог должен

участвовать при допросе несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления: обязательным такое участие является при допросе тех лиц, которые не достигли возраста 16 лет, а для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет - только в случае, если лицо страдает расстройством психики, отстает в психическом развитии..

Участие педагога в уголовном процессе важно по ряду причин:

Во-первых, сохранение прав и интересов несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых и потерпевших во время уголовного процесса является важной задачей, которую необходимо решать в рамках закона. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего важно для обеспечения достойного участия в уголовном процессе и сохранения законных прав подростков.

Во-вторых, современная педагогика может дать вклад в уголовный процесс через призму поведенческих наук, их применении на практике в части осуществления допроса иных органов уголовного преследования. Знание педагогических наук может помочь судебным органам более корректно и объективно определить психологическое состояние несовершеннолетнего, сделать выводы о его психическом и эмоциональном состоянии и дающее пользование сделанными фактами, при этом не подавливая ребенка, а равноправно работать с ним.

В-третьих, педагоги могут внести ценный вклад, поддерживая несовершеннолетнего во время уголовного процесса, помогая ему понимать сложные юридические понятия и процедуры и содействуя в развитии положительных отношений в процессе расследования преступлений и подготовки к судебному процессу.

Действующее российское уголовно-процессуальное законодательство закрепляет специфику производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних, в том числе за счет привлечения в качестве обязательного или факультативного участника педагога или психолога. Такой подход является одной из особенностей уголовного процесса с участием несовершеннолетних [3].

Например, при проведении допроса несовершеннолетнего должны присутствовать его законный представитель и педагог или психолог, если это возможно. Также законодательство обязывает следственные органы учитывать возрастные и психофизические особенности несовершеннолетних при осуществлении следственных действий, чтобы не причинять им вреда. В целом, цель такого подхода заключается в защите прав и интересов несовершеннолетних, улучшении качества следственных действий и предотвращении ошибок и недопустимых действий со стороны следственных органов.

Законодательно участие педагога (психолога) при проведении допроса несовершеннолетних участников процесса (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых), регламентировано ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст. 280, ч. 3, 6 ст. 425 УПК РФ [1]. Следует обратить внимание, что нормы уголовно-процессуального закона недостаточно конкретизируют, какое положение занимает педагог (психолог) в уголовном процессе с участием несовершеннолетнего, что порождает в практическом правоприменении ряд спорных моментов, особенно там, где несовершеннолетние выступают в качестве потерпевших и свидетелей.

В целом, участие педагога (психолога) при проведении допроса несовершеннолетнего участника процесса является важным механизмом защиты его прав и интересов в уголовном процессе. Однако, необходимо уточнение законодательства для прояснения роли и функций педагога (психолога) в данном процессе [4].

Многочисленные споры в среде ученых о необходимости дифференциации между самостоятельными процессуальными участниками - педагогом и психологом - до настоящего времени остаются не замеченными законодателем [6]. В частности, считаем, что участие детского психолога необходимо для лиц, страдающих психическими расстройствами и отклонениями. В остальных случаях в рассмотрении дел с участием

несовершеннолетних вплоть до 18-летнего возраста целесообразно обязательное участие педагога, а не по усмотрению следователя.

Как и в любом вопросе, связанном с правами детей, ответ не может быть однозначным. Однако, можно рассмотреть аргументы за и против обязательного участия педагога в рассмотрении дел с участием несовершеннолетних.

За:

1. Педагог имеет более полное представление о поведении и поступках несовершеннолетнего, основанное на его опыте работы с ребенком. Это может помочь следователю в определении мотивов и причин совершения преступления.

2. Педагог является экспертом в области образования и воспитания. Его участие может способствовать более качественному рассмотрению дела в аспекте причин и условий, приведших к совершению преступления.

3. Участие педагога может помочь смягчить последствия для несовершеннолетнего, например, предложить социальную помощь и реабилитационные программы.

Против:

1. Некоторые криминальные дела могут быть связаны с особенностями психики несовершеннолетнего. В таких случаях требуется профессиональная консультация психолога, который может помочь следователю в определении дальнейших действий.

