Научная статья на тему 'Процессуально-деятельностный этап технологии формирования универсальных учебных действий'

Процессуально-деятельностный этап технологии формирования универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП / ОСНОВНАЯ ШКОЛА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ШАГИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онучина Анастасия Владимировна, Котряхов Николай Васильевич

В статье автор представил модель процессуально-деятельностного этапа технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы. Содержательное ядро модели включает: методические шаги педагога, психолого-педагогическую работу педагога и алгоритм деятельности педагога и обучающихся. Раскрыты условия формирования универсальных учебных действий. Подробно рассмотрены техники и приемы деятельностного компонента технологии, а также целевая направленность психолого-педагогических упражнений по формированию универсальных учебных действий. В статье представлена психологическая составляющая деятельности обучающегося основной школы в условиях реализации технологии. Представлены результаты исследования эффективности деятельности педагогов в условиях реализации технологии. Методы исследования: теоретические (изучение и обобщение инновационного педагогического опыта формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы); эмпирические (тестирование, анализ результатов учебной и внеучебной деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онучина Анастасия Владимировна, Котряхов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Рrocess-ACTIVITY STAGE of UNIVERSAL EDUCATION ACTIONs forming technology

The author presented a model of process-activity stage of universal education actions forming technology at secondary school. Substantial core of the model includes: methodical steps of the teacher, psycho-pedagogical work of the teacher and the teacher's and students’ work algorithm. The article deals with the conditions of formation of universal educational actions. The study examined in detail techniques and methods of the activity component of the technology, as well as goal orientation psycho-pedagogical exercises on the formation of universal educational actions. The article presents the psychological component of the learning activities of the secondary school in the conditions of implementation of the technology. The study presents the results of research on the effectiveness of teachers work in the conditions of implementation of the technology. Methods: theoretical (study and generalization of innovative pedagogical experience of formation of universal educational actions in secondary school students); empirical (testing, analysis of the results of educational and extra-curricular activities).

Текст научной работы на тему «Процессуально-деятельностный этап технологии формирования универсальных учебных действий»

УДК 378

А. В. Онучина, Н. В. Котряхов Вятский государственный университет, г. Киров

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье автор представил модель процессуально-деятельностного этапа технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы. Содержательное ядро модели включает: методические шаги педагога, психолого-педагогическую работу педагога и алгоритм деятельности педагога и обучающихся. Раскрыты условия формирования универсальных учебных действий. Подробно рассмотрены техники и приемы деятельностного компонента технологии, а также целевая направленность психолого-педагогических упражнений по формированию универсальных учебных действий. В статье представлена психологическая составляющая деятельности обучающегося основной школы в условиях реализации технологии. Представлены результаты исследования эффективности деятельности педагогов в условиях реализации технологии. Методы исследования: теоретические (изучение и обобщение инновационного педагогического опыта формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы); эмпирические (тестирование, анализ результатов учебной и внеучебной деятельности).

Ключевые слова: универсальные учебные действия, технология, процессуально-деятельностный этап, основная школа, методические шаги, психолого-педагогическая работа, внеурочная деятельность, алгоритм деятельности.

Актуальность исследования

Целью настоящего исследования является раскрытие сущности психолого-педагогической деятельности педагога на процессуально-дея-тельностном этапе технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.

Отличительной особенностью разработанной, реализованной и апробированной технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на основе си-стемно-деятельностного подхода является то, что она может быть реализована в образовательном процессе в нескольких направлениях.

В профессиональном педагогическом сообществе:

- работники образования, организующие и осуществляющие образовательную деятельность (педагоги-практики, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования);

- работники образования, осуществляющие общее планирование и ресурсное обеспечение образовательного процесса, надзор за ходом и результатами образовательной деятельности (руководители образовательных организаций, сотрудники различных служб контроля и оценки качества образования).

Развивая и исследуя изложенную позицию, отметим, что целью процессуально-деятельностного этапа технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на основе системно-деятельностного подхода является определение требований к содержательным характеристикам процесса формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы, алгоритм деятельности педагога и обучающихся в условиях формирования универсальных учебных действий в учебной деятельности (рис.).

