УДК 37.033
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ОБЩЕНИИ С ПРИРОДОЙ
4P?
ня
ХАМПЕ Рут
доктор философии, профессор факультета инклюзивного образования, Католический университет прикладных наук (Фрайбург), председатель немецкой секции Международного общества искусства, гештальта и терапии, член совета директоров Немецкого общества художественных форм терапии (Германия).
HAMPE Ruth
Prof. Dr. phil .habil. em. at the faculty of inclusive education at the Catholic University of Applied Sciences in Freiburg. Licensed child and adolescent psychotherapist (KJP), trained in guided affective imaginative psychotherapy (KIP), licensed art therapist (DGKT), chairperson of the German section of IGKGT and on the board of DGKT (Germany)
PROCESS-ORIENTED APPROACH TO THE STUDY OF CREATIVE ACTS IN HUMAN INTERACTION WITH NATURE
О.........................................................................
Аннотация. Процесс изобразительной деятельности может протекать спонтанно либо в соответствии с определенным планом. Во многих случаях формирование художественно-эстетического продукта происходит в результате интуитивного исследования и преобразования образов. Последовательность формирования и изменения образов может быть определенным образом задокументирована для того, чтобы обеспечить ее обсуждение и осознание. Цифровая документация творческого процесса и создание на ее основе анимационного фильма может помочь в понимании природы и динамики творческого процесса. Общение клиента и психотерапевта играет существенную роль. Оно может помогать клиентам осознать важную роль природы, позволяющей отразить динамику изменений, связанных с созданием творческой продукции. Ею может, например, являться портрет, создаваемый из разных природных материалов, предполагающий исследование разных вариантов их расположения в пространстве. Цифровая фотография может использоваться для регистрации процесса изменения композиций, создаваемых с использованием природных материалов, и позволяет отразить интерактивный процесс создания и преобразования визуальной формы.
Ключевые слова: анимация, документирование, природа, природные материалы, процессуально-ориентированный подход, творческий процесс.
Abstract. Creative design processes follow random or theme-based forms of access. In many cases, the beginning of meaning lies in the random placement of a figure, which is then moved and changed by intuitive action. In the context of art therapy, this design sequence can be documented during the process and later explored in the phase of making sense and organizing the experience. Digital documentation and the creation of cartoon-like short films can support integration and delve more deeply into the metamorphoses of the work. Moments of dialogue between clients and therapists play an essential role. Connection to nature can be activated in the creative process for instance in the creation of a face by laying different natural materials in an alternating interplay. Digital photography can be used to record the process of change in the construction of images with natural materials and enable an interactive process in the development and decay of the visual form.
Keywords: animation, digital documentation, mentalization, nature, natural materials, process-oriented design
Самое прекрасное, что мы можем испытать, это переживание таинственного. Это основное чувство, лежащее в основе создания подлинных произведений искусства и науки. Тот, кто не знает этого и больше ничему не удивляется, ничем не поражен, он, так сказать, мертв, и он уже вряд ли что-либо увидит
Альберт Эйнштейн (1953)
Введение
.................................о
Процесс изобразительной деятельности всегда связан с поиском, следованием интуиции и вдохновению, а также со взаимодействием с материалом и исследованием его свойств. Когда художник исследует новый материал, это позволяет ему открывать в творческом поиске что-то новое в самом себе. Можно говорить о процессуально-ориентированном подходе к художественному творчеству, который не направлен всецело на создание конечного продукта, но обращает внимание на то, что происходит в процессе творчества. Признание этого заставляет обратить особое внимание на фиксацию происходящего с использованием цифровых устройств, чтобы впоследствии можно было бы осмыслить процесс творчества. Далее творческая деятельность будет всесторонне рассмотрена с позиций процессуально-ориентированного подхода, прежде всего, на основе использования «цифрового рассказывания историй» и практических примеров.
Процессы изменений и креативный дизайн
.................................О
Изменения в художественном замысле и его воплощении можно проследить в искусстве, например, через кинематографическую документацию процесса создания произведений изобразительного искусства. Такие художники, как Уильям Кентридж, Энди Голдзуорти, Джоан Миро, Пабло Пикассо, Джексон Пол-лок и Герхард Рихтер уже работали перед камерой, документируя игровые, спонтанные последовательности своих действий в художественно-творческом процессе. Восприятие
изменений в художественном замысле не всегда понятно в готовом эстетическом объекте. Лишь запечатление происходящей трансформации позволяет увидеть постепенное оживление и нарастающее напряжение художника, начиная с самого первого момента его встречи с пустым пространством холста или листа бумаги и заканчивая рождающимся произведением искусства.
