Научная статья на тему 'Структура универсальных учебных действий обучающихся основной школы'

Структура универсальных учебных действий обучающихся основной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3481
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
универсальные учебные действия / ученик основной школы / личностные качества / universal learning activities / pupil of a basic school / personality qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Онучина

В статье дано описание деятельностного подхода, который составляет теоретическую базу для работы по проектированию и формированию универсальных учебных действий у учеников основной школы. В современной педагогической науке конкретизированы представления о системе учебных действий и определены их виды. Анализ исследований позволяет утверждать, что в достаточной степени разработаны предпосылки для теоретико-методологического осмысления проблемы формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы, а именно: на общетеоретическом уровне обоснованы идеи в области формирования умений и компетенций; обоснована идея необходимости увеличения доли практикоориентированных знаний и умений в содержании образования. Проблема нашего исследования заключается в обосновании структуры формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы. Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и конкретизировать виды формируемых универсальных учебных действий у обучающихся основной школы. Методологической основой исследования являются психологические и педагогические теории, раскрывающие сущность универсальных учебных действий обучающихся основной школы. Методы исследования. Теоретические: изучение и обобщение инновационного педагогического опыта формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы; анализ, синтез, систематизация, сравнение, классификация, моделирование и проектирование. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Онучина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL

The authors of the article describe the activity approach, which constitutes the theoretical basis for the work on the design and formation of universal educational activities for pupils of the main school. An analysis of the results of the research allows us to state that the prerequisites for a theoretical and methodological interpretation of the problem of the formation of universal educational activities for the students of the basic school have been sufficiently developed. These are the following: at the general theoretical level, the authors of the article justify the ideas in the field of the formation of skills and competencies, and also substantiate the idea of the need to increase the share of practical knowledge and skills in the content of education. The purpose of the study is the theoretical substantiation, development and specification of the types of universal learning activities formed by students of the basic school. Methods Studying and generalization of innovative pedagogical experience of formation of universal educational actions of students of the basic school; analysis, synthesis, systematization, comparison, classification, modeling and design. Conclusion The universal character of educational activities is manifested in the fact that they are of a more subject, meta-subjective nature; realize the integrity of general cultural, personal and cognitive development and self-development of the individual.

Текст научной работы на тему «Структура универсальных учебных действий обучающихся основной школы»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

А. В. Онучина

Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук ВятГУ, г.Киров; педагог-психолог МОУ СОШ с УИОП № 1, г. Советск, Кировская обл. E-mail: anastasiya. onuchina@yandex.ru

Anastasia V. Onuchina

Teacher-psychologist, Vyatka State University, City of Kirov, Secondary School (with profound studying of separate subjects) No. 1

СТРУКТУРА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В статье дано описание деятельностного подхода, который составляет теоретическую базу для работы по проектированию и формированию универсальных учебных действий у учеников основной школы. В современной педагогической науке конкретизированы представления о системе учебных действий и определены их виды. Анализ исследований позволяет утверждать, что в достаточной степени разработаны предпосылки для теоретико-методологического осмысления проблемы формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы, а именно: на общетеоретическом уровне обоснованы идеи в области формирования умений и компетенций; обоснована идея необходимости увеличения доли практикоориентированных знаний и умений в содержании образования.

Проблема нашего исследования заключается в обосновании структуры формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и конкретизировать виды формируемых универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.

Методологической основой исследования являются психологические и педагогические теории, раскрывающие сущность универсальных учебных действий обучающихся основной школы.

Методы исследования. Теоретические: изучение и обобщение инновационного педагогического опыта формирования универсальных учебных

Как цитировать статью: Онучина А. В. Структура универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 2(48). С.30-40.

действий у обучающихся основной школы; анализ, синтез, систематизация, сравнение, классификация, моделирование и проектирование. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, ученик основной школы, личностные качества.

