ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
А. М. Абрамов, И. В. Глазунова
ДОЗНАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Статья посвящена проблемам статуса дознавателя как субъекта уголовного судопроизводства. Авторами исследованы аспекты правового статуса дознавателя в процессе расследования преступлений. Дается также краткая характеристика таможенных органов РФ как органов дознания.
Ключевые слова: -уголовное судопроизводство; дознание; дознаватель; таможенный орган;расследование преступлений.
Впервые в истории отечественной юриспруденции Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 г. (далее - УПК РФ) был введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Законодатель связал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться предварительное расследование в форме дознания.
Приведенное определение трудно было назвать удачным, так как им не охватываются лица, назначенные на должность дознавателя, принявшие к своему производству уголовное дело либо производящие по поручению начальника органа дознания неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. Кроме того, этим понятием не был охвачен дознаватель, производящий следственные действия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ) [1].
С учетом этого Федеральным законом от 29.05.2002 «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» понятие «дознаватель» было скорректировано. В настоящее время под термином «дознаватель» следует понимать должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.
Ранее в правовой литературе неоднократно предлагалось ввести в УПК РФ отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание [2]. И в настоящее время в УПК РФ такая статья есть. Она посвящена правовому статусу дознавателя (ст. 41 УПК РФ), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Уголовно-процессуальный закон детально определяет полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. Зст.41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.
Анализ гл. 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга. Исключениями являются составление дознавателем при завершении производства дознания обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК РФ), а также обязательное выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). При этом указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору [3].
Следователь, не согласившись с указанием прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения в отношении обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, - вправе обжаловать такое указание вышестоящему прокурору. В этом случае обжалование следователем указаний прокурора приостанавливает их исполнение, а аналогичные действия дознавателя - нет.
Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства приводит к выводу о том, что дознаватель наделен следующими основными правами:
- рассматривать и проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;
- ходатайствовать о продлении трехсуточного срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
- принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);
- производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;
- принимать решения о применении мер процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
- обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору (ч. 4ст.41 УПК РФ);
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дознаватель обязан:
- осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);
- соблюдать при доказывании требования, сформулированные в гл.11 УПК РФ;
- применять меры уголовно-процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренныхзаконом (гл. 12-14 УПК РФ);
- информировать заявителя о решении, принятом им по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);
- в случае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);
- выполнять указания прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
- заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих его участие в расследовании уголовного дела (ч. 1ст.61 УПК РФ);
- разрешать вопрос о заявленном во время проведения неотложных следственных действий отводе переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. 69-72 УПК РФ);
- исполнять иные обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Из анализа норм УПК РФ следует, что основная функция дознавателя - осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и производится в порядке и сроки, установленные гл. 22, 24-29, 32 УПК РФ[1].
Дознаватель, согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ, является должностным лицом органа дознания, правомочным либо уполномоченным начальником данного органа осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также выполнять иные полномочия.
В связи с этим возникают вопросы: 1) что означают термины «правомочное» и «уполномоченное» применительно к субъектам производства дознания; 2) кого следует считать, с одной стороны, правомочным, а с другой - уполномоченным осуществлять производство дознания; 3) наделены ли иные должностные лица органа дознания (помимо дознавателя) какими-либо процессуальными правами?
Процессуальный статус дознавателя может возникать в двух случаях:
1) когда должностное лицо правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания;
2) когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю.
Таким образом, функции дознавателя могут быть делегированы как штатному дознавателю, так и любому иному сотруднику органа дознания, за исключением
случаев, если данное лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2ст.41 УПК РФ).
Дознание вправе производить дознаватели органов, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. К ним относятся: органы внутренних дел, органы пограничной службы, органы службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также таможенные органы.
Дознание в таможенных органах осуществляется сотрудниками подразделений дознания таможен, оперативных таможен, отдела расследования уголовных дел особой важности Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС России, а также сотрудниками, находящимися на отдельных должностях дознавателей на некоторых таможенных постах.
Наряду с подразделениями дознания в системе таможенных органов имеются такие, которые ответственны за проведение оперативно-розыскных и оперативно-поисковых мероприятий по выявлению и пресечению таможенных правонарушений: по борьбе с особо опасными видами контрабанды, по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями, собственной безопасности.
Все выносимые дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов несут ответственность (наряду с дознавателем) за обоснованность возбуждения уголовного дела, своевременность и законность задержания подозреваемого, а также за качество проведения следственных действий.
При выполнении всех процессуальных действий дознаватель обязан строго руководствоваться требованиями УПК РФ: объективно вести дознание, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.