Из физиологии зрительного восприятия известно, что восприятие движущихся объектов обычно происходит раньше восприятия статических объектов. Нейронные отклики в основном запускаются восприятием движения, которое может приводить к визуализации эмоционально заряженных образов. В этом контексте движение глаз также выполняет особую функцию, поскольку объекты сканируются глазами. Движения глаз оказывают влияние на переработку переживаний, в зависимости от того, замедляется ли движение глаз, как в медленном сне, или они пребывают в состоянии динамического, сканирующего напряжения, двигаясь назад и вперед во время фазы быстрого сна.
В процедуре EMDR [20] (быстрого движения глазных яблок и десенситизации) специально организованное движение глаз используется в качестве терапевтического метода для стабилизации психического состояния и переработки переживаний. Происходит билатеральная стимуляция мозга, направленная на успокоение клиента и интеграцию переживаний. Сочетание процессов восприятия и движения также поддерживает творческий процесс. Например, художник может работать, меняя расстояние от создаваемой картины, рисуя прямо перед холстом и отступая, чтобы взять краски с дополнительного стола и создать новый оттенок, воспринимая при этом работу с некоторого расстояния. Двигаясь вперед и назад, он осуществляет своего рода переработку образа, испытывает с ним внутренний психологический резонанс.
Непрерывный процесс изменений также имеет место в диалоговых процессах художественной деятельности, таких как диалоговая или интерактивная живопись [9], каракули Винникотта [22], прогрессивное зеркальное отображение [16, 5] и другие практики, связанные с поочередным внесением партнерами изменений в образ. Эти процессы в основном выполняются без документирования, хотя
сам процесс совместной творческой активности служит документом и сохраняется в памяти. Используя фотографическую документацию посредством цифровой записи, этот процесс изменения может быть отражен более полно. Тот образ или прообраз, который изначально создан, становится отправной точкой, подвергается постоянному изменению в диалогическом процессе. Незавершенность и изменения являются доминирующими в динамическом процессе взаимодействия и преобразования в резонансе с коллегой и разрабатываемым художественным образом.
При взаимодействии клиента, формирующегося образа и психотерапевта творческие ресурсы могут быть активизированы и проявлены в непрерывной модификации образа в диалогическом процессе. Оформляющиеся образы превращаются в текучую субстанцию, становящуюся частью процесса порождения. Поэтому вербализация следует только после завершения проекта. Каждое новое изменение документируется фотографически и тем самым становится предметом рефлексии. Изменение интегрировано в игровой поток, похожий на ритмический цикл, когда один является создателем, а другой — зрителем. Это поддерживает эмпатическое участие в отношении того, что проявляется в эстетическом объекте.
Диалогический момент в художественно-творческой деятельности также стимулирует эмпатическое понимание [2] и может способствовать уважительному восприятию природы. Речь идет о стимуляции резонансных отношений с элементарными природными явлениями, поскольку они также могут быть показаны в небольшом масштабе, например благодаря созерцанию природных процессов, таких как разворачивание листа или рост растения. Общей основой переживания этих природных процессов является восприятие жизненной силы в природе в ответ на внутренние психические процессы. Движение природы сразу же становится понятным, в том числе в акте становления разных форм жизни, их созревания и разложения, которые могут выступать в качестве аналогий разных фаз жизненного цикла человека и изменений в его состоянии. Изменение присуще всем природным формам, включая человека, и, таким образом, может выступать общей основой человеческой и природной динамики.
Чувственный и символический опыт при работе
с природными материалами • •••••••••••••••••••••••••••••••в ^^
Процессы художественно-творческой деятельности тесно связаны с сенсорикой, которая также определяется характером используемых материалов. Включение природных материалов в изобразительную деятельность или занятия изобразительным искусством на природе идут рука об руку с сенсорной стимуляцией, включая стимуляцию слуха, вкусовых ощущений, кинестетики, обонятельных ощущений и зрительного восприятия. Природная среда и материалы могут быть связаны с восприятием тишины или пения птиц, шума прибоя, шелеста листьев, активацией вкусовых ощущений, восприятием запаха трав, цветов и фруктов, а также созерцанием их красок и тактильными ощущениями поверхностей.