Введение. В современной педагогической науке конкретизированы представления о системе учебных действий и определены их виды. Анализ исследований позволяет утверждать, что в достаточной степени разработаны предпосылки для теоретико-методологического осмысления проблемы формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы, а именно: на общетеоретическом уровне обоснованы идеи в области формирования умений и компетенций (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова); обоснована идея необходимости увеличения доли практикоориентированных знаний и умений в содержании образования (В. В. Краевский). Особый интерес для нашего исследования представляют:

- идеи учета специфики возрастных и психологических особенностей обучающихся основной школы, а также факторы и условия развития учебныхдействийиихсостав(Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн, Л. Кольберг, А. К. Маркова, Я. А. Пономарева, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон, Г. А. Цукерман);

- концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта человека, где четко обозначен общий результат (В. В. Краевский);

- обоснование процесса формирования универсальных учебных действий как ведущей образовательной задачи (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова);

- исследование проблемы развития личности школьника и формирования в процессе обучения и воспитания новых личностных качеств (В. В. Краевский);

- конкретизация представлений о системе учебных действий и определение их видов (С. В. Анащенкова, А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Г. С. Ковалева, А. М. Кондаков и др.).

Результаты исследования. Категория «универсальные учебные действия» рассматривается как умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности— ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [17].

По мнению А. В. Хуторского [11], в системе обучения должна быть самостоятельно существующая система деятельности. Причем для каждой деятельности имеются соответствующие универсальные учебные действия. Эти понятия являются общенаучными и не могут иметь отношения к конкретным психологическим или педагогическим учениям.

С позиции А. В. Хуторского [11], новые требования федерального государственного образовательного стандарта, такие как системно-дея-тельностный подход, универсальные учебные действия и метапредметные образовательные результаты, не обеспечены средствами реализации, диагностики и оценки. То есть у педагогов, работающих в школах, нет точного ответа на вопросы «Как выполнить нормативные требования стандарта и не потерять при этом интересы ученика?», «Что такое универсальные учебные действия и как их формировать у обучающихся основной школы?», «Как диагностировать образовательные результаты учеников?», «Что представляет собой процесс формирования универсальных учебных действий?».

Разделяя точку зрения А. В. Хуторского, полагаем, что в стандартах отсутствует единое основание классификации образовательных результатов: предметные, метапредметные, личностные. Классификация универсальных учебных действий у обучающихся основной школы должна базироваться на личностных качествах, так как невозможно сформировать умение без личностной позиции ученика, человек — это не только внимание, память, мышление, воображение, восприятие, но и чувства, эмоции, духовность, гражданственность и многие другое.

Особое значение приобретают цель общего образования и образовательные результаты обучающихся основной школы. В стандарте указана цель общего образования — «становление человека, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, что позволит ему самостоятельно

решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни» [17]. В данных обстоятельствах становится актуальным формирование универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.

Речь идет о содержании осваиваемых знаний, навыков, общеучебных умений и учебных действий на уровне основного общего образования. С другой стороны, содержание образования выступает как образовательная модель социального опыта обучающихся основной школы. То есть современный ученик основной школы должен быть самостоятельным, ответственным, целеустремленным, быть носителем общей культуры благодаря сформированным действиям познавательного самоопределения и действиям, направленным на самообразовательную деятельность. У школьника, обучающегося на уровне основного общего образования, должны быть сформированы такие личностные качества, как общительность, инициативность, тактичность, вежливость, используя алгоритм или речевой образец общения педагога и умению работать в группе на основе использования самостоятельно разработанного плана общения. Одним из важнейших показателей успешной социализации выпускника с позиции формирования универсальных учебных действий является его образованность и дальнейшее личностное, нравственное и моральное становление.

Учитывая сказанное, а также принимая во внимание специфику формирования универсальных учебных действий, нетрудно прийти к выводу, что универсальные учебные действия обучающихся основной школы — это совокупность способов действия обучающихся, а также связанных с ними навыков учебной и внеучебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование новых умений, включая организационные умения. Это обусловило целесообразность уточнения и конкретизации сущности категории «универсальные учебные действия». На основе анализа указанной категории нами были сформулированы следующие определения различных видов универсальных учебных действий:

— личностные универсальные учебные действия: действия самоопределения в познавательной деятельности, действия самообразования в учебной деятельности;

— регулятивные универсальные учебные действия: действия планирования и контроля, действия самостоятельной оценки обучающимися

результатов собственной учебной деятельности;

— познавательные универсальные учебные действия: действия самостоятельного прогнозирования учебных целей;

— коммуникативные универсальные учебные действия: умение работать с информацией, используя алгоритм и образец деятельности педагога, умение работать в группе на основе использования самостоятельно разработанного плана деятельности.

