Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ'

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА / PROCEDURAL FORM / ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ИЛИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ / TERMINATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS OR PROSECUTION / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / REMEDIAL ORDER / ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CUSTOMS OFFENSES / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CRIMINAL PROCEDURE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пеннер Алексей Яковлевич

В статье рассматриваются составные элементы понятия «процессуальная форма прекращения уголовного дела и уголовного преследования», а также особенности ее применения и соблюдения по уголовным делам о таможенных преступлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL FORM OF TERMINATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS AND PROSECUTION, FEATURES OF ITS COMPLIANCE IN CRIMINAL CASES INVOLVING CUSTOMS OFFENSES

The article discusses the concept and components of the procedural form of termination of criminal proceedings and prosecution, and features of its application and compliance in criminal cases involving customs offenses.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ»

А. Я. Пеннер

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

В статье рассматриваются составные элементы понятия «процессуальная форма прекращения уголовного дела и уголовного преследования», а также особенности ее применения и соблюдения по уголовным делам о таможенных преступлениях.

Ключевые слова: органы предварительного расследования; процессуальная форма; прекращение уголовного дела или уголовного преследования; процессуальный порядок; таможенные преступления; уголовно-процессуальное законодательство.

Уголовно-процессуальная деятельность непроизвольна, она логически последовательна, имеет свое начало, промежуточные этапы и окончание, т. е. осуществляется в соответствующем порядке, который регулируется уголовно-процессуальным законом - Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ) [1]. Установленный им порядок уголовного судопроизводства (процессуальный порядок) обязателен для судов, прокуроров, органов предварительного следствия и органов дознания, а также для иных участников уголовного процесса (ч. 1 и 2 ст. 1 УПК РФ). Это означает, что названные органы при производстве по уголовному делу должны руководствоваться одними и теми же уголовно-процессуальными нормами независимо от ведомственной подчиненности и занимаемого ими положения в правоохранительной системе.

Порядок уголовного судопроизводства принято именовать процессуальной формой (процессуальной процедурой или процессуальным механизмом). Процессуальная форма (процессуальный порядок) - это регулируемый уголовно-процессуальным законом механизм деятельности органов дознания, органов предварительного следствия, прокуратуры, суда и взаимодействующих с ними иных участников судопроизводства в ходе возбуждения уголовных дел, их расследования и разбирательства в судах различных инстанций. При этом под процессуальной формой (процессуальным порядком) принято понимать: судопроизводство по уголовному делу в целом, на его отдельных этапах, при выполнении отдельных следственных и судебных действий и принятии процессуальных решений, когда государственные органы реализуют свои полномочия, а иные участники уголовного процесса реализуют свои права и выполняют возложенные на них законом обязанности [2]. Соблюсти процессуальную форму - значит выполнить установленные законом требования (например, получить согласие прокурора на возбуждение уголовного дела или решение судьи о заключении обвиняемого под стражу, о производстве обыска, а равно ознакомить обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы, представить ему при окончании расследования для ознакомления все материалы, отразить в протоколе допроса суть имеющих отношение к делу сведений, сообщенных свидетелем, и т. д.) [3].

Процессуальная форма является одной из основных категорий науки уголовного процесса. Она обусловливается и самой сущностью уголовного судопроизводства, и его принципами. Своевременное и правильное применение уголовного

закона к лицам, совершившим преступление, обеспечивается надлежащим порядком производства по уголовным делам, определяемым уголовно-процессуальным законодательством и облекаемым в процессуальные формы, которые призваны содействовать установлению истины и обеспечивать соблюдение прав и законных интересов всех участников процесса [4]. Иными словами, процессуальная форма является неотъемлемой частью уголовного судопроизводства.

Процессуальная форма должна быть оптимальной и построенной законодателем таким образом, чтобы обеспечивать в сжатые сроки наиболее эффективные пути и средства собирания доказательств и изобличения лиц, совершивших преступления, с соблюдением гарантии непривлечения к уголовной ответственности граждан, не причастных к преступлениям [2].