Кроме того, другие сенсорные модальности включены в процесс восприятия, такие как вестибулярная чувствительность (чувство баланса), проприоцептивная чувствительность (чувствительность к глубине), а также тактильные ощущения (поверхностная чувствительность), посредством которых возможна целостная стимуляция физического опыта. С каждым движением тела происходит активация творческого воображения, резонирующего с внешне оформляемым образом. Это, в свою очередь, может пробуждать биографическую память и глубинные внутренние образы [12]. Все это помогает увидеть новые смыслы на основе переживания контакта с природой. Природные материалы в своем органическом или неорганическом выражении могут требовать разных физических усилий при их обработке. Так, например, камень, металл и дерево требуют больших усилий, чем земля, песок, глина, воск или жидкие материалы.
Если в процессе изобразительной деятельности используются натуральные материалы, например при выкладывании картин из природных объектов на улице, или когда создаются цветочные композиции, природные элементы оказываются интегрированными в художественный образ. В этих случаях природа стимулирует особый подход к художественной деятельности. Существует противоречие между знаковыми и символическими или протосимволическими
формами [8, Р. 202-203], с помощью которых отражаются внутренние психические процессы. На основе использования природных материалов может быть установлена связь человека с природой и ее проявлениями. В арт-терапевтическом процессе творческая деятельность клиента в сочетании с его взаимодействием с материалами и психотерапевтом является основой не только отражения, но и изменений в его состоянии и восприятии. Это то, что уже было продемонстрировано художниками, работающими с природными материалами, и это может быть использовано в терапевтических целях.
Например, художник Энди Голдзуорти работает исключительно с природными материалами и учитывает их быстротечность в творческом процессе. Это материалы, которые он находит на месте, такие как камни, лепестки, дерево или лед. Без искусственно созданных инструментов он использует для крепления листьев и веток, например, шипы, палки или волокна травы, сбрасывает лепестки прямо в реку. Порошкообразные вещества могут растворяться в потоке воды. Художник документирует процесс трансформации посредством сил природы с помощью фотографии. Он играет со скрытой мистикой места, делая опыт природы произведением искусства [17].
Это также относится к другим художникам лэнд-арта, таким как Ричард Лонг или Джеймс Террел, которые занимаются дизайном природной среды, в основном с использованием натуральных материалов, в одном месте [13]. Вольфганг Лайб [21] по-разному работает с пыльцой, например, организует цветовые поля на основе одуванчиков, фундука или сосен в известных музеях, а также делает специальные художественные аранжировки с молоком, пчелиным воском, мрамором, рисом и сургучом. Речь идет о другом измерении восприятия, о созерцательной позиции, а также о переживании изменчивости и мимолетности предметов. Все эти художественные произведения с использованием природных материалов дают глубокий опыт переживания природы, пространства и времени. Знакомое становится чем-то странным, особенным, уникальным в процессе трансформации привычных объектов, сопряженным с переживанием удивления и почтения. Такая художественная деятельность отличается от целенаправленной работы ремесленника.
В практике арт-терапии существуют особые формы взаимодействия на основе изобразительного искусства, предназначенные для работы в парах или в группе. Промежуточная фотографическая документация проекта создает возможность для восприятия и рефлексии всего творческого процесса, включающего диалогическое взаимодействие и изменения образа.
Вернер Хоффманн считает, что красота — это линия, что означает тесную связь красоты с элементарными средствами художественной выразительности. Например, форму изогнутой линии можно найти в форме движения змеи или в форме реки. Красивыми могут быть пляжный песок с оставленными на нем следами прибоя, гребень дюны, сформированный ветром в пустынном ландшафте, пластичные линии, которые можно увидеть в археологических формациях. Все эти элементарные формы тесно связаны с ритмом как принципом жизни, отражают процессы циклических изменений и динамику природных процессов. Все это также можно наблюдать в процессе интуитивного создания художественного образа, который может отражать резонансные взаимодействия между внешней средой и физиологическими и психологическими процессами, переживаемыми художником [10].
Соответственно, гармоничные пропорции в природе [6], связанные с организацией природных форм в соответствии с принципом золотого сечения как отражения модели роста, а также формирование спиральной структуры могут стимулировать положительный резонансный эффект, переживаемый художником эффект оживления. Некоторые представленные ниже практические примеры показывают, как протекает процесс рождения и преобразования формы в художественной практике и как в нем отражается связь с природными динамиками.