Личностные универсальные учебные действия (Рисунок 1) [1, с. 18]

Обеспечивают познавательную активность обучающихся, определяют ведущий вид деятельности на уроке и развивают способность к самостоятельному принятию решений. Учебные действия направлены на формирование духовно-нравственных личностных качеств: самостоятельности, ответственности, целеустремленности и, в целом, на осмысление обучающимися основной школы личностной ценности учебной деятельности.

Действия самоопределения в познавательной деятельности

Обеспечивают познавательную активность обучающихся на учебном занятии, определяют ведущий вид деятельности на уроке и развивают способность к самостоятельному принятию решений.

Действия самообразования в учебной деятельности

Обеспечивают готовность обучающихся к активной познавательной деятельности через формирование способности к самостоятельной оценке учебной деятельности.

Рисунок 1. Структура личностных универсальных учебных действий (Illustration 1. Structure of personal universal learning activities)

Регулятивные универсальные учебные действия — это способы деятельности, которые служат основой для определения последовательности компонентов учебной деятельности на учебном занятии, благодаря кото-

рым обучающийся может самостоятельно прогнозировать, выполнять, контролировать, оценивать, а в дальнейшем корректировать собственную учебную деятельность. Учебные действия направлены на формирование социально-важных личностных качеств: активности, инициативности, исполнительности (Рисунок 2) [1, с. 95].

Рисунок 2. Структура регулятивных универсальных учебных действий (Illustration 2. Structure of regulative universal learning activities)

Учебные действия планирования и контроля определяют этапы и структуру промежуточных и итоговых учебных действий обучающихся, а контроль деятельности обеспечивает эффективность работы на учебном занятии.

Действия самостоятельной оценки обучающимися результатов собственной учебной деятельности предполагают наличие активной позиции обучающихся, умение адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия — это универсальные способы деятельности, которые обеспечивают эффективное использование приемов мышления, логических действий и операций для решения учебных проблем с применением методов информационного поиска (Рисунок 3) [1, с. 63].

Учебные действия направлены на формирование общеинтеллектуальных личностных качеств: ответственности, целеустремленности, умения достигать цели.Действия самостоятельного прогнозирования учебных целей создают условия для развития логического и проектного мышления.

Коммуникативные универсальные учебные действия (Рисунок 4) [1, с. 42] — это универсальные способы деятельности, которые определяют

характер учебного диалога на учебном занятии, обеспечивают целенаправленную организацию учебного сотрудничества в поиске и сборе информации, формируют стиль мышления. Они включают в себя умение работать с информацией, используя алгоритм и образец деятельности педагога (работая в группе, в паре); умение работать в группе на основе использования самостоятельно разработанного плана деятельности (умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию). Учебные действия направлены на формирование общей коммуникативной культуры обучающихся основной школы.

Рисунок 3. Структура познавательных универсальных учебных действий (Illustration 3. Structure of cognitive universal learning activities)

Универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся основной школы возможность самостоятельного осуществления учебной деятельности; усложнение способов и приемов работы на учебном занятии; изменяется субъектная активность обучающегося основной школы; создаются условия для развития самостоятельности и способности к целеполаганию.

Личностные учебные действия связаны со структурой учебной деятельности. К ним относим: действия самоопределения в познавательной деятельности, действия самообразования в учебной деятельности. Данные универсальные учебные действия связаны с формированием личностных качеств: ответственности, целеустремленности, осознания самоценности учебной деятельности.

К регулятивным универсальным учебным действиям относим: действия планирования и контроля, действия самостоятельной оценки обучающимися результатов собственной учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия связаны с формированием следующих личностных качеств: инициативность, целеустремленность, исполнительность, ученическая активность.

К познавательным учебным действиям относим: самостоятельное моделирование. Данное действие создает условия для развития логического и проектного мышления у обучающихся основной школы. Познавательные универсальные учебные действия связаны с формированием следующих личностных качеств: ответственность, целеустремленность; влияют на формирование умений достигать цели, конструировать, осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач на учебном занятии.

