Научная статья на тему 'Основания прекращения уголовных дел о таможенных преступлениях'

Основания прекращения уголовных дел о таможенных преступлениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
362
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / НЕОТ ЛОЖНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ / ПРЕКРАЩЕ НИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА О ТАМОЖЕННОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ / CUSTOMS OFFENCES / CRIMINAL CODE / INVESTIGATION BODY / PRELIMINARY INVESTIGATION UNITS / URGENT INVESTIGATION ACTIVITY / GROUNDS FOR TERMINATION OF CRIMINAL CASES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пеннер Алексей Яковлевич

В статье рассмотрены проблемные вопросы применения отдельных оснований прекращения органами предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, подведомственных Федеральной таможенной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GROUNDS FOR TERMINATION OF CRIMINAL CASES IN THE SPHERE OF CUSTOMS OFFENCES

The article deals with the application of some of the grounds for termination of bodies of preliminary investigation of criminal cases subordinated to the Federal customs service of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Основания прекращения уголовных дел о таможенных преступлениях»

А. Я. Пеннер

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

В статье рассмотрены проблемные вопросы применения отдельных оснований прекращения органами предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, подведомственных Федеральной таможенной службе.

Ключевые слова: таможенные преступления; уголовно-процессуальное законодательство; орган дознания; органы предварительного расследования; неотложные следственные действия; основания прекращения уголовных дел; прекращение уголовного дела о таможенном преступлении.

Новое уголовно-процессуальное законодательство России основной акцент в определении назначения уголовного процесса делает на защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. При этом уголовное преследование и назначение виновному справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных. Во исполнение данной функции уголовного судопроизводства создан ряд правовых институтов, в том числе и институт прекращения уголовного дела и уголовного преследования, который урегулирован в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее -УПК РФ) отдельной главой.

Таможенные преступления - это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые физическими или юридическими лицами при вывозе и возврате на территорию РФ и других государств-членов Таможенного союза отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу вопреки правовому запрету. Они выделяются в особую группу, поскольку реализуются в сфере таможенной деятельности или таможенного дела [1].

На сегодняшний день, с учетом последних изменений и дополнений уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, они предусматриваются:

- ст. 189 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) «Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»;

- ст. 190 УК РФ «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран»;

- ст. 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»;

- ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;

- ст. 226.1 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств,

боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей»;

- ст. 229.1 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».

Анализ таможенной преступности позволяет выявить ряд ее существенных особенностей, в частности, повышенную общественную опасность, совершение преступлений в основном организованными преступными сообществами, латент-ность. Применительно к повышенной общественной опасности можно отметить, что таможенные преступления посягают не только на экономическую и социальную безопасность России, здоровье и общественную нравственность ее граждан, но и на безопасность всего мирового сообщества, поскольку подрывают экономические и социальные устои всего мирового сообщества.

Возбуждение уголовных дел о таможенных преступлениях, предусмотренных вышеуказанными статьями УК РФ, возложено не только на соответствующие следственные органы, но и на органы дознания Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России), однако лишь в неотложных случаях. Чаще всего поводом для возбуждения уголовных дел органами дознания ФТС России о таможенных преступлениях служат сведения о совершенном деянии, которыми располагают сами таможенные органы. Такие сведения обычно получают при осуществлении процедуры таможенного контроля, при досмотре транспорта, грузов, личном досмотре, проверке документов и т. д.

Органы дознания ФТС России при наличии законного повода и достаточных оснований обязаны (в неотложных случаях) возбудить уголовное дело о таможенном преступлении, по которому обязательно предварительное следствие, после чего, руководствуясь правилами ст. 157 УПК РФ, произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, по выявлению лиц (лица), его совершивших (совершившего), и затем в установленные для этого сроки (не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела) передать дело по подследственности руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ.

Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования установлены ст. 24, 25, 27, 28, 28.1, 427, п. 1 ч. 1 ст. 438 УПК РФ. Всего насчитывается около 18 оснований, которые, в свою очередь, подразделяются на реабилитирующие и нереабилитирующие основания прекращения уголовных дел. Нас же будут интересовать лишь некоторые из них, наиболее характерные и часто применимые относительно уголовных дел о таможенных преступлениях.

Основаниями, исключающими производство по уголовным делам о таможенных преступлениях, являются общие основания, установленные УПК РФ, за исключением предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. До 31 декабря 2011 г. таможенные органы как органы дознания были правомочны возбуждать уголов-

ные дела о таможенных преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ, расследовать их в форме дознания, а при наличии вышеуказанных оснований для отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения уголовного дела - выносить (в пределах своей компетенции) мотивированные постановления соответственно об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела. Однако Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ данные функции и полномочия органов дознания ФТС России были упразднены в связи с исключением из УК РФ ст. 188 и передачей в подследственность следователям Следственного комитета РФ преступлений, предусмотренных ст. 194 УК РФ.

