Научная статья на тему 'Дознаватель как субъект уголовного судопроизводства'

Дознаватель как субъект уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1244
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ДОЗНАНИЕ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIMINAL PROCEEDINGS / INVESTIGATION / INVESTIGATOR / CUSTOMS AUTHORITIES / INVESTIGATION OF A CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов Анатолий Михайлович, Глазунова Инесса Владимировна

Статья посвящена проблемам статуса дознавателя как субъекта уголовного судопроизводства. Авторами исследованы аспекты правового статуса дознавателя в процессе расследования преступлений. Дается также краткая характеристика таможенных органов РФ как органов дознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATOR AS A SUBJECT OF CRIMINAL PROCEEDINGS

The article is devoted to the issues of the legal status of investigator as a subject of criminal proceedings while carrying out an investigation. The author analyzes legal status of customs authorities as s subject of investigation as wel

Текст научной работы на тему «Дознаватель как субъект уголовного судопроизводства»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

А. М. Абрамов, И. В. Глазунова

ДОЗНАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Статья посвящена проблемам статуса дознавателя как субъекта уголовного судопроизводства. Авторами исследованы аспекты правового статуса дознавателя в процессе расследования преступлений. Дается также краткая характеристика таможенных органов РФ как органов дознания.

Ключевые слова: -уголовное судопроизводство; дознание; дознаватель; таможенный орган;расследование преступлений.

Впервые в истории отечественной юриспруденции Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 г. (далее - УПК РФ) был введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Законодатель связал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться предварительное расследование в форме дознания.

Приведенное определение трудно было назвать удачным, так как им не охватываются лица, назначенные на должность дознавателя, принявшие к своему производству уголовное дело либо производящие по поручению начальника органа дознания неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. Кроме того, этим понятием не был охвачен дознаватель, производящий следственные действия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ) [1].

С учетом этого Федеральным законом от 29.05.2002 «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» понятие «дознаватель» было скорректировано. В настоящее время под термином «дознаватель» следует понимать должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.

Ранее в правовой литературе неоднократно предлагалось ввести в УПК РФ отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание [2]. И в настоящее время в УПК РФ такая статья есть. Она посвящена правовому статусу дознавателя (ст. 41 УПК РФ), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Уголовно-процессуальный закон детально определяет полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. Зст.41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.

Анализ гл. 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга. Исключениями являются составление дознавателем при завершении производства дознания обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК РФ), а также обязательное выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). При этом указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору [3].

Следователь, не согласившись с указанием прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения в отношении обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, - вправе обжаловать такое указание вышестоящему прокурору. В этом случае обжалование следователем указаний прокурора приостанавливает их исполнение, а аналогичные действия дознавателя - нет.

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства приводит к выводу о том, что дознаватель наделен следующими основными правами:

- рассматривать и проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;

- ходатайствовать о продлении трехсуточного срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

- принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

- производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;

- принимать решения о применении мер процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

- обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору (ч. 4ст.41 УПК РФ);

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дознаватель обязан:

- осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

- соблюдать при доказывании требования, сформулированные в гл.11 УПК РФ;

- применять меры уголовно-процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренныхзаконом (гл. 12-14 УПК РФ);

- информировать заявителя о решении, принятом им по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);

- в случае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);

- выполнять указания прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

- заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих его участие в расследовании уголовного дела (ч. 1ст.61 УПК РФ);

- разрешать вопрос о заявленном во время проведения неотложных следственных действий отводе переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. 69-72 УПК РФ);

- исполнять иные обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Из анализа норм УПК РФ следует, что основная функция дознавателя - осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и производится в порядке и сроки, установленные гл. 22, 24-29, 32 УПК РФ[1].

Дознаватель, согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ, является должностным лицом органа дознания, правомочным либо уполномоченным начальником данного органа осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также выполнять иные полномочия.

В связи с этим возникают вопросы: 1) что означают термины «правомочное» и «уполномоченное» применительно к субъектам производства дознания; 2) кого следует считать, с одной стороны, правомочным, а с другой - уполномоченным осуществлять производство дознания; 3) наделены ли иные должностные лица органа дознания (помимо дознавателя) какими-либо процессуальными правами?

Процессуальный статус дознавателя может возникать в двух случаях:

1) когда должностное лицо правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания;

2) когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю.

Таким образом, функции дознавателя могут быть делегированы как штатному дознавателю, так и любому иному сотруднику органа дознания, за исключением

случаев, если данное лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2ст.41 УПК РФ).

Дознание вправе производить дознаватели органов, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. К ним относятся: органы внутренних дел, органы пограничной службы, органы службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также таможенные органы.

Дознание в таможенных органах осуществляется сотрудниками подразделений дознания таможен, оперативных таможен, отдела расследования уголовных дел особой важности Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС России, а также сотрудниками, находящимися на отдельных должностях дознавателей на некоторых таможенных постах.

Наряду с подразделениями дознания в системе таможенных органов имеются такие, которые ответственны за проведение оперативно-розыскных и оперативно-поисковых мероприятий по выявлению и пресечению таможенных правонарушений: по борьбе с особо опасными видами контрабанды, по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями, собственной безопасности.