Задачи процессуально-деятельностного этапа технологии:

- разработать требования к алгоритму деятельности педагога;

- разработать и реализовать методические шаги освоения педагогом технологии;

- раскрыть содержательные характеристики психолого-педагогической готовности педагога к внедрению, апробации и применению технологии.

Новизна исследования: впервые разработана и реализована в практике технология формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на основе системно-деятельностного подхода на процес-суально-деятельностном этапе ее реализации,

© Онучина А. В., Котряхов Н. В., 2017

где определены требования к содержательным характеристикам процесса; представлен разработанный алгоритм деятельности педагога и обучающихся в условиях формирования универсальных учебных действий в учебной деятельности.

Обобщая идеи системно-деятельностного подхода, заключаем, что процессуально-деятельност-ный этап технологии является ключевым при формировании универсальных учебных действий у обучающихся основной школы. Результатом про-цессуально-деятельностного этапа технологии

1 шаг. Осмысление педагогом готовности внедрять новую педагогическую технологию. Цель: создание условий, побуждающих педагогов к изменению стиля педагогической деятельности, осознанию необходимости постоянного педагогического поиска. Ключевые идеи преобразований в педагогической деятельности: введение новых стандартов, в основе которого лежит си-стемно-деятельностный подход; идеи развития субъектности обучающихся основной школы.

2 шаг. Психолого-педагогическая готовность педагога к процессу формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на основе системно-деятельностного под-

являются сформированные универсальные учебные действия у обучающихся основной школы на репродуктивном, творческом и проблемно-исследовательском уровне.

Мы полагаем, что разработанная педагогическая технология на процессуально-деятельност-ном этапе включает методические шаги освоения педагогом технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на основе системно-деятельност-ного подхода.

хода. Цель: сформировать методическую готовность педагогов к процессу формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы; развивать прогностические умения педагога необходимые для субъект-субъектных и диалоговых отношений с обучающимся. Ключевые идеи преобразований в педагогической деятельности: обсуждение различных педагогических подходов к процессу формирования универсальных учебных действий; осмысление ведущих идей системно-деятельностного подхода для изменения позиции во взаимодействии с обучающимися основной школы; осмысление педагогических возможностей для изменения позиции

Модель процессуально-деятельностного этапа технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на основе системно-деятельностного подхода

во взаимодействии с учениками; формулирование конкретных задач педагогической деятельности, связанных с формированием новой профессиональной позиции в образовательном процессе.

3 шаг. Изучение главных идей новой педагогической технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на основе системно-деятельностного этапа. Цель: создание условий для изучения ведущих идей системно-деятельностного подхода, формирование методической грамотности педагога в условиях технологизации образовательного процесса. Ключевые идеи преобразований в педагогической деятельности: понимание сущности и принципов педагогической технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на основе системно-деятельностного подхода; пошаговое изучение и освоение алгоритмов и техник технологии; формирование и сопровождение индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся основной школы; анализ конкретных педагогических ситуаций; моделирование базовых педагогических ситуаций с учетом специфики формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.

4 шаг. Внедрение педагогом новых отдельных техник и приемов педагогической технологии в системе педагогической деятельности. Цель: развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях образовательной среды. Ключевые идеи преобразований в педагогической деятельности: детальное изучение отдельных техник, методов и приемов педагогической технологии; приобщение обучающихся к субъектному типу взаимодействия с педагогами и обучающимися; введение новых элементов и техник организации универсальной учебной деятельности обучающихся; осознание необходимости применения технологии, использование и отработка отдельных техник и приемов технологии в своей педагогической деятельности.

Анализ представленных выше методических шагов освоения педагогом педагогической технологии, позволяет нам раскрыть содержание психолого-педагогической работы педагога по формированию универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на основе системно-деятельностного подхода. Психолого-педагогическая работа предполагает внедрение, апробацию и применение в педагогической деятельности приемов и техник, позволяющих раскрыть суть изучаемого процесса. По мнению А. П. Чернявской,

