Научная статья на тему 'Процессуальные аспекты проведения предпроверочного анализа при осуществлении выездных налоговых мероприятий'

Процессуальные аспекты проведения предпроверочного анализа при осуществлении выездных налоговых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая проверка / налоговые мероприятия / предпроверочный анализ / формы налогового контроля / tax audit / tax measures / pre-verification analysis / forms of tax control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Валентиновна Староверова

Рассматриваются процессуальные аспекты проведения предпроверочного анализа при осуществлении выездных налоговых мероприятий; прослежены этапы предпроверочного анализа; проанализированы критерии отбора для выездного контроля всех налогоплательщиков, состоящих на учете в отдельном налоговом органе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural aspects of pre-verification analysis in the implementation of field tax events

The article is devoted to the procedural aspects of conducting pre-verification analysis in the implementation of on-site tax measures; the stages of pre-verification analysis are considered; the selection criteria for on-site control of all taxpayers registered with a separate tax authority are analyzed.

Текст научной работы на тему «Процессуальные аспекты проведения предпроверочного анализа при осуществлении выездных налоговых мероприятий»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 336:342

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-231-233 EDN: https://elibrary.ru/pfbied NIION: 2003-0059-4/23-762 MOSURED: 77/27-003-2023-04-961

Процессуальные аспекты проведения предпроверочного анализа при осуществлении выездных налоговых мероприятий

Ольга Валентиновна Староверова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, staroverova05@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются процессуальные аспекты проведения предпроверочного анализа при осуществлении выездных налоговых мероприятий; прослежены этапы предпроверочного анализа; проанализированы критерии отбора для выездного контроля всех налогоплательщиков, состоящих на учете в отдельном налоговом органе.

Ключевые слова: налоговая проверка, налоговые мероприятия, предпроверочный анализ, формы налогового контроля

Для цитирования: Староверова О. В. Процессуальные аспекты проведения предпроверочного анализа при осуществлении выездных налоговых мероприятий // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 231-233. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-231-233. EDN: PFBIED.

Original article

Procedural aspects of pre-verification analysis in the implementation of field tax events

Olga V. Staroverova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the procedural aspects of conducting pre-verification analysis in the implementation of on-site tax measures; the stages of pre-verification analysis are considered; the selection criteria for on-site control of all taxpayers registered with a separate tax authority are analyzed.

Keywords: tax audit, tax measures, pre-verification analysis, forms of tax control

For citation: Staroverova O. V. Procedural aspects of pre-verification analysis in the implementation of field tax events. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):231-233. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-231-233. EDN: PFBIED.

На современном этапе предпроверочный анализ выездной налоговой проверки является некой подготовкой, в процесс которой входит сбор и анализ всевозможной информации о налогоплательщиках. В Налоговом кодексе Российской Федерации нет информации о данном процессе, соответственно его выполнение не регулируется законодательство. Именно поэтому специалисты в данной области руководствуются лишь внутренними инструкциями. Мы вслед за авторами [5] считаем, что «основными принципами, определяющими основы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, являются принципы: законности, состоящий в необходимости неукоснительного соблюдения должностными лицами налоговых органов при осуществлении отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, требований законодательства РФ; комплексности, предполагающий использование при проведении анализа всего информа-

© Староверова О. В., 2023

ционного массива данных (баз данных) о налогоплательщиках; целенаправленности, предполагающий направленность проводимого анализа на получение максимума полезной информации, которая может быть использована при проведении мероприятий налогового контроля; объективности, выражающийся в том, что анализ должен являться результатом тщательно проведенной работы, основываться на достоверной информации и обеспечивать объективность оценки состояния финансово-экономической деятельности налогоплательщика и возможном наличии нарушений им законодательства о налогах и сборах; полноты охвата, заключающийся в необходимости обеспечения охвата проверкой соответствия определенным установленным критериям отбора для выездного контроля всех налогоплательщиков, состоящих на учете в отдельном налоговом органе».

Выездная проверка является достаточно затратным мероприятием как по отношению к проверяе-

№ 4 / 2023

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

231

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

мым, так и к проверяющим. Если выезд совершен «впустую», то есть налоговая служба при проверке не смогла выявить каких-либо проблем, тогда огромное количество времени потрачено зря, а статистика взыскания стала ниже. Так, чтобы проверка со стороны налоговой организации по отношению к определенной фирме прошла успешно, налоговики перед выездом на очную проверку должны убедиться в том, что:

1) со стороны налогоплательщика действительно есть какие-либо нарушения;

2) если примерная сумма доначислении, пеней или штрафов составляет более двух миллионов рублей. Если же примерное взыскание составляет менее двух миллионов рублей, тогда налоговики не станут организовывать проверку;

3) есть возможность взыскания доначисления: если у организации нет средств или активов для выплаты доначисления, тогда и организация проверки, и взыскание недоимок с данной организации являются бессмысленными.

