Научная статья на тему 'Процессный подход в отраслевом управлении'

Процессный подход в отраслевом управлении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ДЕФИЦИТ СЫРЬЯ ИЗ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / РЕИНЖИНИРИНГ (ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД) / РЕФОРМИРОВАНИЕ В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / BUSINESS PROCESSES / DEFICIENCY OF RAW MATERIAL FROM WATER BIOLOGICAL RESOURCES / REENGINEERING / REFORMING IN FISH BRANCH / PERFECTION OF THE GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ше Сон Гун

Определяются подходы к совершенствованию системы государственного управления в рыбохозяйственном комплексе. Приводится характеристика особенностей отраслевого реформирования. Предлагается совершенствование системы управления реформированием рыбной отрасли региона посредством проведения реинжиниринга. Полученные результаты имеют практическую значимость и могут быть применены при разработке предложений по созданию управляемой популяции лососевых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process approach in branch of management

The aim of the present research is to determine the strategy of management improvement in the fishery branch. The features of branch reforming are characterized. The article suggests improving of management of regional fishery branch reforming via reengineering. The research results have the practical significance in developing salmon population.

Текст научной работы на тему «Процессный подход в отраслевом управлении»

Расчет данного коэффициента достаточно прост, поскольку все входящие в его состав коэффициенты ранговой корреляции можно вычислить практически в любом статистическом пакете, например в программах STATISTICA 6.0, SPSS 12.0 и т.д.

Предложенный в настоящей статье коэффициент риска позволяет оперативно измерять текущий уровень хозяйственного риска предприятия. Соответственно, его использование в практической деятельности предприятий реального сектора экономики будет способствовать своевременной раз-

работке и проведению адекватных антирисковых мероприятий.

Примечания

1 Ковалевская О.С., Афанасьев А.С. Формирование механизма управления рисками производственного предприятия // Механизм деятельности хозяйствующих организаций в рыночных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф., 18 мая 2007 г. Иркутск, 2007. С. 127.

2 Сыроежин И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. М., 1980. С. 90.

3 Siegel S., Castellan N.J. Nonparametric statistics for the behavioral sciences, second edition. N.Y., 1988.

УДК 338.439(47) С.Г. ШЕ

ББК 65.9(2)325 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В ОТРАСЛЕВОМ УПРАВЛЕНИИ

Определяются подходы к совершенствованию системы государственного управления в рыбохозяйственном комплексе. Приводится характеристика особенностей отраслевого реформирования. Предлагается совершенствование системы управления реформированием рыбной отрасли региона посредством проведения реинжиниринга. Полученные результаты имеют практическую значимость и могут быть применены при разработке предложений по созданию управляемой популяции лососевых.

Ключевые слова: бизнес-процессы, дефицит сырья из водных биологических ресурсов, реинжиниринг (процессный подход), реформирование в рыбной отрасли, совершенствование государственного управления.

Функционирование рыбохозяйственного комплекса в условиях кризиса, сопровож-давщееся разрушением интеграционных связей между добывающей и обрабатывающей подотраслями, объективно обусловливает необходимость исследования целого ряда проблем, связанных с повышением качества управляемости. Кризис управления привел практически к полной потере контроля над процессами реформирования в рыболовстве и системе переработки водных биоресурсов (ВБР). При этом многие теоретические и методические вопросы эффективного функционирования рыбохо-зяйственного комплекса (РХК) и управления им в условиях информатизации остаются малоизученными, к тому же ряд положений здесь носит дискуссионный характер. Следует отметить, что все многообразие

подходов к решению данной проблемы отражает ее очевидную актуальность, а существующие противоречия во внутриотраслевых связях являются основанием для настоящего исследования.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить подходы к совершенствованию организационно-экономического механизма развития предпринимательства в рыбном хозяйстве региона.

Совершенствование указанного механизма возможно, если:

- регулирование рыбохозяйственной деятельности осуществляется путем активизации взаимодействия государства и бизнеса;

- основой совершенствования рассматриваемого механизма является процессный подход, обеспечивающий перепроектирование бизнес-процессов и управление процессами

© С.Г. Ше, 2008

С.Г. ШЕ

реформирования посредством внедрения новых информационных и коммуникационных технологий.