категория «педагогическая техника» [2, с. 5-6] трактуется как совокупность приемов, способствующих гармоничному единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего выражения; умение взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения педагогических задач. Обобщая указанные точки зрения, отметим, что особую значимость для нашего исследования приобретает следующая сущность категории «педагогическая техника» - комплекс педагогических умений и приемов, способствующих субъект-субъектному взаимодействию с обучающимися в условиях внедрения новой педагогической технологии [1, с. 45]. Таким образом, в соответствии с логикой нашего исследования, необходимо раскрыть сущность психолого-педагогической работы педагога по формированию универсальных учебных действий у обучающихся основной школы, которая предусматривает следующий алгоритм деятельности: методика организации внеурочных психологических занятий с классом; психолого-педагогическое содержание упражнений, направленных на формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий (техник и приемов деятельностного компонента универсальных учебных действий); целевая направленность психолого-педагогических упражнений по формированию универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.

Методика организации внеурочных психологических занятий с классом: педагог-психолог работает с классом в течение всего внеурочного занятия, используя различные упражнения, суть которых заключается в формировании универсальных учебных действий; педагог во время внеурочного занятия ведет наблюдение за структурой, приемами и техниками занятия, для того чтобы в дальнейшем содержание перенести в учебную деятельность; педагог-психолог посещает учебное занятие с целью контроля и оценки того, как педагог применяет приемы и техники новой педагогической технологии на учебном занятии; совместно с педагогом проводят анализ учебного занятия для дальнейшего успешного применения технологии и последующего реконструирования; совместно разрабатывают практические рекомендации для построения учебного процесса на основе целостного использования технологии; организуют самоанализ занятия и экспертизу опыта применения технологии; с целью совершенствования опыта применения технологии педагог проводит рефлексивный отчет учебного и внеучебного занятия.

Психолого-педагогическое содержание упражнений, направленных на формирование личностных универсальных учебных действий (техники и приемы деятельностного компонента универсальных учебных действий): участие обучающихся в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций; выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей обучающегося; знание прав обучающихся и умение их применять; выполнение моральных норм в отношении взрослых и своих сверстников в школе, дома, во вне-учебных видах деятельности; участие в общественной жизни; умение строить жизненные планы с учетом конкретных условий.

Целевая направленность психолого-педагогических упражнений по формированию личностных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы:

• Упражнения на формирование действий познавательного самоопределения. Цель: формирование и оценка уровня сформи-рованности действий, направленных на самообразовательную деятельность, на осознание подростками своих самообразовательных учебных мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений; формирование рефлексивной самооценки учебной деятельности, действия познавательного самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик», «самостоятельный ученик»; обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться обучающиеся в классе при общении с одноклассниками.

• Упражнения на развитие учебной мотивации и действия смыслообразования. Цель: формирование самооценки учебной деятельности, формирование личностной рефлексии, осознание мотивов и потребностей универсальной учебной деятельности. Следует отметить, что в работах А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеровой, М. Р. Битяно-вой, С. В. Кривцовой, Е. А. Лидерс подробно раскрыта эффективность методов психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов рефлексивных способностей. Разработанные программы позволяют комплексно и разносторонне развивать общение, достигая следующих целей: развитие навыков позитивного взаимодействия в группе; освоение невербальных средств общения; умение вести себя в конфликтных ситуациях и предотвращать их, а также формировать чувство уверенности в себе. Коммуникативные универсальные учебные действия обучаю-

щихся основной школы складываются из многих составляющих, а их формирование требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контексте как собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий.

Психолого-педагогическое содержание упражнений, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий (техники и приемы деятельностного компонента универсальных учебных действий): способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; организация и планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, умение работать с новой информацией, используя алгоритм или речевой образец педагога; умение работать в группе, используя самостоятельный учебный план, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Целевая направленность психолого-педагогических упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы: освоение правил и навыков ведения дискуссии, умение передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения учебного действия, с учетом целей коммуникации; формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, умение учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию.

Психолого-педагогическое содержание упражнений, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий (техники и приемы деятельностного компонента универсальных учебных действий): способность осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; способность проводить эмпирическое и теоретическое исследование; способность сравнивать, анализировать, классифицировать, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач учебного и внеучебного характера. Целевая направленность психолого-педагогических упражнений по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы: формирование

умения работать с метафорами, умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; формирование умения осуществлять эмпирическое исследование, умение создавать и преобразовывать модели; формирование умения задавать вопросы к художественным текстам, способствовать развитию умения моделировать ситуации учебного характера.