Возникает вопрос, а вправе ли орган дознания ФТС России вынести постановление о прекращении уголовного дела о таможенном преступлении, по которому органом дознания проведены неотложные следственные действия? На данный вопрос ответ может быть только отрицательным: орган дознания ФТС России не имеет права выносить постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, так как ст. 157 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ) наделила данный орган дознания полномочиями возбуждать в неотложных случаях уголовные дела о таможенных преступлениях, проводить по ним неотложные следственные действия, передавать такие дела по подследственности, но при этом данная статья не наделила органы дознания ФТС России полномочиями прекращать указанные уголовные дела в случаях, когда имеются в наличии соответствующие основания, предусмотренные УПК РФ. Правом на вынесение постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) о таможенном преступлении наделен в пределах его компетенции лишь тот следователь (руководитель следственного органа), которому подследственно данное уголовное дело.

Перейдем непосредственно к основаниям.

Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Данное основание означает, что отсутствует сам факт общественно опасного деяния (действия или бездействия), которое заявителем, следователем или судьей было ошибочно расценено как таможенное преступление. Такая оценка деяния имеет место, например, когда при таможенном контроле в личных вещах пассажира было обнаружено порошкообразное вещество, внешне напоминающее наркотическое средство кокаин, однако в ходе назначенной органом дознания ФТС России экспертизы заключением эксперта было установлено, что это всего лишь лекарственный порошок от кашля. За 2009 г. таможенными органами РФ было вынесено 25 постановлений о прекращении уголовных дел за отсутствием события преступления, что незначительно больше, чем за аналогичный период 2010 г. - соответственно 14 постановлений о прекращении уголовных дел, из них: по одному делу, которое было возбуждено по признакам ч. 1 ст. 194 УК РФ; по одному делу, которое было возбуждено по признакам ч. 2 ст. 194 УК РФ [2]. Отсутствие события преступления имеет место и в случае, когда деяние, по поводу которого следователем рассматривается уголовное дело, поступившее из органа дознания после проведения по нему неотложных следственных действий, не предусмотрено УК РФ в качестве таможенного либо иного преступления.

Отсутствие в деянии состава таможенного преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Здесь имеются в виду случаи, когда имело место действие или бездей-

ствие, но оно не содержит в себе признаков состава таможенного преступления либо признаков иного состава преступления, т. е. не содержит или объекта (или объективной стороны), или субъекта (или субъективной стороны) состава таможенного преступления либо состава иного преступления. Отсутствие в деянии состава таможенного преступления либо состава иного преступления имеет место и в случае, когда в материалах уголовного дела, поступившего из органа дознания ФТС России после проведения по нему неотложных следственных действий, содержатся доказательства того, что деяние не предусмотрено Особенной частью УК РФ как таможенное преступление либо как иное преступление, но предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) как административное правонарушение либо Гражданским кодексом РФ как гражданско-правовой деликт.

По основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, обычно отказывают в возбуждении уголовного дела или прекращают уже возбужденные дела в связи с наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния (гл. 8 УК РФ), т. е., по мнению В. Н. Винокурова, таких обстоятельств, при которых поведение человека, направленное на достижение позитивной цели и вынужденно причиняющее разрешенный уголовным законом вред, внешне напоминающий какое-либо преступление [3], а также при невиновном причинении вреда, т. е. когда имел место случай. Однако в делах о таможенных преступлениях факт невиновного причинения вреда практически исключается, так как, перемещая товары и транспортные средства через таможенную границу, гражданин обязан ознакомиться с правилами и режимами подобного перемещения. Кроме этого по данному основанию уголовное дело подлежит прекращению и тогда, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом (ч. 2 ст. 24 УПК РФ). Такое в практике таможенных органов и органов предварительного следствия встречается часто и повсеместно, когда, например, после изменения денежного эквивалента особо крупного размера невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте до 30 млн. руб. (Федеральный закон от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») значительное количество уголовных дел было прекращено за отсутствием состава преступления, а материалы были переданы в отделы административных расследований по подведомственности.

Неудивительно, что после вступления в силу данного Федерального закона отсутствие в деянии состава преступления стало главным основанием для прекращения уголовных дел по таможенным преступлениям. Если в 2009 г. таможенными органами РФ за отсутствием в деянии состава преступления было прекращено всего 51 уголовное дело (из них одно - по ч. 1 ст. 194 УК РФ и два - по ч. 2 ст. 194 УК РФ), то за аналогичный период 2010 г. по данному основанию было прекращено 1 931 уголовное дело, что составило 97% от всех прекращенных таможенными органами уголовных дел (из них 71 - по ч. 1 ст. 194 УК РФ; 80 - по ч. 2 ст. 194 УК РФ) [2].

Истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: а) два года после совершения преступления небольшой тяжести; б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести; в) 10 лет после совершения тяжкого

преступления; г) 15 лет после совершения особо тяжкого преступления. Поскольку, по мнению В. А. Жбанкова, «особенностью таможенных преступлений является их крайне высокая латентность» [1], можно отметить, что это основание недаром занимает третье место по количеству прекращенных уголовных дел по таможенным преступлениям. За 2009 г. по нему было прекращено 87 уголовных дел (из них 31 - по ч. 1 ст. 194 УК РФ; 22 - по ч. 2 ст. 194 УК РФ), а за аналогичный период 2010 г. - 28 уголовных дел (из них 10 - по ч. 1 ст. 194 УК РФ; 2 - по ч. 2 ст. 194 УК РФ) [2].

Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ). Согласно ч. 1 и 3 ст. 28 УПК РФ суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении таможенного преступления небольшой или средней тяжести (п. 1 и п. 2 ст. 189 УК РФ, ст. 193 УК РФ, п. 1 и п. 2. ст. 194 УК РФ) в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 75 УК РФ, т. е. если лицо после совершения данного преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с ч. 1 ст. 28 УПК РФ и право возражать против прекращения уголовного преследования.

По данному основанию прекращается незначительное количество уголовных дел о таможенных преступлениях: в 2009 г. - 19 уголовных дел, в 2010 г. - всего 5 дел [2].

Согласно ч. 2 ст. 28 УПК РФ прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя следственного органа только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Поскольку в ч. 3 ст. 189, ст. 190, ст. 193, ч. 3 и 4 ст. 194, ст. 226.1, ст. 229.1 УК РФ не предусмотрена допустимость прекращения уголовного преследования в случае деятельного раскаяния лица в совершении тяжких и особо тяжких таможенных преступлений, определенных указанными статьями УК РФ, постольку ни суд, ни следователь с согласия руководителя следственного органа не имеют права применять ч. 2 ст. 28 УПК РФ в качестве основания для прекращения уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого либо обвиняемого в совершении указанных таможенных преступлений.

Прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст. 28.1 УПК РФ). Такого рода основание является новеллой уголовно-процессуального законодательства и было введено в действие Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Оно подразумевает, что суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращают уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РФ, если лицо впервые совершило данное преступление, а также возместило ущерб,

причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления. Часть 2 ст. 28.1 УПК РФ детализирует понятие размера ущерба, причиненного бюджетной системе, который в понимании уголовного права состоит из недоимки в размере, установленном налоговым органом, соответствующих пеней и штрафов, определенных Налоговым кодексом РФ. Однако в настоящее время применение данного основания вызывает много вопросов и затруднений, так как ч. 1 ст. 194 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательные работы на срок до 480 ч, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок, и лица ввиду небольшого наказания предпочитают осуждение, в большинстве случаев условное, пятикратному денежному возмещению ущерба.

Анализируя основания прекращения уголовных дел и уголовного преследования и практику их применения правоохранительными органами, можно сделать вывод о том, что в процессуальной литературе, особенно среди практических работников, до сих пор весьма распространено мнение, что прекращение уголовного дела является не чем иным, как проблемой и недочетом в работе правоохранительных органов. Поэтому зачастую количество вынесенных постановлений о прекращении уголовного дела и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела искусственно занижается, а приоритет отдается возбуждению уголовных дел. Руководители ведомств, в том числе и таможенных органов РФ, принимают всевозможные меры для того, чтобы данных постановлений было как можно меньше, дабы не «портить показатели». Однако такая практика является неверной и незаконной, ибо наличие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, - это объективное отражение правовой ситуации по конкретному факту движения конкретного уголовного дела.

Таким образом, законное и обоснованное решение о прекращении уголовного дела возможно только при тщательной проверке поступившей информации о преступлении и правильной правовой оценке полученных материалов, сведений, содержащихся в сообщениях о готовящемся или совершенном преступлении. Для достижения данной цели предлагается:

- повышать уровень знания сотрудниками органов дознания ФТС России норм действующего уголовного, уголовно-процессуального, таможенного законодательства РФ и Таможенного союза, а также КоАП РФ;

- улучшать взаимодействие между органами дознания ФТС России и органами предварительного расследования, уполномоченными осуществлять расследование уголовных дел о деяниях, подведомственных таможенным органам, в рамках возбуждения уголовного дела, производства неотложных следственных действий и передачи материалов дела по подследственности;

- принимать меры по усилению контроля со стороны начальников правоохранительных подразделений, заместителей начальников таможен по правоохранительной деятельности, вышестоящих таможенных органов, а также надзирающих прокуроров за возбуждением уголовных дел о таможенных преступлениях,

производством по ним неотложных следственных действий и передачей их по подследственности;

- повышать квалификацию работников следственных органов, уполномоченных расследовать и прекращать уголовные дела о таможенных преступлениях, в области таможенного законодательства РФ и Таможенного союза в целях принятия ими законных и обоснованных решений по данной категории уголовных дел.

Использованные источники

1. Жбанков В. А. Таможенные преступления: сущность и проблемы выявления // Сибирский юридический вестник. 2004. № 4. С. 2

2. Отчет отдела организации дознания Главного управления таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации в соответствии с приказом ФТС России от 19.02.2007 № 216 за период 2009-2010 гг.

3. Винокуров В. Н. Обстоятельства, исключающие преступность деяния: лекция. Красноярск: Изд-во Сибирского юридического института МВД России, 2002. С. 6.

4. Конституция РФ. М.: Проспект, 2012.

5. Уголовный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2012.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.