Все выносимые дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов несут ответственность (наряду с дознавателем) за обоснованность возбуждения уголовного дела, своевременность и законность задержания подозреваемого, а также за качество проведения следственных действий.

При выполнении всех процессуальных действий дознаватель обязан строго руководствоваться требованиями УПК РФ: объективно вести дознание, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.

Перечень органов дознания, обладающих правом производства дознания с составлением обвинительного акта, исчерпывающий. В этом перечне нет других органов дознания, указанных в ст. 40 УПК РФ, так как они наделены правом возбуждения уголовных дел, производства неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ, осуществления некоторых иных процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Независимо от подследственности уголовного дела в ходе дознания подлежат доказыванию обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ, что служит для дознавателя ориентиром в работе по уголовному делу. В то же время конкретный объем, характер и пределы доказывания зависят в значительной мере от рода и вида расследуемого преступления.

При этом дознаватель вправе проводить все следственные действия, предусмотренные УПК РФ (гл. 21, 22, 24-29).

По завершении расследования дознаватель составляет обвинительный акт. Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования обстоятельств преступления и личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Составление обвинительного акта обязывает дознавателя ознакомить обвиняемого и его защитника с этим документом, а также с материалами уголовного дела. Потерпевшему и его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с обвинительным актом и материалами уголовного дела

в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника. Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору и последующего его рассмотрения судом по существу.

Ранее в юридической литературе возникали споры о том, вправе ли начальник органа дознания делегировать полномочия по осуществлению дознания своим сотрудникам. Действующий УПК РФ ответил на этот вопрос положительно, указав, что полномочия органа дознания, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ст. 41). К сожалению, в законе нет специальной нормы, предусматривающей порядок передачи органом дознания дознавателю полномочий на производство неотложных следственных действий. К тому же ничего не сказано, каким образом это «возложение» должно происходить. Представляется, что начальник органа дознания вправе делегировать лишь такие полномочия, к осуществлению которых закон допускает дознавателя. Остальные процессуальные полномочия, которыми закон наделяет только орган дознания, он делегировать другому лицу не может и обязан осуществлять сам. Необходимо еще раз подчеркнуть, что действующее уголовно-процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч.2ст.41 УПКРФ) [4].

Уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность производства дознания по преступлениям, по которым производство предварительного следствия необязательно, следователями правоохранительных органов (Следует отметить, что применительно к деятельности таможенных органов это следователи транспортной прокуратуры (по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст. 188 УК РФ) и органов внутренних дел.) В данном случае на первый план в организации работы по таким делам выступает взаимодействие следователей и органов дознания. Оно является одним из главных условий эффективности раскрытия преступлений.

Под взаимодействием дознавателя и сотрудника оперативно-розыскного подразделения принято понимать основанную на законах и подзаконных нормативных правовых актах совместную или согласованную по целям, месту и времени деятельность, направленную на раскрытие и расследование преступлений. При этом важным условием эффективности взаимодействия выступает своевременный и полный обмен информацией, оказание помощи в ее реализации, и инициатором взаимодействия при расследовании уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, всегда выступает дознаватель.

Определенный интерес в плане исследуемых вопросов вызывает рассмотрение соотношения понятий «начальник органа дознания» и «дознаватель». УПК РФ не содержит отдельной статьи, которая регламентировала бы уголовно-правовой статус начальника органа дознания. Можно предположить, что ее наличие будет способствовать совершенствованию практики применения УПК РФ при производстве дознания и выполнении неотложных следственных действий. Однако, учитывая содержание ряда статей УПК РФ (ч. 17 ст. 5, ст. 40, 144, 146, 148, 157и др.), можно резюмировать: начальник органа дознания обязан принять, проверить сообщение о преступлении при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140

Е. В. Трегубова, М. М. Звягин, В. А. Сафронов

УПК РФ; возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постановления; произвести расследование в установленном законом порядке с соблюдением процессуальных сроков. Логичным стало бы и составление в данном случае начальником органа дознания итогового процессуального документа - обвинительного акта. Но такое право у данного должностного лица отсутствует, поскольку ст. 225 УПК РФ регламентирует, что обвинительный акт составляется дознавателем [5]. Получается, что начальник органа дознания в полном объеме проводит расследование преступления в форме дознания, а обвинительный акт по результатам расследования должен будет составлять дознаватель данного органа дознания с последующим утверждением его у начальника этого же органа дознания. Это представляется необоснованным и в определенной степени усложняет производство дознания. В связи с вышеизложенным целесообразно ч. 1 ст. 225 УПК РФ после слов «по окончании дознания» дополнить словами «орган дознания».

Использованные источники

1. Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: монография. М.: Экзамен, 2003.

2. Сергеев А. Б. Особенности формирования органов дознания в России // История государства и права. 2002. № 5.

3. Лупинская П. А. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (предмет доказывания) // Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / под ред. П. А. Лупинской. М., 1997.

4. Суслов В. М. Вопросы регламентации деятельности органов дознания в УПК РФ // Новый уголовно-процессуальный закон: теория и практика применения: материалы межведомственного «круглого стола». М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003.

5. Малышева О. А. К вопросу об уголовно-процессуальном статусе дознания // Российский судья. 2004. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.