Рисунок 4. Структура коммуникативных универсальных учебных действий (Illustration 4. Structure of communication universal learning activities)

К коммуникативным учебным действиям относим: умение работать с новой информацией, используя алгоритм или речевой образец общения с педагогом; умение работать в группе на основе использования самостоятельно разработанного плана общения.

Коммуникативные универсальные учебные действия связаны с формированием личностных качеств: общительности, коммуникативной инициативности, тактичности, вежливости; влияют на формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, умения учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию.

Заключение

С учетом вышесказанного учебные действия имеют следующую структуру:

1. Личностные универсальные учебные действия: действия самоопределения в познавательной деятельности обеспечивают познавательную активность обучающихся на учебном занятии, определяют ведущий вид деятельности на уроке и развивают способность к самостоятельному принятию решений; действия самообразования в учебной деятельности.

2. Регулятивные универсальные учебные действия: действия планирования и контроля определяют этапы и структуру промежуточных и итоговых учебных действий обучающихся; действия самостоятельной оценки обучающимися результатов собственной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы на учебном занятии.

3. Познавательные универсальные учебные действия: действия самостоятельного прогнозирования учебных целей создают условия для развития логического и проектного мышления у обучающихся основной школы.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия включают в себя умение работать с информацией, используя алгоритм и образец деятельности педагога, умение работать в группе на основе использования самостоятельно разработанного плана деятельности.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Литература

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М: Просвещение, 2010. С. 159.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М: Педагогика: Изд-во МГУ, 1999. С. 352.

3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Университет, 1999. С. 332.

4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.

45 с.

5. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по теме «Формирование умственных действий и понятий». М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1965. С. 51.

6. Гальперин П. Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1965. С. 51.

7. Гальперин П. Я., Данилов В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 31-39.

8. Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 111-114.

9. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия. 2004. С. 184.

10. Ковалева Г. С. Метапредметные результаты: 5 класс. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014. С. 40.

11. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. С. 3-10.

12. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 304 с.

13. Новиков А. М. Методология. М.: СИН-ТЕГ, 2007. С. 668.

14. Селиванова О. Г. Дидактическое обеспечение становления субъектности школьника. Киров: Типография «Старая вятка 2, 2015 С. 90-93.

15. 15. Селиванова О. Г. Субъектность как феномен современных психолого-педагогических исследований // Академический вестник Института образования взрослых РАО. 2010. № 2 (23). С. 4-8.

16. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. В 2-х ч. М.: ВЛАДОС, 2003. С. 288.

17. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 716-719.

18. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС. 2007. С. 384.

19. Garrisson D. R. Self-Direction learning: Toward a comprehensive modal // Adult Education Quaterly. 1997. № 48(1). P. 18-33.

20. Hiemstra R. Self-direction learning // The International Encyclopedia of Education. 2nd ed. / T. Husen, T. N. Postlethwaite (Eds.). Oxford: Pergamon Press, 1998. Р. 125-149.

21. Oancea A., Oancea J. L. The future of teacher education // Journal of Philosophy of Education. 2012. № 46 (4). P. 574-588.

22. Ravitch D. Left Back: A Century of Failed School Reforms. New York: Simon & Schuster, 2000. Р.560.

23. Spear G. E., Mocker D. W. The organizing circumstance: Environmental determinants in selfdi-rected learning // Adult Educational Quarterly. 1984. № 35 (1). P. 1-10..

STRUCTURE OF THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL

The authors of the article describe the activity approach, which constitutes the theoretical basis for the work on the design and formation of universal educational activities for pupils of the main school. An analysis of the results of the research allows us to state that the prerequisites for a theoretical and methodological interpretation of the problem of the formation of universal educational activities for the students of the basic school have been sufficiently developed. These are the following: at the general theoretical level, the authors of the article justify the ideas in the field of the formation of skills and competencies, and also substantiate the idea of the need to increase the share of practical knowledge and skills in the content of education.

The purpose of the study is the theoretical substantiation, development and specification of the types of universal learning activities formed by students of the basic school.

Methods

Studying and generalization of innovative pedagogical experience of formation of universal educational actions of students of the basic school; analysis, synthesis, system atization,

comparison, classification, modeling and design. Conclusion

The universal character of educational activities is manifested in the fact that they are of a more subject, meta-subjective nature; realize the integrity of general cultural, personal and cognitive development and self-development of the individual.