2. Участие педагога может создать дополнительные препятствия в рассмотрении дела, особенно если дело связано с школьной жизнью несовершеннолетнего. Например, педагог может иметь конфликт интересов.

3. Некоторые педагоги могут не иметь достаточной профессиональной компетенции, чтобы оказывать помощь в сложных криминальных делах.

В целом, обязательное участие педагога в рассмотрении дел с участием несовершеннолетних может быть оправданным, если это способствует более полному, справедливому и гуманному рассмотрению дела. Однако, каждый случай должен рассматриваться индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела и группы риска, к которой относится несовершеннолетний.

Участие педагога (психолога) в уголовном процессе с участием несовершеннолетнего имеет свои проблемы:

1. Недостаточная конкретизация законодательства - как уже упоминалось, законодательство недостаточно разъясняет роль и функции педагога (психолога) в уголовном процессе. Это может приводить к различным толкованиям и проблемам в практике.

2. Ограниченные полномочия - педагог (психолог) не имеет права принимать участие в следственных действиях, таких как обыски и описания, задержании и аресте. Он может участвовать только в допросе.

3. Ограничения в проведении допроса - педагог (психолог) обычно не имеет права задавать вопросы самостоятельно, он может только консультировать несовершеннолетнего участника процесса. Это может создавать проблемы в случае, когда несовершеннолетний не может четко выразить свои мысли.

4. Отсутствие возможности участия во всем процессе - педагог (психолог) зачастую не имеет возможности присутствовать на всех стадиях уголовного процесса с участием несовершеннолетнего.

В целом, необходимо более четко определить роль и функции педагога (психолога) в уголовном процессе с участием несовершеннолетнего. Это поможет решить многие из вышеуказанных проблем.

Указанные выше разногласия и пробелы в законодательстве дают основания утверждать, что изменения ст. 58 УПК, касающиеся четкой регламентации проведения процедуры допроса специалиста, крайне необходимы современному законодательству. Учитывая, что уголовно-процессуальный закон устанавливает равенство

сторон в доказывании, действия защиты, на наш взгляд, должны иметь такое же процессуальное значение для дела, как и результат привлечения специалиста в качестве участника процесса [2].

Нерешенным остается вопрос об участии педагога или психолога в получении объяснений от несовершеннолетнего на стадии возбуждения уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ. Вполне логичным видится вывод, что в любом случае получение таких объяснений от несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, целесообразно проводить с обязательным участием педагога или психолога.

Это связано с тем, что несовершеннолетние являются особой категорией лиц, у которых еще не сформировалась полностью психологическая и моральная сторона личности, что может повлиять на их поведение, понимание происходящего и способность к правильному восприятию вопросов, связанных с уголовным делом.

Участие педагога или психолога в получении объяснений от несовершеннолетнего позволит обеспечить адекватность и полноту полученной информации, а также учитывать индивидуальные особенности ребенка и не нанести ему психологического вреда. Кроме того, педагог или психолог могут помочь несовершеннолетнему понять требования закона, принять правильное решение и защитить свои права.

Основаниями для привлечения педагога или психолога к допросу несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого является либо собственная инициатива следователя или дознавателя, либо ходатайство защитника. На наш взгляд, непонятно, почему в число субъектов подобной инициативы не включены законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, а также сам несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый.

Согласны, что наличие субъектов такой инициативы должно увеличивать ее эффективность и защиту прав несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Несмотря на то, что статус законного представителя несовершеннолетнего предусмотрен законом, его право на представление интересов не всегда учитывается в процессе получения объяснений от несовершеннолетнего. Если бы законодательство предоставляло возможность законному представителю являться инициатором привлечения педагога или психолога к допросу несовершеннолетнего, это улучшило бы позицию и защиту прав несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в уголовном процессе. Также, возможность инициативы со стороны самого несовершеннолетнего является дополнительным способом защиты его интересов и повышения своего участия в процессе получения объяснений.

На наш взгляд требуется внесение изменений в законодательство и в частности в УПК ПФ, чтоб устранить проблемы участия педагога в уголовном процессе:

1. Внесение поправок в статью 144 УПК РФ, предусматривающих обязательное участие педагога или психолога в получении объяснений от несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, на стадии возбуждения уголовного дела.