Первые признаки оживления в рыбохо-зяйственном комплексе появились в конце 1999 г., после финансового кризиса августа 1998 г. В этот период наметилась тенденция укрупнения организаций. Число организаций в промышленности стабилизировалось, сокращение занятости замедлилось. ФПГ, холдинги, ассоциации и другие интегрированные структуры начали активно заполнять образовавшийся вакуум на уровне среднего звена управления. Регулирующая роль государственной системы управления дошла до относительно сжатого состояния. На страницах отраслевых журналов появилось такое выражение, как «уход» государства из сферы управления рыбохозяйственным комплексом и «самоустранение» его от выполнения данной функции.

Следует отметить, что реформирование рыбной отрасли происходило не без учета сложившихся теоретических подходов. Здесь прошли апробацию такие «течения», как классическая школа менеджмента, институциональный подход, теория государственного управления, реинжиниринг, теория корпоративного управления и т.д. В общем все теоретическое многообразие форм регулирования можно разделить в данном случае на государственные и рыночные формы.

Однако в течение последних десятилетий XX в. во многих странах мира шел активный поиск государственных методов регулирования. Данный процесс сопровождался повсеместной информатизацией, а также тем, что в развивающийся сектор рыночных услуг помимо субъектов экономики были вовлечены социальные и экологические институты. К основным признакам «нового менеджмента рыночного государства» следует отнести применение новых информационных и коммуникационных технологий, а также реализацию современных организационных концепций с учетом перехода от функционального подхода к процессному, где объектом реформирования становятся не функции, а бизнес-процессы, формирующие оптимальные взаимоотношения посредством использования информационных и коммуникационных технологий.

М. Хаммер и Д. Чампи сформулировали понятие реинжиниринга следующим образом: «Суть данного подхода в том, чтобы управлять компаниями вокруг их процессов. Иногда они требуют радикальной перестройки, иногда — нет»1. Одним из вероятных результатов оптимальной организации бизнес-процессов является так называемый «замкнутый информационный цикл от идеи до послепродажного обслуживания продукции»2. При этом эффективность промышленного производства здесь достигается за счет существенного снижения трудозатрат на всех этапах разработки и производства продукции, а также за счет сокращения времени от выдвижения идеи до выведения продукта на рынок.

Но каким образом осуществить управление во всей совокупности процессов? Ответ на этот вопрос лежит в теории познания: вначале следует расчленить объект, а затем синтезировать его части — вскрыть то существенно общее, что связывает части в единое целое3. Так, все множество процессов делится на процессы рыночные и государственные, другими словами, существуют бизнес-процессы и процессы, в которых государство обязано сохранять свои интересы (например, процесс управляемого рыболовства). Отсюда бизнес должен принять к разработке бизнес-процессы, лежащие в секторе «Рынок» (рис.), а государство соответственно — системообразующие процессы управления рыбохозяйс-твенным комплексом. Однако если речь идет о законченном контуре системы управления, между рассматриваемыми группами процессов должна существовать обратная связь. В общем, бизнес за полученные ресурсы и относительную свободу действий должен предоставить государству необходимый минимум информации о себе. Иными словами, от «распыленного», функционального подхода и чрезмерной надзорности следует перейти к синергическому, процессному подходу. В результате улучшится качество государственного управления, возрастет роль всех процессов воспроизводства водных биоресурсов, сократятся трансакцион-ные издержки. При этом предпринимательство получит возможность самостоятельно оптимизировать свои бизнес-процессы, т.е. делать то, что лучше него никто не сделает. Однако взаимодействие государства и биз-

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

неса должно осуществляться путем обмена информацией.

