Научная статья на тему 'Процессуальная форма уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц'

Процессуальная форма уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
614
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА УГОЛОВНЫХ ДЕЛ / ДЕПУТАТЫ / СУДЬИ / ПРОКУРОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самитова Лейла Ильгизовна

Раскрываются особенности возбуждения уголовного дела, задержания, применения мер пресечения и производства следственных действий в отношении депутатов законодательных органов, судей, прокуроров, следователей в случае совершения ими преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Form of criminal judical procedure in criminal cases for some categories of persons

The features of laying an action, detentions, open up, applications of measures of suppression and production of consequence actions in regard to the deputies of legislatives, judges, public prosecutors, investigators in the case of accomplishing by them crimes.

Текст научной работы на тему «Процессуальная форма уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

121

ПРАВОВЕДЕНИЕ 2007. №6

УДК 343.9 Л.И. Самитова

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

Раскрываются особенности возбуждения уголовного дела, задержания, применения мер пресечения и производства следственных действий в отношении депутатов законодательных органов, судей, прокуроров, следователей в случае совершения ими преступлений.

Ключевые слова: форма уголовных дел, депутаты, судьи, прокуроры.

В целях обеспечения независимости от постороннего воздействия при осуществлении государственных функций УПК РФ установлены дополнительные процессуальные гарантии для уголовных производств в отношении перечисленных в ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса РФ лиц. Речь идет о членах Совета Федерации, депутатах Государственной Думы и других законодательных (представительных) органов, судей различных звеньев судебной системы, аудиторах Счетной палаты РФ, прокурорах и др.

Для всех таких лиц неприкосновенность является существенным элементом их статуса, без которого они практически лишились бы возможности полноценного осуществления своих полномочий. Однако и они могут совершать действия, ответственность за которые установлена уголовным законом. В силу равенства всех граждан перед законом (ст. 19 Конституции РФ, ст. 4 УК РФ) при наличии основания (ст. 8 УК РФ) любое из перечисленных в ст. 447 УПК РФ лиц подлежит привлечению к уголовной ответственности и последующему осуждению.

Производство в отношении таких лиц имеет особенности, связанные с принятием решения о возбуждении уголовного дела, задержании, привлечении в качестве обвиняемых, порядке совершения отдельных следственных действий и направлении дела в суд для судебного разбирательства (ст. 448452 УПК РФ).

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении: а) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, принимает председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Основанием для этого является заключение коллегии из трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях этих лиц признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы; б) Генерального прокурора РФ принимает председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления; в) председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ - исполняющим обязанности председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ, принятого по пред-

2007. №6 ПРАВОВЕДЕНИЕ

ставлению Президента РФ о наличии в действиях председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ признаков преступления; г) судьи Конституционного Суда РФ - председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех членов Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда Российской Федерации; д) судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения -председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; е) иных судей - председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей соответствующих судов субъектов Российской Федерации о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей; ж) председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и кандидата в Президенты РФ - председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; з) депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации -руководителем следственного органа Следственного комитета при Прокуратуре РФ по субъекту Российской Федерации; и) прокурора, руководителя следственного органа, следователя - вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при Прокуратуре РФ на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, а в отношении адвоката - руководителя следственного органа Следственного комитета при Прокуратуре РФ по району, городу; к) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по субъекту Российской Федерации; л) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - прокурором субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации -председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Рассмотрение представления руководителя следственного органа проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее десяти суток со дня поступления представления в суд. По результатам рассмотрения суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях соответствующего лица признаков преступления.

Особенности установлены в ст. 449, 450 Уголовно-процессуального кодекса. Речь идет об особенностях: задержания подозреваемого; исполнения судебного решения о заключении лица под стражу; о производстве обыска; о

Процессуальная форма уголовных дел.

123

ПРАВОВЕДЕНИЕ 2007. №6

следственных и иных процессуальных действиях, осуществляемых не иначе как на основании судебного решения, если уголовное дело в отношении такого лица не было возбуждено или оно не было привлечено в качестве обвиняемого.

Производство следственных и иных процессуальных действий после возбуждения уголовного дела в отношении указанной категории лиц либо привлечения их в качестве обвиняемых производится в общем порядке за исключением того, что задержание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудитора Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, не допускается, если только эти лица не застигнуты на месте совершения преступления (ст. 449 УПК РФ). Это означает, что задержание лица может иметь место только тогда, когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после окончания преступных действий на месте их совершения либо при попытке скрыться. После установления личности задержанного он должен быть освобожден немедленно тем же лицом, которое произвело задержание.

Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда России или квалификационной коллегии судей. При этом мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей принимается в срок не позднее пяти суток со дня поступления представления председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ и соответствующего судебного решения.

Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые не иначе как на основании судебного решения (обыск и выемка в жилище, наложение ареста на корреспонденцию и другие действия, перечисленные в ч. 2 ст. 29 УПК РФ), в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, если уголовное дело в отношении него не было возбуждено и такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК РФ. Так, судебное решение о наложении ареста на корреспонденцию в учреждениях связи (п. 8 ч. 2 ст. 29 УПК РФ) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы принимает коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ, на основании представления председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Судебное решение о наложении ареста на имущество (п. 9 ч. 2 ст. 29 УПК) в отношении судьи федерального районного суда принимает коллегия, состоящая из трех судей краевого, областного или иного приравненного

2007. №6 ПРАВОВЕДЕНИЕ

суда также на основании представления председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Уголовные дела в отношении указанных в ст. 447 УПК РФ лиц после окончания предварительного расследования направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной в ст. 31-36, 451 УПК РФ. По ходатайству члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, заявленному до начала судебного разбирательства, уголовное дело может быть передано на рассмотрение в Верховный Суд РФ (ст. 452 УПК РФ).

Поступила в редакцию 02.04.07

L.I. Samitova

Form of criminal judical procedure in criminal cases for some categories of persons.

The features of laying an action, detentions, open up, applications of measures of suppression and production of consequence actions in regard to the deputies of legislatives, judges, public prosecutors, investigators in the case of accomplishing by them crimes.

Самитова Лейла Ильгизовна.

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, г. Россия, Ижевск,

ул. Университетская, 1 (корп. 4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.