DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-249-253 NIION: 2018-0076-5/22-694 MOSURED: 77/27-023-2022-5-893
ВОЙТОВИЧ Лилия Владимировна,
заведующая кафедрой гражданского процессуального права Северо-Западного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», кандидат юридических наук, доцент, г. Санкт-Петербург, е-mail: voitovich@yandex.ru
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НОВЕЛЛЫ
Аннотация. В представленной статье автор анализирует нормативные положения КАС РФ, регулирующие судебное представительство и выявляет общее и особенное по сравнению с действующим цивилистическим законодательством. Традиционные подходы к правовому регулированию находят свое развитие в новеллах законодательства, посвященных порядку допуска представителя в процесс и объему его процессуальных прав и обязанностей.
Ключевые слова: представительство в административном судопроизводстве.
VOITOVICH Lilia Vladimirovna,
Head of the Department of Civil Procedural Law North-West branch of FGBOUVO «Russian State University of Justice», Candidate of Law, Associate Professor.
PROCEDURAL AND LEGAL STATUS OF A REPRESENTATIVE IN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS: PRESERVATION OF TRADITIONS OF LEGAL REGULATION AND NOVELTIES
Annotation. In the presented article, the author analyzes the regulatory provisions of the CAS of the Russian Federation regulating judicial representation and identifies general and special in comparison with the current civil law. Traditional approaches to legal regulation find their development in the novelties of legislation devoted to the procedure for admitting a representative to the process and the scope of his procedural rights and obligations.
Key words: representation in administrative proceedings.
Происходящие в стране экономические и политические процессы неизбежно находят отражение в отдельных правовых, в том числе и процессуальных институтах. Правовое регулирование представительства в административном судопроизводстве охранило традиции, заложенные в положениях гражданского процессуального и арбитражного процессуального представительства. Вместе с тем, появились положения, отражающие специфику этого вида судопроизводства.
Порядок участия представителя в административном судопроизводстве определен в гл. 5 КАС РФ [8] (ст. ст. 54-58). В ч. 1 ст. 54 КАС РФ установлено, что граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично
и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Исключением из этого общего правила являются случаи, когда законом предусмотрено обязательное участие представителя в административном судопроизводстве (ч. 9 ст. 208 КАС РФ). Такое исключение является особенностью административного процессуального законодательства, по сравнению с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным.
Процессуальное положение представителя в административном судопроизводстве определено в гл. 4 КАС РФ. Согласно ст. 37 КАС РФ представители по административному делу не относятся к лицам, участвующим в деле. В ст. 48 КАС РФ представители названы в числе «иных участ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
ников судебного процесса». В этой части правовое регулирование повторяет традиции, заложенные в гражданском процессуальном и арбитражном процессуальном законодательстве.
Общие требования, предъявляемые административным процессуальным законодательством к лицу, претендующему на ведение дел в качестве представителя от имени и в интересах лиц, участвующих в административном судопроизводстве следующие: такое лицо обладает полной дееспособностью и не состоит под опекой или попечительством (ч. 1 ст. 55 КАС РФ); наличие высшего юридического образования (ч. 1 ст. 55 КАС РФ); имеются надлежащим образом оформленные полномочия (ст.ст. и др. 56. 57 КАС РФ).
Из вышеизложенных общих требований, новым, по сравнению с ГПК РФ [7] и АПК РФ [6], является требование об участии в административном судопроизводстве в качестве представителей только лиц, имеющих высшее юридическое образование. Это положение процессуального закона является реализацией, гарантированного ч. 1 ст. 48 Конституции РФ [1] права на квалифицированную юридическую помощь и имеет существенное значение для защиты прав и интересов субъективного публичного права (интереса) [12, с. 3]. Как известно: «административная юстиция по сути своей есть судебная защита прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и их объединений от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и иных органов управления, наделенных государственно-властными полномочиями, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих» [13, с. 42]. Вместе с тем, необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу, выраженную в Постановлении от 16 июля 2004 г. № 15-П [10].
Кроме вышеперечисленных общих требований, к представителю общественного объединения в соответствии с ч. 7 ст. 54 КАС РФ предъявляется еще одно - дополнительное, согласно которому такое лицо должно быть участником этого объединения. При этом, от имени общественного объединения может также выступать и представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде (ч. 7 ст. 54 КАС РФ).