При введении процессного управления внедрение информационного обеспечения бизнес-процессов становится его необходимой составной частью. На сегодняшний день большинство консалтинговых фирм при определении своего подхода к реинжинирингу исходят из CASE-технологии разработки информационных систем. Подобные технологии использовались в реинжиниринге с момента его появления. Однако поддерживающие информационные системы не просто используются в ходе реинжиниринга компаний, но и постоянно модифицируются и улучшаются. Так, в последнее десятилетие крупные промышленные компании распространили по всему миру сеть своих удаленных производственных и непроизводственных объектов, что повлекло за собой увеличение управленческих издержек на поддержание сложных и запутанных логистических схем поставок продукции. Методика, облегчающая решение этой проблемы, была разработана в рамках концепции MRP-2 (manufacturing resource planning — планирование производственных ресурсов). Она предназначена для оптимизации работы с удаленными объектами управления. Для оптимизации управления логистическими цепочками была создана

концепция SCM (supply chain management), которая позволяет снизить транспортные и операционные расходы путем оптимального структурирования логистических схем поставок. Модели бизнес-процессов, построенные на базе концепции ARIS (architecture of integrated information systems — архитектура интегрированных информационных систем), находят применение в пооперационном исчислении стоимости, при организации и реорганизации процессов. Концепция ARIS позволяет документировать каждый базовый элемент системы управления качеством (стандарт ISO-9000). Это идентификация продукции, ее приобретение, управление документооборотом, а также перемещение, хранение, упаковка, отправка продукции и т.п. В результате необходимость в использовании бумажных версий отпадает4. Применив данные технологии, предприятия рыбохозяйс-твенного комплекса получат возможность совершенствовать свои системы управления.

К сожалению, более широкое использование актуальных методов управления объективно невозможно из-за того, что в рыбохо-зяйственном комплексе не существует консалтинговых структур, способных разработать методологию проведения реинжиниринга. Отсутствие государственной отчетности в подразделениях рыбохозяйственного комп-

Реинжиниринг процессов управления в региональном рыбохозяйственном комплексе

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

А.Б. АСТРАХАН

лекса не способствует повышению качества принимаемых управленческих решений. На данном этапе реформ речь должна идти не об уходе государства из экономики, а о повышении эффективности его природоохранной деятельности и информационной модернизации системы управления экономикой.

Таким образом, авторские предложения предусматривают совершенствование организационно-экономического механизма развития предпринимательства в рыбном хозяйстве региона посредством реализации следующих мероприятий:

- отмена квот на вылов водных биоресурсов для предприятий рыбохозяйственного комплекса, осуществляющих поставку сырья на береговые мощности отечественной системы переработки таких ресурсов;

- усовершенствование нормативно-правовой базы и принятие закона об аквакуль-туре;

- создание информационно-консультационной службы в рыбохозяйственном комплексе;

- формирование единой информационной среды, включающей систему управления базой данных рыбохозяйственного комплекса;

- восстановление порядка государственной отчетности о деятельности подразделений рыбохозяйственного комплекса, в том числе о деятельности их в прибрежной зоне5.

Примечания

1 Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе: пер. с англ. М., 2006. С. 269.

2 Ивасенко А.Г., Гридасов А.Ю., Павленко В.А. Информационные технологии в экономике и управлении: учеб. пособие. М., 2005. С. 5.

3 Спиркин А.Г. Философия: учеб. М., 2001.

4 Бородин А.И. Методология и инструментальные средства для проведения реинжиниринга // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3. С. 39-45.

5 Быстров И.М. Развитие прибрежного рыбохо-зяйственного комплекса в условиях реформирования экономики: На примере Сахалинской области: дис. ... канд. экон. наук [Электрон. ресурс]. М., 2005. (Из фондов РГБ).

УДК 658.7 А.Б. АСТРАХАН

ББК 65.9(2)421 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

ЭВОЛЮЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИХ СТРУКТУРУ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рассматриваются подходы к формированию логистических информационных систем в торговой организации, разрабатывается классификация факторов, влияющих на их формирование и развитие.

Ключевые слова: логистика, информация, система, торговля.

Сегодня в розничной торговле определяющим направлением достижения конкурентных преимуществ является создание ценности (полезности) для потребителя при сокращении суммарных затрат в логистической системе (ЛС). Под ЛС понимают адаптивную систему, нацеленную на создание полезности — «нужный товар в нужное место», состоящую из нескольких подсистем и имеющую развитые связи с внешней средой1. Очевидно, что дан-

ные характеристики ЛС предполагают наличие в ее структуре логистической информационной подсистемы (ЛИС).

Таким образом, место и значение ЛИС в торговой организации обусловливаются ее ролью в процессах формирования и обеспечения функционирования ЛС и посредством этого — в формировании и управлении конкурентными преимуществами розничной торговой организации.

© А.Б. Астрахан, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.