Практические примеры
.................................О
Процессы порождения образов могут начинаться как в личности, так и снаружи, в зависимости от возможностей и обстоятельств. Природные материалы могут быть специально отобраны, скомпилированы и использованы в игровой форме. Одним из
Рисунки 1а-в. Изображения лица из природных материалов, созданные в диалогическом взаимодействии между людьми с ограниченными возможностями здоровья и студентами образовательной программы по арт-терапии (фото с курса Рут Хампе)
б
возможных вариантов практики на основе природных материалов является создание картин на основе организации природных материалов и объектов, в которых при диалогической перестановке отдельных элементов могут возникать такие изображения, как лицо (рис. 1а-в) или мандала. В дальнейшем в диалоге могут формироваться ассоциации или истории, приводя к новому изменению образов (рис. 2а-г). Такая практика взаимодействия в паре или в группе позволяет ориентироваться не на конечный результат, а на взаимное взаимодействие, происходящее путем поочередной реорганизации композиции и добавления ассоциаций или фраз. Это поддерживает игровой характер деятельности, знакомый всем с детства, и способствует творческой атмосфере общения.
Йохан Хуизинга рассуждает о происхождении культуры в игре, и мы можем убедиться в правомочности данного представления, выполняя такие практики [11]. Построение коллажей на основе использования изображений людей, природных и культурных объектов (рис. 3) также может обеспечить общение и поддерживать диалогическую творческую активность. Для людей с ограниченными возможностями здоровья такая практика взаимодействия хорошо подходит, поскольку дает возможность образного самовыражения и общения и может использоваться для развития вербальных и повествовательных навыков.
Рисунки 2а-г. Игра-укладка с использованием природных материалов, работа студентов образовательной программы по арт-терапии (фото с курса Рут Хампе)
Иная ситуация характерна для работы с такими материалами, как песок, глина и земля, для которой характерен тактильный опыт, связанный с процессом формообразования с использованием рук. При использовании сухого песка, например, могут быть использованы пальцы и ладони одной руки или обеих рук. Каждое изображение служит основой для последующего действия партнера, благодаря чему сухой песок может мобилизовать интуитивное, игривое взаимодействие, не требуя законченного изображения. Изменения в песочной игре могут быть сделаны руками, что сопровождается тактильной и кинестетической стимуляцией (рис. 4а-г).
Интерактивные процессуально-ориентированные художественные практики могут приводить к ощущению потока, описываемому
Михай Чиксентмихали [3, 4], сопровождаться стимулирующим эффектом. Работа с песком отличается, например, от работы с глиной, которая может активировать проприоцеп-тивные ощущения при лепке и разминании. Изменение и добавление форм приводит к активизации повествовательного начала, созданию сюжета (рис. 5а-б), который может быть запечатлен путем фотографирования или видеосъемки на разных этапах работы, чтобы его можно было обсудить позже.
Чтобы лучше почувствовать и понять процессы в природе, можно также работать с использованием рисунка углем, как, например, это делает Уильям Кентридж, использующий свои рисунки для создания анимационного фильма [18].
Рисунок 3. Создание художественной работы в паре с использованием ламинированных коллажных элементов на основе войлока (фотографии с курса Рут Хампе)
в г
Рисунки 4а-г. Игра с песком, предполагающая поочередные действия двух людей, работа студентов
(фото с курса Рут Хампе)
в
Рисунки 5а-в. Глиняная работа, созданная в рамках инклюзивной программы на основе совместной деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья и студентов (фото с курса Рут Хампе)
б
Рисунки 6а-в. Процессы изменений, связанные с формами роста в природе, отраженные в диалогической практике на основе рисования углем. Работа двух студентов (фотографии из курса Рут Хампе)
След размазанного угольного рисунка позволяет прежнему образу смутно проявиться в сочетании с новым. Это дает возможность создать на бумаге целую последовательность образов, рождающую определенное повествование. Рисунок углем становится матрицей, поддерживающей внутренние изменения, проявляющиеся в интуитивном процессе формообразования (рис. 6а-в).
Изменения образов также могут происходить на основе рисования мелом на доске. Базовое изображение может быть получено путем рисования сухим мелом и последующих преобразований серии образов, с одновременной фотографической документацией этапов работы. Такая работа на доске может снять страх перед изобразительной деятельностью и мобилизовать творческое, игровое начало. Кроме того, участники рисуют стоя, что создает возможность для изменения дистанции по отношению к доске, меняя тем самым восприятие работы (рис. 7а-е).