Отдел выездных проверок Федеральной налоговой службы России, который отвечает за предпровероч-ный анализ, выявляет все необходимые обстоятельства в процессе изучения информации о конкретной организации, после чего на базе этой информации можно сформулировать правильную стратегию для проверки. Бесспорно, что итоги предпроверочного анализа являются только предварительными и требуют подтверждения в процессе самой проверки. Так, привлекать к ответственности лишь по итогам одного анализа является недопустимым.

Предпроверочная проверка состоит из двух этапов, рассмотрим каждый из них более подробно. Первый этап характеризуется программным обеспечением, который разработан специально для Федеральной налоговой службы России [1]. На данном этапе достаточно строго отбираются налогоплательщики, которые точно являются законопослушными. Те лица, которые не были исключены автоматически, рассматриваются налоговиками, которые уже самостоятельно выбирают тех, для кого они будут устраивать очную проверку.

Второй этап характеризуется ручной работой со стороны специалистов, которые в свою очередь изучают информации о налогоплательщике, формируя выводы для дальнейшего решения о проведении очной проверки. Процесс ручного анализа характеризуется проверкой деятельности организации со стороны инспекторов, который изучают документы, находящиеся в Федеральной налоговой службе России, а также дополнительные данные из открытых источников в сети Интернет.

Так, в налоговой службе содержится следующая информация [2]: информация из реестр юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей; декларации, которые когда-то были сданы; бухгалтерский баланс; информацию о доходах, а также убытках организации.

Как уже было ранее упомянуто, налоговик имеет право пользоваться не только данной ему информацией, но и искать ее дополнительно, как, например, отправление запроса в другие органы или организации; изучение открытых данных, в том числе и тех, что есть на сайте ФНС России.

Иногда даже случается так, что аналитик запрашивает информацию или документы у проверяемого лица. Однако, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, так можно делать лишь в случае официальной проверки. Требовать документы в процессе предпроверочного анализа запрещается; в пункте 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации мы видим, что налоговики имеют право запрашивать документы еще до начала официальных мероприятий при условии соблюдения следующих правил: четкое обоснование запроса; запрос документов по конкретной сделке. Так, чтобы получить документы от самого налогоплательщика, ФНС России должна направить ему официальное требование, в котором должны быть указаны, по какой сделке нужна информация, какие у налоговой есть основания для такого запроса и какие именно необходимы бумаги.

Если содержание запроса соответствует всем этим пунктам, тогда предоставление документов является обязательным. Неисполнение данного требования от Федеральной налоговой службы России является нарушением согласно статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за которое налагается штраф. Однако, если официальное требование не содержит в себе четкого обоснования, запрашиваемые бумаги предоставлять не стоит. После подобного отказа налоговый орган скорее всего попытается привлечь организацию к ответственности за неисполнение законного требования. Организация со своей стороны в таком случае может обратиться в суд.

Сроки выездной проверки установлены законом, однако, как таковых сроков проведения предпрове-рочного анализа не существует. Федеральная налоговая служба России самостоятельно формирует для сотрудников регламент работы. Но, какие бы ни были сроки сбора и изучения информации о налогоплательщике, в конечном итоге предпроверочный анализ оформляется в виде письменного заключения, который обозначается пометкой внутреннего пользования. Налоговая служба не распространяет результаты анализа, а также не предоставляет их проверяемому.

В письменном заключении предпроверочного анализа есть несколько блоков [1; 2]: 1) основные данные по типу названия организации налогоплательщика и его реквизитов; 2) анализ, в котором отображены источники использованной информации, анализ финансово-хозяйственной деятельности, ранее проведенные контрольные мероприятия, а также оценка по критериям риска. Следовательно, в данном заключении сделается вывод о целесообразности повторной выездной проверки, примерную сумму доначисления, перспективы ее взыскания, а также дать рекомендации о порядке проведения проверки.