Несоблюдение уголовно-процессуальной формы зачастую приводит к грубым нарушениям закона, препятствует установлению истины по уголовному делу. Поэтому соблюдению уголовно-процессуальной формы в ходе производства по уголовным делам органы уголовного судопроизводства и другие его участники должны уделять особое внимание, имея в виду, что получение доказательств с ее нарушением исключает их допустимость и лишает возможности использования для доказывания обстоятельств уголовного дела при осуществлении правосудия (ст. 50 Конституции РФ; ст. 75 УПК РФ). Нарушение процессуальной формы равнозначно нарушению уголовно-процессуального закона, влекущему отмену или изменение любого процессуального акта.

Следовательно, значение процессуальной формы, ее социальная ценность состоят в том, что она обеспечивает поддержание режима законности в уголовном судопроизводстве, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов участвующих в деле лиц, способствует воспитательному воздействию уголовного процесса.

Исходя из вышесказанного, процессуальную форму (процессуальный порядок) прекращения уголовного дела можно определить как установленную уголовно-процессуальным законом обязательную процедуру, включающую в себя комплекс действий уполномоченного лица (органа) по всестороннему исследованию собранных в рамках уголовного дела материалов по фактическим обстоятельствам конкретного деяния и сопутствующих (предшествующих и последующих) ему событий (обстоятельств), правовой оценке всего информационного массива уголовного дела, заключительным этапом чего является вынесение надлежащим образом оформленного и мотивированного решения (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования [5].

Целесообразным также представляется выделить в отдельный вид процессуальную форму принятия решения о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а как еще более частный подвид - процессуальную форму принятия решения о прекращении уголовного дела или уголовного преследования о преступлениях, подведомственных Федеральной таможенной службе (ФТС России), т. е. таможенных преступлений.

Процессуальная форма прекращения уголовного дела или уголовного преследования имеет свои особенности применительно к различным категориям уголовных дел, в том числе и уголовных дел, относимых к подведомственности таможенных органов РФ. Она, как и любая процессуальная форма, должна обладать рядом обязательных признаков, а также особенностей, присущих исключительно

процессуальной форме прекращения уголовного дела или уголовного преследования по таможенным преступлениям. Общую процессуальную форму прекращения уголовного дела и уголовного преследования предусматривает УПК РФ. В нее входят следующие обязательные элементы:

- разъяснение лицу оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования, в том числе предусмотренных ч. 2 ст. 27, ст. 427 УПК РФ, и права возражать против прекращения уголовного преследования по данным основаниям;

- составление мотивированного постановления с изложением в нем результатов расследования, т. е. сущности дела и оснований прекращения уголовного дела (уголовного преследования);

- разрешение в постановлении вопросов о вещественных доказательствах, об отмене меры пресечения и ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров;

- указание в постановлении порядка его обжалования;

- получение согласия прокурора на прекращение уголовного преследования, если уголовное дело прекращается дознавателем;

- вручение либо направление копии постановления потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому.

Строгое исполнение следователем и дознавателем каждого из этих элементов процессуальной формы прекращения уголовного дела и уголовного преследования позволяет обеспечить дополнительные гарантии соблюдения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в отношении которых прекращается уголовное дело.

Требование закона об обязательном разъяснении лицу оснований прекращения уголовного преследования и возможности возражать против принятия такого решения является, на наш взгляд, неотъемлемой частью процессуального порядка прекращения уголовного дела и уголовного преследования. Данная процедура необходима по нескольким причинам.

Во-первых, лицо должно знать о факте и основании прекращения в отношении него уголовного преследования, а если данное основание в соответствии с УПК РФ является реабилитирующим, то оно должно знать о своем праве на реабилитацию, а также о возможных действиях для непосредственной реализации данного права. В противном случае, если участник уголовного производства еще и лишен возможности на получение квалифицированной юридической помощи или по каким-либо причинам отказался от ее предоставления, то данное разъяснение следователем оснований прекращения уголовного преследования приобретает определяющее значение.