Keywords: universal learning activities, pupil of a basic school, personality qualities.

References

• Asmolov A. G., Burmenskaja G. V., Volodarskaja I. A. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstvija k mysli. Sistema zadanij: posobie dlja uchitelja. M: Prosveshhenie, 2010. S. 159. [In Rus].

• Fedotova A. V. Rol' universal'nyh uchebnyh dejstvij v sisteme sovremennogo obshhego obrazovanija // Molodoj uchenyj. 2016. № 1. S. 716-719. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Gal'perin P. Ja. Metody obuchenija i umstvennoe razvitie rebenka. M.: Izd-vo MGU, 1985. 45 s. [In Rus].

• Gal'perin P. Ja. Osnovnye rezul'taty issledovanij po teme «Formirovanie umstvennyh dejstvij i pon-jatij». M.: MGU im. M. V. Lomonosova, 1965. S. 51. [In Rus].

• Gal'perin P. Ja. Pojetapnoe formirovanie umstvennoj dejatel'nosti. M.: MGU im. M. V. Lomonosova, 1965. S. 51. [In Rus].

• Gal'perin P. Ja. Vvedenie v psihologiju. M.: Universitet, 1999. S. 332. [In Rus].

• Gal'perin P. Ja., Danilov V. L. Vospitanie sistematicheskogo myshlenija v processe reshenija malyh tvorcheskih zadach // Voprosy psihologii. 1980. № 1. S. 31-39. [In Rus].

• Gal'perin P. Ja., Kotik N. R. K psihologii tvorcheskogo myshlenija // Voprosy psihologii. 1982. № 5. S. 111-114. [In Rus].

• Garrisson D. R. Self-Direction learning: Toward a comprehensive modal // Adult Education Quaterly. 1997. № 48(1). P. 18-33.

• Hiemstra R. Self-direction learning // The International Encyclopedia of Education. 2nd ed. / T. Husen, T. N. Postlethwaite (Eds.). Oxford: Pergamon Press, 1998. R. 125-149.

• Jel'konin D. B. Detskaja psihologija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: VLADOS. 2007. S. 384. [In Rus].

• Kovaleva G. S. Metapredmetnye rezul'taty: 5 klass. Standartizirovannye materialy dlja promezhutoch-noj attestacii: posobie dlja uchitelja. M.: Prosveshhenie, 2014. S. 40. [In Rus].

• Kraevskij V. V., Hutorskoj A. V. Predmetnoe i obshhepredmetnoe v obrazovatel'nyh standartah // Vestnik Instituta obrazovanija cheloveka. 2011. № 1. S. 3-10. [In Rus].

• Mudrik A. V. Socializacija cheloveka: ucheb. posobie. M.: Akademija, 2006. 304 s. [In Rus].

• Novikov A. M. Metodologija. M.: SIN-TEG, 2007. S. 668. [In Rus].

• Oancea A., Oancea J. L. The future of teacher education // Journal of Philosophy of Education. 2012. № 46 (4). P. 574-588.

• Ravitch D. Left Back: A Century of Failed School Reforms. New York: Simon & Schuster, 2000. R.560.

• Selivanova O. G. Didakticheskoe obespechenie stanovlenija subektnosti shkol'nika. Kirov: Tipografija «Staraja vjatka2, 2015 S. 90-93. [In Rus].

• Selivanova O. G. Subektnost' kak fenomen sovremennyh psihologo-pedagogicheskih issledovanij // Akademicheskij vestnik Instituta obrazovanija vzroslyh RAO. 2010. № 2 (23). S. 4-8. [In Rus].

• Slastenin V. A., Isaev I. F., Shijanov E. N. Obshhaja pedagogika: ucheb. posobie / pod red. V. A. Slastenina. V 2-h ch. M.: VLADOS, 2003. S. 288. [In Rus].

• Spear G. E., Mocker D. W. The organizing circumstance: Environmental determinants in selfdirected learning // Adult Educational Quarterly. 1984. № 35 (1). P. 1-10.

• Vygotskij L. S. Myshlenie i rech'. M: Pedagogika: Izd-vo MGU, 1999. S. 352. [In Rus].

• Zagvjazinskij V. I. Teorija obuchenija. Sovremennaja interpretacija: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademija. 2004. S. 184. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.