Нельзя не согласиться с мнением авторов [3], что в любом случае предпроверочного анализ выездной налоговой проверки является внутренним мероприятием со стороны налоговиков, о котором официально налогоплательщика никто и никогда не предупреждает. Однако по некоторым признакам можно заметить повышенный интерес со стороны Федеральной налоговой службы по отношению к налогоплательщику-организации.

Если все-таки данный интерес организации заме-

232

Вестник Московского университета МВД России

№ 4 / 2023

чает, то оставляйте это просто так нельзя, так как это обозначает что организация не прошла автоматизированную проверку и первые этапы ручной. Соответственно, если дело доходит до требования документов у контрагентов или банков, тогда вероятно в скором времени состоится проверка.

Рассчитывать на то, что налоговик ничего не найдет вполне нецелесообразно, так как в деятельности абсолютно любой организации можно найти некоторые промахи, пусть даже и не какие-то крупные. А также, если налоговая так серьезно интересуется организацией, значит, вероятнее всего, на нее уже найдена какая-то информация.

Если руководитель организации замечает интерес к ней со стороны Федеральной налоговой службы, тогда самым правильным решением будет подготовка к налоговой проверке. Первым делом для данного процесса необходимо обратиться к специалисту в данной области — налоговому юристу.

Таким образом, научные исследования последних лет как в России, так и за рубежом доказывают, что, если Федеральная налоговая служба проявляет повышенный интерес по отношению к какой-то организации, то чаще всего этот процесс для налогоплательщика проходит достаточно болезненно. Организации, по отношению к которым налоговые службы не могут проводить проверку, исключаются еще на этапе автоматизированной проверки, соответственно в руки специалистов для очного анализа они не попадают. Однако, если в деятельности организации и есть даже самые незначительные недочеты, тогда Федеральная налоговая служба активно следит за деятельностью организации. Далее, при выявлении каких-либо недочетов Федеральная налоговая служба отправляется в организацию для ее проверки.

Библиографический список

1. Эриашвили Н. Д., Косов М. Е., Григорьев А. И., Иванов Д. А., Сурова Н. Ю., Ахмадеев Р. Г., Староверова О. В. Налоговый процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит». 4-е изд., перераб. и доп. Москва, 2022.

2. Староверова О. В., Толокнева Н. А. Государ-

ственное принуждение в налоговом праве II Закон и право. 2003. № 6. С. 56-57.

3. Гаджиев Н. Е, Коноваленко С. А., Корнило-вич Р. А. Типичные ошибки и нарушения, выявляемые в учете материально-производственных запасов при осуществлении контрольно-ревизионной деятельности II Экономика и бизнес : теория и практика. 2020. № 9-1 (67). С. 93-97.

4. Устинов Н. М. Налоговый контроль : проблемные вопросы и цифровизация налогового администрирования I Юмаев М. М. II Налоги и налогообложение. 2020. № 3. С. 44-54.

5. Эриашвили Н. Д., Косов М. Е., Староверова О.В., Ахмадеев Р. Г., Ханафина К. А. Налоговый процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Юриспруденция». 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2020.

Bibliographic list

1. Eriashvili N. D., Kosov M. E., Grigoriev A. I., Ivanov D. A., Surova N. Yu., Akhmadeev R. G., Staroverova O. V. Tax process. Textbook for university students studying in the field of «Jurisprudence», «Economics», «Management», «Finance and Credit». 4th ed., reprint. and add. Moscow, 2022.

2. Staroverova O. V., Tolokneva N. A. State coercion in tax law II Law and Law. 2003. № 6. P. 56-57.

3. Gadzhiev N. E., Konovalenko S. A., Kornilo-vich R. A. Typical errors and violations detected in the accounting of material and production stocks during the implementation of control and audit activities II Economics and Business: theory and practice. 2020. № 9-1 (67). P. 93-97.

4. Ustinov N. M. Tax control: problematic issues and digitalization of tax administration I Yumaev M. M. II Taxes and taxation. 2020. № 3. P. 44-54.

5. Eriashvili N. D., Kosov M. E., Staroverova O.V., Akhmadeev R. G., Khanafina K. A. Tax process. Textbook for university students studying in the direction of «Economics», «Management», «Finance and Credit», «Jurisprudence». 3rd ed., reprint. and add. Moscow, 2020.

ECONOMIC SCIENCE

Информация об авторе

О. В. Староверова — профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author O. V. Staroverova — Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Legal Sciences, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 03.07.2023.

The article was submitted 09.03.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 03.07.2023.

№ 4 I 2023

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.