2. Установление права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого и самого несовершеннолетнего на инициативное привлечение педагога или психолога к допросу на любой стадии уголовного процесса.

3. Установление обязательного участия педагога или психолога при проведении осмотра места происшествия, а также при опросе свидетелей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая детей.

4. Обязательное прохождение педагогических, психологических и правовых курсов обучения следователями, дознавателями и другими сотрудниками правоохранительных органов, которые будут работать с несовершеннолетними.

5. Создание комиссии по защите прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, в состав которой должны входить педагоги, психологи, социальные работники, представители организаций по защите прав человека и др.

6. Инициирование общественных кампаний по просвещению о правах несовершеннолетних и повышению роли педагогов и психологов в уголовном процессе.

Предполагается, что принятие и реализация перечисленных мероприятий приведет к улучшению участия педагогов в уголовном процессе и обеспечению более качественной защиты прав несовершеннолетних.

Внесение изменений в статью 144 УПК РФ, предусматривающих обязательное участие педагога или психолога в получении объяснений от несовершеннолетнего на стадии возбуждения уголовного дела, позволит обеспечить более полное и точное понимание информации, получаемой от несовершеннолетнего, а также учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

Установление права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого и самого несовершеннолетнего на инициативное привлечение педагога или психолога к допросу на любой стадии уголовного процесса, позволит обеспечить более активную защиту прав несовершеннолетнего, а также повысить качество и полноту сбора доказательств на его стороне.

Установление обязательного участия педагога или психолога при проведении осмотра места происшествия и опросе свидетелей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая детей, обеспечит более полное и точное понимание обстановки преступления и повысит качество проводимых расследований.

Прохождение педагогических, психологических и правовых курсов обучения следователями, дознавателями и другими сотрудниками правоохранительных органов, которые будут работать с несовершеннолетними, повысит квалификацию сотрудников правоохранительных органов и их способность адекватно взаимодействовать с несовершеннолетними.

Создание комиссии по защите прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, в состав которой должны входить педагоги, психологи, социальные работники, представители организаций по защите прав человека и др., обеспечит более широкий спектр специалистов, предоставляющих консультации, советы и помощь несовершеннолетним, обвиняемым в уголовном процессе.

Инициирование общественных кампаний по просвещению о правах несовершеннолетних и повышению роли педагогов и психологов в уголовном процессе, позволит повысить общую осведомленность о правах несовершеннолетних и обеспечить более широкое участие педагогов и психологов в решении подобных вопросов.

Ожидается, что реализация этих мероприятий приведет к более эффективной защите прав несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых в уголовном процессе и их активной защите, а также улучшению качества проводимых расследований и судебного разбирательства. Реализация этих мероприятий поможет устранить проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе и обеспечить более качественную защиту прав несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, а также повысить эффективность проводимых расследований и судебного разбирательства.

Список используемой литературы:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921

2. Галдин, М. В. О совершенствовании законодательства, регулирующего участие педагога и психолога в уголовном процессе / М. В. Галдин, К. А. Костенко // Российский судья. - 2021. - № 5. - С. 17-21.

3. Димитриева, Н. С. Обязательное участие педагога и психолога в уголовном процессе - проблема не решена / Н. С. Димитриева // Актуальные проблемы юриспруденции: Сборник научных статей / Под общей

редакцией Т.М. Лопатиной. Том Выпуск 3. - Смоленск: Смоленский государственный университет, 2021. - С. 24-27.

4. Лягошина, Ю. Д. Участие педагога и психолога в уголовном процессе: проблемы законодательного регулирования и теоретические предложения по их разрешению / Ю. Д. Лягошина // Молодой ученый. - 2020. -№ 47(337). - С. 327-328.

5. Марковичева Елена Викторовна, Татьянина Лариса Геннадьевна Проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/problemy-uchastiya-pedagoga-i-psihologa-v-ugolovnom-protsesse (дата обращения: 25.03.2023).

6. Савельева, Л. В. Участие педагога и психолога в уголовном процессе по делам в отношении несовершеннолетних / Л. В. Савельева // Бюллетень науки и практики. - 2021. - Т. 7, № 12. - С. 289-294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.