Во-вторых, при прекращении уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 27, ст. 28, 28.1, 427 УПК РФ, необходимо принципиальное согласие участника уголовного судопроизводства на такое прекращение. При отсутствии такового уголовное судопроизводство продолжается в обычном порядке. Поэтому, прекращая уголовное дело по данным основаниям, следователь обязан довести до сведения лица его возможность возражать против данного процессуального действия, а также разъяснить ему возможные процессуальные последствия отказа от прекращения в отношении него уголовного преследования в виде продолжения уголовного преследования в обычном порядке и возможности

привлечения его к реальной уголовной ответственности путем передачи уголовного дела в суд с обвинительным заключением и вынесением им обвинительного приговора.

Данное разъяснение также значимо с морально-этической точки зрения, так как крайне важно донести до лица информацию о том, ошибочно ли оно подвергалось уголовному преследованию и имеет ли оно право на соответствующие реабилитационные мероприятия, включающие в том числе и отрицание государством в лице следственного органа или органа дознания совершения им противоправного деяния. Либо, наоборот, разъяснение ему факта того, что, хотя оно и освобождается от уголовной ответственности в силу определенных, не зависящих от него обстоятельств, факт совершения им противоправного деяния установлен и не отрицается государством.

Так, прекращая уголовное дело о неуплате таможенных платежей, предусмотренное ч. 1 ст. 194 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) [6], дознаватель должен разъяснить лицу (или руководителю юридического лица), в отношении которого прекращается уголовное преследование по основанию, предусмотренному ч. 3. ст. 28.1 УПК РФ, в силу того, что оно, согласно ст. 76.1 УК РФ, возместило государству причиненный в результате совершения преступления ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления, факт виновности его в нарушении таможенного и уголовного законодательства, регламентирующего уплату таможенных платежей на территории РФ. Это необходимо для того, чтобы у лица не возникало ошибочного понимания, что, возместив ущерб государству, хотя и в пятикратном размере, оно перестает считаться преступником.

В то же время позволим себе не согласиться с позицией ряда ученых, утверждающих, что отрицание своей вины в совершенном противоправном деянии лицом, в отношении которого прекращается уголовное дело (преследование) по не-реабилитирующему основанию, равноценно возражению против прекращения дела, и в такой ситуации дело не должно прекращаться, а расследование должно продолжаться в обычном порядке [7].

В данном случае, на наш взгляд, нарушаются принципы уважения чести и достоинства личности и выражения своего мнения, в отношении которой прекращается уголовное преследование по нереабилитирующему основанию. С позиции государства данное лицо является виновным или причастным к совершению преступления, но гражданин не обязан придерживаться такой же позиции, причисляя себя к категории преступников только для того, чтобы в отношении него было прекращено уголовное преследование. В том, что возник повод для применения нереабилитирующего основания, в целом «заслуга» органов предварительного расследования в силу недобросовестного исполнения их собственных функций (истечение сроков давности) либо факторов, от них не зависящих (акт амнистии).

В противном случае, при прекращении уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст. 28.1 УПК РФ) лицо готово возместить причиненный ущерб потерпевшему либо государству в пятикратном размере, однако, не признавая своей умышленной вины в совершении

данного деяния, автоматически возобновляет в отношении себя уголовное преследование.

Относительно прекращения уголовных дел о таможенных преступлениях сюда можно отнести также разъяснение норм таможенного законодательства, за нарушение которого лицо подвергалось уголовному преследованию, а также при применении основания прекращения уголовного преследования, предусмотренного ч. 3 ст. 28.1 УПК РФ, проверку следователем факта перечисления лицом в федеральный бюджет соответствующего денежного возмещения и т. д.