а
в
б
а
Рисунки 7а-е. Отражение процессов, связанных с формами роста в природе, в художественных работах студентов, на основе преобразования рисунков, созданных мелом на доске (фотографии из курса Рут Хампе)
Цифровая фотографическая документация соответствует «цифровому рассказыванию историй» [14, 15, 19] и понимается как социальная практика общения на основе использования технических средств, таких как камера и компьютер. Отдельные изображения соединяются в подобие мультфильма, например с помощью программы Моу1еМакег, преобразуются в цифровое повествование. Анимация может быть сохранена в виде видео как на компьютере, так и на мобильном телефоне. Это позволяет выполнять мультимедийное редактирование со вставками слов, текста и музыки, а также пользоваться специальными переходами изображений и изменениями цвета или настройками фокуса.
Использование приложений в цифровых устройствах часто связано с образовательной и культурной практикой, но также может быть реализовано в области арт-терапии. Это уже было неоднократно показано в арт-терапевтической работе в психиатрии, в работе с инвалидами, с детьми и подростками, а также в сфере оказания психологической помощи взрослым. Работа с цифровыми устройствами является важной частью арт-терапевтический проектов и повышает самооценку участников и их ощущение собственной эффективности. Цифровая документация процесса изобразительной деятельности может быть использована в работе двух человек или в группе и требует от ведущего занятий документирования процесса их совместной работы в форме фото- или видеосъемки работы, зачастую сопровождающейся созданием повествования.
Аарон Антоновский пишет о понимании, управляемости и значении как отражении согласованного восприятия реальности [1]. Это также может быть применено к процессу и результатам цифровой документации художественной деятельности. Документация может привести к преобразованию жизненных сценариев и опыта клиентов, поменять их восприятие жизненных перспектив и дать возможность по-новому, реализуя игровое начало, осмыслить жизненные ситуации. Цифровое документирование также помогает восприятию движения, которое активирует разные сенсорные модальности в процессе отображения и восприятия визуальной информации, например благодаря использованию в анимации акустических шумов, речи и
музыки. Восприятие анимации требует движения глаз в визуальном пространстве целой последовательности изображений, что может помогать в переработке информации, подобно тому, как это происходит при использовании методики ЕМБИ.
Использование цифрового устройства зависит от конкретных условий работы. Художники могут становиться режиссерами. В этом контексте переживание природы происходит в трансформированной форме в виде цифровой анимации, а также отличается от презентаций фильмов, которые можно увидеть на общественном телевидении, видео или в кино. То, что переживается в процессе изобразительной деятельности, привязано к цифровой обработке и в то же время становится средством психологической стабилизации.
В соответствии с этим фотографическое изображение может также использоваться для самопрезентации, когда собственный портрет может быть связан с природными явлениями. Автопортрет широко представлен как в классическом, так и в современном искусстве, часто отражая процессы изменения тела или самосознания [8, Р. 257-258]. Так, например, личность может увидеть и отобразить себя «в зеркале» природных явлений, например, при создании автопортрета с использованием природных материалов или на основе фотосъемки природных процессов. При этом природа может быть воспринята как отражение человеком самого себя, а благодаря последовательности изображений — также помочь в создании динамической последовательности меняющихся самопрезентаций. В то же время этот процесс способствует ментализа-ции на основе использования цифровых образов, дающих дополнительные возможности для восприятия и обсуждения. В связи с этим обсуждение портрета или их серии может происходить в несколько этапов и обогащает восприятие образа Я как с точки зрения его сенсорных основ, так и внося дополнительные возможности для символизации.
Заключение
.................................о
Процессуально-ориентированный подход к восприятию человека и природы является «многослойным» и зависит от обстоятельств,
личных качеств, а также от материальных предпосылок творческой деятельности. Такой подход может быть связан с организацией интерактивной среды для взаимодействия двух или более участников, благодаря чему фотографическое документирование играет важную роль в диалогическом процессе постоянно меняющейся художественной формы. Это относится как к съемке самого процесса художественной деятельности, так и формированию анимационного фильма в его более простой или более сложной форме.
Эмпатическое взаимодействие между участниками творческого процесса ярко проявляется в художественном процессе. Активация сенсорных процессов путем изобразительной деятельности на основе использования природных материалов в интерьере или на свежем воздухе, а также во время самопрезентации через показ анимации может способствовать изменению самовосприятия, а также иному восприятию других и природы. Феномен природы в ее разнообразных неорганических и органических формах, как на микро-, так и макроуровне, оказывается включенным в процесс изобразительной деятельности.