Административное процессуальное законодательство устанавливает запрет для участия в судопроизводстве в качестве представителей следующим лицам: не достигшим 18-летнего возраста (за исключением случаев приобретения ими полной дееспособности до достижения 18 лет в порядке ч. 2 ст. 21 ГК РФ [2] и ст. 27 ГК РФ, а также в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 62 СК РФ
[3]), и лицам, состоящим под опекой или попечительством (ст. 32 и ст. 33 ГК РФ, ч. 2 ст. 55 КАС РФ); судьям, следователям, прокурорам, иным лицам, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 55 КАС РФ). Вместе с тем, названные выше лица вправе участвовать в административном судопроизводстве в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей (ч. 2 ст. 55 КАС РФ); лицам, содействующим осуществлению правосудия по административному делу запрещено быть представителями лиц, участвующих в этом деле (ч. 2 ст. 55 КАС РФ). При этом, последнее правило является новеллой действующего процессуального законодательства.
Несмотря на то, что перечень, определяющий лиц, которые не могут быть представителями по КАС РФ является закрытым, такие запреты устанавливаются и другими федеральными законами. Так, в частности, согласно ч. 5. ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [4] в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу, либо по делу об административном правонарушении.
Необходимо учитывать также, что адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, при наличии оснований предусмотренных п. 2 ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» [5].
В главе 5 КАС РФ установлены правила, согласно которым вести дела в административном судопроизводстве вправе следующие лица: законные представители, которыми могут быть родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 2 ст. 54 КАС РФ); адвокаты (ч. 4 ст. 54, ч. 4 ст. 57 КАС РФ); единоличные органы управления организацией или уполномоченных ею лиц, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации (ч. 5 ст. 54 КАС РФ); уполномоченный представитель ликвидационной комиссии от имени ликвидируемой организации (ч. 6 ст. 54 КАС РФ); уполномоченный на ведение дел участник общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами (ч. 7 ст. 54 КАС РФ); руко-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
водитель органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления от имени этих органов (ч. 8 ст. 54 КАС РФ); лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [9].
Вышеизложенные положения КАС РФ, показывают, что вести дела в административном судопроизводстве вправе не только представители, но, и другие субъекты. Согласно абз. 2 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» основания участия в процессе и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (ч. 1 ст. 55 КАС РФ) [11].
Правовое положение представителя в административном судопроизводстве, как и представителя в других процессуальных правоотношениях характеризуется совокупностью его субъективных процессуальных прав и обязанностей, а также объемом полномочий. При этом, как известно, в силу полномочий представитель в процессе реализует права и обязанности от чужого имени и в чужих интересах.
В КАС РФ закреплены следующие субъективные права представителя, которые не являются его полномочиями:
1. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю (ч. 2, 3 ст. 54 КАС РФ).
2. Представитель вправесовершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя - совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым (ч. 1 ст. 56 КАС РФ).
При этом, необходимо учитывать, что в силу положений закрепленных в ч. 2 ст. 56 КАС РФ все процессуальные действия представитель осу-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
ществляет либо самостоятельно, либо с согласия представляемого лица.
В КАС РФ закреплены следующие субъективные обязанности представителя:
1. В случае, если КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю (ч. 2, 3 ст. 54 КАС РФ).
Так, согласно ч. 9 ст. 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей.
2. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия (ч. 3 ст. 55 КАС РФ).
3. При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель дол-женпредставить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований (ч. 5 ст. 57 КАС РФ).
Другими словами, представитель обязан представить в суд диплом, подтверждающий высшее юридическое образование и другие документы, указывающие на то, что это лицо занимает определенную должность, а также документ, на основании которого к нему перешли права и обязанности от представляемого.
Вышеизложенное позволяет отметить, что впервые процессуальный закон (КАС РФ), регулирующий процессуальные отношения представительства, закрепляет субъективные права и обязанности представителя. В настоящее время как в ГПК РФ, так и в АПК РФ аналогичные положения отсутствуют.
Все процессуальные права и обязанности представителя обусловлены задачами, стоящими перед ним как участникам процесса к которым, в частности, относятся:
1. оказывать представляемому содействие в защите его прав, свобод и законных интересов;
2. оказывать представляемому квалифицированную юридическую помощь.
В полном объеме эти задачи, безусловно, способен эффективно выполнить, только квалифицированный представитель.