Психолого-педагогическое содержание упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий (техники и приемы деятельностного компонента универсальных учебных действий): способность самостоятельно оценивать результаты учебной и внеучеб-ной деятельности; способность преобразовывать практическую задачу в познавательную; способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Целевая направленность психолого-педагогических упражнений по формированию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы: формирование умения адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач; формирование умения планировать свою деятельность.

Вывод

1. Процесс формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы следует рассматривать как деятельностный процесс. Учебное действие может быть сформировано на основе системно-деятельностного подхода, достаточного уровня осознания способов деятельности обучающихся основной школы и преимуществ над другими педагогическими подходами.

2. Процессуально-деятельностный этап технологии формирования универсальных учебных действий предусматривает изменение условий работы педагога и построения образовательного процесса в целом, что приводит к необходимости отказаться от жесткой регламентации построения учебного занятия и развитию внеучебной воспитательной работы.

3. Рассмотренные выше сущностные характеристики процессуально-деятельностного этапа технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на основе системно-деятельностного подхода определяют требования к содержательным характеристикам деятельности педагога; раскрывают методические шаги освоения технологии; включают характеристику психолого-педагогической работы педагога, внедряющего и апробирующего педагогическую технологию.

4. Детальный анализ психолого-педагогической готовности педагога, внедряющего педагогическую технологию, позволил выделить основные шаги деятельности: деятельность педагога по формированию личностных качеств обучающихся основной школы в условиях внеурочной деятельности согласно формам внеурочной деятельности; психологическая составляющая деятельности обучающихся основной школы согласно формам внеурочной деятельности.

_Ш_

1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1982. 443 с.

2. Чернявская А П. Педагогическая техника в работе учителя М., 2001. С. 5-6.

Статья поступила в редакцию 15.10.2016 г.

Для цитирования: Онучина А. В., Котряхов Н. В. Процессуально-деятельностный этап технологии формирования универсальных учебных действий // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1 (25). С. 29-34.

Об авторах

Онучина Анастасия Владимировна, аспирант, Вятский государственный университет, г. Киров, anastasiya.onuchina@yandex.ru

Котряхов Николай Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, академик международной академии наук, Вятский государственный университет, г. Киров, n248kirov@gmail. сот

A. V. Onuchina, N. V. Kotrjahov Vyatka State University, Kirov

PROCESS-ACTIVITY STAGE OF UNIVERSAL EDUCATION ACTIONS FORMING TECHNOLOGY

The author presented a model of process-activity stage of universal education actions forming technology at secondary school. Substantial core of the model includes: methodical steps of the teacher, psycho-pedagogical work of the teacher and the teacher's and students' work algorithm. The article deals with the conditions of formation of universal educational actions. The study examined in detail techniques and methods of the activity component of the technology, as well as goal orientation psycho-pedagogical exercises on the formation of universal educational actions. The article presents the psychological component of the learning activities of the secondary school in the conditions of implementation of the technology. The study presents the results of research on the effectiveness of teachers work in the conditions of implementation of the technology. Methods: theoretical (study and generalization of innovative pedagogical experience of formation of universal educational actions in secondary school students); empirical (testing, analysis of the results of educational and extracurricular activities).

Keywords: universal learning activities, technology, process-activity stage, secondary school, methodical steps, psychological and pedagogical work, extracurricular activities, algorithm performance.

( 2. Chernyavskaya A. P. Pedagogicheskaya tekhnika v rabote

uchitelya [Teaching technique in the teacher work], Moscow, 1. Leont' ev A. N. Dejatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, 2001 pp 5—6 consciousness, personality], Moscow, 1982, 443 p.

Submitted 15.10.2016.

Citation for an article: Onuchina A. V., Kotrjahov N. V. Process-activity stage of universal education actions forming technology. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 1 (25), pp. 29-34.

About the autors

Onuchina Anastasija V., postgraduete student, Vyatka State University, Kirov, anastasiya. onuchina@yandex. ru

Kotryakhov Nikolay V., Dr. Sci. (Pedagogy), professor, Academician of the International Academy of Sciences of Teacher Education, Vyatka State University, Kirov, n248kirov@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.