Литература
Природные элементы формируют эффективную терапевтическую среду, позволяющую активизировать сенсорные и кинестетические компоненты опыта и процессы восприятия. В этом контексте ни масштаб среды, ни продолжительность работы не являются решающими факторами. Более важными можно признать внутреннее отношение человека к постоянно меняющейся картине реальности и художественному образу, что связано с процессуально-ориентированным подходом.
Различные виды художественной деятельности, связанные с работой на природе и с использованием природных материалов, могут предоставлять значительные возможности для актуализации опыта взаимодействия с природой как целебным фактором в арт-терапии. Это возможно для всех возрастных групп, включая людей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно важным в работе с природными процессами и материалами в художественной деятельности и в арт-терапии является то, что они доступны каждому и могут быть включены в практически в любые программы арт-терапии, предназначенные для самых разных людей.
1. Antonovsky A. Salutogenese. Zur Entmystifizierung der Gesundheit. — Tübingen: DGVT, 1997.
2. Bauer J. Warum ich fühle, was du fühlst. — München: Heyne, 2004.
3. Csikszentmihalyi M. Das Flow-Erlebnis. Jenseits von Angst und Langeweile im Tun aufgehen (8. Auflage). — Stuttgart: KlettCotta, 2000.
4. Csikszentmihalyi M. Flow und Kreativität. — Stuttgart: Klett-Cotta, 2014.
5. Damman G. Wirkfaktoren des Progressiven Therapeutischen Spiegelbilds im Lichte neuer psychodynamischer Prozesstheorien. In G. Damman & T. Meng (Hrsg.), Spiegelprozesse in der Psychotherapie und Kunsttherapie (S. 69-85). — Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2012.
6. Doczi G. Die Macht der Grenzen. Harmonische Proportionen in Natur, Kunst und Architektur (6. Auflage). — Stuttgart: Engel & Co, 2005.
7. Einstein A. Mein Weltbild. — Zürich: Europa Verlag, 1953.
8. Hampe R. Metamorphosen des Bildlichen. — Bremen: Universitätsbuchhandlung, 1999.
9. Hanus O. Farbinteraktion. Die Gruppendynamik und das soziale Bild. — Aachen: Shaker Media, 2014.
10. Hoffmann W. Die Schönheit der Linie. — München: Beck, 2014.
11. Huizinga J. Homo Ludens: Vom Ursprung der Kultur im Spiel. Reinbek bei — Hamburg: Rowohlt, 2004.
12. Hüther G. Die Macht der inneren Bilder. — Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2004.
13. Lailach M. Land Art. — Köln: Taschen, 2007.
14. Matthews-DeNatale G. Storytelling. Tips and Ressources. — Boston: Simmons College, 2008.
15. Meadows D. Digital storytelling: Research-based practice in new media // Visual Communication. — 2003. — Vol. 2, №2. — P. 189-193.
16. Peciccia M. and Benedetti G. Das progressive therapeutische Spielbild. In G. Schottenloher (Hrsg.), Wenn Worte fehlen, sprechen Bilder (S. 91-94.). — München: Kösel, 1994.
17. Riedelsheimer T. Rivers and Tides — Andy Goldsworthy working with time [DVD]. Berlin: Absolut Medien. Co-Produktion MetropolisFilm- und Fernsehproduktion GmbH und Skyline Productions, 2001.
18. Rosenthal M. (Hrsg.). William Kentridge. Fünf Themen. — Ostfildern: Hatje, 2010.
19. Sadik A. Digital Storytelling. A meaningful technology-integrated approach for engaged student learning. // Education Tech Research Development. — 2008. — Vol. 56, №4. — P. 487-506.
20. Shapiro F. EMDR in Aktion. Die Behandlung traumatisierter Menschen. — Paderborn: Junfermann, 2007.
21. Sorace M.A. »Die Intensität kann so stark sein, dass es keine Trennung gibt«. Zum Verhältnis von Kunst und Meditation bei Wolfgang Laib. Meditation // Zeitschrift für christliche Spiritualität und Lebensgestaltung. — 2009. — Vol. 35, №1. — P. 30-34.
22. Winnicott D.W. Vom Spiel zur Kreativität. — Stuttgart: Klett-Cotta, 1973.
Ссылка для цитирования
• ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••а ^^
Хампе Р. Процессуально-ориентированный подход к исследованию творчества человека при общении с природой // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2020. — T. 1, № 2. [Электронный ресурс]. — URL: http:// ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Hampe R. Process-oriented approach to the study of creative arts in human interaction with nature // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2020. — Vol.1, №2. [open access internet journal]. — URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y)