Впервые в административном процессуальном законодательстве установлены и обязанности суда, возникающие в правоотношении про-
цессуального представительства, которые определены в ст. 58 КАС РФ.
Вышеизложенное подтверждает, что несмотря на общий традиционный подход отечественного законодателя к правовому регулированию процессуального и правового положения представителя в административном судопроизводстве, в законе появились важные новеллы, которые отражают новые направления для развития.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015). // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
[3] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015). // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
[4] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.
[5] Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 10.06.2002. № 23. Ст. 2102.
[6] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2015). // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3012.
[7] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015). // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.
[8] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 29.06.2015). // Собрание законодательства РФ. 09.03.2015. № 10. Ст. 1391.
[9] Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 25.07.2015) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 07.06.2004. № 23. Ст. 2313.
[10] Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 15-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан». // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3282.
[11] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации». // Российская газета. № 222. 03.10.2016.
[12] Войтович Л.В. Ведение дел в гражданском и арбитражном процессе посредством действий представителя: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2004. - 23 с.
[13] Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство Российской федерации. М.: Институт государства и права российской Академии наук, 2001. 67 с.
Spisok 1^егаШгу:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 д., s и^е№т popravok, vnesennyh Zakonami RF о popravkah к Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6^^, ot 30.12.2008 № ot 05.02.2014 № ot 21.07.2014 № 11^^. // Sobranie zakonodatel'stva RF. 04.08.2014. № 31. St. 4398.
[2] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' ре^ауа) ot 30.11.1994 № 51^ ot 13.07.2015). // Sobranie zakonodatel'stva RF. 05.12.1994. № 32. St. 3301.
[3] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 № 223^ ot 13.07.2015). // Sobra-те zakonodatel'stva RF. 01.01.1996. № 1. St. 16.
[4] Federal'nyj zakon ot 06.10.1999 № 184^
ot 05.10.2015) «ОЬ obshchih principah огдап-
izacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolni-tel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii». // Sobranie zakonodatel'stva RF. 18.10.1999. № 42. St. 5005.
[5] Federal'nyj zakon ot 31.05.2002 № 63-FZ
ot 13.07.2015) «ОЬ advokatskoj deyatel'nosti i
advokature V Rossijskoj Federacii». // Sobranie zakonodatel'stva RF. 10.06.2002. № 23. St. 2102.
[6] Arbitrazhnyj processual'nyj kodeks Rossi-jskoj Federacii ot 24.07.2002 № 95^ (red. ot 30.12.2015). // Sobranie zakonodatel'stva RF. 29.07.2002. № 30. St. 3012.
[7] Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossi-jskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 14.11.2002 №
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
138-FZ (red. ot 30.12.2015). // Sobranie zakonodatel'stva RF. 18.11.2002. № 46. St. 4532.
[8] Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii ot 08.03.2015 № 21-FZ (red. ot 29.06.2015). // Sobranie zakonodatel'stva RF. 09.03.2015. № 10. St. 1391.
[9] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.06.2004 № 260 (red. ot 25.07.2015) «O Reglamente Pravitel'stva Rossijskoj Federacii i Polozhenii ob Apparate Pravitel'stva Rossijskoj Federacii». // Sobranie zakonodatel'stva RF. 07.06.2004. № 23. St. 2313.
[10] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16.07.2004 № 15-P «Po delu o proverke kon-stitucionnosti chasti 5 stat'i 59 Arbitrazhnogo proces-sual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zaprosami Gosudarstvennogo Sobraniya - Kurultaya Respubliki Bashkortostan, Gubernatora YAroslavskoj
oblasti, Arbitrazhnogo suda Krasnoyarskogo kraya, zhalobami ryada organizacij i grazhdan». // Sobranie zakonodatel'stva RF. 02.08.2004. № 31. St. 3282.
[11] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 27.09.2016 № 36 «O nekotoryh voprosah primeneniya sudami Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii». // Rossi-jskaya gazeta. № 222. 03.10.2016.
[12] Vojtovich L.V. Vedenie del v grazhdanskom i arbitrazhnom processe posredstvom dejstvij pred-
stavitelya: Avtoref. dis____ kand. yurid. nauk.
Habarovsk, 2004. - 23 s.
[13] Salishcheva N.G., Hamaneva N.YU. Administrativnaya yusticiya i administrativnoe sudo-proizvodstvo Rossijskoj federacii. M.: Institut gosu-darstva i prava rossijskoj Akademii nauk, 2001. 67 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022