Следующий элемент процессуальной формы прекращения уголовного дела (уголовного преследования) - это мотивированное постановление о его прекращении, выносимое следователем или дознавателем. Мотивировка, согласно словарю С. И. Ожегова, это совокупность мотивов, доводов для обоснования чего-либо [8]. В уголовно-процессуальном смысле мотивировка призвана раскрыть ту логическую деятельность по оценке доказательств и определению значения обстоятельств дела, которые приводят к суждению о достоверности и достаточности доказательств, что, в свою очередь, влечет определенные правовые выводы [9]. В данном конкретном случае это выводы о невозможности дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности, полученные «путем приведения доказательств и анализа, оценки их в свете положений материального и процессуального закона».

Степень мотивированности постановления о прекращении уголовного дела имеет принципиальную важность для наиболее полного и грамотного решения вопроса о прекращении уголовно-процессуальной деятельности и возможности или невозможности ее продолжения в дальнейшем. Мотивированность постановления заключается в совокупности отраженных в описательно-мотивировочной его части фактов и условий, предусмотренных п. 2 ст. 213 УПК РФ.

При прекращении уголовных дел о преступлениях, подведомственных ФТС России, принципиально важна мотивированность постановления, в котором должен быть подробно отражен весь ход расследования, указаны нормы таможенного законодательства и законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность в целом.

Изложение сущности дела, так же как и мотивированность, является неотъемлемой частью постановления о прекращении уголовного дела (преследования) и приобретает особо важное значение в случае, если уголовное дело прекращается по нереабилитирующему основанию. Поэтому в постановлении о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям должны быть приведены фактические обстоятельства установленного события преступления: время, место, способ, указывающие на его совершение доказательства и улики, показания свидетелей и другие обстоятельства совершения преступления (п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ). Это необходимо для наиболее полного отражения сути нереабилитирующего основания, что дает четкое понимание руководителю следственного органа, прокурору или судье, которым это постановление впоследствии может быть обжаловано, того, что факт совершения противоправного деяния находит объективное подтверждение и уголовно-процессуальная деятельность прекращается в силу иных оснований.

Разрешение в постановлении о прекращении уголовного дела или уголовного преследования вопросов о вещественных доказательствах, об отмене меры пресечения и ареста имущества, корреспонденции, временного отстранения от

должности, контроля и записи переговоров также имеет немаловажное значение. На практике предписания закона в указанной части воспринимаются формально и не считаются «важными» процессуальными действиями.

В отношении таможенных преступлений это особенно характерно для уголовных дел, предусмотренных ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, где вещественными доказательствами признаются наркотические вещества и их прекурсоры, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие или его основные части, взрывные устройства, боеприпасы и прочие изъятые из оборота на территории Таможенного союза предметы.

По прекращаемым уголовным делам по ст. 190 УК РФ «Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей», ст. 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» и ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» вещественными доказательствами будут являться предметы, документы и денежные ценности, которые представляют существенную культурно-историческую и экономическую ценность для нашего государства. В связи с этим порядку учета, хранения и определения дальнейшей судьбы данных вещественных доказательств после прекращения уголовного дела должно быть уделено особое внимание во избежание их утраты, незаконного присвоения и нанесения тем самым ущерба интересам РФ.

Устанавливая гарантии соблюдения прав участников процесса, закон требует, чтобы при прекращении уголовного дела или уголовного преследования были уведомлены заинтересованные лица. Одновременно им должен быть разъяснен порядок обжалования решения следователя о прекращении дела. Уведомление их о прекращении уголовного преследования, ознакомление с порядком обжалования постановления обеспечиваются вручением либо направлением подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему копии постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