Перечень органов дознания, обладающих правом производства дознания с составлением обвинительного акта, исчерпывающий. В этом перечне нет других органов дознания, указанных в ст. 40 УПК РФ, так как они наделены правом возбуждения уголовных дел, производства неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ, осуществления некоторых иных процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
Независимо от подследственности уголовного дела в ходе дознания подлежат доказыванию обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ, что служит для дознавателя ориентиром в работе по уголовному делу. В то же время конкретный объем, характер и пределы доказывания зависят в значительной мере от рода и вида расследуемого преступления.
При этом дознаватель вправе проводить все следственные действия, предусмотренные УПК РФ (гл. 21, 22, 24-29).
По завершении расследования дознаватель составляет обвинительный акт. Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования обстоятельств преступления и личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Составление обвинительного акта обязывает дознавателя ознакомить обвиняемого и его защитника с этим документом, а также с материалами уголовного дела. Потерпевшему и его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с обвинительным актом и материалами уголовного дела
в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника. Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору и последующего его рассмотрения судом по существу.
Ранее в юридической литературе возникали споры о том, вправе ли начальник органа дознания делегировать полномочия по осуществлению дознания своим сотрудникам. Действующий УПК РФ ответил на этот вопрос положительно, указав, что полномочия органа дознания, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ст. 41). К сожалению, в законе нет специальной нормы, предусматривающей порядок передачи органом дознания дознавателю полномочий на производство неотложных следственных действий. К тому же ничего не сказано, каким образом это «возложение» должно происходить. Представляется, что начальник органа дознания вправе делегировать лишь такие полномочия, к осуществлению которых закон допускает дознавателя. Остальные процессуальные полномочия, которыми закон наделяет только орган дознания, он делегировать другому лицу не может и обязан осуществлять сам. Необходимо еще раз подчеркнуть, что действующее уголовно-процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч.2ст.41 УПКРФ) [4].
Уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность производства дознания по преступлениям, по которым производство предварительного следствия необязательно, следователями правоохранительных органов (Следует отметить, что применительно к деятельности таможенных органов это следователи транспортной прокуратуры (по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст. 188 УК РФ) и органов внутренних дел.) В данном случае на первый план в организации работы по таким делам выступает взаимодействие следователей и органов дознания. Оно является одним из главных условий эффективности раскрытия преступлений.
Под взаимодействием дознавателя и сотрудника оперативно-розыскного подразделения принято понимать основанную на законах и подзаконных нормативных правовых актах совместную или согласованную по целям, месту и времени деятельность, направленную на раскрытие и расследование преступлений. При этом важным условием эффективности взаимодействия выступает своевременный и полный обмен информацией, оказание помощи в ее реализации, и инициатором взаимодействия при расследовании уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, всегда выступает дознаватель.
Определенный интерес в плане исследуемых вопросов вызывает рассмотрение соотношения понятий «начальник органа дознания» и «дознаватель». УПК РФ не содержит отдельной статьи, которая регламентировала бы уголовно-правовой статус начальника органа дознания. Можно предположить, что ее наличие будет способствовать совершенствованию практики применения УПК РФ при производстве дознания и выполнении неотложных следственных действий. Однако, учитывая содержание ряда статей УПК РФ (ч. 17 ст. 5, ст. 40, 144, 146, 148, 157и др.), можно резюмировать: начальник органа дознания обязан принять, проверить сообщение о преступлении при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140
Е. В. Трегубова, М. М. Звягин, В. А. Сафронов
УПК РФ; возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постановления; произвести расследование в установленном законом порядке с соблюдением процессуальных сроков. Логичным стало бы и составление в данном случае начальником органа дознания итогового процессуального документа - обвинительного акта. Но такое право у данного должностного лица отсутствует, поскольку ст. 225 УПК РФ регламентирует, что обвинительный акт составляется дознавателем [5]. Получается, что начальник органа дознания в полном объеме проводит расследование преступления в форме дознания, а обвинительный акт по результатам расследования должен будет составлять дознаватель данного органа дознания с последующим утверждением его у начальника этого же органа дознания. Это представляется необоснованным и в определенной степени усложняет производство дознания. В связи с вышеизложенным целесообразно ч. 1 ст. 225 УПК РФ после слов «по окончании дознания» дополнить словами «орган дознания».
Использованные источники
1. Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: монография. М.: Экзамен, 2003.
2. Сергеев А. Б. Особенности формирования органов дознания в России // История государства и права. 2002. № 5.
3. Лупинская П. А. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (предмет доказывания) // Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / под ред. П. А. Лупинской. М., 1997.
4. Суслов В. М. Вопросы регламентации деятельности органов дознания в УПК РФ // Новый уголовно-процессуальный закон: теория и практика применения: материалы межведомственного «круглого стола». М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003.
5. Малышева О. А. К вопросу об уголовно-процессуальном статусе дознания // Российский судья. 2004. № 5.