Характерной особенностью преступлений, подведомственных ФТС России, является тот факт, что потерпевшей стороной при их совершении фактически выступает государство в виде ущерба, наносимого его бюджетной системе, иным экономическим или общественным интересам. Представителем государства в данной сфере деятельности будут являться таможенные органы, на подразделения дознания которых возложена обязанность выявлять и возбуждать уголовные дела, проводить неотложные следственные действия, а также производить дознание по данной категории преступлений. По результатам проведенного нами опроса среди дознавателей таможенных органов более 40% из них заявили, что после передачи в следственные органы уголовных дел по подследственности, которой предшествуют выявление преступления, возбуждение уголовного дела и проведение необходимых неотложных следственных действий, дальнейшее движение уголовного дела и результат его разрешения им не известен; 20% заявили, что дальнейшее расследование данной категории дел следователи проводят в тесном взаимодействии с ними, и только менее 10% указали, что проводили отдельные следственные действия по поручению следователя, которому передали уголовное дело. Все

это свидетельствует о низкой степени информированности таможенных органов о количестве уголовных дел, возбужденных ими, которые были переданы в суд с обвинительным заключением, прекращены или приостановлены, а в большинстве случаев и отсутствии фактической заинтересованности в получении такой информации.

Данный факт подтверждает необходимость направления копии постановления о прекращении уголовного дела, кроме лиц, указанных в УПК РФ, также заместителю начальника по правоохранительной деятельности либо начальнику подразделения дознания таможенного органа, возбудившего данное уголовное дело, с разъяснением возможности обжаловать данное решение.

Уголовно-процессуальный закон не содержит каких-либо нормативных предписаний, относящихся к срокам, порядку исполнения решения органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. Если в постановлении отменены ранее избиравшиеся меры пресечения, наложенный арест на имущество, корреспонденцию, временное отстранение от должности, контроль и запись переговоров, определена судьба вещественных доказательств, то в этой части решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования подлежит исполнению, предполагает осуществление соответствующих процессуальных и организационных действий. Следуя логике уголовно-процессуального закона, все эти действия должны производиться в сроки уголовного судопроизводства, регламентированные ст. 6.1 УПК РФ, которая предусматривает исключение возможности преднамеренного затягивания уголовного судопроизводства.

При расследовании уголовных дел о таможенных преступлениях в качестве вещественных доказательств изымаются, например, предметы, представляющие культурную, историческую или археологическую ценность, а также разного рода материальные ценности либо скоропортящиеся товары, своевременное возвращение которых законному владельцу либо в место их постоянного нахождения при вынесении постановления о прекращении уголовного дела крайне важно в целях исключения возможности их порчи или утраты.

Согласно п. 4 ст. 6.1 УПК РФ обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, предварительного следствия или суда, прокуратуры или суда, а также принятие решений по уголовному делу различными инстанциями не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства. В связи с этим абсолютно логично наделение правом заинтересованного лица обращаться в соответствующий следственный орган или орган дознания (в том числе в таможенные органы) с заявлением об ускорении исполнения постановления о прекращении уголовного дела.

Таким образом, неукоснительное и надлежащее соблюдение процессуальной формы при расследовании уголовных дел о таможенных преступлениях, в том числе и при прекращении уголовного дела или уголовного преследования, имеет принципиальную важность в силу высокой общественной опасности таких преступлений, выраженной в нанесении ущерба прежде всего интересам государства.

Использованные источники 1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2014.

2. Михайлов В. А. Конституционно-правовые основы уголовного судопроизводства: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. С. 50-51.

3. Уголовный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / под ред. К. Ф. Гуценко. М.: Зерцало, 2008. С. 20.

4. Шейфер С. А. Следственные действия: система и процессуальная форма. М., 2001. С. 14.

5. Юрасов А. Б. Основания прекращения уголовного дела в действующем российском законодательстве - анализ, перспективы развития: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 120.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2014.

7. Илюхина С. В. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования в стадии предварительного расследования по основаниям, предусмотренным в ст.ст. 25, 28 УПК РФ: дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2003. С. 141.

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, 2008. С. 673.

9. Лупинская П. А. Решения в уголовном процессе. Их виды, содержание и формы. М., 1976. С. 158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.